kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изложение как форма работы над крупным эпическим произведением. Система уроков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение.

Предлагаемый материал может быть использован как на уроках русского языка, так и на уроках литературы в качестве творческих итоговых заданий после изучения отдельных тем и при повторении во время подготовки к экзаменам.

Подобранные к изложению эпизоды сгруппированы по темам, что позволяет проследить за движением авторской мысли.

Задания к текстам дают возможность проверить понимание учащимися смысла романа, знание авторского замысла, философии писателя, умение определять позицию автора, роль отдельных персонажей романа.

Из указанных глав учитель выбирает наиболее значимые фрагменты и озвучивает на уро­ке, акцентируя внимание на отдельных деталях текста. Ученикам предоставляется право обратиться к тексту повторно. Таким образом, подготовка к изложению проводится на уроке, а работа может выполняться в домашних условиях даже теми учениками, у кото­рых нет текста произведения.

Тематическое планирование.

Тема. Роль личности в истории в понимании Л.Н.Толстого.

Урок 1.Переправа через Неман. (Т.З,ч.1,гл.2.)

Задание. 1. Передать содержание подробно.

     2. Ответить на вопросы:

а). Каким изображает Л.Толстой Наполеона (выберите ключевые сло­ва, характеризующие портрет, поведение Наполеона)?

б). Выберите ключевые слова, характеризующие отношение войска к Наполеону.

в). Определите позицию автора по отношению к Наполеону, опира­ясь на его утверждение: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Урок 2. Наполеон перед портретом сына. (Т.З, ч.2, гл. 26.)

Задание: 1. Передать содержание выборочно.

     2. Ответить на вопросы:

а). Какие детали портрета снижают образ Наполеона?

б). Как автор подчёркивает искусственность, неестественность Напо­леон?

в). Определите позицию автора.

Урок 3. Нравственный облик Наполеона. (Т.3,ч.2, гл.38.)

Задание: 1. Передать содержание подробно.

     2.0тветить на вопросы:

а). Как Л.Толстой объясняет действия Наполеона?

б). Изменилось ли отношение автора к своему герою (обратите вни­мание на портрет, поведение Наполеона)? Чем это можно объяснить?

в). Какие философские взгляды Л.Толстого на роль личности в исто­рии нашли отражение в этом эпизоде?

Урок 4. Кутузов на Бородинском поле. (Т.З, ч.2, гл.35.)

Задание: 1. Передать содержание выборочно.

     2. Ответить на вопросы:

а). Сравните изображение Кутузова и Наполеона, опираясь на детали портрета и поведения,

б). Объясните смысл приказаний Кутузова.

в). Как в этом эпизоде отразились взгляды Л.Толстого на роль лично­сти в истории, (От чего, по мнению Л.Толстого, зависит исход собы­тия?).

 

Тема: Изображение войны в романе «Война и мир».

Урок 5. Купец Ферапонтов. (Т.З, ч.2, гл.4)

Задание: 1. Передать содержание выборочно. 2. Ответить на вопросы:

 а). Как Толстой изображает проявление скрытой теплоты патриотизма

в простом человеке?

б). Какие детали портрета Ферапонтова свидетельствуют о симпатии

автора?

   в). Определите роль этого эпизодического персонажа.

Урок 6. Пьер под Можайском. (Т.З, ч.2, гл.20)

Задание: 1. Передать содержание подробно.

     2. Ответить на вопросы:

а). Как показано единение народа в этой сцене?

б). Почему сцена дана глазами Пьера Безухова?

Урок 7. Роль пейзажа в изображении Бородинского сражения. (Т.З, ч.2, гл.30)

Задание: 1. Передать содержание подробно.

     2. Ответить на вопросы:

а). Опираясь на ключевые слова, определите, каким настроением проникнута картина природы?

б). Почему Толстой открывает сцену Бородинского сражения описа­нием природы?

в). Почему автор изображает картину природы глазами Пьера Безу­хова?

г). Определите, какую роль играет пейзаж в романе? Приведите дру­гие примеры из романа.

Урок 8. Пьер на батарее Раевского. ( Т.З, ч.2. гл.31. 32, 39, ч.З, гл.9.)

Задание: 1.Передать содержание выборочно, используя текст   для примера при ответе на вопросы.

     2. Ответить на вопросы:

а). Как автор изображает проявление истинного патриотизма у солдат

б). Как эта сцена помогает понять смысл названия романа?

в). Какие детали помогают понять отношение Л.Толстого к войне «Война - противное человеческому разуму и всей природе человека событие»?

г). К каким выводам приходит Пьер Безухов В поисках смысла жизни После Бородинского сражения.

           Тема: Русский национальный характер в понимании Л.Толстого.

Урок 9. Платон Каратаев - воплощение черт русского народа.

(Т.4.Ч.1, гл.12, 13.)

Задание: 1. Передать содержание выборочно. 2. Ответить на вопросы:

а). Опираясь на детали портрета, особенности речи, отношение к ок­ружающим, дайте характеристику Платону Каратаеву,

б). Сформулируйте отношение автора к Платону Каратаеву. Какие черты, по мнению Толстого, присущи русскому народу?

Урок 10. Тихон Щербатый. ( Т.4, ч.2, гл.5,6.)

Задание: 1. Передайте содержание выборочно. 2. Ответьте на вопросы:

а). Какие черты русского народа нашли отражение в образе Тихона

Щербатого?

б). Сравнить Тихона Щербатого с Платоном Каратаевым. Нет ли про -тиворечия во взлядах Толстого на народ?

В данной работе собран материал для проведения уроков русского языка и литерату­ры в старших классах.

Данная работа является методическим пособием для учителей русского языка и ли­тературы при подготовке к выпускным экзаменам.

                                                       Заключение.

Предлагаемая форма работы с текстом сложного для понимания учащихся и большо­го по объёму произведения дала хорошие результаты. Во-первых, учащиеся имели воз­можность познакомиться с теми страницами романа, которые чаще всего не читаются. Во-вторых, учащиеся, заинтересованные в хорошей оценке, могли обратиться к роману неод­нократно, что способствовало более глубокому осмыслению произведения. В-третьих, ра­бота не казалась учащимся сложной, потому что перед ними был конкретный материал, требующий осмысления. Выполнение таких работ было стопроцентным. Требования к ра­ботам учащихся соответствовало стандарту: сочинительная часть равна изложению. Про­цент качества составлял до 70%. Работы не были однотипными, отличались самостоя­тельностью, являлись показателем уровня развития речи учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изложение как форма работы над крупным эпическим произведением. Система уроков. »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 »

















Изложение с творческим заданием как форма работы

над текстом крупного эпического произведения. ( На материале романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).







Учитель русского языка и литературы

Коротовская Л.М.

















Берёзовский

2015



Содержание

  1. Введение 3

  2. Тематическое планирование.

  1. Роль личности в истории в понимании Л.Н.Толстого 4

  2. Изображение войны в романе «Война и мир» 5

  3. Русский национальный характер в понимании Л.Толстого 7

3.Заключение…………………………………………………………………..8



































Введение.



Предлагаемый материал может быть использован как на уроках русского языка, так и на уроках литературы в качестве творческих итоговых заданий после изучения отдельных тем и при повторении во время подготовки к экзаменам.

Подобранные к изложению эпизоды сгруппированы по темам, что позволяет проследить за движением авторской мысли.

Задания к текстам дают возможность проверить понимание учащимися смысла романа, знание авторского замысла, философии писателя, умение определять позицию автора, роль отдельных персонажей романа.

Из указанных глав учитель выбирает наиболее значимые фрагменты и озвучивает на уро­ке, акцентируя внимание на отдельных деталях текста. Ученикам предоставляется право обратиться к тексту повторно. Таким образом, подготовка к изложению проводится на уроке, а работа может выполняться в домашних условиях даже теми учениками, у кото­рых нет текста произведения.

Тематическое планирование.

Тема. Роль личности в истории в понимании Л.Н.Толстого.

Урок 1 .Переправа через Неман. (Т.З,ч.1,гл.2.)

Задание. 1. Передать содержание подробно.

2. Ответить на вопросы:

а). Каким изображает Л.Толстой Наполеона (выберите ключевые сло­ва, характеризующие портрет, поведение Наполеона)?

б). Выберите ключевые слова, характеризующие отношение войска к Наполеону.

в). Определите позицию автора по отношению к Наполеону, опира­ясь на его утверждение: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Урок 2. Наполеон перед портретом сына. (Т.З, ч.2, гл. 26.)

Задание: 1. Передать содержание выборочно.

2. Ответить на вопросы:

а). Какие детали портрета снижают образ Наполеона?

б). Как автор подчёркивает искусственность, неестественность Напо­леон?

в). Определите позицию автора.

Урок 3. Нравственный облик Наполеона. (Т.3,ч.2, гл.38.)

Задание: 1. Передать содержание подробно.

2.0тветить на вопросы:

а). Как Л.Толстой объясняет действия Наполеона?

б). Изменилось ли отношение автора к своему герою (обратите вни­мание на портрет, поведение Наполеона)? Чем это можно объяснить?

в). Какие философские взгляды Л.Толстого на роль личности в исто­рии нашли отражение в этом эпизоде?

Урок 4. Кутузов на Бородинском поле. (Т.З, ч.2, гл.35.)

Задание: 1. Передать содержание выборочно.

2. Ответить на вопросы:

а). Сравните изображение Кутузова и Наполеона, опираясь на детали портрета и поведения,

б). Объясните смысл приказаний Кутузова.

в). Как в этом эпизоде отразились взгляды Л.Толстого на роль лично­сти в истории, (От чего, по мнению Л.Толстого, зависит исход собы­тия?).



Тема: Изображение войны в романе «Война и мир».

Урок 5. Купец Ферапонтов. (Т.З, ч.2, гл.4)

Задание: 1. Передать содержание выборочно. 2. Ответить на вопросы:

а). Как Толстой изображает проявление скрытой теплоты патриотизма

в простом человеке?

б). Какие детали портрета Ферапонтова свидетельствуют о симпатии

автора?

в). Определите роль этого эпизодического персонажа.

Урок 6. Пьер под Можайском. (Т.З, ч.2, гл.20)

Задание: 1. Передать содержание подробно.

2. Ответить на вопросы:

а). Как показано единение народа в этой сцене?

б). Почему сцена дана глазами Пьера Безухова?

Урок 7. Роль пейзажа в изображении Бородинского сражения. (Т.З, ч.2, гл.30)

Задание: 1. Передать содержание подробно.

2. Ответить на вопросы:

а). Опираясь на ключевые слова, определите, каким настроением проникнута картина природы?

б). Почему Толстой открывает сцену Бородинского сражения описа­нием природы?

в). Почему автор изображает картину природы глазами Пьера Безу­хова?

г). Определите, какую роль играет пейзаж в романе? Приведите дру­гие примеры из романа.

Урок 8. Пьер на батарее Раевского. ( Т.З, ч.2. гл.31. 32, 39, ч.З, гл.9.)

Задание: 1.Передать содержание выборочно, используя текст для примера при ответе на вопросы.

2. Ответить на вопросы:

а). Как автор изображает проявление истинного патриотизма у солдат

б). Как эта сцена помогает понять смысл названия романа?

в). Какие детали помогают понять отношение Л.Толстого к войне «Война - противное человеческому разуму и всей природе человека событие»?

г). К каким выводам приходит Пьер Безухов В поисках смысла жизни После Бородинского сражения?





























































Тема: Русский национальный характер в понимании Л.Толстого.

Урок 9. Платон Каратаев - воплощение черт русского народа.

(Т.4.Ч.1, гл.12, 13.)

Задание: 1. Передать содержание выборочно. 2. Ответить на вопросы:

а). Опираясь на детали портрета, особенности речи, отношение к ок­ружающим, дайте характеристику Платону Каратаеву,

б). Сформулируйте отношение автора к Платону Каратаеву. Какие черты, по мнению Толстого, присущи русскому народу?

Урок 10. Тихон Щербатый. ( Т.4, ч.2, гл.5,6.)

Задание: 1. Передайте содержание выборочно. 2. Ответьте на вопросы:

а). Какие черты русского народа нашли отражение в образе Тихона

Щербатого?

б). Сравнить Тихона Щербатого с Платоном Каратаевым. Нет ли про -тиворечия во взлядах Толстого на народ?



В данной работе собран материал для проведения уроков русского языка и литерату­ры в старших классах.

Данная работа является методическим пособием для учителей русского языка и ли­тературы при подготовке к выпускным экзаменам.



Заключение.

Предлагаемая форма работы с текстом сложного для понимания учащихся и большо­го по объёму произведения дала хорошие результаты. Во-первых, учащиеся имели воз­можность познакомиться с теми страницами романа, которые чаще всего не читаются. Во-вторых, учащиеся, заинтересованные в хорошей оценке, могли обратиться к роману неод­нократно, что способствовало более глубокому осмыслению произведения. В-третьих, ра­бота не казалась учащимся сложной, потому что перед ними был конкретный материал, требующий осмысления. Выполнение таких работ было стопроцентным. Требования к ра­ботам учащихся соответствовало стандарту: сочинительная часть равна изложению. Про­цент качества составлял до 70%. Работы не были однотипными, отличались самостоя­тельностью, являлись показателем уровня развития речи учащихся.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изложение как форма работы над крупным эпическим произведением. Система уроков.

Автор: Коротовская Людмила Михайловна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231117


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства