10 класс
литература
Тема. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя
Цель: продолжить работу по произведению И.А. Гончарова «Обломов», сформировать у учащихся представление о взаимоотношениях Обломова и Ольги Ильинской; проследить духовное развитие героев; объяснить значимость темы любви в романе; усвоить теоретико-литературные понятия; развивать культуру устной речи, развивать психические процессы (память, мышление), развивать навыки работы в парах; формировать любовь к русской литературе.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний учащихся
Проведение аналогии.
На доске представлены иллюстрации из великих русских произведений. Одно изображений закрыто.
- Как вы думаете, что изображено на иллюстрации, скрытой от вас? Почему?
- О каком чувстве мы будем говорить сегодня? Чем согласно традиции в русской литературе является любовь?
III.Слайд 1. Объявление темы урока
- Однажды Обломов произносит фразу: «Любовь ?…». Продолжите фразу. Слайд 2
- Охарактеризуйте понятие «школа».
- Что же значит фраза, сказанная Обломовым?
- Попробуйте определить цели нашего урока?
Учитель корректирует ответы учащихся
IV.Работа по теме.
- Давайте просмотрим фрагмент фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» и ответим на вопросы. Слайд 3
- Как произошло знакомство Обломова и Ольги?
- В первый день знакомства Ольга поёт любимую арию Обломова Casta diva из оперы «Норма.
- Играет ария Нормы «Casta diva» из одноимённой оперы Беллини.
Слайд 4 перевод итальянского текста на русский (читает наизусть одна из учащихся):
О, богиня, ты, что над нами
Кротко блещешь так лучами,
Обрати к нам свой лик прекрасный,
Ниспошли свой вечный свет.
Благосклонно прими хваленья,
И услышь ты наши моленья,
Ниспошли нам покой на землю,
Вечно пусть он здесь царит.
- С какой героиней из романа ассоциируется у вас этот образ?
- Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (работа в парах).
- Не была красавицей, но преображалась во время пения.
- «В ней нет ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры».
- «Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом…»
- «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».
- В ней отмечается истинно русская красота:
- Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая.
- «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость».
Социальное происхождение
Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым познаниям.
Из народа, не отличается образованностью, очень проста.
Любовь
Возвышенное чувство
Примитивное, земное чувство
- Какой вывод можно сделать из полученных характеристик?
- Давайте просмотрим фрагмент фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Слайд 5
- К какой части сюжета вы бы отнесли данный фрагмент? Слайд 6
- Как повлияла любовь на поведение Обломова?
- Работа в группах (написание характеристик героя) Слайд 7
(Изменения в Илье произошли, но глубинной сущности характера они не затронули).
- Беседа.
- Скажите, какое событие стало кульминацией отношений Ольги и Ильи Ильича?
(Признание в любви, сомнения главного героя, письмо Обломова к Ольге).
- Образ какой из героинь больше подходит под данное описание идеала женщины Обломова?
«В мечтах перед ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой…Он никогда не хотел видеть трепета в ней, слышать горячей мечты, внезапных слез, томления, изнеможения и потом бешеного перехода к радости. Не надо ни луны, ни грусти…»
- Письменное высказывание учащихся (домашнее задание) на тему «Любит ли Ольга Ильинская Илью Ильича Обломова?» (ответ 2 учащихся)
- Такие отношения могли иметь будущее?
V.Подведение итогов урока.
- Изменила ли любовь главного героя? Зачем автор испытывает своего героя любовью.
Прием «Синквейн»
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
VI. Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Любовь – претрудная школа жизни…»