kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Л.Н. Толстой «Война и мир». Знакомство с романом и героями».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока

Обучающие:

 продолжить знакомство обучающихся с биографией Л.Н. Толстого и историей создания романа, продолжить работу по обучению  аналитическому  пересказу  художественного текста, продолжить  отработку навыков  самостоятельной работы с текстом.

Развивающие:

 совершенствовать  речевые умения: уметь анализировать отдельные эпизоды художественного произведения,  развивать умение  высказывать  свое мнение  о прочитанном;  развивать навыки индивидуальной,  парной и групповой работы.

Воспитательные:

способствовать  воспитанию у школьников интереса к литературе,  формированию  через литературное произведение  нравственных понятий. 

                                                                                               Эпиграф

                                                         Великая поэма, великое творение,

                                                         песня, завещаемая из века в век…

                                                                                               А.И. Герцен

 

Ход  урока

             Слово учителя.

             Л.Н. Толстой – великий писатель.  Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них.  Когда  кто-то берет  «Войну и мир», жизнь  романа начинается сызнова.  Ребята, я предлагаю  войти в мир этого произведения и подумать о чем оно.

Ответы  учащихся. (О любви, о жизни,  о войне,  о мире, о славе,  чести, о семье)

           Слово учителя. ( О том, как война  переворачивает судьбы людей, как меняет  отношение  человека к миру, о красоте человеческих отношений, о жизни праведной и неправедной,  как обрести себя в жизни)

          * Великие о великом. Ребята читают высказывания  о романе (Было дано задание записать  одно-два высказывания)

«Мир еще не знал такого  художника» (Т. Манн)

«Какое величественное, глубокое и всестороннее  содержание» (И.С. Тургенев)

1.Подготовленные учащиеся рассказывают, как писатель приступил к написанию своего романа.

2. Более 6 лет  творческого  труда посвятил Толстой  «Войне и миру»

3. Зачитываются 2-3  ярких высказывания современников  писателя о романе.

Слово учителя.

Итак, войдя в храм Толстого, вы уже  задумались и вас что-то поразило. Что же это могло быть?

Говорят ребята.

- Философские размышления Л.Н. Толстого.

- «Вечные»  вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить и что такое  есть Я?  Что  такое жизнь и смерть?

Слово учителя.

 Читая роман нас поражает огромный охват событий и огромное количество героев, их около 600. Мы узнаем о воспитании  в семьях, о «некрасивой « девочке и ее поступках, читаем строки  из описания  Бородинского  сражения, читаем о партизанских отрядах, о пожаре  Москвы, как люди покидают столицу, читаем о лучших минутах в жизни Андрея Болконского.

БЫЛО ДАНО ЗАДАНИЕ по тексту:  (выписать 2-3 предложения)  одну мысль, которая их восхитила.  Вот некоторые из них:

- Андрей Болконский размышляет о Кутузове:  «…он все выслушает, все запомнит, все поставит на место…, а  главное, почему веришь ему, - это то, что он русский…»

-«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух…»

- Гуманное чувство к поверженному врагу: «Пока они были сильны, мы их  не жалели, а теперь и пожалеть можно.  Тоже люди…»

- Эпизод в Отрадном. Наташа и Соня.

- «Я старался писать  историю народа», - писал Л.Н. Толстой. Я оценил его  «мысль народную» в романе. 

И другие  высказывания…

Слово учителя.

 Ребята, как вы считаете, какие вопросы  надо глубоко проанализировать при изучении романа Толстого?

  1. Как автор раскрывает проблему «Человек и война»?
  2. Как влияет война на жизнь человека? (Вспомним раненого Андрея.  Он лежит на поле боя, чувствуя приближение смерти. От этого меняется  восприятие  им мира)

Все,  что было прежде, кажется теперь мелочным. Говорят учащиеся. (Например)

А какие бывают смерти на войне! Война – это гибель, смерть, кровь, ранения.  Война – это массовое убийство. Война – это страх. Когда Николай Ростов впервые идет в бой, он просит всевышнего: «Прости, спаси, защити меня!» Война – это не любезность.

Слово учителя.  Л.Н. Толстой неоднократно подчеркивает, что война – это преступление, а те, кто ее затевает, - преступники. Даже сегодня мысли писателя актуальны.  Война – это не любезность, война – это кровопролитие, а всякое кровопролитие  преступно.

- Человек и война – одна из ведущих тем романа.  Мы поведем серьезный  разговор о том, как «мысль народная» будет положена в основу  оценки  исторических событий. В этом вы легко убедитесь, сопоставив оценку войн 1805-1807 г.г. и  Отечественной войны 1812 года.   «Мысль  народную»  Толстой определит и оценит исторический  деятелей.  В утверждении  народа как  главного двигателя истории проявится гений  автора  романа «Война и мир».

Обратимся к словам автора романа:  «Когда я писал роман, я любил в нем одну мысль -  мысль народную…»

 Заключение.  Эту  «мысль»  мы попытаемся понять и раскрыть на следующих уроках.

Д/З. Разбираем 2 часть. Человек и  война. Человек и природа.  Вопросы жизни и смерти. Портретная галерея.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Л.Н. Толстой «Война и мир». Знакомство с романом и героями».»

Урок литературы в 10 классе

Тема урока: «Л.Н. Толстой «Война и мир». Знакомство с романом и героями».

Цели урока

Обучающие:

продолжить знакомство обучающихся с биографией Л.Н. Толстого и историей создания романа, продолжить работу по обучению аналитическому пересказу художественного текста, продолжить отработку навыков самостоятельной работы с текстом.

Развивающие:

совершенствовать речевые умения: уметь анализировать отдельные эпизоды художественного произведения, развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном; развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы.

Воспитательные:

способствовать воспитанию у школьников интереса к литературе, формированию через литературное произведение нравственных понятий.

Эпиграф

Великая поэма, великое творение,

песня, завещаемая из века в век…

А.И. Герцен



Ход урока

Слово учителя.

Л.Н. Толстой – великий писатель. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Когда кто-то берет «Войну и мир», жизнь романа начинается сызнова. Ребята, я предлагаю войти в мир этого произведения и подумать о чем оно.

Ответы учащихся. (О любви, о жизни, о войне, о мире, о славе, чести, о семье)

Слово учителя. ( О том, как война переворачивает судьбы людей, как меняет отношение человека к миру, о красоте человеческих отношений, о жизни праведной и неправедной, как обрести себя в жизни)

* Великие о великом. Ребята читают высказывания о романе (Было дано задание записать одно-два высказывания)

«Мир еще не знал такого художника» (Т. Манн)

«Какое величественное, глубокое и всестороннее содержание» (И.С. Тургенев)

1.Подготовленные учащиеся рассказывают, как писатель приступил к написанию своего романа.

2. Более 6 лет творческого труда посвятил Толстой «Войне и миру»

3. Зачитываются 2-3 ярких высказывания современников писателя о романе.

Слово учителя.

Итак, войдя в храм Толстого, вы уже задумались и вас что-то поразило. Что же это могло быть?

Говорят ребята.

- Философские размышления Л.Н. Толстого.

- «Вечные» вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить и что такое есть Я? Что такое жизнь и смерть?

Слово учителя.

Читая роман нас поражает огромный охват событий и огромное количество героев , их около 600. Мы узнаем о воспитании в семьях, о «некрасивой « девочке и ее поступках, читаем строки из описания Бородинского сражения, читаем о партизанских отрядах, о пожаре Москвы, как люди покидают столицу, читаем о лучших минутах в жизни Андрея Болконского.

БЫЛО ДАНО ЗАДАНИЕ по тексту: (выписать 2-3 предложения) одну мысль, которая их восхитила. Вот некоторые из них:

- Андрей Болконский размышляет о Кутузове: «…он все выслушает, все запомнит, все поставит на место…, а главное, почему веришь ему, - это то, что он русский…»

-«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух…»

- Гуманное чувство к поверженному врагу: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже люди…»

- Эпизод в Отрадном. Наташа и Соня.

- «Я старался писать историю народа», - писал Л.Н. Толстой. Я оценил его «мысль народную» в романе.

И другие высказывания…

Слово учителя.

Ребята, как вы считаете, какие вопросы надо глубоко проанализировать при изучении романа Толстого?

  1. Как автор раскрывает проблему «Человек и война»?

  2. Как влияет война на жизнь человека? (Вспомним раненого Андрея. Он лежит на поле боя, чувствуя приближение смерти. От этого меняется восприятие им мира)

Все, что было прежде, кажется теперь мелочным. Говорят учащиеся. (Например)

А какие бывают смерти на войне! Война – это гибель, смерть, кровь, ранения. Война – это массовое убийство. Война – это страх. Когда Николай Ростов впервые идет в бой, он просит всевышнего: «Прости, спаси, защити меня!» Война – это не любезность.



Слово учителя. Л.Н. Толстой неоднократно подчеркивает, что война – это преступление, а те , кто ее затевает, - преступники. Даже сегодня мысли писателя актуальны. Война – это не любезность, война – это кровопролитие, а всякое кровопролитие преступно.



- Человек и война – одна из ведущих тем романа. Мы поведем серьезный разговор о том, как «мысль народная» будет положена в основу оценки исторических событий. В этом вы легко убедитесь, сопоставив оценку войн 1805-1807 г.г. и Отечественной войны 1812 года. «Мысль народную» Толстой определит и оценит исторический деятелей. В утверждении народа как главного двигателя истории проявится гений автора романа «Война и мир».

Обратимся к словам автора романа: «Когда я писал роман, я любил в нем одну мысль - мысль народную…»

Заключение. Эту «мысль» мы попытаемся понять и раскрыть на следующих уроках.



Д/З. Разбираем 2 часть. Человек и война. Человек и природа. Вопросы жизни и смерти. Портретная галерея.

-










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Л.Н. Толстой «Война и мир». Знакомство с романом и героями».

Автор: Матвеева О.В

Дата: 03.01.2024

Номер свидетельства: 643532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Презентация к уроку литературы в 10 классе "Анализ эпизода «Именины в доме Ростовых» (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)" "
    ["seo_title"] => string(126) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-10-klassie-analiz-epizoda-imieniny-v-domie-rostovykh-po-romanu-l-n-tolstogho-voina-i-mir"
    ["file_id"] => string(6) "225526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439733169"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект интегрированного урока (литература -музыка) на тему "Музыка в жизни и творчестве Льва Толстого". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-muzyka-na-tiemu-muzyka-v-zhizni-i-tvorchiestvie-l-va-tolstogho"
    ["file_id"] => string(6) "125418"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414977870"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности студентов при изучении литературы."
    ["seo_title"] => string(122) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-v-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-studientov-pri-izuchienii-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454384454"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Презентация к уроку литературного чтения. Тема Л.Н.Толстой "Детство" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-tiema-l-n-tolstoi-dietstvo"
    ["file_id"] => string(6) "106918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403113696"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "конспект урока   литературы "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratury-2"
    ["file_id"] => string(6) "128922"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415608433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства