Просмотр содержимого документа
«Лирическая песня как жанр народной песни »
Урок20ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
КАК ЖАНР НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ
5А 19.11.14г.
5Б 17.11.14г.
5Д 18.11.14г.
Цели: отметить, каковы истоки искусства слова, какова роль народной поэзии в судьбах писателей, их творчестве; «тоска-кручина» как интонационная доминанта лирических песен; уточнить и пополнить литературоведческую лексику учащихся со значением «художественное своеобразие лирического произведения (песни)»: звукообраз, мелодика, лирическая проникновенность, исповедальность признания, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
1. Слушание народной песни «Среди долины ровныя...».
2. Слово учителя.
Надеюсь, вы догадались, что наш литературный корабль направляется к причалу под названием «Лирические песни», и я, как лоцман из порта, помогу вам разобраться в особенностях этого порта.
Итак, мы начинаем свое путешествие по страницам русского фольклора.
– Что вам особенно близко и дорого в нем?
– Какие произведения народной поэзии показались вам самыми поэтичными и трепетными?
Действительно, песня! Мы только что прослушали фольклорный вариант песни «Среди долины ровныя...». Песня поражает лирической проникновенностью, исповедальностью признания. Вспомните другие песенные строки народной поэзии.
– Что их объединяет?
– Как создается и живет народная песня?
В отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями или «каликами перехожими» (паломниками, странниками), лирические песни создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, шлифуясь и изменяясь при этом. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты. Такой поэтессой, автором и хранительницей народных плачей («воплей») была простая крестьянка Ирина Андреевна Федосова (1831–1899).
3. Работа по учебнику.
Чтение статьи «Русские народные песни», с. 5–8 (до «исторических песен»).
Задание: выписать группы народных песен (из статьи).
4. Слово учителя с чтением рассказа Горького «О том, как сложили песню».
В 1929 году М. Горький писал своему биографу И. Груздеву: «У меня есть рассказ "О том, как сложили песню", это сделано "с натуры" в Арзамасе, песню сложила прислуга, соседи моего Хотяинцева, председателя Арзамасской земской управы...
Мною в 90-х годах были записаны десятки песен, несомненно, подлинно народных. Они погибли в жандармском управлении, а раньше – я утопил целую тетрадь записей в Керченском проливе. По сей день жалею: песен этих нигде нет у собирателей... Вот сколько написал я Вам. Это объясняется моей любовью к песнетворчеству народному, которое особенно значительно по словам и по музыке. Слова в подлинно народных песнях как жемчуга нанизаны, и нашим поэтам не худо бы почитывать сборники песен...»
5. Беседа-размышление по рассказу .
– Какие переживания героинь рассказа вылились в песне? («Тоска-кручина» как интонационная доминанта песни.)
– Почему им захотелось сложить песню? Какую роль сыграла в этом окружающая обстановка? (Обратите внимание на бытовой фон рассказа – зарисовки города, на звуки, «которыми жив город в эти минуты». Какое впечатление складывается у вас о жизни в городе? Почему, по-вашему, Горький так много внимания уделяет бытовому фону рассказа?)
– Какими красками нарисована в песне природа? О чем грустят женщины, о чем мечтают? Как их мечты, выраженные в песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем?
(Текст песни из рассказа проецируется на экран.)
Эх, да белым днем, при ясном солнышке,
Светлой ноченькой, при месяце...
Беспокойно мне, девице молодой,
Все тоскою сердце мается.
Ой, да ни зимою вьюги лютые,
Ни весной ручьи веселые
Не доносят со родной стороны
Сердцу весточку утешную.
Жаворонок над полями поет,
Васильки-цветы в полях зацвели, –
Поглядеть бы на родные-то поля!
Погулять бы с милым другом по лесам!
– Как вы считаете, какие строки сочинила Устинья, а какие – горничная? Чем вы это объясните?
– По каким признакам вы отнесете эту песню к народным?
6. Исполнение фольклорным ансамблем песни «В темном лесе...» (с. 8 учебника) с последующим обсуждением: ваши открытия в композиции, интонации, лексике лирической песни, в ее стихе (лирическая проникновенность, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива...).
7. Беседа.
– Почему устная словесность предшествовала книжной и письменной?
– Какова роль народной поэзии в судьбах писателей, в их творчестве?
(Народные песни, обработанные поэтами и прозаиками, украшали страницы художественных произведений. К плачам Ирины Андреевны Федосовой обращался Н. А. Некрасов, создавая в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ крестьянки. Их цитировали и слегка переделывали П. И. Мельников (Печерский) в романе «В лесах», М. М. Пришвин в очерках «В краю непуганых птиц» (гл. «Вопленица»). Мотивы народных песен отразились в стихах Кольцова. Помним мы и пушкинское: «Ах, умолчу ль о мамушке моей...» – благоговейные строки о няне, которой поэт обязан многими страницами своей поэзии, особенно сказками. А вот стихотворение великого английского поэта Уильяма Блейка «Вступление» («вступление» в собственное творчество!):
– Как встретили эти строки? Почему они так подкупают?
– Откуда эта «бесхитростность», «простодушие», прямо-таки детские?
– Как построено стихотворение? Какие перемены происходят в сюжете его?
– Почему мальчик просит «оставить дудочку» и «спеть снова», а в конце стихотворения говорит вдруг ... о книге?
– И вновь хочется вспомнить Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма...» Что открыли вам слова великого поэта? Почему он уподобил народную сказку поэме? Вынесли ли вы такое же, «пушкинское», впечатление из народной сказки?
В заключение сегодняшнего урока предлагаю послушать еще одну песенную страницу народной поэзии.
Звучит запись песни «Вдоль по улице метелица метет...» (с. 9–10 учебника).
– Как расцениваете эту фольклорную страницу?
– Сравните ее с другими песнями. Откуда в песне лиризм, мелодичность, отмеченные вами? Чей голос вы услышали в песне?
– Можно ли сблизить такую песню со стихотворением? Попробуйте определить ее стихотворный размер.
III. Подведение итогов урока.
– Какие существуют группы народных песен?
– Что вам известно об обрядовом фольклоре?
– Каковы особенности лирических песен?
Домашнее задание: чтение лирических песен (с. 8–10 учебника), подготовленное чтение одной из них с обоснованием выбора.