Леонид Андреев. «Петька на даче». «Маленький мальчик с большим сердцем»
Леонид Андреев. «Петька на даче». «Маленький мальчик с большим сердцем»
Литературное чтение. Леонид Андреев. «Петька на даче».«Маленький мальчик с большим сердцем»
Глава 4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас».
Цели урока: раскрыть нравственный смысл произведения; совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения, чтения по ролям, анализа произведения; учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение; закреплять умение самостоятельно работать со словарями, справочниками; применять прием контраста при чтении и анализе текста; развивать познавательную активность, воспитывать толерантность в детях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Леонид Андреев. «Петька на даче». «Маленький мальчик с большим сердцем» »
Конспект урока литературного чтения
Хляминой С.Ж.
по УМК «Перспективная начальная школа»
Литературное чтение. Леонид Андреев. «Петька на даче».
«Маленький мальчик с большим сердцем»
Глава 4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас».
Цели урока: раскрыть нравственный смысл произведения; совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения, чтения по ролям, анализа произведения; учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение; закреплять умение самостоятельно работать со словарями, справочниками; применять прием контраста при чтении и анализе текста; развивать познавательную активность, воспитывать толерантность в детях.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. «Жужжащее чтение».
3. Вводная беседа.
Сегодня мы будем работать с новым произведением. Мы попытаемся заглянуть в лица наших сверстников, живших задолго до нас.
Было это давным –давно в старом Петербурге. Жил на свете маленький мальчик с большим сердцем, жил со своими радостями и печалями.
А чтобы наш урок прошел интересно, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут …
(звучит фонограмма песни)
Книги!
А поведут нас по стране книг наши верные друзья – Маша и Миша со своими одноклассниками и учительницей Евдокией Васильевной.
4. Работа с учебником. Знакомство с интригой урока. стр.137.
Выразительное чтение интриги учебника детьми.
5. Анализ произведения «Петька на даче».
Работа с блоками вопросов по 1, 2, 3 отрывками рассказа.
1 отрывок: страницы 137-141.
2 отрывок: страницы 142-146.
3 отрывок: страницы 147-149.
-Выборочное чтение из 1 отрывка: Вызывает ли Петька у тебя сочувствие? Но почему: его обижают, бьют? Или он недосыпает? Недоедает? Или та работа, которую он выполняет в парикмахерской, для него трудна и непосильна?
Почему же тебе его жалко? Какие небольшие радости есть у Петьки в парикмахерской? На что он смутно надеется?
Чтение строчек, выделенных жирным шрифтом: Обратите внимание на то, что Петька постоянно хотел попасть «в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно» и что он смутно надеялся, что дача «и есть то самое место, куда он так стремился».
Автор с большим сочувствием рисует Петькин портрет. Автор испытывает не брезгливость, но острое чувство жалости к мальчику.
-Выборочное чтение из 2 отрывка: Чьими глазами показан вокзал и вид из окна поезда: глазами рассказчика или Петьки?
- Чтобы не ошибиться при ответе на этот вопрос, обратите внимание на сравнения,- сказала Евдокия Васильевна.- Найдите в тексте, с чем сравниваются паровозные гудки, лес, небо. Подумайте, есть ли в этих сравнениях следы Петькиных впечатлений.
Вокзал увиден Петькиными глазами. Так, густые и сердитые гудки паровозов напоминают ему сердитый голос Осипа Абрамовича, а тоненькие и визгливые свистки кажутся ему похожими на голос больной жены хозяина. Картины, разворачивающиеся в окнах поезда, также увидены Петькиными глазами: лес кажется ему травкой, а белые облачка ангелочками. Первое впечатление от гимназиста Мити,- тоже Петькино. Смугло-желтое от загара лицо Мити сравнивается с цветом вагона второго класса. А цвет вагона второго класса- это недавнее Петькино впечатление: ведь он ехал в Царицыно именно на поезде.
- Где и как начинается освоение Петей нового мира? А где и как продолжается? Насколько глубоко Петька переживает новые впечатления?
Освоение нового мира начинается уже на вокзале. Уже там Петька испытывает чувство нетерпения и возбуждения, впитывает все впечатления – и зрительные и слуховые. Продолжается - в вагоне, где Петька , прилипнув к окну и изредка перебегая на противоположную сторону вагона, жадно разглядывает все подробности. Наконец, на даче на Петьку обрушивается огромный новый мир- мир природы, в котором мальчик воспринимает все как «живое, чувствующее и имеющее волю. Отличаясь необыкновенно впечатлительной душой, обладая глубокой и восприимчивой натурой, Петька всматривается, прислушивается к миру природы и к собственным ощущениям, наслаждается своими открытиями, глубоко прочувствовав каждое новое впечатление. «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.». Петька – глубокий и даже одаренный мальчик. Он обладает настоящим даром поэтического восприятия мира, он наделен способностью воображения, умением растворяться в мире природы и наслаждаться своим единением с ней.
- Сравните описания внешности Петьки в первом и во втором отрывках ( они в обоих случаях сбоку выделены цветом). Что было причиной, изменившей облик Петьки? Ведь Петька еще не видел дачи?
- Давайте найдем и перечитаем два отрывка. «Он все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.». И второй: «Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим.». Причиной таких изменений во внешности мальчика стали яркие, новые впечатления, которые обрушились на него уже из окна поезда: «Он родился и вырос в городе, в поле был первый раз в своей жизни, и все здесь для него было поразительно ново и странно…».
- Найдите, что говорит о внешнем виде Петьки его мать, Надежда. В чем она видит причину того, что Петька стал лучше выглядеть? Права ли она?
- Как вы думаете, Петька делится с матерью своими впечатлениями или все переживает тихо, молча, наедине с самим собой?
Подтвердите, что автор использует прием контраста, рассказывая о жизни Петьки в парикмахерской и на даче?
Матери казалось, что Петька поправился и поэтому стал лучше выглядеть: «Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец!»- радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар». Она не замечала бурной внутренней жизни Петьки, его новых увлечений и приписывала это тому, что много его кормит. Но из следующих строчек видно, что она была не права: «Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться…», он был полностью захвачен новой жизнью, он как будто проснулся, как будто ожил.
Мальчик явно не делился с матерью своими впечатлениями и новыми переживаниями: «В первые дни он часто возвращался к матери, терся возле нее.. И потом снова шел к грозному лесу и тихой воде и будто допрашивал их о чем-то.».
То, что автор использует прием контраста, рассказывая о жизни Петьки в парикмахерской и на даче, видно из описания самого Петьки, его впечатлений и состояний, в которых он пребывает. Если, находясь в парикмахерской, Петька постоянно пребывает в сонном заторможенном состоянии и все валится у него из рук , то будучи на даче, он постоянно испытывает сильные чувства и эмоции, он бодр и деятелен.
В парикмахерской Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата. И зимой и летом он видел все те же зеркала. И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: « Мальчик, воды»,-и он все подавал ее, все подавал.», а на даче все «было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был темный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности. Полянки, светлые, зеленые и веселые, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно- синее небо звало его к себе и смеялось ,как мать.
- Как вы думаете, почему Петька – этот тихий и молчаливый мальчик – так бурно и некрасиво реагирует на слова матери о необходимости вернуться с дачи в Москву?
Живя в парикмахерской, Петька напоминал маленького старичка, абсолютно безразличного ко всему мальчика, из которого словно ушла жизнь. Поэтому Петька, после пребывания на даче, так бурно реагирует на известие о скором отъезде. На даче Петька ожил, глаза его наполнились блеском и интересом к окружающему миру, он почувствовал, что такое настоящая жизнь Катающийся по земле в истерике и громко вопящий Петька, бунтует, таким образом против возвращения в жуткий, серый мир парикмахерской.
- Найдите описание внешности Петьки в третьем отрывке и сравните с двумя предыдущими описаниями. Как и почему снова изменился облик Петьки?
Сидя в вагоне поезда, Петька снова стал напоминать того мальчика, каким он был до своего отъезда на дачу.: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота ее выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом.» Эти изменения во внешности мальчика связаны с тем, что его увозят из прекрасного места, где он чувствовал себя живым, счастливым, и с тем, что в городе его ждет однообразная серая жизнь в парикмахерской.
- Изменилась ли жизнь Петьки после возвращения с дачи?
Строчки, которые процитировал Петя Захаров: Из этого отрывка видно, что ни жизнь в парикмахерской, ни состояние Петьки нисколько не изменились.
Строчки, которые процитировал Миша Иванов: Этот отрывок указывает на то, что изменения произошли не во внешней стороне Петькиной жизни, а в его внутреннем мире.
- Дача окончательно сломила Петьку или, напротив, зародила в нем огонек надежды?
Дача открыла Петьке Петьку. Мальчик впервые узнал себя, почувствовал, что жизнь- не сплошная, безрадостная и скучная череда серых дней, но что в ней есть прекрасный, разнообразный мир природы, что в нем самом могут рождаться сильные и яркие переживания. Несмотря на то, что Петька, вернувшись в город, снова стал похож на маленького старичка, он не отказался от приобретенного духовного богатства, не отверг его. Он просит мать спрятать удочку, и хотя эта удочка не имеет никакой ценности, важна сама надежда - надежда вернуться на дачу. Очень важно и то, что Петька ночами взволнованно рассказывает Николке про дачу – делится своими необыкновенными впечатлениями…
Таким образом, Петька, в жизни которого была дача,- это уже другой Петька, это уже мальчик с опытом необыкновенных и ярких переживаний, которые он ценит и которыми делится.
- Какие чувства вызывает рассказ: тоску и безысходность или надежду на лучшее?
Рассказ вызывает очень сложные чувства. С одной стороны, чувство безысходности, поскольку окружающая Петьку жизнь остается неизменной: такой же грубой, пошлой, безрадостной. С другой стороны, надежду, поскольку мальчик узнал, что совсем рядом есть и другая жизнь – полная радости, сильных и ярких впечатлений. Важно то, что пробуждение души уже состоялось, мрачный мир парикмахерской не раздавил Петьку окончательно, не убил в нем человека – теперь эта ожившая душа будет ждать своего часа, чтобы вырваться наружу и обрести свободу.
6.Д. М : познавательная игра « За семью печатями»
7. Итог урока: рефлексия, оценки за урок, фиксирование техники чтения.