Предмет
Литературое чтение
Класс 7«б»
Тема урока:
Л.Н. Андреев «Петька на даче»
Цель урока:
Ознакомление с содержанием рассказа, умение анализировать поступки героев.
Результат обучения:
Ученики
-знают содержание рассказа, умеют определять тему, основную мысль, идею рассказа, рассуждают, соотрудничают друг с другом;
-будут наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; у детей расширяется кругозор, обогатится словарный запас, будет развиваться речь;
-будут проявлять стремление к заботе, доброте, милосердию.
Вид деятельности
время
Действия учителя
Действия учеников
Ход урока:
1. Психологический настрой.
2мин.
Что для жизни нужно?
Что для дружбы нужно?
Что для сердца нужно?
Что для счастья нужно?
Дружба!
Сердце!
Счастье!
Мир!
2.Организационный момент.
1 мин
Формирование групп.
Дети делятся на группы, выбирая слова: Дети, Труд, История.
3.Актуализация знаний. Демонстрация иллюстрации.
Слайд «Л.Н. Андреев»
Слайд о парикмахере.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
5 мин.
Демонстрация иллюстрации.
Как вы можете связать увиденное с названиями ваших групп?
Вспомните, какое произведение художественной литературы о судьбах детей мы изучали ? М.А. Горький «У чертежника»(«Ванька» Чехова, «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко).
– Ребята, а я вам хочу предложить для чтения книги, которые тоже раскрывают тему трудного детства: Д. Григорович «Гуттаперчивый мальчик», Куприн «Белый пудель», И.Телешов «Домой».(Демонстрируется выставка книг).Эти книги есть в нашей школьной библиотеке.
Сегодня на уроке мы поговорим о
рассказе «Петька на даче»
1.Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
2. А почему автор назвал свой рассказ «Петька на даче»?
Автором рассказа является Л.Н. Андреев, чтобы лучше представить личность автора,
проведём небольшую экскурсию в Дом-музей Л.Андреева, которую подготовила для нас группа экскурсоводов.
Этот рассказ писатель написал в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих своих произведений Андреев не выдумывал, у героев были прототипы.
Прототип– личность, черты которой легли в основу литературного образа.
Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя- парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе этих воспоминаний и был написан рассказ «Петька на даче».
Ответы детей. Рассуждения
С презентацией слайда выступить: Данабекова С
С презентацией слайда выступает Данабекова С
Учащиеся читают определение этого термина на экране.
Идет активная познавательная деятельность учащихся,
развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению.
Определение темы и задач урока:
3 мин.
Запись в тетради: число,тема: Л.Н. Андреев « Петька на даче»
Какова цель нашего урока?
А какие задачи стоят перед нами сегодня?
Учащиеся записывают число и тему.
Знакомство с рассказом.
Самостоятельно определяют задачи урока:
1.узнать содержание рассказа,
2. раскрыть образ Петьки и других героев
3. определить тему и основную идею рассказа.
6. Практическое задание. Работа со словарем.
3 мин.
Словарная работа:
Прототип– личность, черты которой легли в основу литературного образа.
Мальчик – малолетний работник в купеческих лавках, парикмахерских и в других заведениях в дореволюционной России. ( дополнение учителя)
.Учащиеся работают со словарем
Исследование в
малых группах.
10 мин.
Каждой группе дается задание: чтение текста, оглавление его, составление характеризующей карты: портретное описание Пети, описание действии Пети.
1 группа: Первая часть рассказа «Тяжелые будни Петьки в парикмахерской»
2 группа: Вторая часть рассказа «Счастливые дни на даче»
3 группа: Третья часть рассказа «Возвращение в город»
Каждая группа, распределяя обязанности между собой, работает коллективно, заполняет карту, выступает с защитой постера.
В каждой группе назначается консультант, который будет направлять деятельность всей команды.
Закрепление.
Кумулятивная беседа.
2 мин.
1.Как вы думаете, какой мир побеждает в этом рассказе?
2.оставляет ли автор своему герою надежду на хорошую жизнь?
Почему автор назвал свой рассказ « Петька на даче» ?
Предполагаемые ответы учащихся:
1.Реальный, Петя возвращается в город, на работу в парикмахерскую
2.Да. Осталась удочка, рассказ о даче.
3.Самый светлый, счастливый эпизод в жизни мальчика.
Творческое задание
«Письмо герою»
4мин.
Написать обращение к Пете.
Написать обращение к Осипу Петровичу.
О чем написал бы Петя вам?
Учащиеся зачитывают свое письмо.
Итог урока:
3мин.
Так, повествуя о трудном детстве своего героя, автор заставляет нас, читателей, задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм, безразличие.
Каким нравственным качествам учит нас автор.
Ответы учащихся:
доброте,чуткости,состраданию,терпимости,доброжелательности, милосердию.
Рефлексия
2 мин.
Если урок заставил вас задуматься, то прикрепите красный стикер на плакат.
Если у вас есть вопросы, прикрепите зеленый стикер.
Источники, оснащение и оборудование:
,
Учебник, слайды, стикеры, иллюстрации о детях, графопроектор, постеры,
Анализ и оценивание урока
Критериальное оценивание
Последующие задания и чтение
Тема трудного детства была широко распространена и в изобразительном искусстве 19 века. Подготовить слайд «Художники о детях», на которых изображена нелёгкая жизнь маленьких тружеников.
2. Эссе « Мое счастливое детство»