kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русской литературе. Тема: " И. А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско». 1 часть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Коммунальное государственное казенное предприятие «Колледж транспорта» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата

 

План занятия № 19

Предмет: русская литература.

Преподаватель: Антонова О.С.

Группа 1 курса (с русским языком обучения).

Тема занятия:  И. А. Бунин.   «Господин из Сан - Франциско».

Цель занятия: познать закономерности развития бытия и определить наше (людей) место в этом мире.

Обучающая задача:  интерпретация текста художественного произведения;  раскрытие смысла символических образов рассказа; проследить историю создания произведения;  раскрыть особенности композиции рассказа; показать, как средства изобразительности помогают понять основную мысль произведения.

Развивающая задача: развивать умения определять функцию художественных образов в тексте; формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, находить компромисс; совершенствовать навыки анализа литературного явления: умения отбирать главное, систематизировать явления, объединенные одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации;   сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора;   совершенствовать умение пользоваться литературоведческими терминами при анализе произведения; воспитание культуры речи, культуры чтения; развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания;

Воспитательная задача:  воспитание интереса к предмету, любви к книге, к чтению, к творчеству И. А. Бунина; формировать нравственные качества личности, философское осмысление места человека в мире и смысла жизни: видеть истинные ценности жизни; воспитывать толерантность, умение выслушать другого и понять его точку зрения;

воспитывать нравственность и гуманизм; воспитывать правильное понимание и отношение к деньгам, как материальному благу и злу, от которого происходит градация восприятия законов мира.

Тип занятия: Урок ознакомления с новым материалом.

Методы, используемые на уроке: методы словесной передачи информации и  слухового восприятия информации – беседа,  рассказ;  метод  наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации- видеофильм; метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического   восприятия –  рефлекия, конспектирование. Методы стимулирования и мотивации: эмоциональный- поощрения –порицания: познавательные- выполнение творческого задания; волевой- прогнозирование будущей деятельности. Метод контроля: устный опрос- викторина. Формы   организации работы на уроке: индивидуальная.,

Оснащение:  мультимедиа (презентация, видео  и аудио материал),    рефлексия, тексты произведений, информационная карточка.

Предварительное задание: прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Структура занятия:

Элементы структуры занятия

Время

I

Организационный момент

5 мин.

II

Презентация темы занятия

6 мин.

Ш

Опрос домашнего задания

20 мин.

IV

Объяснение нового материала

42 мин.

V

Рефлексия

5 мин.

VI

Подведение итогов занятия

10 мин.

VII

Домашнее задание

2 мин.

Ход занятия:

I .Организационный момент: (001 Чайковский 10 сек.);

1.Вступительное слово учителя:  притча.

2.Настрой студентов - выбор музыкального эпиграфа

002.Вивальди.

003. Вивальди.

004. «Аве Мария»

II . Презентация темы занятия, ее актуализация:

1.Сообщение цели и хода урока;

2. Запись даты, № урока, темы;

3.Самооценка работы обучающихся: кто готов на «5» поднимите руки, кто на «4» и кто на «3».;

4. Создание проблемной ситуации: определение слова счастье;

5. Выбор   адвоката, психолога.

Ш. Опрос домашнего задания:

1. Фронтальный опрос:

- Назовите фамилии поэтов, чьи традиции продолжает И.А. Бунин.

- Перечислите основные темы лирики поэта.

- Назовите особенности лирики И.А, Бунина.

2. Анализ стихотворение «При свече»;

3. Опрос стихотворений.

IV .Объяснение нового материала:

1.История создания  рассказа;(видео лекция 27 с.)

2.Исторический фон Сан-Франциско;

3. Работа с терминами;

4. Анализ рассказа:

-. особенность сюжета;

-  особенности композиции;

-. образы символы: нет имени у главного героя, название крорабля «Атлантида»,  океан;

- смерть героя;

- антитеза- главный композиционный принцип;

V. Рефлекия:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

VI. Подведение итогов занятия:

Слово психолога.

Оценки за урок:  комментарий преподавателя и адвоката.

VII. Домашняя работа:

-Написать сравнительную цитатную характеристику отношение Господин из Сан- Франциско к  героям рассказа (жене, дочери, острову Капри, к жизни) 

Преподаватель                  Антонова О.С.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русской литературе. Тема: " И. А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско». 1 часть.»

15



Министерство образования и науки Республики Казахстан

Коммунальное государственное казенное предприятие «Колледж транспорта» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата


План занятия № 19

Предмет: русская литература.

Преподаватель: Антонова О.С.

Группа 1 курса (с русским языком обучения).

Тема занятия: И. А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско».

Цель занятия: познать закономерности развития бытия и определить наше (людей) место в этом мире.

Обучающая задача: интерпретация текста художественного произведения; раскрытие смысла символических образов рассказа; проследить историю создания произведения;  раскрыть особенности композиции рассказа; показать, как средства изобразительности помогают понять основную мысль произведения.

Развивающая задача: развивать умения определять функцию художественных образов в тексте; формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, находить компромисс; совершенствовать навыки анализа литературного явления: умения отбирать главное, систематизировать явления, объединенные одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации; сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора; совершенствовать умение пользоваться литературоведческими терминами при анализе произведения; воспитание культуры речи, культуры чтения; развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания;


Воспитательная задача: воспитание интереса к предмету, любви к книге, к чтению, к творчеству И. А. Бунина; формировать нравственные качества личности, философское осмысление места человека в мире и смысла жизни: видеть истинные ценности жизни; воспитывать толерантность, умение выслушать другого и понять его точку зрения;

воспитывать нравственность и гуманизм; воспитывать правильное понимание и отношение к деньгам, как материальному благу и злу, от которого происходит градация восприятия законов мира.


Тип занятия: Урок ознакомления с новым материалом.


Методы, используемые на уроке: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации – беседа, рассказ; метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации- видеофильм; метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического восприятия – рефлекия, конспектирование. Методы стимулирования и мотивации: эмоциональный- поощрения –порицания: познавательные- выполнение творческого задания; волевой- прогнозирование будущей деятельности. Метод контроля: устный опрос- викторина. Формы организации работы на уроке: индивидуальная.,


Оснащение: мультимедиа (презентация, видео и аудио материал), рефлексия, тексты произведений, информационная карточка.

Предварительное задание: прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Структура занятия:

Элементы структуры занятия Время

I

Организационный момент

5 мин.

II

Презентация темы занятия

6 мин.

Ш

Опрос домашнего задания

20 мин.

IV

Объяснение нового материала

42 мин.

V

Рефлексия

5 мин.

VI

Подведение итогов занятия

10 мин.

VII

Домашнее задание

2 мин.



Ход занятия:

I .Организационный момент: (001 Чайковский 10 сек.);

1.Вступительное слово учителя:  притча.

2.Настрой студентов - выбор музыкального эпиграфа

002.Вивальди.

003. Вивальди.

004. «Аве Мария»


II . Презентация темы занятия, ее актуализация:

1..Сообщение цели и хода урока;

2. Запись даты, № урока, темы;

3.Самооценка работы обучающихся: кто готов на «5» поднимите руки, кто на «4» и кто на «3».;

4. Создание проблемной ситуации: определение слова счастье;

5. Выбор адвоката, психолога.



Ш. Опрос домашнего задания:

1. Фронтальный опрос:

- Назовите фамилии поэтов, чьи традиции продолжает И.А. Бунин.

- Перечислите основные темы лирики поэта.

- Назовите особенности лирики И.А, Бунина.

2. Анализ стихотворение «При свече»;

3. Опрос стихотворений.

IV .Объяснение нового материала:

1.История создания рассказа;(видео лекция 27 с.)

2.Исторический фон Сан-Франциско;

3. Работа с терминами;

4. Анализ рассказа:

-. особенность сюжета;

- особенности композиции;

-. образы символы: нет имени у главного героя, название крорабля «Атлантида», океан;

- смерть героя;

- антитеза- главный композиционный принцип;


V . Рефлекия:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…


VI . Подведение итогов занятия:

Слово психолога.

Оценки за урок: комментарий преподавателя и адвоката.


VII . Домашняя работа:

-Написать сравнительную цитатную характеристику отношение Господин из Сан- Франциско к героям рассказа (жене, дочери, острову Капри, к жизни)




Преподаватель Антонова О.С.

Лекционный материал

Тема курса: Русская литература 60-90-ходов 19 века.

Тема урока: И. А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско».

Ход занятия:

I. Организационный момент: (001 Чайковский 10 сек.);

- приветствие: Здравствуйте уважаемые учащиеся и гости урока. Садитесь.

Настрой студентов:

1. Вступительное слово учителя: мне хотелось бы начать наш урок с древней даосской притчи.

Ле-цзы учился стрелять. Попав в цель, попросил указаний у Стража Границы.
Страж Границы задал вопрос:
— Знаешь ли ты, почему попал в цель?
— Не знаю.
— Значит, еще не овладел мастерством.
Ле-цзы ушел, упражнялся три года и снова явился с докладом. Страж Границы спросил:
— Знаешь ли ты, почему попал в цель?
— Знаю, — ответил Ле-цзы.
— Теперь ты овладел мастерством! Храни и не забывай! Поступай так, изучая не только стрельбу, но и себя самого. Ибо мудрый человек познает не существование и гибель, а их причины.

2. Выбор музыкального эпиграфа: Прошу вас учащиеся прослушать три музыкальных фрагмента и выбрать один.

002.Вивальди.

003. Вивальди.

004. «Аве Мария»


Ответы учащихся.


II . Презентация темы занятия, ее актуализация:

1. Сообщение темы, цели урока: Сегодня на уроке мы должны познакомиться с сюжетом рассказа «Господин из Сан-Франциско»;

-раскрытие смысла символических образов рассказа;

- проследить историю создания произведения;

раскрыть особенности композиции рассказа;

Интерпретация текста художественного произведения – основная цель урока по творчеству И.А. Бунина.

Интерпретация текста художественного произведения – основная цель урока по творчеству И.А. Бунина.


Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла чего-либо.

В ходе урока мы должны прийти к разрешению основного вопроса урока «Смерть господина из Сан – Франциско – случайность или закономерность?»

И урок предлагается провести по плану:

-Опрос домашнего задания;

- История создания рассказа;

- Анализ рассказа:

- Рефлексия.


2. Запись даты, № урока, темы:

Откроем тетради и запишем дату, тему урока: И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».

3.Самооценка работы обучающихся:

Надеюсь, вы прочитали рассказ и будете активны на сегодняшнем уроке.

Кто готов на «5» поднимите руки, кто на «4» и кто на «3».


4.Преподаватель: создание проблемной ситуации:

Знаменитый рассказ Бунина, несомненно, можно считать притчей. Обращаясь к извечной теме: «Что же есть счастье, и как его достичь?», писатель на примере своего несчастного господина показывает, как этого делать не нужно.

Напишите в тетрадях определение слова «Счастье», к нему вернемся на следующем уроке.

5.Выбор психолога и адвоката на два урока.

- психолог, вы будите оценивать атмосферу урока, степень её дружественности или наоборот, вы вправе сделать в тактичной форме замечания любому участнику урока, в том числе преподавателю.

- адвокат. Вы обязаны защищать учеников от чрезмерно сложного домашнего задания, улаживать спорные вопросы об оценке по оценке за урок, а так же пытаюсь разрешить другие спорные вопросы, возникающие на уроке.


Ш. Опрос домашнего задания:

1. Фронтальный опрос:

- Назовите фамилии поэтов, чьи традиции продолжает И.А. Бунин.

- Перечислите основные темы лирики поэта.

- Назовите особенности лирики И.А, Бунина.

2. Анализ стихотворение «При свече»;

3. Опрос стихотворений.


IV. Объяснение нового материала:

- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА:

Преподаватель: Вы молодцы! Обратимся к истории создания рассказа, внимание на доску, и не забывайте делать записи.

Уже шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Весной 1910 г. И. А. Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. В декабре 1910 весной 1911 г. был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и других городах Европы. С декабря 1913 г. полгода провел на Капри. Впечатления от этих путешёствий отразились в рассказах и повестях, составивших сборники «Суходол» (1912), «Иоанн Рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1916).


(видеофрагмент видео-лекция- запись в тетрадь) 00.05.-01.27 сек.

(Видео материал) Под влияние событий первой мировой войны, которая обнажила безумие человечества, его не способность решать проблемы, без кровопролития И.А.Бунин по его собственному признанию сильно разочаровался в западной цивилизации его не лицеприятным размышлением о буржуазном обществе и о цивилизованном человеке. Не доставало внешнего импульса, что бы обрести законченную художественную форму. Таким импульсом стала книга Томаса Манна «Смерть в Венеции». И.А.Бунин оставил в своих дневниках такую запись «Я, почему то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавший на Капри в гостиницу «Мисисано», в которой мы жили, и тот час решил написать «Смерть на Капри». Что и сделал в четыре дня не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней в тишине усадьбы. Заглавие «Смерть на Капри» я зачеркнул сразу же, как только написал первую строку «Господин из Сан- Франциско».

Добавления обучающихся информации по истории создания.


ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН САН-ФРАНЦИСКО (фото города)

Преподаватель: Наш герой из города Сан- Франциско, одного из самых блистательных на этот момент городов. Только что пышно отстроенный после землетрясения в 1906 года. В 1915 году Сан-Франциско принимает выставку панамского канала, открывается Панамский канал, в городе проходят праздники, увеселения. Это все проходит в рамках первой мировой войны. И по иронии судьбы Сан- Франциско город, который символизирует роскошь и успех назван в честь католического святого Франциско, который проповедовал бедность. Этот парадокс для Бунина во многом иронический и, возможно, поэтому Сан-Франциско выбран как родина главного героя.

Преподаватель комментирует фотографии старого и современного города: Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - это рассказ 45- летнего писателя. В данный период Бунин переходит на новый этап творчества, все чаще Бунин вступает в художественный диалог с современниками и представителями мировой культуры прошлого.


-С какими рассказами перекликается рассказ «Господин из Сан-Франциска»?


Предположительный ответ обучающихся:

Обучающийся: Одним из поводов к написанию рассказа послужило прочтение Буниным новеллы «Смерть в Венеции» немецкого писателя Томаса Манна. Несмотря на отдаленную схожесть сюжета, рассказ Бунина не является напоминанием какого- нибудь произведения, потому что в нем отразился совершенно самостоятельный взгляд Бунина на проблему жизни и смерти, вечного и тленного.

ОБРАЩЕНИЕ К ИНФОРМАЦИОННЫМ КАРТОЧКАМ:

Реминисценция - бессознательный отзвук в каком- нибудь художественном произведении из родственных ему (по теме, стилю чужого произведения).

Преподаватель: Важен в данном случае и другой диалог Бунина – с Л. Н.Толстым и его повестью «Смерть Ивана Ильича». Толстой в своей повести старался в точности следовать реальным событиям, положенным в ее основу, то Бунин в процессе работы над рассказом все больше отходил от прямых аналогий с действительностью.

Преподаватель: Так например название корабля «Атлантида» заменило первоначальное название «Принцесса Елеонора» - название реального корабля, ходившего в начале XX века из Италии в Америку. В окончательную редакцию рассказа Бунин внес существенные коррективы: изменил название. Первоначально назывался рассказ «Смерть на Капри».


Преподаватель: Мы привыкли называть небольшие прозаические произведения Бунина рассказами, но в данном случае для него очень важна была «новеллистичность» произведения Т. Манна, так как Бунин на фоне вполне заурядных событий изображает трагедию. Такой неожиданный поворот и отличает новеллу как жанр. Бунину это было необходимо для изображения Внезапности прихода смерти. Обратите на информационную карточку, прочтите, что значит новелла и антитеза.


Реминисценция - бессознательный отзвук в каком- нибудь художественном произведении из родственных ему (по теме, стилю чужого произведения).


Новелла - небольшой прозаический жанр, разновидность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности, необыденностью события, элементами символики.

Антитеза - противопоставление понятий, положений, образов.

Таким образом, анализ «Господина из Сан-Франциско» будем строить на поисках антитезы в образах рассказа.




Особенность сюжета:

Богатый американец, который до 58 лет работал не покладая рук, не жил, а лишь существовал был в предвкушении роскошной жизни в будущем отправляется с женой и дочерью в старый свет на два года, чтобы насладиться своим состоянием . Но по прибытию в Италию в самом начале путешествия умирает. Таков незамысловатый сюжет рассказа Бунина.

Эпизод смерти безымянного господина является кульминацией произведения.

А что является экспозицией рассказа?


Экспозиция – предыстория семьи господина из Сан-Франциско. 

А что является завязкой рассказа?


Завязка – господин отправился в путешествие. Описание жизнь буржуа и его семьи на корабле, где все регламентировано. Каждое движение подчинено расписанию, что: заставляет увидеть нас, читателей искусственность, механичность жизни высшего света.

А что является развязкой рассказа?

Развязка – торжество жизни природы на острове, возвращение домой.

Особенности композиции:

  • Кольцевая композиция; произведение начинается и заканчивается описанием бороздящего просторы океана корабля.

  • Антитеза- ведущий композиционный принцип на всех уровнях художественной системы произведения;

  • Внесюжетные эпизоды: молитва абруццских горцев, рыбак Лоренцо, ретроспективное повествование о Тибериирасширяет рамки повествования. Переводит его из плана событийного в бытийный, философский.

Преподаватель: Бунин в своем рассказе использует многие образы - символы для отображения конкретно взятой ситуации.

- Какие символы использует автор, чтобы показать гибель существующего образа жизни буржуазного общества?

Образы символы:

1 .“Нет имени у господина” –

олицетворение человека буржуазной цивилизации;

2.“Атлантида”

затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии;

3.“Океан, ходивший за стенами” парохода

- символ стихии, природы, противостоящей цивилизации;

4.Вулкан Везувий.

  • 1.Главный герой рассказа:

Попробуем представить полное представление о господине из Сан – Франциско, почему он  и его семья живут именно в этом городе? 

         Что нам известно о нем и его образе жизни?

         Почему герой лишен имени?

         Чем примечательна внешность Господина?

  • Как Господин относится к своей семье?

  • Как Господин относится к работе?

 

Сан – Франциско – крупный, богатый город, жить в котором могли позволить себе немногие, лишь избранные, среди них некий миллионер, господин из Сан – Франциско, едет из Америки, с женой и дочерью, чтобы повеселиться в Европе. Он заслужил это право наслаждаться жизнью. Ему 58 лет,  он самоуверен, надменен,  с золотом в кармане, золото блестит в его вставных пломбах, чемоданы и сундуки несут всегда готовые к услугам руки, гиды ждут  у трапа, в гостиницах отведены ему лучшие номера, метродотель предлагает лучшее меню. До этой поры он не жил, а лишь существовал, « работал не покладая рук», но китайцы, которых он выписывал целыми тысячами, знают, что это значит. Маршрут его вояжа весьма обширен: Европа, Египет, Индия, Япония.


Обратим внимание на то, как автор рисует портрет своего героя.

Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. 


         Какое у вас возникает чувство и почему? (неприязни, словно это не человек, а смокинг)


Предполагаемый ответ: Автор не называет своего героя по имени, т.к. перед нами не человек, не индивидуальность, а некий социальный тип, собирательный образ миллионера, не имеющего ни души, ни имени.

Бунин отмечает, что он рад за свою жену и дочь, до думает и заботится прежде всего о себе. (Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя) 


В какое время отправился в путешествие? Почему?


Какие же места хотел посетить Господин? 

 

Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный. В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, - любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной; карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом,

а четвертые - стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю; начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим, чтобы слушать там "Мiserere";1 входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, - разумеется, уже на обратном пути... И все пошло сперва прекрасно.


Представьте себя на месте слуг, официантов, что вы запомнили о Господине?

(примерные ответы) Брезглив, высокомерен.

Смогли ли вы узнать, какое блюдо любит Господин, чья фотография стоит на столике, что он говорит жене во время обеда.

(примерные ответы) содержание рассказа не дает ответа на данные вопросы.


Какое общее характерное название есть для этих мест? 

В чем смысл употребления выражения «Старый свет»в рассказе? 

Представление о каком времени старается создать И.Бунин?

 

Вывод: это человек без имени, типичный представитель буржуазного класса. Он намеренно лишен автором каких- либо индивидуальных черт, его существование было лишено смысла: все годы пока он работал, сколачивая капитал. Ведь он не жил, а только готовился жить. Поэтому и смерть его не вызывает не у кого сочувствия. При жизни в господине не видели живого человека, он не пробуждал человеческих чувств ни у попутчиков, ни у прислуги. Особенно у прислуги, которая привыкла исправно обслуживать тело господина. Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботу всех тех, что кормили и поили его, с утра и до вечера служили ему, предупреждая его малельшие желания, охраняли его чистоту и покой, такали его вещи, звали для него носильщика, которые доставляли его сундуки в гостиницы.


Как описан путь корабля?


  • Автор создает 2. Образ корабля «Атлантида» как модель буржуазного общества основанном на социальной несправедливости. Давайте посмотрим как выглядят большие корабли, на котором мог совершить свое путешествие главный герой.(СЛАЙДЫ)

  • Безусловно, это прежде всего, образ корабля с его магическим названием - «Атлантиды». О чем вам говорит это название? 

  • Предполагаемый ответ: что это материк, описанный античными мыслителями, который по легенде затонул.

  • Предполагаемый ответ:Атлантида” - затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии.

Преподаватель: Давайте вспомним, описание корабля, его распорядка дня.

Был конец ноября, … Пассажиров было много, пароход - знаменитая "Атлантида" - был похож на громадный отель со всеми удобствами, - с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, - и жизнь на нем протекала весьма размеренно: вставали рано, при трубных звуках, резко раздававшихся по коридорам еще в тот сумрачный час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зеленой водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане; накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку;

до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, …, а в одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном; … следующие два часа посвящались отдыху; все палубы были заставлены тогда длинными камышовыми креслами, на которых путешественники лежали, укрывшись пледами, глядя на облачное небо … в пятом часу их поили крепким душистым чаем с печеньями; в семь повещали трубными сигналами о том, что составляло главнейшую цель всего этого существования, венец его... И тут господин из Сан-Франциско спешил в свою богатую кабину - одеваться.


Преподаватель: Еще одна явная антитеза - это устройство корабля как символ социальной иерархии, где те, кто наверху живут в свое удовольствие, а низы обеспечивают ход корабля, постоянно находясь в раскаленном трюме, как в Аду. (Фрагмент фильма Феллини). 10.55.-12.00 (1 мин.05 с.)



  • Вывод: Пресыщенные бездельники живут за счет изнуряющего труда простых людей. Корабль это общество в разрезе. На верхних этажах жизнь протекает размеренно и праздно, а в трюме у исполинских топок изнемогая от жары и усталости работают матросы, чье существование похоже на ад. По мнению писателя «Атлантида» это сила цивилизации, созданная новым человеком со старым сердцем. И эта цивилизация обречена. Не случайно на уходящий корабль как на свою добычу смотрит дьявол, а океан гудит, как погребальная месса и волны его покрыты трауром серебряной пены. Чудовищно велик корабль, но он всего песчинка на фоне безбрежного океана, смыкающего с небом.



3.“Океан, ходивший за стенами” парохода - символ стихии, природы, противостоящей цивилизации;

Океан, в пучине которого движется корабль, символизирует водную стихию, неподвластную человеку вне зависимости от его богатства.

картины Айвазовского и зачитывает из рассказа описание океана

- ауди- фрагмент (1 ч. 10.52.-11.50.)Показ слайдов бури, моря.


Одна из его остановок это Неаполь, потом переезд на остров Капри.


Преподаватель: Как чувствует себя Господин во время путешествия? Почему так мало говорит?

( Жизнь его доведена до автоматизма, ему нет необходимости напрягаться, слуги предупреждают любое его желание, раз и навсегда заведенный порядок жизни невозможно прервать. )

  • Только однажды герой позволил себе напрячься. Когда это  произошло? ( во время остановки на Капри, когда вся семья готовилась к роскошному обеду)   АУДИФРАНМЕНТ (2 ч. 15.10. -16.56.)или может просто пересказать его.

  • Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов, он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками в серебряной оправе остатки жемчужных волос вокруг смугло-желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело с полнеющей от усиленного питания талией кремовое шелковое трико, а на сухие ноги с плоскими ступнями - черные шелковые носки и бальные туфли, приседая, привел в порядок высоко подтянутые шелковыми помочами черные брюки и белоснежную, с выпятившейся грудью рубашку, вправил в блестящие манжеты запонки и стал мучиться с ловлей под твердым воротничком запонки шейной. Пол еще качался под ним, кончикам пальцев было очень больно, запонка порой крепко кусала дряблую кожицу в углублении под кадыком, но он был настойчив и наконец, с сияющими от напряжения глазами, весь сизый от сдавившего ему горло, не в меру тугого воротничка, таки доделал дело - и в изнеможении присел перед трюмо, весь отражаясь в нем и повторяясь в других зеркалах.

  • Когда Бунин впервые  называет своего  героя  не Господином? ( в момент агонии, когда он решительно борется со смертью) 

Чтение текста:

И не спеша пошел по коридорам и по лестницам, …, отыскивая читальню. В читальне, уютной, тихой и светлой только над столами, стоя шуршал газетами какой-то седой немец, похожий на Ибсена, … Холодно осмотрев его, господин из Сан-Франциско сел в глубокое кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом.

Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочел несколько строк о балканской войне, которая не прекращалась, привычным жестом перевернул газету, - как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружинилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа...

Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха - и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грубо навалившейся на него. Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный...

Когда его торопливо внесли и положили на кровать в сорок третий номер, - самый маленький, самый плохой, самый сырой и холодный, в конце нижнего коридора, - прибежала его дочь, с распущенными волосами, с обнаженной грудью, поднятой корсетом, потом большая и уже совсем наряженная к обеду жена, у которой рот был круглый от ужаса...

Но тут он уже и головой перестал мотать.


Преподаватель: Кто же перед нами : Господин или человек?

  •  ( он ведет себя как человек, а не заведенный механизм) 

 

Пре Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

Перед лицом смерти. В нем начинает проявляться человеческое (боль, страдания, страх, ужас). Смерть делает его человеком.


Как и почему меняется отношение людей к нему?

( хозяин гостиницы не церемонится, не разрешает тело перенести в номер, чтобы не отпугивать клиентов) Шутовство и кривляние Луиджи, хихиканье горничных; вместо роскошных апартаментов, "где гостила высокая особа", - "номер, самый маленький, самый плохой, самый сырой и холодный"; вместо блистательной палубы на "Атлантиде" - темный трюм; вместо наслаждения самым лучшим - ящик из-под содовой воды, похмельный извозчик и разряженная по-сицилийски лошадь.

Всё решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти. Таково нравственное падение общества, его негуманность в крайнем ее проявлении.

Как возвращается  наш герой в Сан-Франциско?

  • (он становится вещью, он ничто, его тело везут обратно в Сан – Франциско в трюме в ящике из – под английской содовой воды)

Вывод: В внезапности смерти заложен глубочайший философский смысл: господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на завтра, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. Деньги иссушили в нем чувство прекрасного, ослепили его.

Преподаватель: Изменилась ли жизнь после смерти господина? Выразил ли кто – либо из путешественников  сочувствие семье умершего?

( Герои словно живут в футляре, никто и ничто их не волнует, кроме собственного удовольствия, чревоугодия и развлечения.

  • Обратимся еще раз к ведущему композиционному принципу- антитезе.

Автор противопоставляет

жизни общества

жизнь обслуживающего персонала,

жизнь цивилизованную, механистичную

жизнь естественную, жизнь простых людей близких природе,

жизнь человека

жизнь природы.

живое

неживое,

тело

душа,

искусственное

естественное.



V . Рефлекия:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…


VI . Подведение итогов занятия:

Слово психолога.

Оценки за урок: комментарий преподавателя и адвоката.


VII . Домашняя работа:

-Написать сравнительную цитатную характеристику отношение Господин из Сан- Франциско к героям рассказа (жене, дочери, острову Капри, к жизни)



Преподаватель: Антонова О. С.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок по русской литературе. Тема: " И. А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско». 1 часть.

Автор: Антонова Ольга Сергеевна

Дата: 10.03.2016

Номер свидетельства: 303973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок по русской литературе.Тема: "И. А. Бунин.   «Господин из Сан - Франциско». 2 часть."
    ["seo_title"] => string(79) "urok-po-russkoi-litieraturie-tiema-i-a-bunin-gospodin-iz-san-frantsisko-2-chast"
    ["file_id"] => string(6) "303982"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457627291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Изучение творчества И.А. Бунина в 11 классе.  Система уроков.  Урок второй «Анализ рассказов «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга»» "
    ["seo_title"] => string(140) "izuchieniie-tvorchiestva-i-a-bunina-v-11-klassie-sistiema-urokov-urok-vtoroi-analiz-rasskazov-brat-ia-gospodin-iz-san-frantsisko-sny-changha"
    ["file_id"] => string(6) "144090"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418653292"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Презентация "Я очень русский человек" к открытому уроку на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры») "
    ["seo_title"] => string(125) "priezientatsiia-ia-ochien-russkii-chieloviek-k-otkrytomu-uroku-na-tiemu-lieghko-li-byt-riebionkom-po-rasskazu-i-bunina-tsifry"
    ["file_id"] => string(6) "149479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420208253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства