kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ (урок внеклассного чтения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по лирике А.С.Пушкина расширяет кругозор обучающихся, знакомит с незнакомыми нюансами жизни и творчества гения русской литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ (урок внеклассного чтения)»

МОУ «Школа № 4 г. Докучаевска»




Литературная гостиная

(урок внеклассного чтения)



«И С КАЖДОЙ ОСЕНЬЮ Я


РАСЦВЕТАЮ ВНОВЬ…»





Учитель русского языка и литературы

МНИЦА Валентина Николаевна






«И с каждой осенью я расцветаю вновь…»


Цель: 1. Приблизится к тайне пушкинского вдохновения, убедиться,что осень – «тихая и прощальная краса», «пышное природы увядание».

2. Продолжить знакомство с лицейской жизнью поэта.

3. Знакомство со стихами поэта, подготовленных учащихся ( «Мои любимые стихи А. Пушкина»).


Предварительная работа и подготовка.


  • Экскурсия «Осенняя природа»

  • Рисунки учащихся «Краски осени»

  • Иллюстрации выбранных стихотворений.

  • Прослушивание музыки Чайковского «Времена года».

Оформление: 1. Портрет АК. Пушкина.

2. Рабочий стол поэта: подсвечник, перо, рукописи, книги, золотые осенние листья, яблоки.

3. Высказывания «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»

Стенд с рисунками учащихся «Краски осени.»

4. Картины художников: «Золотая осень» В.Д. Полеванова, «Золотая осень» И. Левитана, «Осенние цветы» М. Сарьяна, «Осенний пейзаж» А. Саврасова, «Опавшие листья», И. Бродского и др.

5. Статья В. Пескова «Очей очарование» (Комс. пр., з/х-2003г.)

6. Словарь к уроку: Персты (перст), отрада, элегия, элегическое, досуг, любо, катрен.



Ход урока.

  1. Слово учителя.

    1. Нет времени более поэтического, чем время «пышного природы увядания». Нам кажется: для людей природа специально устраивает этот праздник красок, тревожащих сердце, заставляющих думать о течении жизни.

Осень. Яркие краски. Но почему элегическое настроение в стихах, в мыслях, в душе каждого человека?

Короткая осенняя красота- коротка и жизнь человека.

    1. Как все начиналось …

а) Наши герои. Начало большого пути.

И. Пущин и А. Пушкин лицейские друзья.

В прошлом году мы получили имя «Лицея». Нет-нет ,мы не лицейский класс. Просто в классе 16 мальчишек. Думали, как сдружить ребят, как помочь им мыслить, читать хорошие книжки…и решили подарить им имя «Лицея». Так что год нашего рождения 2002года.

У нас возникло желание изучить более подробно жизнь и творчество великого поэта. Прошлый год мы посвятили лицейским друзьям Пушкина, знакомились с Пушкиным-лицеистом. Ведь нам сейчас 12-мы ровесники лицеистов.


У нас замечательный девиз:

Нас годы сдружили,

И растем, познавая наш мир,

Пусть лицейское братство поэта

Благословляет нам путь.


И так, наши герои. Начало большого пути: И. Пущин и А. Пушкин 1811г. задушевные разговоры.


Случайно комната №14 А. Пушкина оказалась рядом с комнатой И. Пущина-Жанно-№13. как часто, когда в лицее уже спали, мальчики вели в полголоса через невысокую перегородку задушевные переговоры.


Ив. Пущин. Зимой в Москве, летом в Захарове, в этом есть прелесть, неправда ли?

А. Пушкин. Да, зимой в Москве жизнь была совсем другая!

Ив. Пущин. Расскажи…

А. Пушкин. Во-первых, няню сменил дядька Никита Тимофеевич Козлов. Во-вторых, он умел читать, даже сочинял стихи. Стало с ним очень интересно.

Ив. Пущин. В-третьих?…

А. Пушкин. Ну, а в-третьих, совершали мы далекие прогулки по Москве, смотрели как живут люди в городе, узнавали Москву ее бульвары, площади закоулки.

Ив. Пущин. А в Кремль заходили?

А. Пушкин. Иногда заходили, проходили часто мимо старого Кремлевского дворца, видели тюрьму, знаменитую яму куда сажали людей, не плативших своих долгов.

Ив. Пущин. Я однажды тоже взбирался на колокольню Ивана Великого и смотрел сверху на «белокаменную Москву»-мать городов русских.

Было весело и страшно!

А. Пушкин. Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

… И еще Никита Тимофеевич показывал мне здание монетного двора, в котором два месяца сидел в заключении прикованный к стене Емельян Пугачев.

Ив. Пущин. Правда? Расскажи…

А. Пушкин. Нет, это в следующий раз, а то дядька уже стучит в дверь и приказывает к порядку.

б) 1813 год. Задушевные переговоры продолжаются – Лицейская жизнь глазами друзей – инсценировка.


Через год «Разговор по душам».

Беседуют Жанно (Ив. Пущин) и Француз (А. Пушкин.)

Ив. Пущин. Трудно учится в лицее. Но мне очень нравится разнообразие: русский, латинский, французский, немецкий, история Российская и всемирная, математика, логика…

А. Пушкин. Да, некоторые успехи есть; по российской и французской словесности по фехтованию мне поставили сегодня «превосходно».

Ив. Пущин. А я уже догадываюсь, кто из профессоров тебе больше нравится…

А. Пушкин. Я и не скрываю. Это профессор Куницын. Его лекции очень интересны. Какой ум! Говорят, что главные курсы он будет читать в пятом и шестом классе.

Ив. Пущин Я заметил, что охотнее всех других классов занимаешься в классе профессора Куницына, хотя мало что записываешь…

А. Пушкин А много мне и не нужно. Вот сегодня записал на курсе «Финансы» «Богатый человек, не смотря на слабость телесных сил, недостаточность ума, множество имеет средств притеснить бедного.» Это слова профессора Куницына. Дословно. Мне очень нравится.

Ив. Пущин Мне очень понравились в лицейском журнале твои шуточные стихи и карикатура над Кюхлей:

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее…

А. Пушкин. Зато мне сегодня профессор словесности Кошанский сделал замечание: «Александр Пушкин весьма понятлив, замысловат, но вовсе не прилежен».

Надо же – « Не прилежен». Когда на заданную тему я легко сочинил такие стихи.


Роза

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет молодость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилею

Нам укажи.

Ив. Пущин Александр, твое прилежание – это от времени года. Ты ведь не любишь весны!

А. Пушкин Да, скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен.

Ив. Пущин А мне нравится зима. Люблю её снега. А зимние праздники?!

А. Пушкин Иван, что может быть лучше осени. Прощальная краса природы! Какое пышное увядание земли, лесов! Какие краски! Давай договоримся: ты рисуешь своё любимое время года, сочиняешь стихи. А я – осень. Посмотрим на краски!

(Рисунки учащихся, композиция «Краски осени»). Рисунки учащихся по теме комментирует ученик.

2. Слово учителя: Мир вокруг нас – большой и разный. Как интересно его рисовать! Что ни пишет художник, он старается, чтобы все на холсте выходило - как живое. От этого и слово такое – живопись…

Учитель комментирует сюжетные картины

(И. Е. Репин «Осенние букет» и др.)

3.Выступление «лицеистов» .

Чтение стихотворения Пушкина «Осень» .

(Мальчики, десять человек)


Блиц – турнир. Команда Пущина и команда Пушкина ( по 14 вопросов. – смотри приложение за 1 –2 мин.)

Блиц – турнир.( команда А. Пушкина)

  1. Дата рождения А.С. Пушкина ( 6 июня 1799 год).

  2. Где родился А.С. Пушкин ( В Москве)

  3. Сколько лет было А.С. Пушкину, когда поступил в лицей (12)

  4. Кому из лицейских друзей посвящаются следующие строки : Не тужи любезный Пущин, Будешь в гвардию ты пущен… Мы ж нули, мы нули, Ай люли, люли, люли.

  5. Кто сказал « У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь и пишите стихи» - (сказал учитель математики)

  6. Читал Пушкин очень много как на русском, так и на французском языке. За это товарищи прозвали его… Как? (французом)

  7. Какой куплет сочинили лицеисты по поводу увлечения Пушкина чтением (хором) ! А что читает Пушкин? Подите – ка сюды! Ступай из класса с богом, Назад не приходи!

  8. Какое время года особенно любил Пушкин и почему? (Осень. Это время года вдохновляло его)

  9. В лицее комната № 14 Пушкина оказалась рядом с комнатой №13. Кто жил в этой комнате? ( Ив. Пущин)

  10. Сколько лет учился Пушкин в лицее? (шесть).

  11. Пушкин рассказывает Пущину, что няню сменил дядька. Как звали его? (Никита Тимофеевич Козлов).

  12. Из какой сказки слова? Вот неделя , другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась… ( «Сказка о рыбаке и рыбке…»)

  13. Самый нелюбимый предмет Пушкина в лицее? (математика)

  14. Какие языки знал Пушкин? ( Французский, русский, немецкий и латинский)

Команда Ив. Пущина.

  1. Назовите имя, отчество, фамилию няни Пушкина? ( Арина Родионовна Яковлева)

  2. В каком учебном заведении учился А.С. Пушкин? (Лицей).

  3. В каком году поступил в лицей? (1811 году).

  4. Перечислить лицейских друзей Пушкина. (Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер…)

  5. Какой великий русский поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене? (Г.Р. Державин)

  6. Назовите поэта подарившего Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя» (В.А. Жуковский)

  7. Из какой сказки слова? Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… («Сказка о царе Салтане…»)

  8. Какое произведение Пушкина начинается прологом? «У лукоморья дуб зеленый… Златая цепь на дубе том. («Руслан и Людмила»)

  9. С какими словами обращается старуха к старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

  10. Команды по очереди называют основных действующих героев поэмы «Руслан и Людмила» ( Князь Владимир, Руслан, Людмила, Баян, Рогдай, Фарлаф, Ратмир, Черномор, Наина, Голова, жена Ратмира)

  11. Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквями, С теремами и ( цветами) садами… Что за остров? Град? Из какой сказки? (Остров Буян, княжество Гвидона из «Сказки о царе Салтане»)

  12. Назовите профессора лицея, особенно любимого Пушкиным? ( профессор А.П. Куницын)

  13. Кто из лицейских друзей Пушкина сочинил гимн лицею ( Дельвиг). Сможете прочитать? + 1 балл.

  14. Вспомните наш девиз: ( Нас годы сдружили И растём, познавая наш мир. Пусть лицейское братство поэта. Благословляет наш путь.)

5. Осенние мотивы в творчестве Пушкина.

Мы знаем: Осень – пора литературных трудов поэта, «что с каждой осенью расцветает вновь».


А какие стихи он посвятил этой удивительной поре?

а). Чтение стихотворений учащимися

  • «Осенние цветы»

  • «Цветок засохший…»

  • «Домовой»

  • «Если жизнь тебя обманет…»

  • «Шумит кустарник»

  • «Колокольчики звенят…»

  • «Эхо»

  • «В мои осенние досуги…»

Главное настроение стихотворения – светлая печаль, вызванная картинами осенней природы.

В описании сливаются восхищения красотой осенней природы, осенними звуками, запахами красками.

Запахами антоновских яблок, запах меда, тонкий аромат опавшей листвы.

6. Слово учителя…

а). Чтение стихотворения « Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы Пушкина».

б).Небольшой анализ стихотворения (Все ученики и участники получают стихотворения поэта).

Жизнь состоит не только из бесед, разговоров, чтения стихов…, но из молчания и тишины. Пусть каждый прочитает стихотворение и послушает осеннюю тишину…


Д/З: рассказ о портретах А.С. Пушкина.


Многие художники при жизни поэта писали его портреты. Но изображали, конечно, по – разному. Все портреты Пушкина, собранные вместе, как одна большая книга о нем, о его жизни. А сам Александр Сергеевич дополнил эту книгу собственными рисунками…

Об этом будет наш разговор.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ (урок внеклассного чтения)

Автор: МНИЦА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "урок внеклассного чтения " Горька судьба поэтов...""
    ["seo_title"] => string(43) "urokvnieklassnoghochtieniiagorkasudbapoetov"
    ["file_id"] => string(6) "288914"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454690746"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок внеклассного чтения "Час донской поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_vnieklassnogho_chtieniia_chas_donskoi_poezii_v_litieraturnoi_ghostinoi_moi_"
    ["file_id"] => string(6) "416783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495130954"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Литературная гостиная.В гостях у А.Барто"
    ["seo_title"] => string(44) "literaturnaia_gostinaia_v_gostiakh_u_a_barto"
    ["file_id"] => string(6) "577437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1617532010"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(95) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-posviashchiennoie-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "248558"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446739382"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока литературное чтение "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства