kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Л.Н. Толстой «Война и мир». Человек и природа на страницах романа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: выработать навык читать описания природы в художественном произведении; помочь  учащимся проникнуть в самую суть художественного произведения, почувствовать  эстетическое  воздействие природы на человека;  раскрыть  особенности  пейзажных зарисовок Л.Н. Толстого.

                                                                                                                   Эпиграф

                                                                                         Природа  не описывается,

                                                                а   живет у нашего великого  художника.

                                                                                                                         Плеханов Г.В.

                                             Ход  урока

  1. Слово учителя.  Человек связан с природой  тысячью неразрывных нитей. Его не может не занимать природа. Она сопровождает его всю жизнь. Но многое школьники, читая произведение,  пропускают  эпизоды с описанием природы. Я считаю, что это  обедняет их речь,  жизнь. Делает бессловесной радость  от встречи с природой, сужает круг красоты, счастья. Н.Г. Чернышевский писал, что «изображение природы раскрывает  отношение писателя к нации, его философские  воззрения, его чувство прекрасного».
  2. Ребята, а как вы считаете? Ответы.

-восприятие природы как чего-то  необходимого и органически входящего в жизнь человека лежит в основе стремлений Толстого, отсюда и психологизм пейзажных зарисовок;

- у Толстого общение героя с природой связано с поворотными  моментами в духовной  эволюции. Природа как бы открывает герою путь к познанию  нравственного смысла жизни.

Слово учителя. Ответьте на вопросы.

1.Вспомните, кто  из героев романа  тесно связан с картинами природы? Почему?  (Наташа Ростова,  Андрей Болконский, Пьер Безухов, княжна Марья Болконская)

2. Есть ли в романе герои, рассказывая о которых автор никогда не  упоминает о природе? (Анатоль Курагин, его сестра Элен, которая вышла замуж за Пьера)

3. С какими моментами  в истории становления характера, поисков смысла жизни князем Андреем Болконским связаны пейзажные зарисовки? (идет чтение эпизода «Небо Аустерлица»  ( т.1, часть3, глава 16)

АНАЛИЗ  СТРАНИЦ.

-Скупая зарисовка утра Аустерлица. Что это? Только зарисовка обстановки события? Или…?

- Нет, этот пейзаж  слился с мыслями и чувствами Андрея.

- Какое впечатление  произвело это небо на князя?  К каким выводам он приходит? 

- (В пейзаже Аустерлица с его «высоким, бесконечным небом» с тихо ползущими  на нем  серыми облаками, которое видит над собой  истекающий  кровью  князь Андрей и в котором  он  ощущает  соответствие  своему состоянию – «тишину»,  «успокоение»

 Слово учителя.

Перед величием неба Андрей приходит к отрицанию всякой суеты: войны, политики, стремления к личной славе. Он еще не знает, где правда, не понимает, что счастье  каждого человека должно быть связано с чем-то общим, чистым, ясным. Он видит небо, неизмеримо высокое, и даже кумир его Наполеон показался ему маленьким и ничтожным.

Да, природа помогает князю Андрею понять, что счастье и красота жизни в другом.  Вот оно, ПЕРВОЕ ПРОЗРЕНИЕ. Неслучайно Болконский посчитает  небо Аустерлица лучшей минутой своей жизни.

*Какой еще эпизод или эпизоды можно вспомнить? (отвечают учащиеся)

- Можно вспомнить о дубе в весенней роще

- О ночи в Отрадном, которая помогла ему вернуться к деятельной жизни  (Итак, возьмем два параллельных описания березовой рощи с одиноким дубом, потому что они важны для понимания душевного мира князя Андрея, он видит сначала на пути из Лысых гор в рязанские имения сына  и на обратном пути из Отадного. Природа здесь показана  в развитии (том 2, часть 3, глава 1,3)  

 ЗАЧИТАТЬ ТЕКСТ.   Князь Андрей  выехал в рязанские имения сына.  Пригреваемый  весенним  солнцем, смотрел по сторонам….

Слово учителя. Радостное бездумное состояние пригретого весенним солнцем человека понятно и близко каждому. Он обежал глазами все, что распустилось и,  заметил дуб. 

ПРОЧИТАЙТЕ описание дуба. 1 встреча. Анализируем.

Это был огромный,  в два обхвата дуб…ни весны, ни солнца»  Он полон силы и независимости, и только он один не  хотел подчиняться цветению весны. Этот дуб как будто говорил Андрею: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья…» Князь  Андрей несколько раз  оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, будто чего-то ждал от него. Рой безнадежных мыслей возник у него в голове. Дуб показался ему СИМВОЛОМ  НЕВОЗМОЖНОСТИ СЧАСТЬЯ,

2-я  встреча с дубом. Прочитайте. Анализируем эпизод.(том 2, часть 3, глава 3). В начале  июля князь Андрей, возвращаясь домой из  Отрадного, «въехал опять в ту березовую рощу…»Да где он?  Старый дуб весь  преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной  зелени, млел… «Да, это тот самый дуб», - подумал князь,  и на него нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления»

Дуб изменился,  ожил, стал таким же, как все вокруг. И это отречение от горя и недоверия вместе с ним безоговорочно принял князь Андрей. Такова неукротимая сила  победно идущей жизни, которой подчинена не только природа, но и судьба наиболее рассудочного из героев – князя Андрея. В этой связи пейзажных зарисовок с мыслями и чувствами человека – психологизм  пейзажа «Войны и мира».

Толстой изображает мир природы в развитии, в переходе из одного состояния в другое.

Вывод.  В описании Толстого все объемно. Мир природы – вокруг героя. Герой «внутри» мира природы, как бы  «вписан» в него, а не дан на фоне декораций.(Посмотрите, как видит дуб князь Андрей. Въехав в  рощу, он ищет глазами дуб, увидел, пристально смотрит, проезжает  мимо и затем  «несколько раз оглянулся» - «дуб прошел с трех сторон» - отсюда фиксация не очертаний, а объема, он «в два обхвата, с корявыми руками и пальцами».

Д/З. Мысль семейная (Ростовы, Курагины, Болконские, Безуховы)На выбор составить семейный кодекс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой «Война и мир». Человек и природа на страницах романа.»

Урок в 10 классе

Тема: Л.Н. Толстой «Война и мир». Человек и природа на страницах романа.

Цели: выработать навык читать описания природы в художественном произведении; помочь учащимся проникнуть в самую суть художественного произведения, почувствовать эстетическое воздействие природы на человека; раскрыть особенности пейзажных зарисовок Л.Н. Толстого.

Эпиграф

Природа не описывается,

а живет у нашего великого художника.

Плеханов Г.В.

Ход урока

  1. Слово учителя. Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей. Его не может не занимать природа. Она сопровождает его всю жизнь. Но многое школьники, читая произведение, пропускают эпизоды с описанием природы. Я считаю, что это обедняет их речь, жизнь. Делает бессловесной радость от встречи с природой, сужает круг красоты, счастья. Н.Г. Чернышевский писал, что «изображение природы раскрывает отношение писателя к нации, его философские воззрения, его чувство прекрасного».

  2. Ребята, а как вы считаете? Ответы.

-восприятие природы как чего-то необходимого и органически входящего в жизнь человека лежит в основе стремлений Толстого, отсюда и психологизм пейзажных зарисовок;

- у Толстого общение героя с природой связано с поворотными моментами в духовной эволюции. Природа как бы открывает герою путь к познанию нравственного смысла жизни.



Слово учителя. Ответьте на вопросы.

1.Вспомните, кто из героев романа тесно связан с картинами природы? Почему? (Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов, княжна Марья Болконская)

2. Есть ли в романе герои, рассказывая о которых автор никогда не упоминает о природе? (Анатоль Курагин, его сестра Элен, которая вышла замуж за Пьера)

3. С какими моментами в истории становления характера, поисков смысла жизни князем Андреем Болконским связаны пейзажные зарисовки? (идет чтение эпизода «Небо Аустерлица» ( т.1, часть3, глава 16)

АНАЛИЗ СТРАНИЦ.

-Скупая зарисовка утра Аустерлица. Что это? Только зарисовка обстановки события? Или…?

- Нет, этот пейзаж слился с мыслями и чувствами Андрея.

- Какое впечатление произвело это небо на князя? К каким выводам он приходит?

- (В пейзаже Аустерлица с его «высоким, бесконечным небом» с тихо ползущими на нем серыми облаками, которое видит над собой истекающий кровью князь Андрей и в котором он ощущает соответствие своему состоянию – «тишину», «успокоение»

Слово учителя.

Перед величием неба Андрей приходит к отрицанию всякой суеты: войны, политики, стремления к личной славе. Он еще не знает, где правда, не понимает, что счастье каждого человека должно быть связано с чем-то общим, чистым, ясным. Он видит небо, неизмеримо высокое, и даже кумир его Наполеон показался ему маленьким и ничтожным.

Да, природа помогает князю Андрею понять, что счастье и красота жизни в другом. Вот оно, ПЕРВОЕ ПРОЗРЕНИЕ. Неслучайно Болконский посчитает небо Аустерлица лучшей минутой своей жизни.

*Какой еще эпизод или эпизоды можно вспомнить? (отвечают учащиеся)

- Можно вспомнить о дубе в весенней роще

- О ночи в Отрадном, которая помогла ему вернуться к деятельной жизни (Итак, возьмем два параллельных описания березовой рощи с одиноким дубом, потому что они важны для понимания душевного мира князя Андрея, он видит сначала на пути из Лысых гор в рязанские имения сына и на обратном пути из Отадного. Природа здесь показана в развитии (том 2, часть 3, глава 1,3)

ЗАЧИТАТЬ ТЕКСТ. Князь Андрей выехал в рязанские имения сына. Пригреваемый весенним солнцем, смотрел по сторонам….

Слово учителя. Радостное бездумное состояние пригретого весенним солнцем человека понятно и близко каждому. Он обежал глазами все, что распустилось и, заметил дуб.

ПРОЧИТАЙТЕ описание дуба. 1 встреча. Анализируем.

Это был огромный, в два обхвата дуб…ни весны, ни солнца» Он полон силы и независимости, и только он один не хотел подчиняться цветению весны. Этот дуб как будто говорил Андрею: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья…» Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, будто чего-то ждал от него. Рой безнадежных мыслей возник у него в голове. Дуб показался ему СИМВОЛОМ НЕВОЗМОЖНОСТИ СЧАСТЬЯ,

2-я встреча с дубом. Прочитайте. Анализируем эпизод.(том 2, часть 3, глава 3). В начале июля князь Андрей, возвращаясь домой из Отрадного, «въехал опять в ту березовую рощу…»Да где он? Старый дуб весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел… «Да, это тот самый дуб», - подумал князь, и на него нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления»

Дуб изменился, ожил, стал таким же, как все вокруг. И это отречение от горя и недоверия вместе с ним безоговорочно принял князь Андрей. Такова неукротимая сила победно идущей жизни, которой подчинена не только природа, но и судьба наиболее рассудочного из героев – князя Андрея. В этой связи пейзажных зарисовок с мыслями и чувствами человека – психологизм пейзажа «Войны и мира».

Толстой изображает мир природы в развитии, в переходе из одного состояния в другое.

Вывод. В описании Толстого все объемно. Мир природы – вокруг героя. Герой «внутри» мира природы, как бы «вписан» в него, а не дан на фоне декораций.(Посмотрите, как видит дуб князь Андрей. Въехав в рощу, он ищет глазами дуб, увидел, пристально смотрит, проезжает мимо и затем «несколько раз оглянулся» - «дуб прошел с трех сторон» - отсюда фиксация не очертаний , а объема, он «в два обхвата, с корявыми руками и пальцами».

Д/З. Мысль семейная (Ростовы, Курагины, Болконские, Безуховы)На выбор составить семейный кодекс.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Л.Н. Толстой «Война и мир». Человек и природа на страницах романа.

Автор: Матвеева О.В

Дата: 03.01.2024

Номер свидетельства: 643537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Методическая разработка урока "Идеал прекрасного в понимании Л.Толстого в романе "Война и мир"" "
    ["seo_title"] => string(100) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-idieal-priekrasnogho-v-ponimanii-l-tolstogho-v-romanie-voina-i-mir"
    ["file_id"] => string(6) "230671"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442231323"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "План - конспект мастер -класса по теме "Мир хорош хотя бы тем, что он - отличная тема для размышления!" "
    ["seo_title"] => string(111) "plan-konspiekt-mastier-klassa-po-tiemie-mir-khorosh-khotia-by-tiem-chto-on-otlichnaia-tiema-dlia-razmyshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224390"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438759715"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) ""Культура в годы Великой Отечественной войны" "
    ["seo_title"] => string(49) "kul-tura-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "103284"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402576747"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Изложение как форма работы над крупным эпическим произведением. Система уроков. "
    ["seo_title"] => string(86) "izlozhieniie-kak-forma-raboty-nad-krupnym-epichieskim-proizviedieniiem-sistiema-urokov"
    ["file_id"] => string(6) "231117"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442385885"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "конспект урока   литературы "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratury-2"
    ["file_id"] => string(6) "128922"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415608433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства