Литература военных лет. Патриотическая лирика в стихотворениях поэтов.
Литература военных лет. Патриотическая лирика в стихотворениях поэтов.
Тема: Литература военных лет. Патриотическая лирика в стихотворениях поэтов.
Цель: познакомить учащихся с литературой периода Великой Отечественной войны.
Задачи:
а) познакомить с творчеством поэтов, раскрыть содержание стихотворений; объяснить виды «поэтического оружия»: призывная публицистика, задушевная лирика, едкая сатира, лирические поэмы.
в) воспитывать чувство патриотизма, преданность и любовь к Родине; интерес к изучению литературы военного времени, самостоятельное заучивание наизусть понравившихся произведений.
Наглядность : портреты Ж.Жабаева, К.Симонова, М.Джалиля, дополнительная литература о поэтах, поизведения и стихотворения о войне, видеофильм о песне «Случайный вальс»
Вид урока: не традиционный ( урок поэзии)
Тип урока: комбинированый
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания.
А) рассказ о творчестве А.Ахматовой ( по слайдам)
Б) выразительное чтение поэмы
3.Актуализация. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Литература военных лет». Поговорим о теме патриотизма и интернационализма в литературе периода Великой Отечественной войны.
4. Новая тема. Литература военных лет. Патриотическая лирика в стихотворениях поэтов.
Тема Великой Отечественной войны нашла свое достойное отражение в русской литературе 20 века. Многие прозаические и поэтические произведения начали появляться уже в военные годы. В них воспевалосьмужество и героизм советского народа, звучали проклятия жестокой войне, выражалась непримиримая ненависть к врагу. Во второй половине 50 годов в литературе появилась так называемая «лейтенантская» лирика. Ее авторы – те, кто двадцатилетними ушли на фронт и пережили все ужасы войны. На свех поэтов и писателей, писавших во время войны и после нее, объдиняло одно – стремление сказать правду о человеке на войне.Стихотворения К.Симонова, Ж.Жабаева, М.Джалиля, А.Ахматовой и других помогали солдатам воевать и выживать в нечеловеческих условиях. Они помогали не только воевать, но и жить.Именно в это время появились такие шедевры, как «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Жди меня», «Ленинграрды, дети мои!», «Не верь!», «Палачу». Многие стихотворения положены на музыку. Стихотворения и песни солдаты заучивали, отправляли женам, любимым девушкам. Не раз клочки бумаги со стихотворениями находили в карманах убитых солдат.
Одними из самых известных поэтов того времени смело можно назвать К.Симонова, М.Джалиля.
5. Опережающее задание. Рассказ ученика о жизни и творчестве К.Симонова. Другой ученик читает его стихотворение наизусть.
6.Творческая работа. Сообщение ученика о том, как М.Джалиль сидел в тюрьме, о сборнике «Моабитская тетрадь». Чтение наизусть стихотворения «Не верь!»
7 Связь с казахской литературой.
а) Рассказ о Жамбыле Жабаеве и его легендарном стихотворении. Стихотворение «Ленинградцы, дети мои!» читает наизусть ученица.
Б) о поэме нашего земляка и поэта З.Абдуалиева, посвященной Герою Советского Союза И.Ургениешбаеву, чье имя носит школа.
8.Просмотр видеофильма о блокадном Ленинграде.
9. Ученики исполняют песню «Случайный вальс».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литература военных лет. Патриотическая лирика в стихотворениях поэтов. »
Учитель русского языка и литературы Ахметова Марина Сундеткызы
Средняя школа имени И.Ургенишбаева города Шалкар
Тема: Литература военных лет. Патриотическая лирика в стихотворениях поэтов.
Цель: познакомить учащихся с литературой периода Великой Отечественной войны.
Задачи:
а) познакомить с творчеством поэтов, раскрыть содержание стихотворений; объяснить виды «поэтического оружия»: призывная публицистика, задушевная лирика, едкая сатира, лирические поэмы.
в) воспитывать чувство патриотизма, преданность и любовь к Родине; интерес к изучению литературы военного времени, самостоятельное заучивание наизусть понравившихся произведений.
Наглядность : портреты Ж.Жабаева, К.Симонова, М.Джалиля, дополнительная литература о поэтах, поизведения и стихотворения о войне, видеофильм о песне «Случайный вальс»
Вид урока: не традиционный ( урок поэзии)
Тип урока: комбинированый
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания.
А) рассказ о творчестве А.Ахматовой ( по слайдам)
Б) выразительное чтение поэмы
3.Актуализация. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Литература военных лет». Поговорим о теме патриотизма и интернационализма в литературе периода Великой Отечественной войны.
4. Новая тема. Литература военных лет. Патриотическая лирика в стихотворениях поэтов.
Тема Великой Отечественной войны нашла свое достойное отражение в русской литературе 20 века. Многие прозаические и поэтические произведения начали появляться уже в военные годы. В них воспевалосьмужество и героизм советского народа, звучали проклятия жестокой войне, выражалась непримиримая ненависть к врагу. Во второй половине 50 годов в литературе появилась так называемая «лейтенантская» лирика. Ее авторы – те, кто двадцатилетними ушли на фронт и пережили все ужасы войны. На свех поэтов и писателей, писавших во время войны и после нее, объдиняло одно – стремление сказать правду о человеке на войне.Стихотворения К.Симонова, Ж.Жабаева, М.Джалиля, А.Ахматовой и других помогали солдатам воевать и выживать в нечеловеческих условиях. Они помогали не только воевать, но и жить.Именно в это время появились такие шедевры, как «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Жди меня», «Ленинграрды, дети мои!», «Не верь!», «Палачу». Многие стихотворения положены на музыку. Стихотворения и песни солдаты заучивали, отправляли женам, любимым девушкам. Не раз клочки бумаги со стихотворениями находили в карманах убитых солдат.
Одними из самых известных поэтов того времени смело можно назвать К.Симонова, М.Джалиля.
5. Опережающее задание. Рассказ ученика о жизни и творчестве К.Симонова. Другой ученик читает его стихотворение наизусть.
6.Творческая работа. Сообщение ученика о том, как М.Джалиль сидел в тюрьме, о сборнике «Моабитская тетрадь». Чтение наизусть стихотворения «Не верь!»
7 Связь с казахской литературой.
а) Рассказ о Жамбыле Жабаеве и его легендарном стихотворении. Стихотворение «Ленинградцы, дети мои!» читает наизусть ученица.
Б) о поэме нашего земляка и поэта З.Абдуалиева, посвященной Герою Советского Союза И.Ургениешбаеву, чье имя носит школа.
8.Просмотр видеофильма о блокадном Ленинграде.
9. Ученики исполняют песню «Случайный вальс».
10 Закрепление и вывод. В войне против немецко-фашистскихпретендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров. В коллективном опыте военных лет нашли свое выражение и лирические поэмы, и призывная публицистика, и задушевная лирика.
11. Комментирование оценок.
12. Задание на дом.
а) подготовить самостоятельно биографию К.Симонова, М.Джалиля.
б) рассказ о поэте из казахской литературы, писавшем о войне.