kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ад и рай в рассказе Л.Андреева "Петька на даче"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в рамках уроков внеклассного чтения. Урок постороен в соответствии с требованиями ФГОС и сопровождается презентацией. Для работы выбрана групповая форма, которая способствует как развитию предметных умений, так и метапредметных, и личностных.  Урок построен таким образом, чтобы побудить учащихся к мышлению. В основе урока лежит анализ рассказа Андреева "Петька на даче". Кроме анализа, в ходе урока повторяются литературоведческие термины, такие как: прототип, художественная деталь, антитеза, эпитет, метафора. Урок начинается со знакомства учащихся с прототипом главного героя, Знаменитым парикмахером конца 19 - начала 20 века Иваном Андреевым, ставшим известным на всю Европу. Он рассказал при личной встрече писателю о своем детстве, проведенном в Москве, когда он служил мальчиком в парикмахерской. Эти 9 лет Иван Андреев назвал адом. Это слово и легло в основу темы урока. Антитезой аду служит слово "рай". Так окончательно была сформулирована тема урока "Ад и рай в рассказе "Петька на даче".На уроке ребята анализируют текст и образы города и дачи, как ада и рая, в которыхоказался маленький герой Андреева. Они анализируют художесственные детали, при пмощи которых писатель создает образ парикмахерской, анализируют городской пейзаж и доказывают, почему город - ад. Таким же образом поступают, анализируя образ дачи. Но в центре все же остается фигура Петьки, который, приехав первый раз в жизни на дачу, преображается из маленького старичка в нормального мальчишку, способного радоваться жизни и удивляться прекрасному. Пражает не только судьба маленького одинокого мальчика, но и равнодушие взрослых людей как в городе, так и на даче. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Ад и рай в рассказе Л.Андреева "Петька на даче" »

Конспект урока по теме

«Ад и рай в рассказе Л.Андреева «Петька на даче».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели:

  • познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;

  • формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного, составление сообщения на определённую тему;

  • продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать  качества нравственной личности;

  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Задачи:

  • приобщиться к высокому нравственному и духовному  миру литературы;

  •  пробудить интерес к личности Л.Н.Андреева;

  • рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);

  • пробудить в учащихся нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Распределение по группам учащихся для последующей работы на уроке.

  2. Вступительное слово учителя. Ребята, посмотрите на экран. Можете ли вы сказать, кто изображен на фотографии начала 20 века? Какие есть варианты? Если никаких предположений нет, то нам поможет Анфиса, которая расскажет немного об этом человеке.

После сообщения ученицы новый вопрос: «Может быть, теперь есть какие – то предположения? Если нет, то снова попросим помощи у Кати, которая расскажет нам о детстве Ивана Андреева. На какие мысли наводит рассказ Кати? Наверно, этот человек имеет отношение к рассказу «Петька на даче». Какая же связь между известным парикмахером начала 20 века и героем рассказа Андреева?

Иван Андреев стал прототипом Петьки. Дайте определение термину «прототип». «Прототип – лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа». Итак, Иван Андреев стал прототипом главного героя рассказа.

Скажите, пожалуйста, когда вы прочитали название произведения, какие мысли возникли? Изменились ли они после прочтения? Какие чувства испытали? На сколько частей можно разделить рассказ? На две: Петька в городе и Петька на даче. Давайте вместе подберем к городу и даче слова, которые бы наиболее точно передали отношение главного героя к ним. Вспомните, как называл Иван Андреев время, когда он работал мальчиком в парикмахерской Артемова? Адом. Можем, мы заимствовать это слово для того, чтобы передать Петькины ощущения?

Можем. Тогда каким словом можем назвать время, проведенное на даче? Раем. Давайте вместе сформулируем тему урока, опираясь на слова ад, рай.

3.Тема урока: «Ад и рай в рассказе Леонида Андреева «Петька на даче».

Какие цели можем поставить перед собой? Какими по значению являются слова «ад» и «рай»? Противоположными. Какая стилистическая фигура основывается на противопоставлении? Антитеза. Мы рассмотрим, как использует Андреев в своем рассказе эту фигуру речи. Мы разделились с вами на группы. Каждая из групп получает свое задание, вопросы, которые помогут вам в работе. В течение 10 минут нужно проанализировать определенный эпизод и зафиксировать в виде рисунка или каких-то ключевых слов ваши выводы.

1 группа – задание «Образ города в рассказе».

2 группа – задание «Образ дачи в рассказе».

3 группа – задание «Петька в городе и на даче».

4 группа – задание «Петька по дороге на дачу и с дачи».

5 группа – задание «Эпизодические герои их роль в рассказе».

4.Отчеты групп.

1 группа. Какие образы создают большой образ города? Парикмахерская и пейзаж, который видит Петька из окна. Посмотрите, как выглядела Сретенка и Сухареский рынок в конце 19 века. Итак, парикмахерская. При помощи каких художественных деталей создает Андреев то место, где жил и работал Петька? Это два зеркала, одно из которых треснуло, а другое искажало облик всего, засиженные мухами стены и картины, на которых были изображены голые женщины. Какое слово использует неоднократно писатель, изображая парикмахерскую. «Грязные» руки, простынки». А мысли людей, служивших здесь, какими были? Тоже грязными. Каков пейзаж за окном парикмахерской? Серая пыльная трава, пьяные мужчины и женщины, драки и крики каждый вечер. Можно ли жить в таких условиях. О чем мечтает Петька? Ему хотелось в другое место.

2 группа. Образ дачи. Голубые небеса, облачка, река, тишина. Красивые люди. Посмотрите, как выглядели подмосковные дачи конца 19 века. Какие впечатления у вас, детей, живущих в 21 веке вызывают фото того времени?

3 группа. Как описывает Андреев Петьку в городе? Маленький мальчик, худые грязные руки, покрытые струпьями, «глаза всегда сонные, а руки грязные – прегрязные». Около глаз морщинки, как у старичка, похож на состарившегося карлика. Какие чувства вызывает образ Петьки? Жалость, сочувствие. Сохраняются ли эти чувства к Петьке, когда он оказывается на даче? Нет. А почему? Петька счастлив. Меняется ли человек, когда он счастлив? Как? Петька растолстел, морщинки исчезли. Чем занимается Петька на даче? А чем он занимался в городе? Можно ли назвать Петьку счастливым? Можно.

4 группа. Связующим звеном между раем и адом становится поездка на поезде. Как ведет себя Петька в поезде, когда едет вперед и когда едет назад. Одинаково ли? Нет. А почему? Как это показывает Андреев.

5 группа. В любом произведении, кроме главных героев, есть второстепенные персонажи. Расскажите о второстепенных героях и их роли в произведении. Как они относятся к главному герою? Равнодушно. Могут ли они понять, какие чувства переживает Петька? Проанализируйте диалог барыни и барина, когда они увидели плачущего Петьку. Объяснили детским капризом. Можно ли согласиться с такой оценкой? А как бы вы оценили слезы мальчика? Итак, Петька возвращается в город. Каким изображает Москву Андреев. Петька становится жертвой. Объясните смысл этой метафоры.

Город – дача – город. Как называется такая композиция7 Кольцевая. Почему Андреев использует именно такую композицию рассказа? Для того, чтобы показать безысходность будущего Петьки., усугубляя этим самым и так тяжелое впечатление от рассказа.

5. Рефлексия. А сейчас задание для групп. На выбор вы делаете задания:

1. Представьте себе, что Петька решил написать письмо гимназисту Мите. О чем он мог написать?

2.Покажите этот рассказ при помощи цвета и прокомментируйте.

6. Вывод. Какой вывод можем сделать? Обратите внимание, насколько обманчиво оказалось первоначальное впечатление от рассказа. О чем рассказ заставил задуматься каждого из вас? Наверно, о том, что есть такие дети, которые нуждаются в частичке нашего тепла.

7. Домашнее задание. Напишите отзыв о рассказе или иллюстрацию к нему.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Ад и рай в рассказе Л.Андреева "Петька на даче"

Автор: Аляпкина Елена Николаевна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства