kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Литературная гостиная

(  внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)

                «Душа уставшая моя»

Предмет: внеклассное мероприятие по литературе.

Тема:  «Душа уставшая моя»

Класс: 7

Продолжительность:2 урока

Автор внеклассного мероприятия: Мешкова Н.В.

Образовательное учреждение: МКОУ «СОШ с. Прималкинского»

Аннотация. Внеклассное мероприятие проводится в 7-8 классах на  уроках внеклассного чтения, посвященных  жизни и  творчеству М. Лермонтова.

Результат, заключенный в цели урока отражает требования ФГОС:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Схема построения внеклассного мероприятия:

1.Организационный момент

2. Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации.Устные сообщения  учащихся о жизни и творчестве поэта с использованием ИКТ. Архивные документы о пребывании поэта на Северном Кавказе.

3.Исследовательская работа по раннему творчеству поэта.

4.Ролевая игра. Инсценирование диалога  Мартынова и М. Лермонтова перед дуэлью.

5. Выразительное чтение стихов поэта, прозаического текста.

6.Исторический комментарий.

7.Рефлексия.

    В ходе проведения мероприятия была организована индивидуальная работа  с целью развития у учащихся умения с помощью вопросов получать необходимые сведения от выступающих по деятельности для дальнейшей работы.

Для реализации системно-деятельностного подхода использовались методы и приемы:создание проблемной ситуации, монолог, ролевая игра, диалог.

Технологии:исследовательская работа, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность, ИКТ.

Использование презентаций на уроке позволило выстроить последовательность материала рассуждения от постановки цели к выводу.

 В ходе проведения внеклассного мероприятия активизировались следующие достижения учащихся:

- предметные:

-расширение и систематизация научных знаний о литературе;

-метапредметные:

-владение основами самоконтроля,осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-личностные.

Дидактическое обеспечение внеклассного мероприятия:

         Мультимедийный проектор, компьютер,презентация, отражающая каждый этап жизни поэта,  посередине сцены стоит стол со свечами, чернильница, стенд о жизни и творчестве поэта, экран.

 портрет М.Лермонтова, выставка произведений поэта и о поэте, репродукции картин и рисунков Лермонтова, музыкальное оформление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова»

Литературная гостиная

( внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)

«Душа уставшая моя»

Предмет: внеклассное мероприятие по литературе.

Тема: «Душа уставшая моя»

Класс: 7

Продолжительность:2 урока

Автор внеклассного мероприятия: Мешкова Н.В.

Образовательное учреждение: МКОУ «СОШ с. Прималкинского»

Аннотация. Внеклассное мероприятие проводится в 7-8 классах на уроках внеклассного чтения, посвященных жизни и творчеству М. Лермонтова.

Результат, заключенный в цели урока отражает требования ФГОС:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Схема построения внеклассного мероприятия:

1.Организационный момент

2. Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации.Устные сообщения учащихся о жизни и творчестве поэта с использованием ИКТ. Архивные документы о пребывании поэта на Северном Кавказе.

3.Исследовательская работа по раннему творчеству поэта.

4.Ролевая игра. Инсценирование диалога Мартынова и М. Лермонтова перед дуэлью.

5. Выразительное чтение стихов поэта, прозаического текста.

6.Исторический комментарий.

7.Рефлексия.

В ходе проведения мероприятия была организована индивидуальная работа с целью развития у учащихся умения с помощью вопросов получать необходимые сведения от выступающих по деятельности для дальнейшей работы.

Для реализации системно-деятельностного подхода использовались методы и приемы:создание проблемной ситуации, монолог, ролевая игра, диалог.

Технологии:исследовательская работа, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность, ИКТ.

Использование презентаций на уроке позволило выстроить последовательность материала рассуждения от постановки цели к выводу.

В ходе проведения внеклассного мероприятия активизировались следующие достижения учащихся:

- предметные:

-расширение и систематизация научных знаний о литературе;

-метапредметные:

-владение основами самоконтроля,осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-личностные.

Дидактическое обеспечение внеклассного мероприятия:

Мультимедийный проектор, компьютер,презентация, отражающая каждый этап жизни поэта, посередине сцены стоит стол со свечами, чернильница, стенд о жизни и творчестве поэта, экран.

портрет М.Лермонтова, выставка произведений поэта и о поэте, репродукции картин и рисунков Лермонтова, музыкальное оформление.


План-конспект внеклассного мероприятия

«Душа уставшая моя»



Цель:

1.Образовательная- выяснить причины трагического мировосприятия и глубокого одиночества в поэзии М.Лермонтова.

 2. Развивающая-продолжение работы развитию языковой компетенции учащихся.

3.Воспитательная-привитие любви к творчеству М. Ю. Лермонтова.

Задачи:

· познакомить учащихся с фактами биографии М. Ю. Лермонтова;

· развивать интерес к творчеству Лермонтова;

· воспитывать эстетический вкус учащихся средствами искусства: музыки, живописи, поэзии.


Ведущие и чтецы сидят за столиками, украшенными цветами. За отдельным столом (на нем листы бумаги, книги, перо в чернильнице, шкатулка, небольшой женский портрет) – ученик-Лермонтов .


1. Учитель (на фоне мелодии Григ «Песня Сольвейг»). Жизнь М.Ю.Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарований. (Разговор с учащимися о жизни и творчестве поэта).

Почему-то Пушкина мы представляем в окружении друзей, Лермонтова – одиноким. Почему так? Наша встреча в литературной гостиной поможет нам найти ответ на вопрос.

Ощущение одиночества идет от его творчества, от собственного его мироощущения.

Ученик-«Лермонтов».

 Музыка звучит

Земле я отдал дань земную

Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла;

Я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята

Душа уставшая моя;

Как ранний плод, лишенный сока,

Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия… Слайды 1, 2,

2. Сообщение целей внеклассного мероприятия.

3.Во время проецирования слайдов учащиеся рассказывают о детстве М. Лермонтова.

І ведущий.

 Детство Михаила Лермонтова прошло в Тарханах, имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Рано овдовевшая Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. С тех пор она живет ради внука.

2 ведущий. Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ… Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел. Слайд №3,4

3 ведущий. Бабушка с тревогой приглядывается к нему: вот как будто задумался, да грустно так. А вдруг спросит про отца – почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? А вдруг начнет выспрашивать о матери – почему да как умерла, да что было? Рано ему все это знать… Да об отце ли он думает?! Слайд 5

4 ведущий. Он ничего не спрашивал. Но с какой радостью кидался к отцу в его редкие приезды, как льнул к нему! И как сокрушала эта сыновняя радость сердце Елизаветы Алексеевны! Любящее бабушкино сердце… Миша – один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки.

Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе в Кропотово. Но связала она его этой бумагой. Слайд 6


5 ведущий. «После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П.Лермонтовым, - говорилось в завещании, - остался в малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю.Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных». Слайд 7

1 ведущий. Вот так: все или ничего! Неограниченная любовь бабушки не признает половинчатых решений. Что было делать Юрию Петровичу? Лишить сына всех этих бабкиных благ? А что скажет сын, достигнув совершеннолетия?

Оскорблен был и унижен отец этим духовным завещанием Арсеньевой. Но ради сына, ради его будущего проглотил обиду, умолк.

Он понимал, что Арсеньева нанесла ему сокрушительный удар, на который нет возможности ответить, но понимал так же, что сделала она это из любви к внуку – его сыну. Слайд 8

2 ведущий. Миша много думал об отце, ни слова не говоря о нем с бабушкой. Знал, что отец тяжко страдает от разлуки с ним, своим единственным сыном. И как ни скрывал он это свое страдание, сын чувствовал его по глазам, по голосу…

Поэтому, что бы Миша ни делал, о чем бы ни думал, - за всем виделось мужественное, но глубоко печальное лицо отца.

Что он делает там, в Кропотове?

3 ведущий (на фоне мелодии). И вот Миша впервые едет погостить к отцу в Кропотово.

Солнце пылало в голубом небе. В одной руке Юрий Петрович держал белый картуз, в другой – руку сына, изредка пожимая ее. Мише не терпелось спросить у отца, отчего ему нельзя всегда жить в Кропотове? Но не спросил. Он знал, что тут есть тайна, и нужно ждать, когда она откроется и не вынуждать отца к заведомо уклончивым ответам. Но отец прочитал этот вопрос в его глазах.

- Жди, как жду я, - сказал он тихо. – Может быть, настанет такое время. Но не сейчас… Ты должен быть с бабушкой.

Он достал платок и вытер Мише лицо. Миша не заметил, как по лицу его текут слезы. Отец отстранился и сказал, почти не разжимая губ:

- Надо быть твердым.Слайд 10


Музыка звучит

4 ведущий. В кабинете отца Миша замер. На стене висел большой портрет в позолоченной раме. На него смотрела Мише в глаза и нежно улыбалась мать, как бы выступив отчетливо из его мучительно-смутных снов . Кружевные воротнички, белое платье, руки окутаны красной шалью. Открытое, прекрасное молодое лицо.

Миша не мог глаз отвести от портрета. Казалось, и Марья Михайловна смотрела на сына - глаза как будто раскрылись шире, и улыбка стала живее, и лицо просветлело…

Ах, какие это были мгновения! Казалось, мать сейчас выпростает руки из-под складок шали и протянет их к сыну и супругу.

А на улице Миша посмотрел на небо. Глубокая лазурь… Одинокое пушистое облачко… Увидев это облачко, он сразу вспомнил о матери. «Как же мы можем быть счастливы без нее?»- грустно подумал он. Слайд 10


……

Музыка звучит Бетховен «К Элизе»

_ …..

Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой….

Ее певала мне покойная мать.Слайд 11

Звучит Казачья колыбельная

Ведущий. Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его в Москву. После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение.

Он легко вошел в пансионскую жизнь. Среди новых товарищей он прослыл шутником и остроумцем, а также силачом. Во время послеобеденного отдыха он отличался в играх, происходивших во дворе. К широкоплечей фигуре Лермонтова очень шла пансионская форма – синий сюртук со стоячим малиновым воротником и синие брюки.Слайд 12,13


Ведущий В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов.

1 ведущий (на фоне мелодии). В день последнего экзамена Миша приехал домой очень радостный. Окончен четвертый класс. Он промчался так стремительно, что Мише казалось - он взял его приступом, с ходу, с маршу.

Ученик-«Лермонтов».

 И дальше бы так… Жизнь-то ведь коротка… Остались еще 5 и 6 классы. А дальше что? Может учение в университетах Берлина, Парижа… Или – офицерский мундир и подвиги на Кавказе… Но в любом случае – слава Поэта.

1 ведущий (рассказывая, подходит к Лермонтову, ставит на стол свечи в подсвечнике, берет в руки тетрадь и листает ее)

Дома его ждал отец. После праздничного ужина Юрий Петрович и Миша покинули гостей, так как им нужно было побыть вместе.

Разговор шел тихий и ровный. Дом давно опустел. Бабушка легла спать. Отец и сын иногда умолкали, прислушиваясь к шуму ветра и думая об одном, своем заветном… В эти минуты все мироздание было их домом - и Мария Михайловна, конечно, была с ними. Это была семья неразлучная – неразлучная в вечности.

Потом в руках Юрия Петровича оказалась Мишина тетрадь со стихами. Он прочитал все стихи и сказал:

- У тебя талант… Это дар Божий… береги его.

Это и было главное. Отец и не подозревал, какую волшебную опору дал он своему сыну в его мечтах о поэзии.Слайд 14,15

2 ведущий (девочка набрасывает на плечи черный платок)

Первые дни октября 1831 года были не явью, а бредом. Лермонтову казалось, что он тяжело болен и видит все во сне. Будто они с дядькой Андреем Ивановичем мчатся по мокрым , грязным дорогам в обдаваемой потоками дождя коляске, до костей пронизанные холодным ветром, в молчании, тяжелом оцепенении горя. Где-то останавливались. Где – он не помнит, потому что душа его продолжала нестись вперед, туда, в Кропотово.

2ведущийОтец скончался! И вот дом, вот осиротевшие тетки, одетые в черное. Завешанные зеркала. Портрет матери, к которому он припал с судорожным рыданием, бедный сирота!

И вот он стоит у свеженасыпанного холмика без шапки, ветер сваливает волосы на сухие глаза (нет слез!) Ах, если бы слезы! Сон, ночной кошмар. Как часто жизнь бывает похожа на кошмар. А это была правда. Они соединились. А он, их сын, должен еще идти земными путями… Слайды 16, 17,18



 

Чтец

Моя мать – злая кручина,

Отцом же была мне судьбина,

Мои братья, хоть люди,

Не хотят к моей груди прижаться;

Им стыдно со мною,

С бедным сиротою,

Обняться…

Музыка звучит Чайковский»Манфред»

Учитель. Лермонтов рассчитывал поступить в Петербургский университет на второй курс и, проучившись два года, выйти, наконец, на свободу, начать жизнь литератора. Однако, так как он не сдавал экзаменов в Москве за свой первый курс, ему предложили начать все сначала. От этого Лермонтов пришел в бешенство. Его планы рушились. Он буквально восстал против университета.

Единственно приемлемой для него оказалась Школа юнкеров. В письме Лермонтов писал:

Ученик-«Лермонтов». «До сих пор я предназначал себя для литературного поприща, и вдруг становлюсь военным. Быть может, это кратчайший путь, и если он не приведет меня к моей первоначальной цели, то, возможно, приведет к конечной цели всего существующего. Умереть с пулей в груди стоит медленной агонии старца; поэтому, если начнется война, клянусь вам Богом, что везде буду впереди».Слайд 19


Учитель: Какие впечатления детских и юношеских лет оказали влияние на формирование и мировоззрение писателя!

Учитель. Известность, признание и всенародная слава пришли к Лермонтову в трагические январские дни 1837 года.

Звучит музыка последней части симфонии П.И.Чайковского «Манфред». Ученица читает отрывок из романа М.И.Сизовой «Из пламя и света» (часть ІV, гл. VІІІ).

 

Ученица. Редко кто из жителей Петербурга не знал небольшого дома на Мойке с окнами, обращенными на канал, с подъездом под сводами ворот – дома, где жил Пушкин.

Вихри снега, подхваченные метелью, пролетали в тот вечер над его кровлей и бились в большие окна, где передвигались то темные фигуры людей, то огонек свечи, поспешно зажигаемый чьей-то рукой и так же поспешно исчезавший. Дверь подъезда беспрерывно открывалась, принимая и выпуская посетителей. Они входили и, пробыв несколько минут, возвращались убитые горем…

Лермонтов остановился перед подъездом, не решаясь войти. Увидев двух посетителей, выходивших на подъезд, услышал, как один сказал другому:

-Боже мой, боже мой, за что же так мучается человек? Как его надо было беречь!..

-Доверчив был Александр Сергеевич, - мрачно ответил другой. – Такие люди раз в пятьсот лет родятся.

-А у нас его травили!..

Лермонтов хотел остановить их, спросить, но, передумав, решительно пошел к подъезду.

-Войду и узнаю сам, - сказал он вполголоса самому себе и посторонился, пропуская высокую даму в черном, с седыми буклями над еще прекрасным лицом и Арендта, придворного врача.

-Неужели же, неужели нельзя помочь? - со слезами в голосе спрашивала дама.

Знаменитый врач без слов покачал отрицательно головой.

-Но вы врач!

-Да, - сказал он печально. – Увы, я только врач… Меня ждут во дворце, но, если разрешите, я довезу вас.

Он с удивлением посмотрел на преградившего им дорогу невысокого гусара, который с непокрытой головой стоял, держа кивер в руке. Гусар обратил на знаменитого доктора огромные глаза и тихо спросил:

-Скажите мне, ради бога, его рана опасна?.. Смертельна?..

-Весьма возможно.

-Но в чем опасность? В чем?

Доктор секунду помолчал и твердо ответил:

-И в месте ранения и в потере крови.

Он подал руку даме в черном, но гусар приблизился еще на шаг и, уже глядя не на доктора, а на прекрасное лицо седой дамы, шепотом спросил:

-Но все-таки есть надежда?! Не правда ли? Надежда есть?..

Наступила пауза, потом седая дама, взглянув в темные глаза странного гусара, сказала медленно:

-Ни-ка-кой!..

-Разрешите? – сказал доктор, вторично предлагая ей руку.

Стук колес их кареты, заглушенный глубоким снегом, уже давно смолк за мостом, а Лермонтов все еще не двигался. Потом он отошел в темный угол у подъезда и заплакал, прижав голову к стене. Никто не слышал, как он бормотал невнятно:

-Погиб… Погиб поэт! Дивный гений угасает…

Лермонтов возвращался к себе на Садовую поздно ночью. Он шел, не видя ничего, и сердце его горело от гнева и горя. Никогда еще он не ощущал с такой силой жажды борьбы с тем черным и страшным, что его окружало, и никогда не видел так ясно, что у него в руках есть верное оружие – его поэтическое слово.Слайды 20,21



Чтец.

Погиб поэт! – невольник чести.

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..


Ведущий Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.

На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов.

Щедро наградила его судьба. Сразу же после создания стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала – ссылка на Кавказ.

 

Ведущий Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». Его творения становятся известными широкой общественности. Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете и при дворе. Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом – и снова ссылка на Кавказ.

2 ведущий. Перед отъездом Лермонтов случайно попал к знаменитой гадалке Киргоф. Он спросил у нее, выпустят ли его в отставку, оставят ли в Петербурге? Киргоф, раскинув карты, предсказала, что Лермонтову никогда больше не бывать в Петербурге и что ожидает его другая отставка, «после коей уже ни о чем просить не станешь». Лермонтов посмеялся такому гаданию, но в груди его похолодело. Он почти поверил этому.слайд 23

3 ведущий. Накануне отъезда Растопчина подарила Лермонтову стихи, где упомянула о бабушке поэта: «Но есть заступница родная, с заслугою преклонных лет; она ему конец всех бед у неба вымолит, рыдая».

Нет, не помогли хлопоты бабушки ни у царя, ни у Бога. Снова предстояла дорога. Елизавета Алексеевна, попрощавшись с внуком, заболела и надолго слегла.

4ведущий С дороги Лермонтов написал бабушке: «Прощайте, милая бабушка… Вы бы хорошенько спросили только, выпустят ли, если я подам в отставку».

Он не знал о секретном предписании, которое вскоре будет послано вдогонку за ним, с указанием ни под каким видом не удалять поручика Лермонтова из полка и не прикомандировывать к экспедициям, чтобы отрезать всякий путь к выслуге.

4 ведущий. Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года.


3. Ролевая игра. Инсценирование диалога «Мартынов и Лермонтов перед дуэлью»

Музыка Лебедь (Карнавал животных)


5 ведущий. Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить черкеску и замечательной величины кинжал).Слайды 34, 35, 36

Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес:

(Сценка «Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль»)

«Мартынов».

-Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!

«Лермонтов» (смеясь)

-Ты вызываешь меня на дуэль? Знаешь, Мартынов, я советую тебе зайти на гауптвахту и взять вместо пистолета хоть одно орудие; послушай, это оружие верное – промаху не даст, а силы поднять у тебя станет.

5 ведущий.

Все офицеры захохотали, Мартынов взбесился.

«Мартынов».

-Ты не думай, что это была шутка с моей стороны.

5 ведущий

А Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что все закончится миром.

1 ведущий. Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука.

Приближалась гроза, поэтому для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.

«Лермонтов».

- Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…

1 ведущий. Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.

Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…(выстрел) Слайд 37

Анализ диалога

2 ведущий (на фоне печальной мелодии). В ту секунду, как упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта.

3 ведущий. Наконец он получил отставку, и именно ту, которую напророчила известная гадалка в Петербурге. Он и мертвым еще почти год оставался на Кавказе, пока бабушка не выхлопотала разрешение царя на перезахоронение тела поручика Лермонтова в родной земле.

В последний путь с Кавказа в Тарханы гроб с телом поэта сопровождал его любимый слуга, приставленный к Лермонтову еще с детства, - дядька Андрей Иванович Соколов.

Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. От слез они закрылись. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все она раздала, не будучи в силах видеть вокруг себя что-либо напоминавшее ей о Мишеньке. Слишком велика была боль…Слайд37,38



.

Ведущий (на фоне мелодии Бетховен «Лунная соната)). Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Над его могилой стоит большой, из черного мрамора памятник, на котором выбита простая надпись:

«Михайло Юрьевич Лермонтов», а по бокам даты рождения (3 октября 1814 года) и смерти (15 июля 1841 года).

.Ведущий.Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.

4.Рефлексия.

Учитель:

-В чем,по-вашему, причины трагического мировосприятия и глубокого одиночества в поэзии М.Лермонтова?

-Что нового и интересного вы узнали о жизни и творчестве М. Лермонтова?

-Как вы оцениваете свое участие в подготовке и проведении внеклассного мероприятия?

Ведущий: Наша встреча в литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству великого поэта подошла к концу. До новых встреч!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Автор: Мешкова Наталья Владиславовна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства