Л.Н. Толстой «Война и мир». Человек и природа на страницах романа.
Л.Н. Толстой «Война и мир». Человек и природа на страницах романа.
Цели: выработать навык читать описания природы в художественном произведении; помочь учащимся проникнуть в самую суть художественного произведения, почувствовать эстетическое воздействие природы на человека; раскрыть особенности пейзажных зарисовок Л.Н. Толстого.
Эпиграф
Природа не описывается,
а живет у нашего великого художника.
Плеханов Г.В.
Ход урока
Слово учителя. Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей. Его не может не занимать природа. Она сопровождает его всю жизнь. Но многое школьники, читая произведение, пропускают эпизоды с описанием природы. Я считаю, что это обедняет их речь, жизнь. Делает бессловесной радость от встречи с природой, сужает круг красоты, счастья. Н.Г. Чернышевский писал, что «изображение природы раскрывает отношение писателя к нации, его философские воззрения, его чувство прекрасного».
Ребята, а как вы считаете? Ответы.
-восприятие природы как чего-то необходимого и органически входящего в жизнь человека лежит в основе стремлений Толстого, отсюда и психологизм пейзажных зарисовок;
- у Толстого общение героя с природой связано с поворотными моментами в духовной эволюции. Природа как бы открывает герою путь к познанию нравственного смысла жизни.
Слово учителя. Ответьте на вопросы.
1.Вспомните, кто из героев романа тесно связан с картинами природы? Почему? (Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов, княжна Марья Болконская)
2. Есть ли в романе герои, рассказывая о которых автор никогда не упоминает о природе? (Анатоль Курагин, его сестра Элен, которая вышла замуж за Пьера)
3. С какими моментами в истории становления характера, поисков смысла жизни князем Андреем Болконским связаны пейзажные зарисовки? (идет чтение эпизода «Небо Аустерлица» ( т.1, часть3, глава 16)
АНАЛИЗ СТРАНИЦ.
-Скупая зарисовка утра Аустерлица. Что это? Только зарисовка обстановки события? Или…?
- Нет, этот пейзаж слился с мыслями и чувствами Андрея.
- Какое впечатление произвело это небо на князя? К каким выводам он приходит?
- (В пейзаже Аустерлица с его «высоким, бесконечным небом» с тихо ползущими на нем серыми облаками, которое видит над собой истекающий кровью князь Андрей и в котором он ощущает соответствие своему состоянию – «тишину», «успокоение»
Слово учителя.
Перед величием неба Андрей приходит к отрицанию всякой суеты: войны, политики, стремления к личной славе. Он еще не знает, где правда, не понимает, что счастье каждого человека должно быть связано с чем-то общим, чистым, ясным. Он видит небо, неизмеримо высокое, и даже кумир его Наполеон показался ему маленьким и ничтожным.
Да, природа помогает князю Андрею понять, что счастье и красота жизни в другом. Вот оно, ПЕРВОЕ ПРОЗРЕНИЕ. Неслучайно Болконский посчитает небо Аустерлица лучшей минутой своей жизни.
*Какой еще эпизод или эпизоды можно вспомнить? (отвечают учащиеся)
- Можно вспомнить о дубе в весенней роще
- О ночи в Отрадном, которая помогла ему вернуться к деятельной жизни (Итак, возьмем два параллельных описания березовой рощи с одиноким дубом, потому что они важны для понимания душевного мира князя Андрея, он видит сначала на пути из Лысых гор в рязанские имения сына и на обратном пути из Отадного. Природа здесь показана в развитии (том 2, часть 3, глава 1,3)
ЗАЧИТАТЬ ТЕКСТ. Князь Андрей выехал в рязанские имения сына. Пригреваемый весенним солнцем, смотрел по сторонам….
Слово учителя. Радостное бездумное состояние пригретого весенним солнцем человека понятно и близко каждому. Он обежал глазами все, что распустилось и, заметил дуб.
ПРОЧИТАЙТЕ описание дуба. 1 встреча. Анализируем.
Это был огромный, в два обхвата дуб…ни весны, ни солнца» Он полон силы и независимости, и только он один не хотел подчиняться цветению весны. Этот дуб как будто говорил Андрею: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья…» Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, будто чего-то ждал от него. Рой безнадежных мыслей возник у него в голове. Дуб показался ему СИМВОЛОМ НЕВОЗМОЖНОСТИ СЧАСТЬЯ,
2-я встреча с дубом. Прочитайте. Анализируем эпизод.(том 2, часть 3, глава 3). В начале июля князь Андрей, возвращаясь домой из Отрадного, «въехал опять в ту березовую рощу…»Да где он? Старый дуб весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел… «Да, это тот самый дуб», - подумал князь, и на него нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления»
Дуб изменился, ожил, стал таким же, как все вокруг. И это отречение от горя и недоверия вместе с ним безоговорочно принял князь Андрей. Такова неукротимая сила победно идущей жизни, которой подчинена не только природа, но и судьба наиболее рассудочного из героев – князя Андрея. В этой связи пейзажных зарисовок с мыслями и чувствами человека – психологизм пейзажа «Войны и мира».
Толстой изображает мир природы в развитии, в переходе из одного состояния в другое.
Вывод. В описании Толстого все объемно. Мир природы – вокруг героя. Герой «внутри» мира природы, как бы «вписан» в него, а не дан на фоне декораций.(Посмотрите, как видит дуб князь Андрей. Въехав в рощу, он ищет глазами дуб, увидел, пристально смотрит, проезжает мимо и затем «несколько раз оглянулся» - «дуб прошел с трех сторон» - отсюда фиксация не очертаний, а объема, он «в два обхвата, с корявыми руками и пальцами».
Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой «Война и мир». Человек и природа на страницах романа.»
Урок в 10 классе
Тема: Л.Н. Толстой «Война и мир». Человек и природа на страницах романа.
Цели: выработать навык читать описания природы в художественном произведении; помочь учащимся проникнуть в самую суть художественного произведения, почувствовать эстетическое воздействие природы на человека; раскрыть особенности пейзажных зарисовок Л.Н. Толстого.
Эпиграф
Природа не описывается,
а живет у нашего великого художника.
Плеханов Г.В.
Ход урока
Слово учителя. Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей. Его не может не занимать природа. Она сопровождает его всю жизнь. Но многое школьники, читая произведение, пропускают эпизоды с описанием природы. Я считаю, что это обедняет их речь, жизнь. Делает бессловесной радость от встречи с природой, сужает круг красоты, счастья. Н.Г. Чернышевский писал, что «изображение природы раскрывает отношение писателя к нации, его философские воззрения, его чувство прекрасного».
Ребята, а как вы считаете? Ответы.
-восприятие природы как чего-то необходимого и органически входящего в жизнь человека лежит в основе стремлений Толстого, отсюда и психологизм пейзажных зарисовок;
- у Толстого общение героя с природой связано с поворотными моментами в духовной эволюции. Природа как бы открывает герою путь к познанию нравственного смысла жизни.
Слово учителя. Ответьте на вопросы.
1.Вспомните, кто из героев романа тесно связан с картинами природы? Почему? (Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов, княжна Марья Болконская)
2. Есть ли в романе герои, рассказывая о которых автор никогда не упоминает о природе? (Анатоль Курагин, его сестра Элен, которая вышла замуж за Пьера)
3. С какими моментами в истории становления характера, поисков смысла жизни князем Андреем Болконским связаны пейзажные зарисовки? (идет чтение эпизода «Небо Аустерлица» ( т.1, часть3, глава 16)
АНАЛИЗ СТРАНИЦ.
-Скупая зарисовка утра Аустерлица. Что это? Только зарисовка обстановки события? Или…?
- Нет, этот пейзаж слился с мыслями и чувствами Андрея.
- Какое впечатление произвело это небо на князя? К каким выводам он приходит?
- (В пейзаже Аустерлица с его «высоким, бесконечным небом» с тихо ползущими на нем серыми облаками, которое видит над собой истекающий кровью князь Андрей и в котором он ощущает соответствие своему состоянию – «тишину», «успокоение»
Слово учителя.
Перед величием неба Андрей приходит к отрицанию всякой суеты: войны, политики, стремления к личной славе. Он еще не знает, где правда, не понимает, что счастье каждого человека должно быть связано с чем-то общим, чистым, ясным. Он видит небо, неизмеримо высокое, и даже кумир его Наполеон показался ему маленьким и ничтожным.
Да, природа помогает князю Андрею понять, что счастье и красота жизни в другом. Вот оно, ПЕРВОЕ ПРОЗРЕНИЕ. Неслучайно Болконский посчитает небо Аустерлица лучшей минутой своей жизни.
*Какой еще эпизод или эпизоды можно вспомнить? (отвечают учащиеся)
- Можно вспомнить о дубе в весенней роще
- О ночи в Отрадном, которая помогла ему вернуться к деятельной жизни (Итак, возьмем два параллельных описания березовой рощи с одиноким дубом, потому что они важны для понимания душевного мира князя Андрея, он видит сначала на пути из Лысых гор в рязанские имения сына и на обратном пути из Отадного. Природа здесь показана в развитии (том 2, часть 3, глава 1,3)
ЗАЧИТАТЬ ТЕКСТ. Князь Андрей выехал в рязанские имения сына. Пригреваемый весенним солнцем, смотрел по сторонам….
Слово учителя. Радостное бездумное состояние пригретого весенним солнцем человека понятно и близко каждому. Он обежал глазами все, что распустилось и, заметил дуб.
ПРОЧИТАЙТЕ описание дуба. 1 встреча. Анализируем.
Это был огромный, в два обхвата дуб…ни весны, ни солнца» Он полон силы и независимости, и только он один не хотел подчиняться цветению весны. Этот дуб как будто говорил Андрею: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья…» Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, будто чего-то ждал от него. Рой безнадежных мыслей возник у него в голове. Дуб показался ему СИМВОЛОМ НЕВОЗМОЖНОСТИ СЧАСТЬЯ,
2-я встреча с дубом. Прочитайте. Анализируем эпизод.(том 2, часть 3, глава 3). В начале июля князь Андрей, возвращаясь домой из Отрадного, «въехал опять в ту березовую рощу…»Да где он? Старый дуб весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел… «Да, это тот самый дуб», - подумал князь, и на него нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления»
Дуб изменился, ожил, стал таким же, как все вокруг. И это отречение от горя и недоверия вместе с ним безоговорочно принял князь Андрей. Такова неукротимая сила победно идущей жизни, которой подчинена не только природа, но и судьба наиболее рассудочного из героев – князя Андрея. В этой связи пейзажных зарисовок с мыслями и чувствами человека – психологизм пейзажа «Войны и мира».
Толстой изображает мир природы в развитии, в переходе из одного состояния в другое.
Вывод. В описании Толстого все объемно. Мир природы – вокруг героя. Герой «внутри» мира природы, как бы «вписан» в него, а не дан на фоне декораций.(Посмотрите, как видит дуб князь Андрей. Въехав в рощу, он ищет глазами дуб, увидел, пристально смотрит, проезжает мимо и затем «несколько раз оглянулся» - «дуб прошел с трех сторон» - отсюда фиксация не очертаний , а объема, он «в два обхвата, с корявыми руками и пальцами».