Просмотр содержимого документа
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «ПО СТРАНИЦАМ ПРОЧИТАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ» »
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
«ПО СТРАНИЦАМ ПРОЧИТАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»
5 класс
Недашковская Мария Васильевна,
Вольновская ОШ, Джанкойский р-н,
Республика Крым
Цель:- выявить уровень литературного развития учащихся;
- выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении учеников, какие литературные герои стали любимыми и почему;
- прививать любовь к литературе как искусству слова.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
ХОД УРОКА
I Слово учителя
Ребята! За время учёбы в пятом классе вы прочитали много книг, познакомились со многими авторами литературных творений. Начнём сегодняшний урок с литературной разминки «Книга в жизни человека».
Создатель литературного произведения. (Автор).
Одна сторона листа бумаги в книге. (Страница).
Верхние плотные листы, с двух сторон закрывающие книгу. (Обложка).
Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке книги к печати. (Редактор).
Двойные листы плотной бумаги, соединяющие блок страниц с переплётом книги. (Форзац).
Живописец, иллюстрирующий книгу. (Художник).
Собрание слов, выражений, с пояснениями, толкованиями. (Словарь).
Молодцы, ребята. А сейчас переходим к следующему этапу нашего урока. Мы будем работать по группам. Выигрывает та группа, которая получит большее количество жетонов. Удачи всем!
II Страница 1. Фольклор.
Что такое фольклор?
Назовите фольклорные жанры.
Автор сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Царевна Лягушка»? (Народ).
Самый популярный герой русских сказок. (Иван).
Летательный аппарат Бабы Яги. (Ступа).
Назовите героя русской сказки, умеющего превращаться в сокола. (Финист).
Герой сказки, ехавший к царю на печке. (Емеля).
Из какой сказки эти строки: «Только на калиновый мост въехал, конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся». (Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»).
Назовите сказку, откуда эти строки: «Где стрела упадёт, там и сватайтесь». («Царевна Лягушка»).
Закончите пословицу:
А) Поспешишь – людей … (насмешишь).
Б) Готовь сани летом, а телегу … (зимой).
В) Семь раз отмерь, один раз … (отрежь).
Г) Делу время, потехе … (час).
11. Отгадайте загадки:
А) Хоть не шляпа, а с полями.
Не цветок, а с корешком
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга).
Б) Без рук, без ног. По избе пляшет. (Веник).
В) В воде родилась, в огне крестилась.
На воду попала – и пропала. (Соль).
Г) Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно.
Пройду огонь и воду,
А конец мой – нож и зубы. (Хлеб).
Д) Идут три человека: одного отца – матери дети, меж собой не братья. (Сёстры).
Е) Кто-то за кого-то ухватился крепко.
Ох, никак не вытянуть. (Репка).
III Страница 2. Литературные сказки.
Кто написал сказки «Огниво», «Гадкий утёнок», «Снежная королева»? (Г.К.Андерсен).
Назовите сказки А.С.Пушкина.
Автор сказки «Конёк-горбунок». (Ершов).
Как назвала старуха старика, когда он сказал, что отпустил золотую рыбку?
(Дурачина ты, простофиля).
Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря?
( 30 лет и три года).
В каком произведении А.С.Пушкина говорится о коте учёном? («Руслан и Людмила»).
К исходу какого месяца царь велел царице родить богатыря в «Сказке о царе Салтане»? (К исходу сентября).
Что принесла чернавка царевне? (Яблоко).
Откуда эти строки: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»?
( «Сказка о царе Салтане»).
В сказке А.С.Пушкина «О царе Салтане» белочка песенку поёт. Какую?
(Во саду ли в огороде).
Кто из сказочных героев Пушкина: зарыдал и пошёл к пустому месту, на прекрасную невесту посмотреть ещё хоть раз… (Королевич Елисей).
Что подарил Андерсену мальчик? (Оловянного солдатика).
Какая сказка о горячем и ледяном сердце? («Снежная королева»).
Появилась девочка в чашечке цветка, а была та девочка чуть больше ноготка». (Дюймовочка).
В какой сказке девочка идёт зимой за цветами? «Двенадцать месяцев» С.Маршак).
Как звали собаку в сказке К.Чуковского «Доктор Айболит»? (Авва).
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
(Буратино, «Золотой ключик или приключения Буратино»).
Назовите объект охоты Дуремара в сказке «Золотой ключик». (Пиявки).
Назовите литературного героя, который был одновременно инвалидом и командиром. (Мойдодыр).
Муж Мухи Цокотухи. (Комар).
Чей это портрет:
- Высока, стройна, бела и умом и всем взяла, но зато года, ломлива, своенравна и ревнива. (Царица – мачеха).
- Сама, как солнце ясное, светится. Все на неё дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут. (Василиса Премудрая).
IV Страница 3. Из литературы XIX века
Интеллектуальная эстафета.
- Назвать крылатые выражения из басен И.А.Крылова. (Выигрывает та группа, которая назовёт крылатое выражение последней).
2. Прослушивание фрагмента из увертюры к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
3. Чтение по цепочке четверостиший из поэзии А.С.Пушкина. (Выигрывает та группа, которая прочтёт четверостишие последней).
4. Какова основная мысль стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»? (Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года).
5. Как вы понимаете строки:
- Уж мы пойдём ломить стеною Уж постоим мы головою
За родину свою!..
6. Что такое тема художественного произведения? Определите тему рассказа И.С.Тургенева «Муму».
7. Чей это портрет: «Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»? (Герасим из рассказа И.С.Тургенева «Муму»).
8. Откуда эти строки:
- Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка… (Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»).
- И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам с ноготок!
(Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»).
9. Из какого произведения Л.Н.Толстого эти строки: «Служил на Кавказе офицер один. Звали его Жилин. Пришло ему раз письмо из дома». (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»)
10. Прослушивание одного из романсов на стихи Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова.
11. Откуда эти строки:
А) Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»).
Б) Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят… (Ф.И.Тютчев «Весенние воды»)
В) Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною… (А.Н.Плещеев «Весна»)
Г) Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком. (И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне»).
Д) Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (И.З.Суриков «Зима»).
10. Конкурс чтецов на лучшее исполнение стихов Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина.
V Страница 4. Из литературы XX века.
Прослушивание романса «Отговорила роща золотая…» на стихи С.А.Есенина.
2. Прослушайте отрывок и назовите автора и произведение:
1) «Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им». (И.А.Бунин «Косцы»).
2) «Мальчик по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особого дела… Девочку видели только один или два раза на руках пана Тыбурция…». (В.Г.Короленко «В дурном обществе»).
3) «…Похлопала в ладошки, и все ящерицы разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерица, побежала по камню-то. Вместо рук-ног – лапы у её зелёные стали, хвост высунулся, а голова человечья…». (П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»).
4) «В избе и на всём дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду. Уходя, мать ему наказывала, чтобы Никита не сжёг дрова, чтобы он собрал яйца от кур… и чтобы он ел в обед молоко с хлебом на столе, а к вечеру мать вернётся и тогда покормит его горячим ужином». (А.П.Платонов «Никита»).
5) «От радости Васютка совсем очумел. Принялся прыгать, подбрасывать горстями песок. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольством закружились над рекой». (В.П.Астафьев «Васюткино озеро»).
3. Конкурс на лучший пересказ эпизода от лица героя:
- Рассказ о спасении мельницы от лица сороки («Тёплый хлеб»).
- Рассказ о живых существах от лица Никиты («Никита»).
- Рассказ об озере, полном рыбы от лица Васютки («Васюткино озеро»).
4. Конкурс «Географические названия». Соотнести названия литературных произведений с упоминающимися в них географическими названиями:
1. «Тёплый хлеб» Санкт-Петербург (2)
2. Чёрная курица или Подземные жители» Москва (3)
3. «Муму» деревня Бережки (1)
4. «Кавказский пленник» Княжье-Вено (5)
5. «В дурном обществе» Енисей (6)
6. «Васюткино озеро» Париж (7)
7. «Игорь-Робинзон» Кавказ (4)
5. Соотнесите фамилии писателей с названиями литературных мест:
1. А.С.Пушкин Спасское-Лутовиново (3)
2. М.Ю.Лермонтов Елец (8)
3. И.С.Тургенев Захарово (1)
4. А.П.Чехов Константиново (5)
5. С.А.Есенин Таганрог (4)
6. В.П.Астафьев Ясная Поляна (7)
7. Л.Н.Толстой Тарханы (2)
8. И.А.Бунин Овсянка (6)
6. Конкурс на лучшее прочтение стихов поэтов XX века
7. Назовите зарубежных авторов, с творчеством которых мы познакомились в 5 классе. Кто из героев вам больше всего запомнился и почему?
8. Прослушивание актёрского чтения отрывка из «Робинзона Крузо» Д.Дэфо.
9. Конкурс иллюстраций к литературным произведениям (рисунки пятиклассников). VI Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
1. Ребята! Вы сегодня хорошо поработали, показали свои знания, проявили смекалку и эрудицию. Молодцы! Мы с уверенностью можем сказать, что литература – особый вид искусства, она воспитывает высокие чувства, обогащает ум и сердце, заставляет нас радоваться и грустить вместе с любимыми героями, задумываться над важными вопросами, делает нас чище и добрее. Прочитанное вами в 5 классе – это лишь немногое из того, что составляет огромный мир литературы. Для развития своего интеллекта читайте постоянно, получайте всё новые и новые знания.