kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лирика периода Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с песнями и стихотворениями Великой Отечественной войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лирика периода Великой Отечественной войны»

«Поэзия, опаленная войной». (слайд 1)

Цель: познакомить с песнями и стихотворениями Великой Отечественной войны. (слайд 2)

Задачи:

Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с переживаниями лирического героя.

Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.


Ход урока:

1.Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Урок литературы сегодня буду вести я. Меня зовут Ирина Алексеевна.

Настрой на урок (спинки держим прямо, посмотрели друг на друга, улыбнулись, а теперь садитесь).


Знакомство с темой урока (слайд 1)

- Приближается праздник 9 мая. Что это за праздник? (День Победы)

- Кого мы поздравляем в этот день?

- Вот уже 67 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от Победы. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная война не была последней. Вы со мной согласны?

- Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.


- Ребята, нашу сегодняшнюю встречу мне хотелось бы посвятить этому великому празднику, Дню Победы. Я знаю про вас маленький секрет. Вы любите сочинять стихи. Значит, вы любите поэзию. Я тоже люблю стихи. И хочу сегодня вас познакомить с поэзией военных лет. Урок мы так и назовем «Поэзия, опаленная войной».

Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась. А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Перед вами отрывок из кинофильма «летят журавли». Вглядитесь в эти лица, на них светлая грусть, предвкушение грядущей насыщенной, интересной и обязательно счастливой жизни. (отрывок из фильма «Летят журавли»)

И вдруг… (слайд: голос Левитана о начале войны)(кадры войны, проводы на войну) Слайд 2.

Просмотр отрывка «Проводы на войну».


2. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.


Словарная работа

- Ребята, что обозначает слово священный?

СВЯЩЕННЫЙ

священная, священное; священ, священна, священно (книжн.). 1. Обладающий святостью.

Священная обязанность. Защита отечества есть священный долг каждого гражданина.

(Слушаем куплет песни в записи. Слайд 3)





- Почему война названа «священной»? (Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправданна.

А почему народная? (Весь советский народ встал на защиту своего Отечества, своей семьи – это святой долг каждого человека).


Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.


3. Знакомство с поэтами-фронтовиками.

- Ребята, как вы думаете, легко было писать о войне или трудно? (Трудно)

- А почему трудно?

-Писать только о тяжелых днях и ночах, смерти и крови - значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне.


На уроке мы с вами познакомимся с поэтами – фронтовиками. Это Константин Симонов, Сергей Орлов, Давид Самойлов.


Слайд 4. Константин Симонов (1915-1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову.


Слайд 5. Сергей Сергеевич Орлов (1921-1977) Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 был танкистом. Воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, в 1944 едва не погиб в горящем танке. Имя принесло написанное в 1944 году стихотворение «Его зарыли в шар земной».


Слайд 6. Самуи́лович Ка́уфман;) — русский поэт, переводчик. В 1941 году добровольцем ушёл на фронт, был разведчиком, и получил серьёзное ранение. Печататься начал с 1941 года.

О суровых годах войны – стихотворение-воспоминание называется просто – «Сороковые».


- Ребята, а вы знакомы с чувашскими поэтами-фронтовиками?


Работа в творческих группах.

А сейчас мы с вами будем работать в творческих группах. Как вы уже заметили, мы не зря сели по группам. Каждой группе я раздала тексты стихов. Все три текста у вас есть.

Сначала прослушаем эти стихи в исполнении известных чтецов.

Прослушивание стихов.


Задача каждой группы – после тщательного прослушивания, прочитаете еще раз в группах и, опираясь на предложенные вопросы, поделитесь со своими впечатлениями. Как вы поняли это стихотворение.

Кто-то из вас это может попробовать рассказать с помощью красок.

Выберите двух-трех учеников, которые будут готовить выразительное чтение. Работаем в группе сообща, все вместе. Выразительно можно зачитать те отрывки, которые вам очень понравились.

На выполнение задания отводится 5 минут. На презентацию каждой группе – 2-3 минуты.

Презентация творческих групп.


Итог урока:

- Сегодня мы с вами всего за полчаса успели познакомиться с великими поэтами-фронтовиками. Поэзия военных лет – это огромные тома. Мы познакомились лишь с ее частицей.

- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов? (вдохновляли солдат, дарили радость, напоминали о любимых)

На многие стихи сложены песни. Именно такие военные песни трогают душу, закаляют сердце.



- В каждой семье, наверное, живет память о погибших на войне?

Может быть у кого-то еще живы прадеды. Не забудьте поздравить ветеранов. Ведь каждый ветеран – это живая память.

Поэзия тоже как подвиг. Дань памяти. Эти стихи мы читаем и перечитываем много-много раз.

- Ребята, урок я хочу закончить песней «Синий платочек».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Лирика периода Великой Отечественной войны

Автор: Соловьева Ирина Алексеевна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Литература военных лет. Патриотическая лирика в стихотворениях поэтов. "
    ["seo_title"] => string(79) "litieratura-voiennykh-liet-patriotichieskaia-lirika-v-stikhotvorieniiakh-poetov"
    ["file_id"] => string(6) "179204"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424961022"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Литература 11 класс "Гимн Любви" "
    ["seo_title"] => string(32) "litieratura-11-klass-gimn-liubvi"
    ["file_id"] => string(6) "170992"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423628374"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "«Гимн любви» Семинар "
    ["seo_title"] => string(20) "gimn-liubvi-sieminar"
    ["file_id"] => string(6) "171008"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423630995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока по литературе Строки опаленные войной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-stroki-opaliennyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "168032"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423159750"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства