Просмотр содержимого документа
««Литература 19 века»»
№ 27 школа – лицей им. М.Маметова физико-математического направления
Открытый урок 10А классе на тему:
«Литература 19 века»
Подготовила: Касымова Р.Б.
Цели:
- создать условия для формирования у детей интереса к литературе XIX века;
- помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения произведений; показать личностное восприятие текста;
- развивать творческие способности учащихся; использовать теоретико-литературные понятия; формировать умения мыслить, делать самостоятельно выводы.
Методы: исследовательский, словесный, наглядный.
Приемы: выдвижение преподавателем проблемы для всей группы; определение отрывков разных произведении путем постановки системы вопросов.
Виды деятельности учащихся: подбор вопросов, касающихся творчества писателей XIX века.
Оборудование:карточки с творческим заданием, кубик-светофор, флажок-сигнал, эмблемы, портреты писателей 19 века.
Вступительное слово преподавателя: русская литература XIX века обрела мировую известность и признание тем, что она поэтизировала высокую нравственность и духовность человека, искала гармонию человеческих отношений. Уроки русской литературы XIX века до сих пор не усвоены и даже не поняты вполне. Мы, только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений. И в этом смысле русская классика все еще впереди, а не позади нас.
Первый гейм
В этом гейме команды по очереди отвечают на четыре вопроса, тематика которых определяется при бросании разноцветного кубика.
Красный цвет – страницы поэзии XIX века;
Синий цвет – из биографии писателей XIX века;
Желтый цвет – любимые страницы;
Зеленый цвет – вернисаж литературных героев.
Каждый тематический раздел состоит из шести вопросов, номера которых записаны на лепестках четырех разноцветных ромашек. Цвет ромашек соответствует цвету одной из сторон кубика. После бросания кубика представитель команды срывает лепесток и называет номер вопроса. Учитель зачитывает вопрос. На ответ отводится 1 минута. Если ответ неверный, вопрос переадресуется команде-сопернице. За правильный ответ команда получает один балл. Если выпадает листок с пометкой СЧ (счастливый случай), то за правильный ответ команда получает 5 баллов.
Кому принадлежат эти строки?
1. По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
(М.Ю. Лермонтов «Ангел»)
2. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
И в сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
3. Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
(Н.А. Некрасов)
4. Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
(В.А. Жуковский «Приход весны»)
5. Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий,
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
(А.К. Толстой)
6. Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка…
(М.Ю. Лермонтов)
Назовите писателя по его биографическим данным.
1. Родился в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство прошло в Украине, поэтому его произведения проникнуты украинским национальным колоритом. Писатель прошел суровую школу жизни, покорил Петербург повестями, «переданными со слов рудого Паньки». Учителем и наставником его в литературном творчестве стал Александр Сергеевич Пушкин. Многогранен его талант: актер, драматург, писатель. (Н.В. Гоголь)
2. Родился в селе Спас-Угол Тверской губернии в дворянской родовитой, но разорившейся семье. Не любил вспоминать о своем детстве, так как под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Получил блестящее образование сначала в Дворянском институте в Москве, затем в Царскосельском лицее, где сочинением стихов стяжал славу «умника» и «второго Пушкина». Здесь он обнаружил зерно противоречия, из которого впоследствии выросло могучее дерево его сатиры. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
3. В поместье Грешнево на берегу Волги протекало его детство. Встреча с крестьянскими ребятишками, рабочим людом, бурлаками наполнили с детства его сердце сочувствием к простому народу. Крепостническое самодурство отца вызывало неприятие. Страсть к литературе и театру унаследовал от матери. Поэтому, отправившись в Петербург, вопреки воле отца, стал заниматься поэзией и поступил в университет. Своим трудом пробивал себе дорогу и стал редактором журналов «Современник» и «Отечественные записки». (Н.А. Некрасов)
4. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Рано потерял родителей и воспитывался тетушкой. В детстве его окружала теплая семейная атмосфера, где дорожили родственными чувствами и охотно давали приют близким людям. Со своими братьями и сестрой он очень любил играть в «муравейных братьев» и мечтал о том, чтобы все люди на земле были счастливы. Первое его автобиографическое произведение было напечатано в журнале «Современник». (Л.Н. Толстой)
5. Родился в имении Спасское-Лутовиново в богатой дворянской семье. Под кровом родного дома ему не суждено было испытать поэзии семейных чувств. С каждым годом матушка Варвара Петровна становилась все капризнее и подозрительнее, а свои личные обиды вымещала на окружающих, усиливая крепостнический произвол. В кружке русских студентов в Берлине он дал торжественное обещание посвятить все силы борьбе против крепостного права. Наблюдая за жизнью крестьянства, он пришел к выводу, что крепостное право не уничтожило живых народных сил, что «в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития». Его рассказы Записки охотника», опубликованные в журнале «Современник», выразили его взгляды и принесли ему огромную славу. (И.С. Тургенев)
6. Мастер короткого рассказа, ученик Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого. Родился в Таганроге в небогатой купеческой семье. Отец и дед его были крепостными, поэтому приходилось «по капле выдавливать из себя раба». Закончил медицинский факультет Московского университета и сразу окунулся в медицинскую практику. Литературной деятельностью начал заниматься рано, еще а Таганроге, и даже издавал рукописный журнал «Зритель». Первые свои юмористические рассказы подписывал псевдонимом АтошаЧехонте. (А.П. Чехов)
Назовите произведение и автора этих строк.
«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнююНовороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда глуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов». (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
3. Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачился думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый,
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
(А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
4. «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою…». (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
5.«Счастливая, счастливая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!».(Л.Н. Толстой «Детство»)
6. А судьи кто? – За древностью лет
К свободной жизни их вражда непримирима.
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковых и покоренья Крыма…
(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
7. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, что такой язык не дан великому народу!»(И.С.Тургенев «Русский язык»)
В небо чистое смотрит, улыбается. (М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Назовите героя и произведение.
1. На святой Руси, нашей матушке,
Найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит словно – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою целуются. (Алена Дмитриевна из «Песни про царя Ивана Васильевича…»)
2. Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные…
(Ольга из романа «Евгений Онегин)
«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты». (Андрея, «Тарас Бульба»)
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не любила
И часто целый день одна
Сидела молча у окна…
(Татьяна из романа «Евгений Онегин»)
5. «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой запашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие смелые глаза». (Бирюк, «Бирюк»)
6. «Она не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве…» (Лиза из повести «Бедная Лиза)
Ее в Иркутске встретил сам
Начальник городской;
Как мощи сух, как палка прям,
Высокий и седой.
Сползла с плеча его доха,
Под ней кресты, мундир,
На шляпе – перья петуха.
Почтенный бригадир…
(Губернатор из поэмы «Русские женщины)
«Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». (Генералы из «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил»)
9. Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты…
(Владимир Ленский из романа «Евгений Онегин»)
10. «Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесаных, путаных волос, что придает ему еще большую паучью суровость».(Денис Григорьев, «Злоумышленник»)
Команды задают друг другу по два вопроса, приготовленных заранее и связанных с произведениями писателей XIX века.
За правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ неверный, 1 балл получает команда, приготовившая вопрос.
Команды должны собрать разрезанное лото за 1 минуту. За каждую правильно собранную строчку получают 1 балл.
Жанр
Произведение
Автор
Драма
«Борис Годунов»
А.С. Пушкин
Поэма
«Русские женщины»
Н.А. Некрасов
Сказка
«Дикий помещик»
М.Е. Салтыков-Щедрин
Стихотворение в прозе
«Русский язык»
И.С. Тургенев
Рассказ
«Хамелеон»
А.П. Чехов
Команды отвечают быстро и четко на вопросы и получают 1 балл за правильный ответ.
В случае затруднения команда говорит: «Дальше!», а вопрос переходит к команде-сопернице.
Лиро-эпический жанр литературы, где повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается через восприятие и оценку автора. (Поэма)
Какие поэмы А.С. Пушкин посвящены образу Петра I? («Медный всадник», «Полтава»)
Кто это? «Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза». (ПетрI)
Назовите исторических деятелей, изображенных Пушкиным в поэме «Полтава». (Кочубей, Мазепа, ПетрI, Карл XII)
Каков жанр «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина? (Баллада)
О каком историческом времени рассказывает поэма М.Ю Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова? (О времени правления Ивана Грозного)
Какое первое произведение Н.В. Гоголя принесло ему литературную славу? («Вечера на хуторе близ Диканьки»)
В какой своей повести Гоголь обращается к героическому прошлому страны? («Тарас Бульба»)
Что было для Тараса Бульбы по-настоящему родным домом? (Запорожская Сечь)
10. Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу? (Остап)
11. Назовите автора сборника рассказов «Записки Охотника». (И.С. Тургенев)
12. Кто из русских поэтов сравнивал свою музу с крестьянкой? (Н.А. Некрасов)
13. Кому посвящена поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»? (Женам декабристов, отправившимся за своими мужьями в Сибирь)
14. Назовите имя русского писателя XIX века – автора сатирических сказок. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
15. Какой сатирический прием, на ваш взгляд, чаще всего используется Салтыковым-Щедриным в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (Гротеск)
16. Назовите автора автобиографической повести «Детство». (Л.Н. Толстой)
17.Назовите юмористические рассказы А.П. Чехова, которые вы прочитали. («Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Злоумышленник»)
18. Чем отличается юмористическое произведение от сатирического? (В сатирических произведениях писатель высмеивает людские пороки; смех в юмористических произведениях добродушный, веселый)