Любые игровые формы способствует повышению интереса к предмету. В данном случае к предмету литературы.
Проведение подобных викторин особенно актуально, т.к. интерес ребят к чтению книг постепенно снижается, книги заменяет телевидение, Интернет.
Задача викторины:
С помощью викторины можно хорошо и ненавязчиво проверить степень знаний ребят по предмету, пробудить дух соревнования, сплотить группу.
Ход викторины.
Участники:
студенты 1 и 2 курса (возможно участие всей группы как единой команды, а можно определить состав команды, например, 5 человек от группы, можно предложить ребятам придумать название команды, девиз, эмблему);
жюри викторины – учителя словесники, представители от классов;
ведущий викторины – учитель литературы.
Правила игры:
В игре принимают участие ребята всей команды, на вопросы отвечать имеет право все члены команды, кроме тех конкурсов, где участники оговариваются дополнительно.
В игре 8 конкурсов.
Реквизит для игры:
протоколы жюри;
портреты писателей и поэтов;
карточки с названиями произведений;
карточки с именами фамилиями писателей (к портретам);
ножницы и клей-карандаш по кол-ву команд;
газета (любая) одинаковые экземпляры по кол-ву команд;
листы бумаги А-4 формата по кол-ву команд
карточки 1,2,3 (по кол-ву команд)
1 конкурс «Разминка»
От каждой команды приглашаются 2 участника, в процессе конкурса возможны замены. У участников таблички 1,2,3 – это номера вариантов ответов. Задается вопрос всем участникам конкурса, и даются варианты ответов, задача участников – поднять карточку с номером правильного ответа.
Вопросы конкурса:
Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «горе от ума», писал Грибоедову: «О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу»?
Некрасов
Жуковский
Пушкин
Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова:
А) «Ба! Знакомые все лица».
«В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».
«Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам»
Чацкому
Молчалину
Фамусову
Б) «Счастливые часов не наблюдают!»
«Герой не моего романа».
«Что гений для иных, а для меня чума».
Софье
Графине, внучке Хрюминой
Репетилову.
Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, Великая пятница»?
1. Жуковский
2. Державин
3. Дельвиг
Какой композитор написал оперы на сюжеты пушкинских произведений «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»?
Чайковский
Мусоргский
Бородин
Где находится могила А.С.Пушкина?
Святогорский монастырь в Псковской области
Новодевичий монастырь в Саратове
на Красной площади в Москве
Назовите автора памятника Пушкину в Петербурге?
Церителли
Аникушин
Шубин
Откуда эти строки: У Лукоморья дуб зеленый,
Злотая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
«Руслан и Людмила»
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о Спящей царевне…»
Откуда эти строки: Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас,
Зачем?..Угрюм и одинок,
Грозой отрванный листок,
Я вырос в сомрачных стенах,
Душой дитя, судьбой монах…
«Песня про купца Калашникова»
«Мцыри»
«Демон»
Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?
Закавказье
Сибирь
на юг, в Одессу.
В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»?
Александрийский театр в Петербурге
БДТ им. Товстоногова, Петербург
МХАТ в Москве
Кому из героев принадлежит этот портрет («Мертвые души»): «Это был среднего роста. Очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами»?
Чичиков
Собакевич
Ноздрев
2 конкурс «Портреты»
На сцене выставлены портреты писателей и поэтов, для участия в конкурсе приглашаются по одному человеку от команды.
Задание:
А) разложить карточки с ФИО писателей к соответствующим портретам
Б) разложить карточки с названиями произведений к портретам авторов
Задание выполняется по очереди каждым участником.
За ошибку – снимается 1 балл из максимального кол-ва баллов.
4 варианта карточек (каждому участнику карточки своего цвета):
Л.Н.Толстой: «Война и мир»
«Воскресенье»
«Анна Каренина»
«После бала»
М.Ю.Лермонтов: «Герой нашего времени»
«Мцыри»
«Песня про купца Калашникова…»
«Парус»
А.С.Пушкин: «Руслан и Людмила»
«Евгений Онегин»
«Дубровский»
«Барышня-крестьянка»
А.П.Чехов: «Толстый и тонкий»
«Лошадиная фамилия»
«Чайка»
«Три сестры»
Н.А.Некрасов: «Кому на Руси жить хорошо?»
«Мороз Красный нос»
«Дед Мазай и зайцы»
«У парадного подъезда»
Ф.М.Достоевский: «Преступление и наказание»
«Братья Карамазовы»
«Бесы»
«Униженные и оскорбленные»
А.Н.Островский: «Снегурочка»
«Гроза»
«Бесприданница»
«Доходное место»
3 конкурс «Капитаны»
Участвуют в конкурсе по одному человеку от команды
Задание: по очереди вспоминать пословицы и поговорки.
Перед конкурсом дается задание на 5 конкурс «Сочини рассказ»
4 конкурс «Марафон»
Участвует в конкурсе вся команда.
Этот конкурс может быть и конкурсом для болельщиков, которые добавят таким образом команде баллы.
Задание: по цепочке вспоминаются строчки из стихотворений, поэм, сказок А.С.Пушкина. Повторяться нельзя, кто останавливается – выбывает из игры. Играют до того момента, пока в игре не останется только одна команда.
5 конкурс « Сочини рассказ»
Выездной конкурс.
От каждой команды участвуют по два человека. Они отправляются в соседнее помещение (класс, рекреацию и т.п.) с заданием сочинить рассказ из газетных заголовков.
С собой они получают одинаковый номер газеты, ножницы, клей-карандаш, чистый лист бумаги А-4.
Участники читают свои рассказы. Оценивается: остроумие, связность текста, тематика и т.п.
6 конкурс «Афиша»
Участвует либо команда целиком, либо по одному человеку от команды.
Ведущий читает афишу драматического произведения, которое изучается в школе, причем читает, НАЧИНАЯ С КОНЦА. Читает до тех пор, пока кто-то из участников не поднимет руку (готов отвечать). Если ответ неверен, чтение афиши продолжается до тех пор, пока ответ не будет найден кем-то из участников. В противном случае, чтение афиши завершается названием произведения.
7 конкурс «Узнай литературного героя»
Участвует вся команда .
Задание:
студенты знакомятся со стихотворением «Винегрет из классики и фольклора». Они должны узнать, какие литературные герои здесь упоминаются и из каких произведений.
8 конкурс
«Литература и кино».
Участвует весь класс (команда).
Ведущий читает телеанонсы на к/фильмы по классическим произведениям. Но при этом заменяются все имена героев местоимениями (он, она, они и т.п.)
Задача команды – узнать о каком герое идет речь, что это за к/ф, по какому произведению какого автора он снят. За каждый правильно угаданный фильм – 1 балл.
Телеанонсы смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ. (Критерии оценки по каждому конкурсу смотри в ПРИЛОЖЕНИИ «Протоколы жюри»)
Приложение 1.
Телеанонсы.
1.
Герой, испытывая свое изобретение – машину времени, попал в 16 век, в палаты Ивана Грозного…(Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», «Мосфильм» 1973 год)
2.
Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.(Роман И.А.Гончарова «Обломов»).
3.
Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.(Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
4.
Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на
воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не
принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот
я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на
ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня
цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и
странницы,--у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви,
сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут
рассказывать: где они были, что видели, жития' разные, либо стихи
поют2. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а
я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково
хорошо было! (А.Н.Островский «Гроза»)
5.
Он - будущий доктор, нигилист по своим убеждениям. Он - умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Он не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак. (Тургенев «Отцы и дети»)
6.
"...Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка..." (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
7.
Героиня – урожденная петербурженка, рано вышедшая замуж и уехавшая в небольшой город С. Ее муж ничем не примечательный человек, как она сама называет его — «лакей». Она снедаемая жаждой жить, любопытством молодости уезжает от мужа в Ялту.
(А.П.Чехов «Дама с собачкой»)
8.
Это молодой мужчина 30-35 лет. Он служит мелким чиновником. Он – небогатый человек. Он снимает комнату в квартире у старушки. Он – чудесный человек, искренний и честный.В течение 8 лет любит одну женщину. Он тайно преследует ее и пишет письма. ( А.И.Куприн «Гранатовый браслет»)
9.
Напуганные слухом о приезде ревизора чиновники принялись обхаживать остановившегося в гостинице чиновника, приняв его за важную особу…
(комедия «Инкогнито из Петербурга» по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», Мосфильм, 1977 год)
10.
«Обогатиться просто, нужно всего лишь немного хитрости и расторопности» - так думал один чиновник, отправляясь в российскую глубинку за необычной покупкой…(Комедия по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», Мосфильм 1984 год)
11.
Она - разорившаяся помещица. Она растратила свое состояние. Теперь у нее нет денег: "...у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали... "...У меня в самом деле нет ничего..." "...Нет у меня денег, голубчик..." (А.П.Чехов «Вишнёвый сад»)
12.
Он противоречив. Он смеялся, а глаза его не смеялись. Походка небрежна и ленива, но руками этот человек не размахивает, то есть умел сдерживать себя.
Одевался он странно. Его друг замечает замечает, что он одевается в дождик легко. Когда же дует ветерок, он просил закрывать окна..(М.Ю.Лермонтов роман «Герой нашего времени»)
Приложение 2
Афиши
А.Н.Островский
Гроза
Драма в пяти действиях
Лица:
Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе.
Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.