«Два мира в рассказе Леонида Андреева «Петька на даче»
(мир парикмахерской и мир дачи)
Цели урока: познакомить с судьбой ровесника, жившего 100 и более лет назад; научить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся высказывать предположения о характере Петьки; подтверждать суждения цитатами из текста; получат возможность научиться ориентироваться в тексте (находить, зачитывать нужные фрагменты из текста).
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: контролируют свои действия; оценивают работу на уроке.
Познавательные: строят устные высказывания с учетом учебной задачи.
Коммуникативные: выражают свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе.
Личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Актуализация знаний.
1 слайд
В круговороте грозном и великом,
Рассчитанном на долгие века,
Жизнь кажется порой
Лишь кратким мигом,
Коротким дуновеньем ветерка.
И. Абашидзе
- Почему поэт называет жизнь коротким мигом?
- С чем он сравнивает жизнь?
- Кажется ли вам такое сравнение удачным, точным?
(Свободные высказывания учащихся.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Леонид Андреев "Петька на даче" »
Урок русской литературы на тему:
«Два мира в рассказе Леонида Андреева «Петька на даче»
(мир парикмахерской и мир дачи)
Цели урока:познакомить с судьбой ровесника, жившего 100 и более лет назад; научить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся высказывать предположения о характере Петьки; подтверждать суждения цитатами из текста; получат возможность научиться ориентироваться в тексте (находить, зачитывать нужные фрагменты из текста).
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: контролируют свои действия; оценивают работу на уроке.
Познавательные: строят устные высказывания с учетом учебной задачи.
Коммуникативные: выражают свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе.
Личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Актуализация знаний.
1 слайд
Вкруговороте грозном и великом,
Рассчитанном на долгие века,
Жизнь кажется порой
Лишь кратким мигом,
Коротким дуновеньем ветерка.
И. Абашидзе
- Почему поэт называет жизнь коротким мигом?
- С чем он сравнивает жизнь?
- Кажется ли вам такое сравнение удачным, точным?
(Свободные высказывания учащихся.)
2 слайд
Но иногда на вечность жизнь похожа:
Ты долго шел, И вот идешь опять,
И все живешь, тревожась и тревожа,
И начинаешь снова начинать.
И. Абашидзе
- Когда жизнь похожа на вечность?
- Как вы считаете, ваша жизнь-миг или вечность? Объясните. (Свободные высказывания учащихся.)
3 слайд
Прочитайте название главы.
- Что должны выяснить? (Насколько мы похожи на наших ровесников, живших задолго до нас.)
- А зачем нам знать о своих ровесниках тех давних лет?
(история Родины)
II. Объявление темы и постановка целей урока.
- Сегодня начинаем читать произведения, которые познакомят с жизнью ваших ровесников, живших 100 и более лет назад.
- Прочитайте разговор ребят. ( Перед рассказом)
- Предположите, как жилось вашим ровесникам 100 лет назад?
4 слайд
- Прочитайте имя автора и название рассказа.
(Л. Андреев «Петька на даче».)
ДОСКА ТЕМА
5 слайд
- Сообщение об авторе Наклейщиков А.
6 слайд
- Кто из вас бывал на даче?
- Расскажите о своих впечатлениях.
- Кто хотел бы жить на даче все время, всю жизнь?
- Почему?
- Для кого возвращение с дачи радостное событие? Почему у вас не возникает чувства безысходности, тоски по даче?
(Хочется поскорее вернуться в свой родной дом к родителям, друзьям, привычным вещам. Ждут новые открытия на уроках и т. п.)
- Давайте подведем итог, какова цель урока?
(познакомиться с судьбой ровесника, жившего 100 и более лет назад.
ДОСКА цель
- Что для этого необходимо сделать (задачи)
ДОСКА ЗАДАЧИ
1) Узнать об авторе
2) Прочитать рассказ
3) Проанализировать чувства и поступки героя
4) Познакомиться с новыми словами
- Давайте вспомним критерии оценки своей работы (стенд)
- Раз вы будете знакомиться с произведениями о ровесниках, живших более 100 лет назад можно ли предположить, что там встретятся непонятные для вас слова? (да)
- давайте попробуем найти некоторые из них в словаре Ожегова (работа в парах)
- Вспомните правила работы в группе
(зачитайте объяснение слов. Вывесить на доску)
- теперь вы готовы к работе с самим произведением!
- Ответьте на вопросы учебника после первого отрывка.
(Петька вызывает жалость потому, что его «дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой», потому, что над ним «и утром, и вечером, и весь божий день...висел один и тот же отрывистый крик: „Мальчик, воды!", потому что он должен выполнять одну и ту лее работу, которая никак не связана с освоением парикмахерского искусства. Петька вызывает жалость не потому, что его замучили тяжелой физической работой или у него нет возможности выспаться. Напротив: «Петька спал много», но ему все время хотелось спать от смутного ощущения бесцветности и однообразия жизни. Достаточно вспомнить, на что каждый раз натыкался его взгляд в парикмахерской - на одни и те же зеркала, одно из которых было с трещиной, а другое — кривое и потешное. Петька равнодушно ел далее сладости, принесенные ему матерью, - так велика была его апатия, так бессмысленно существование. У Петьки до его поездки на дачу не было никакого жизненного стимула, не было ни одного яркого и свежего впечатления. После возвращения с дачи Петька вызывает жалость уже по другим основаниям. Теперь он знает о том, что есть на земле место, где красиво и просторно, где вольно дышится, где молено посвящать день разнообразным впечатлениям и настоящим детским играм и забавам, где можно полноценно общаться со своим сверстником, - но он лишен всего этого в силу неумолимых жизненных обстоятельств: надо помогать матери и приобретать какую-то специальность, чтобы зарабатывать на кусок хлеба, то есть приходится очень рано взрослеть и терпеть все унижения, связанные с бесправным положением подростка.)
Вывод: нравственное, духовное унижение человека не менее страшно, чем физическое.
Оторопелый - пришедший в сильное замешательство, растерявшийся.
2 пара
Конфуз - состояние смущения, неловкости.
Бесцеремонно - беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости.
3 пара
- Объясните высказывание
Дел по горло - очень много работы, дел.
Беседа по содержанию. (Жизнь на даче)
- Мы постараемся сравнить два мира: живой, мир дачи, и мертвый, мир парикмахерской.
- Представьте мир города (парикмахерскую, окрестный квартал, работников и посетителей парикмахерской, жителей города).
- Автор рисует нам пропитанную скучным запахом дешевых духов парикмахерскую, ее вид дополняют детали.
- Каков городской пейзаж?
(Городской пейзаж мрачен. «Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же сырую, неохлаждающую тень...» Квартал заполнен домами дешевого разврата, которые придают местности «особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного». Главные события - пьянки и драки. Жители квартала грязно и странно одеты, у них равнодуиише, злые или распущенные, с печатью утомления и пренебрежения к окружающим лица, они говорят хриплыми, резкими голосами, бранятся.)
- Опишите Петьку в городе.
(Автор рисует маленькую, худую, сгорбившуюся в углу на стуле фигуру, на нестриженой голове - нехорошие струпья, вызывающие брезгливость даже у нетребовательных посетителей. «...Глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика». Петька не жил, а существовал, равнодушие и апатия характеризовали его, э/сизнъ он воспринимал как длинный неприятный сон.)
- Какие чувства вызывает у вас похожий на старичка мальчик?
(Ответы учащихся.)
- Какое сложилось у Петьки представление о хорошей жизни?
(Петька завидовал «умному и бесстрашному» Николке, который пил, курил, сквернословил, знал много грязных историй.)
- Каким мы представляем будущее Петьки, отталкиваясь от материала первой части?
(Жизнь мальчика беспросветна, ему не вырваться из грязного и циничного существования города, он «думал, что когда-нибудь и он будет такой же».)
- Прочитайте первый вопрос после второго отрывка и рекомендации Евдокии Васильевны. Что вы об этом думаете?
(Вокзал воспринят Петъкиными глазами. Так, густые и сердитые гудки (свистки) паровозов напоминают ему сердитый голос Осипа Абрамовича, а тоненькие и визгливые свистки кажутся ему похожими на голос больной жены хозяина. Картины, разворачивающиеся в окнах поезда, также увидены Петъкиными глазами: лес кажется ему травкой, а белые облачка - ангелочками.)
- Автор, с сочувствием наблюдая за поведением мальчика в поезде, пишет о том, как Петька с доверчивостью клал «плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров»; автор отмечает, как быстро исчезли морщинки с Петькиного лица.
- Найдите и прочитайте описание Петьки в вагоне.
(Петька, прилипнув к окну и изредка перебегая на противоположную сторону вагона, жадно разглядывает все подробности.)
- И вот, наконец, дача. Прочитайте, как чувствовал себя Петька на даче первые два дня.
(Богатство и сила новых впечатлений смяли его маленькую и робкую душонку; он чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы; он боялся леса; хотел приласкать, как сестер, зеленые полянки.)
Вывод:
на даче на Петьку обрушивается огромный новый мир - мир природы, в котором мальчик все воспринимал как «живое, чувствующее и имеющее волю».
- Чем занимался Петька на даче?
(Через два дня достигнуто полное соглашение с природой. Надо было пять раз выкупаться, вырезать удочку, выкопать червей. Сделаны маленькие открытия: бегать босиком в тысячу раз приятнее, чем в сапогах. Занятных мальчишеских дел у Петьки оказалось невпроворот, даже некогда было тратить время на еду.)
- Как изменилась Петькина жизнь и сам Петька?
(Постоянная занятость, пришедшая на смену прежнему дремотному состоянию, благотворно повлияла: он «изумительно помолодел» и забыл, что на свете существует парикмахерская Осипа Абрамовича.)
Выборочное чтение по вопросам учебника.
- Найдите, что говорит о внешнем виде Петьки мать, в чем она видит причину хорошего самочувствия сына.
- Поразмышляйте, мать знала о переживаниях сына, его ярких впечатлениях? (Нет, он не рассказывал матери ничего, он все хотел узнать сам у грозного леса и тихой реки.)
IV. Закрепление пройденного.
- Проведите сравнительный анализ описания внешности Петьки в городе и на даче.
(В городе он худел, на голове пошли нехорошие струпья; на даче глаза перестали казаться сонными, морщинки пропали.)
V. Итог урока.
9 слайд
(план)
- Обратимся к нашему плану работы.
- Что мы успели выполнить? Но мы не закончили работу.
- Вы хотите узнать о жизни Пети?
10 слайд
Жизнь полюбил и объяснился с нею
Всегда без недомолвок - напрямик.
Миг или вечность? Вечность или миг?
И. Абашидзе
- Что для Петьки было кратким мигом?
- А что вечностью? - Мы продолжим работу над рассказом на следующем уроке.
Домашнее задание:
прочитать рассказ до конца, подумать, как меняются Петька, его характер и отношение к окружающему миру.
По желанию, может кто-то захочет нарисовать рисунок к прочитанному.
Самооценка и оценка.
1). Оцените свою работу на листе самооценки
2). Оцените свою работу по критериям оценки (Я работал …хорошо, удовлетворительно, отлично) почему?
3). Оцените работу товарищей.
4). Выскажите свое мнение об уроке опираясь на начало высказывания: Я узнал…, я научился…, я могу…