Изложение как форма работы над крупным эпическим произведением. Система уроков.
Изложение как форма работы над крупным эпическим произведением. Система уроков.
Введение.
Предлагаемый материал может быть использован как на уроках русского языка, так и на уроках литературы в качестве творческих итоговых заданий после изучения отдельных тем и при повторении во время подготовки к экзаменам.
Подобранные к изложению эпизоды сгруппированы по темам, что позволяет проследить за движением авторской мысли.
Задания к текстам дают возможность проверить понимание учащимися смысла романа, знание авторского замысла, философии писателя, умение определять позицию автора, роль отдельных персонажей романа.
Из указанных глав учитель выбирает наиболее значимые фрагменты и озвучивает на уроке, акцентируя внимание на отдельных деталях текста. Ученикам предоставляется право обратиться к тексту повторно. Таким образом, подготовка к изложению проводится на уроке, а работа может выполняться в домашних условиях даже теми учениками, у которых нет текста произведения.
Тематическое планирование.
Тема. Роль личности в истории в понимании Л.Н.Толстого.
Задание: 1.Передать содержание выборочно, используя текст для примера при ответе на вопросы.
2. Ответить на вопросы:
а). Как автор изображает проявление истинного патриотизма у солдат
б). Как эта сцена помогает понять смысл названия романа?
в). Какие детали помогают понять отношение Л.Толстого к войне «Война - противное человеческому разуму и всей природе человека событие»?
г). К каким выводам приходит Пьер Безухов В поисках смысла жизни После Бородинского сражения.
Тема: Русский национальный характер в понимании Л.Толстого.
Урок 9. Платон Каратаев - воплощение черт русского народа.
(Т.4.Ч.1, гл.12, 13.)
Задание: 1. Передать содержание выборочно. 2. Ответить на вопросы:
а). Опираясь на детали портрета, особенности речи, отношение к окружающим, дайте характеристику Платону Каратаеву,
б). Сформулируйте отношение автора к Платону Каратаеву. Какие черты, по мнению Толстого, присущи русскому народу?
Урок 10. Тихон Щербатый. ( Т.4, ч.2, гл.5,6.)
Задание: 1. Передайте содержание выборочно. 2. Ответьте на вопросы:
а). Какие черты русского народа нашли отражение в образе Тихона
Щербатого?
б). Сравнить Тихона Щербатого с Платоном Каратаевым. Нет ли про -тиворечия во взлядах Толстого на народ?
В данной работе собран материал для проведения уроков русского языка и литературы в старших классах.
Данная работа является методическим пособием для учителей русского языка и литературы при подготовке к выпускным экзаменам.
Заключение.
Предлагаемая форма работы с текстом сложного для понимания учащихся и большого по объёму произведения дала хорошие результаты. Во-первых, учащиеся имели возможность познакомиться с теми страницами романа, которые чаще всего не читаются. Во-вторых, учащиеся, заинтересованные в хорошей оценке, могли обратиться к роману неоднократно, что способствовало более глубокому осмыслению произведения. В-третьих, работа не казалась учащимся сложной, потому что перед ними был конкретный материал, требующий осмысления. Выполнение таких работ было стопроцентным. Требования к работам учащихся соответствовало стандарту: сочинительная часть равна изложению. Процент качества составлял до 70%. Работы не были однотипными, отличались самостоятельностью, являлись показателем уровня развития речи учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изложение как форма работы над крупным эпическим произведением. Система уроков. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 »
Изложение с творческим заданием как форма работы
над текстом крупного эпического произведения. ( На материале романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).
Учитель русского языка и литературы
Коротовская Л.М.
Берёзовский
2015
Содержание
Введение 3
Тематическое планирование.
Роль личности в истории в понимании Л.Н.Толстого 4
Изображение войны в романе «Война и мир» 5
Русский национальный характер в понимании Л.Толстого 7
3.Заключение…………………………………………………………………..8
Введение.
Предлагаемый материал может быть использован как на уроках русского языка, так и на уроках литературы в качестве творческих итоговых заданий после изучения отдельных тем и при повторении во время подготовки к экзаменам.
Подобранные к изложению эпизоды сгруппированы по темам, что позволяет проследить за движением авторской мысли.
Задания к текстам дают возможность проверить понимание учащимися смысла романа, знание авторского замысла, философии писателя, умение определять позицию автора, роль отдельных персонажей романа.
Из указанных глав учитель выбирает наиболее значимые фрагменты и озвучивает на уроке, акцентируя внимание на отдельных деталях текста. Ученикам предоставляется право обратиться к тексту повторно. Таким образом, подготовка к изложению проводится на уроке, а работа может выполняться в домашних условиях даже теми учениками, у которых нет текста произведения.
Тематическое планирование.
Тема. Роль личности в истории в понимании Л.Н.Толстого.
Задание: 1.Передать содержание выборочно, используя текст для примера при ответе на вопросы.
2. Ответить на вопросы:
а). Как автор изображает проявление истинного патриотизма у солдат
б). Как эта сцена помогает понять смысл названия романа?
в). Какие детали помогают понять отношение Л.Толстого к войне «Война - противное человеческому разуму и всей природе человека событие»?
г). К каким выводам приходит Пьер Безухов В поисках смысла жизни После Бородинского сражения?
Тема: Русский национальный характер в понимании Л.Толстого.
Урок 9. Платон Каратаев - воплощение черт русского народа.
(Т.4.Ч.1, гл.12, 13.)
Задание: 1. Передать содержание выборочно. 2. Ответить на вопросы:
а). Опираясь на детали портрета, особенности речи, отношение к окружающим, дайте характеристику Платону Каратаеву,
б). Сформулируйте отношение автора к Платону Каратаеву. Какие черты, по мнению Толстого, присущи русскому народу?
Урок 10. Тихон Щербатый. ( Т.4, ч.2, гл.5,6.)
Задание: 1. Передайте содержание выборочно. 2. Ответьте на вопросы:
а). Какие черты русского народа нашли отражение в образе Тихона
Щербатого?
б). Сравнить Тихона Щербатого с Платоном Каратаевым. Нет ли про -тиворечия во взлядах Толстого на народ?
В данной работе собран материал для проведения уроков русского языка и литературы в старших классах.
Данная работа является методическим пособием для учителей русского языка и литературы при подготовке к выпускным экзаменам.
Заключение.
Предлагаемая форма работы с текстом сложного для понимания учащихся и большого по объёму произведения дала хорошие результаты. Во-первых, учащиеся имели возможность познакомиться с теми страницами романа, которые чаще всего не читаются. Во-вторых, учащиеся, заинтересованные в хорошей оценке, могли обратиться к роману неоднократно, что способствовало более глубокому осмыслению произведения. В-третьих, работа не казалась учащимся сложной, потому что перед ними был конкретный материал, требующий осмысления. Выполнение таких работ было стопроцентным. Требования к работам учащихся соответствовало стандарту: сочинительная часть равна изложению. Процент качества составлял до 70%. Работы не были однотипными, отличались самостоятельностью, являлись показателем уровня развития речи учащихся.