kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Л. Андреев "Петька на даче"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче».

Задачи: 

Познавательные: пробудить интерес к личности Л.Н.Андреева;

рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);

Практические:  ученики будут продолжать формировать навыки работы с рассказом, овладевать его спецификой,будут учиться комментировать эпизоды, в которых раскрываются чуства героя;

Развивающие: а) продолжать развитие у учеников умения сравнивать, анализировать, приводить примеры, обобщать, делать выводы, выделять главное; б) творческое мышление, догадку, смекалку, познавательный интерес к окружающей жизни.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественной литературы, воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям; воспитание способности сопереживать; формирование качеств нравственной личности.

Оборудование: учебник « Литература. 5 класс. Автор –составитель  Г.С. Меркин», мультимедийная установка, презентации к уроку(подготовленная учениками).

Тип урока – урок ознакомления с новым материалом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Л. Андреев "Петька на даче"»

Андреев «Петька на даче»

Цель:познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче».

Задачи:

Познавательные: пробудить интерес к личности Л.Н.Андреева;

рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);

Практические: ученики будут продолжать формировать навыки работы с рассказом, овладевать его спецификой,будут учиться комментировать эпизоды, в которых раскрываются чуства героя;

Развивающие: а) продолжать развитие у учеников умения сравнивать, анализировать, приводить примеры, обобщать, делать выводы, выделять главное; б) творческое мышление, догадку, смекалку, познавательный интерес к окружающей жизни.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественной литературы, воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям; воспитание способности сопереживать; формирование качеств нравственной личности.

Оборудование: учебник « Литература. 5 класс. Автор –составитель Г.С. Меркин» , мультимедийная установка, презентации к уроку(подготовленная учениками).

Тип урока – урок ознакомления с новым материалом.

Методы и приёмы обучения – беседа, комментирование произведения внетекстовыми материалами, подбор материала из рассказа, работа с учебником.


План урока

1.Организационный момент (2 мин)

2. Вступительное слово учителя (5 мин)

3.Доклад ученика по презентации (5 мин)

4.Беседа по тексту. (10 мин)

5.Разбор рассказа по плану (10 мин)

6. Заключительное слово учителя (5 мин)

7. Подведение итогов урока (2 мин)

8. Домашнее задание (2 мин)




Ход урока

Учитель: Милосердие, сопереживание – самые благородные чувства человека. «Сотвори добро» - гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступить с другим человеком так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить старинное правило! А порой и невозможно, если человек глух, чёрств к сопереживанию. Молчит душа его. Ребята, что значит «сопереживать»?

Ученик: Сопереживать – значит сочувствовать кому – то как себе, понимать его душевное состояние.

Учитель: а как вы думаете, это качество заложено в каждом человеке с рождения?

Ученик: Нет, не с рождения

Учитель: Значит, ребята, нужно учиться чувствовать.

Учиться чувствовать…Что значит, учиться чувствовать? Необычная задача? Да. Понимать душевное состояние другого человека, умение поставить себя на место другого человека; понять интересы другого человека как свои собственные.

Сегодня будем учиться понимать чувства другого и чувствовать сами, а поможет нам в этом рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче». Дома вы прочитали этот рассказ. Автором рассказа «Петька на даче» является

Л.Н. Андреев, чтобы лучше представить личность автора, один из вас подготовил презентацию. Давайте посмотрим. По ходу подготовьте вопросы и дополнения .

(Ученик делает сообщение по биографии Андреева, используя свою презентацию).

Учитель: Рассказ «Петька на даче» Андреев написал в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих своих произведений автор не выдумывал, у героев были прототипы. Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа.

Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя- парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе этих воспоминаний и был написан рассказ «Петька на даче».

Вопросы по тексту

· Кто главный герой рассказа? Что узнали о нём?

· Традиционно произведение начинают с представления героя. Соблюдена ли эта традиция в прочитанном рассказе?

· Всю ли жизнь героя показал автор?

В ходе беседы выясняем, что сам жанр рассказа предполагает временную ограниченность, значит, мы ориентированы на повествование о каком-то периоде, но не всей жизни героя. Рассказ — это эпический жанр, следовательно, внимание автора сосредоточено на изложении событий. Перед нами рассказ-событие. Его содержание — отдельный момент жизни мальчика, биография которого подробно не прописана. С первого предложения читатель оказывается свидетелем события без подготовки и объяснения, точно так же он покидает героев, как бы не дослушав до конца их разговор


Учитель: Вашим домашним заданием было выделить смысловые части в этом рассказе.

Сколько частей можно выделить? И как их можно озаглавить?

(1. Тяжёлые будни Петьки в парикмахерской. 2. Счастливые деньки на даче. 3. Возвращение в город).

Учитель: Итак, мы выяснили, что в рассказе можно выделить 3 части. Две из них (большая часть произведения) повествуют о жизни Петьки в городе, а одна (меньшая по объёму) – о его жизни на даче. Почему же свой рассказ Л.Н. Андреев назвал именно «Петька на даче»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Учитель: Что мы узнали о главном герое из 1 части произведения? (Петьке 10 лет. Его мать была кухаркой у богатых господ, отца не было. Уже 3 года Петька жил и работал у парикмахера, чтобы в будущем тоже стать парикмахером).

С 7 лет Петька работал. Он служил «мальчиком» в парикмахерской. В четырёхтомном словаре русского языка даётся такое толкование этого слова:

«Мальчик» – малолетний работник в купеческих лавках, парикмахерских и других заведениях в дореволюционной России. Давайте найдём в тексте и зачитаем отрывок, в котором автор описывает внешность героя.

(стр.23 «Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика").

Учитель: Какое слово чаще всего повторяется в описаниях? (Самое частотное слово грязный — только в первой части оно повторяется несколько раз и является главным определением городской жизни, причём в трёх лексических значениях: 1) запачканный, нечистый; 2) безнравственный, аморальный; 3) серовато-мутный.

Учитель: А как, ребята, обычно проходили у Петьки дни? Найдите в тексте и зачитайте строки, в которых автор это описывает ( стр. 22

« Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата.")

– Как окружающие относились к Петьке? (Хозяин на него постоянно кричал, мог ударить, посетители ему не сочувствовали…)

– Сочувствует ли автор своему герою? Что нас в этом убедило? (На это указывают и подобранные автором эпитеты, и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Фигурка «маленькая, худая», мальчик «худенький , веснушчатый», морщинки «тоненькие».).

– Что чувствовали вы, когда читали о жизни Петьки в городе? (Жалость)

Учитель: Каким мы представляем будущее Петьки, отталкиваясь от материала первой части? (Жизнь мальчика беспросветна, ему не вырваться из грязного и циничного существования города, он “думал, что когда-нибудь и он будет такой же”).

Запись в тетрадь: пять–шесть эпитетов, характеризующих город: безжалостный, беспорядочный, тревожный, грязный, равнодушный, скучный, жёлтый, порыжевший, неприятный, чёрный, серый, дешёвый, подозрительный. ( Эпитет - это это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету).

Работа по второй части рассказа

Учитель: Как среагировал Петька на известие о даче?

(стр. 23“Сперва Петька не понял, потом лицо его покрылось тонкими морщинками от тихого смеха...” Он не знал, что такое дача, но чувствовал, что она-то и будет тем местом, “о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно”, но куда он стремился).

Опишите мальчика в поездке по дороге на дачу. Прежде постоянно погружённый в тяжёлую дремоту, Петька оживился, он перебегал от одного окна к другому, голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне. Родившийся и выросший в городе, он поражался всему новому и странному, открывшемуся в поле, и “глаза Петькины давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим”. Всегда сонный, казавшийся собственной матери дурачком, маленький подмастерье, вырвавшись за границы городского мира, ожил, преобразился, исчезло сходство со старичком; вместе с тем изменилось и отношение к нему окружающих: вместо брезгливости незнакомые пассажиры дарят ему улыбки. Андреев делает доминантным эпизод «На даче», потому что в нём происходит “просветление” героя.

Учитель: Чем занимался Петька на даче? Один из учеников подготовил нам устный рассказ от имени Петьки о его пребывании на даче. ( Слушаем рассказ).

Автор подчёркивает богатство и силу новых впечатлений, которые оказались чрезмерными для маленькой и робкой душонки. “Этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы”. Первоначальный страх и степенность старичка в постижении нового, влекущего к себе мира отступают, через два дня достигнуто полное соглашение с природой. Сделаны маленькие открытия: бегать босиком в тысячу раз приятнее, чем в сапогах, прыгать в “классики” легче, если надуваешь щёки. Описывая купание в реке, автор сравнивает мальчика со щенком, впервые попавшим в воду; омовение грязного героя не сродни ли крещению? Занятных мальчишеских дел у Петьки оказалось невпроворот, даже некогда было тратить время на еду. Постоянная занятость, пришедшая на смену прежнему дремотному состоянию, благотворно повлияла: он “изумительно помолодел” и забыл, что на свете существует парикмахерская Осипа Абрамовича.

Учитель: Каков главный итог недельного пребывания на даче? ( стр.27 “Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, уже найдено”).

Давайте прочитаем один из последних эпизодов рассказа.

Чтение по ролям ( стр. 27-28).

- Автор

- Петька

- Надежда

- Барин

- Барыня


Учитель: Как отреагировал Петька на известие о необходимости уезжать? После долгого непонимания мысли стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, принадлежность счастливого мира, превратилась в призрак. Красочность описания меркнет, как только в сознании героя начинают проступать реальные черты города. В проявлении недоумения от случившегося и отчаяния Петька не похож на детей, а воспроизводит привычные ему реакции грязных обитателей города: “...Он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре”. И всё же он ещё способен на эмоциональный всплеск, а вот “своевременно” успокоившись, он опять впадёт в мертвенную спячку.

Запись в тетради эпитетов, характеризующих дачную жизнь: светлый, весёлый, живой, ласковый, удивительно ясный, беленький, радостный, серебристый, серенький, яркий, тёмно-синий, зеркальный, седой от росы.


Работа по третьей части

Учитель: Опишите Петьку по дороге домой. (стр.28 Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонькой и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом"),

Учитель: Найдите слова автора, определяющие его понимание происшедшего. Как вы их поняли? (стр. 29 “Большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву”). Дети отмечают губительную силу одушевлённого, но не одухотворённого города, предназначение ребёнка стать жертвой, неотвратимость гибели маленького в столкновении с большим.

Изменилось ли что-нибудь в парикмахерской? Зачем автор в конце рассказа ещё раз описывает её? Выпавший на долю мальчика эпизод отходит, размывается, бледнеет, потому что наваливается прежний уклад. Обрамление эпизода дачной жизни описанием парикмахерской подчёркивает их контрастность, а также упрочивает мысль о незыблемости грязного существования, о победе города над счастливым мигом.

Учитель: Делаем вывод. Итак, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел; совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами ребенок».

Что осталось в памяти Петьки от недели на дачи? (Рассказы мальчика о даче по ночам звучат как сказки, потому что они “о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал”). Звенящий и взволнованный голосок — единственное свидетельство того, что Петька — маленький мальчик, способный жить чувствами.

Учитель: А теперь давайте подумаем, почему свой рассказ Л. Андреев назвал «Петька на даче»?Найдите в тексте рассказа подтверждение своим мыслям. (Для Петьки поездка на дачу была самым главным событием в однообразной жизни. Возвратясь в парикмахерскую Осипа Абрамовича, мальчик стал жить воспоминаниями о другом мире, где все светло, радостно и красиво. Эти воспоминания согревали душу, будили фантазию, давали возможность почувствовать себя ребенком. «А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька…»)Заключительное слово .

Учитель: Действительно, заглавием «Петька на даче» автор подчёркивает важность этого события для героя. Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью. С семи лет он, как взрослый человек, каждый день ходит на работу, зарабатывает себе на еду. И поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни. Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь.

Итог урока

Учитель: Так, о чём же повествует Л.Н. Андреев в своём рассказе? (О тяжёлом детстве героя)

А какие чувства испытывали вы во время чтения этого рассказа? (Жалость, сочувствие, радость).

Учитель: Сейчас я попрошу вас письменно в тетради ответить на вопрос - а о чём автор заставил нас задуматься? Буквально несколько предложений. Потом я соберу тетради и поставлю оценки. (О том, как люди должны относиться друг к другу; что надо быть добрее, уметь сострадать. Так, повествуя о трудном детстве своего героя , автор заставляет нас, читателей, задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм, безразличие, и учит нас таким нравственным качествам, как : доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость, доброжелательность, милосердие).









7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Л. Андреев "Петька на даче"

Автор: Андрюнина Екатерина Геннадьевна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308277

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Краткосрочное планирование урока на тему: Л.Н. Андреев «Петька на даче»"
    ["seo_title"] => string(76) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-na-tiemu-l-n-andrieiev-piet-ka-na-dachie"
    ["file_id"] => string(6) "274122"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452336595"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Леонид Андреев. «Петька на даче». «Маленький мальчик с большим сердцем» "
    ["seo_title"] => string(77) "lieonid-andrieiev-piet-ka-na-dachie-malien-kii-mal-chik-s-bol-shim-sierdtsiem"
    ["file_id"] => string(6) "110477"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406088483"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Открытый урок Леонид Андреев "Петька на даче" "
    ["seo_title"] => string(49) "otkrytyi-urok-lieonid-andrieiev-piet-ka-na-dachie"
    ["file_id"] => string(6) "202158"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429189616"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Ад и рай в рассказе Л.Андреева "Петька на даче" "
    ["seo_title"] => string(51) "ad-i-rai-v-rasskazie-l-andrieieva-piet-ka-na-dachie"
    ["file_id"] => string(6) "174081"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424086941"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по литературному чтению "Два мира Ваньки Жукова" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-dva-mira-van-ki-zhukova"
    ["file_id"] => string(6) "118767"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413227962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства