Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
отделение строительства
Урок – исследование по роману «ВОЙНА И МИР»
«Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого»
Преподаватель Орлова Л.Н.
ТЕМА УРОКА:
Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого (По роману «Война и мир»)
ЦЕЛИ УРОКА:
- Сформировать у обучающихся компетенции по исследованию позиции Л. Толстого об идеале прекрасного в романе;
- Развивать у обучающихся компетенции, связанные с умением аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Воспитывать у обучающихся чувство прекрасного на примере героев Л. Толстого.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:
Показать приемы исследовательского и ассоциативного мышления обучающихся.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ:
Устный опрос, словарная работа, самостоятельная работа, аналитическая беседа, элементы дискуссии, сообщение обучающегося.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска.
ЭПИГРАФ: «Самое прекрасное - то, чего не увидишь глазами» (Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц».
ПЛАКАТ С ТОЛКОВАНИЕМ СЛОВ: (из толкового словаря С.И.Ожегова)
Прекрасный –
- Очень красивый
- Очень хороший
- То, что воплощает красоту, соответствует идеалу.
Идеал – совершенное воплощение прекрасного.
Эмансипация – освобождение от зависимости (женских обязанностей в семье)
Шестидесятники – общественно-политические деятели в России 60-х годов 19 века.
В центре доски – кроссворд.
Тексты с эпилогом романа (том 4, эпилог, часть первая, глава 10).
НА СТОЛЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
- невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком;
- засохшая веточка;
- хрустальная ваза;
- незажженная свеча.
ПЛАН УРОКА
- Оргмомент
- Устный опрос
- Объявление темы и цели урока
- Работа с эпиграфом
- Словарная работа
- Самостоятельная работа
- Аналитическая беседа по результатам самостоятельной работы, запись выводов
- Элементы дискуссии
- Беседа по образу Наташи
- Подготовленное сообщение обучающегося
- Заключительное слово преподавателя
- Итоги урока
- Задание на дом
ХОД УРОКА
- Оргмомент
- Устный опрос: «Сегодня у нас с вами урок обобщения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Устный опрос мы проведем, отгадывая этот кроссворд».
- Состояние Пьера в то время, когда он увидел, что Андрей Болконский и Наташа Ростова полюбили друг друга? (ипохондрия)
- Кто хотел убить Наполеона? (Пьер)
- Что для Андрея стало символом жизни под Аустерлицем? (небо)
- Андрей сказал Пьеру: «Не женись, мой друг…!» (никогда)
- Что выбрал Андрей Болконский во сне? (смерть)
- Черта характера Берга. (меркантильность)
- Кто сказал: «Яйца курицу учат?» (Ростов)
- Ошибка Наташи (Анатоль)
- Кто считал, что все вокруг происходит по его воле? (Наполеон)
- Предмет борьбы в доме умирающего графа Безухова (портфель)
- Объявление темы и цели урока
- Ребята, посмотрите, какое слово мы видим в кроссворде по вертикали?
- Прекрасное.
ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого»
ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА: Исследовать позицию автора романа «Война и мир»; попытаться найти идеал прекрасного с точки зрения Толстого.
- Работа с эпиграфом
«САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ – ТО, ЧЕГО НЕ УВИДИШЬ ГЛАЗАМИ»
- В этом высказывании Экзюпери, речь идет, как вы поняли, о красоте, но какой красоте: внешней или внутренней?
- Внутренней.
- А как вы понимаете «внутренняя красота человека»?
- Так что же можно увидеть глазами? (то, что скрыто в душе)
- Что для вас является прекрасным?
- Подходит ли эпиграф для нашей темы?
- Словарная работа
КРАСИВОЕ, ПРЕКРАСНОЕ, ИДЕАЛ
(работа с плакатом)
ВЫВОД ОБУЧАЮЩИХСЯ: идеал для человека – высшее воплощение прекрасного.
- Самостоятельная работа.
Преподаватель: - Основной композиционный прием, которым пользуется Толстой в романе – антитеза. К нему писатель обращается, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные явления, образы. Например, кто противопоставлен военным трутням в романе? Простые солдаты, скромный капитан Тушин, которыми руководят не эгоистические, а народные освободительные мотивы.
Иными словами, прекрасное противопоставлено безобразному. Учитывая данную точку зрения, составьте таблицу:
Позиция Л.Н. Толстого
Простые солдаты
Военные трутни
Элен, Соня
Андрей, Пьер
Анатоль, Берг
Княжна Мария
Семьи Ростовых, Болконских
Семья Курагиных
Дом Ростовых
Салон А. Шерер
Толпа
- Беседа по результатам самостоятельной работы.
- Назовите образы, противопоставленные любимым героям Толстого.
- Почему блистающие внешней красотой герои, тем не менее, для Толстого безобразны? (у них нет души, их красота прикрывает пустое и холодное сердце, их денежные интересы, расчет во всем)
- С чьей точкой зрения Толстой спорит в романе? (он спорит со светским обществом, у которого иные нормы жизни, ложное представление о прекрасном)
- Что объединяет представителей светского общества? (их объединяет то, что у них на первом месте содержимое кошелька, расчет во всем, они лживы, фальшивы, бездуховны)
- Наташа, Пьер, Андрей, Мария – прекрасны. Что их объединяет? (нравственная чистота, естественность поведения, сострадание к людям, бескорыстие, любовь, вера, доброта, великодушие)
- Как Толстой понимает прекрасное? (писатель видел прекрасное в человеческих взаимоотношениях, в поведении, мыслях, чувствах человека, в поступках, в природе, в искусстве)
Обучающиеся в тетрадях записывают вывод по результатам самостоятельной работы.
Преподаватель: - Мы отметили основные безобразные и прекрасные образы в понимании Толстого. Кто же стал идеалом прекрасного для русского писателя? Наверно, это женский образ. А какой именно – предлагаю вам выполнить задание, используя ассоциативные мышления. Для размышления используем эти предметы: цветок, ваза, веточка, свеча.
- Элементы дискуссии.
- Ребята, вы должны дать свой ответ, представив свои аргументы из текста, показать позицию Толстого. Сделать вывод по своему ответу.
- Итак, с каким образом романа у вас ассоциируется это невзрачное комнатное растение с распустившимся красивым цветком?
- Минута на размышление.
Обучающийся выходит к доске и берет горшочек с цветком, другой- берет хрустальную вазу, третий- засохшую веточку.
Затем преподаватель зажигает свечу. С каким образом у вас ассоциируется зажженная свеча?
Преподаватель: - Да, действительно зажженная свеча напоминает Наташу. Наташа излучает тепло, свет, которые отдает людям. Ей много страниц посвящено в романе.
- Беседа по образу Наташи.
- Давайте вспомним, в какие моменты Толстой описывает ее некрасивой, даже дурной внешне?
- На именинах: «Не красивая, но живая девочка»
- «Распустив свой большой рот …Заревела из сострадания к Соне.
- Во время эвакуации из Москвы, когда выезжала к родителям, узнав, что они не хотят отдавать подводы раненым, лицо ее было безобразным.
- У постели раненого князя Андрея, лицо Наташи «было страшно».
- А в какие моменты она прекрасна, все любуются ею?
- На своем первом бале сияла от счастья…
- Рядом с князем Андреем (до их помолвки)
- На спектакле, где ее заметили все, в том числе и Анатоль.
Преподаватель: Итак, мы с вами исследовали позицию автора романа «Война и мир». Так кто же идеал прекрасного в романе Толстого?
- Наташа Ростова.
- Да, наряду с образами князя Андрея, Пьера, княжны Марьи, это любимый образ Л. Толстого. Но образ Наташи еще и идеал прекрасного для писателя. И наш урок был бы неполным без рассказа о ней в эпилоге романа. Еще при жизни Толстого Наташа в эпилоге выдержала много критики.
- Найдите строки, какой мы ее видим после замужества (эпилог, ч.I, гл. X, стр.201).
- Учащиеся зачитывают текст.
- Как теперь выглядела она? (Наташа опустилась, отказалась от светского общества, она не заботилась ни о своих манерах, забыла о локонах и костюме…)
Преподаватель: Почему?
- Ей совершенно некогда было взбивать локоны, надевать платья со шлейфом и петь романсы.
- Что стало теперь сущностью ее жизни?
- «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, - была семья, то есть муж. и дети, которых надо носить, рожать, кормить, воспитывать».
- Какое у нее было отношение к мужу?
- Наташа ревновала Пьера к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине. «Наташа у себя дома ставила себя на ногу рабы мужа… Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его».
Преподаватель: Таким предстает перед нами идеал Толстого в эпилоге.
- Что вы не приемлете в образе замужней Наташи? (неопрятность, ревность, никаких увлечений, отказ от света)
Преподаватель: Ребята, сейчас вы подтвердили точку зрения, которая существует в литературной практике более 140 лет. Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу – мать четырех детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы ее пригласили на танец. Нет, конечно.
- Могла ли быть иной кормящая мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребенка, поглощенная заботами о большой семье, встревоженная долгими отсутствиями мужа?
Значит, Наташа в эпилоге такая, какой хотел видеть женщину Л.Н. Толстой, эта перемена является как бы логическим продолжением ее характера.
Именно в семье проявилась ее настоящая Красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек.
- А как вы относитесь к выражению «плодовитая самка»? (ответы обучающихся)
- Писатель сказал это с иронией. Кому так сказал? Может быть, он с кем-то спорил, изображая Наташу такой в замужестве?
- Да, он спорил с шестидесятниками? (обращение к плакату, к значению слов: эмансипация, шестидесятники)
- Сообщение обучающегося об эмансипации в России второй половины 19 в.
- Заключительное слово преподавателя
Так, начиная с первых страниц и заканчивая эпилогом, Толстой подводит нас к своему пониманию идеала, истинной красоты человека. Идеалом прекрасного для Толстого была Наташа Ростова. И если бы писатель воплотил свой первоначальный замысел – написать о возвращающемся из ссылки декабристе,- мы не сомневались в том, что Пьер вышел бы на Сенатскую площадь в 1825 году. И также мы не сомневаемся в том, что Наташа, конечно, поехала бы за ним в Сибирь. В этом образе звучит одна из главных идей романа: КРАСОТА И СЧАСТЬЕ ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ ПРОСТОТА, ДОБРО И ПРАВДА.
- Кто еще из героев романа, на ваш взгляд, приближается к идеалу?
- Что на уроке было главным, на ваш взгляд?
- Что нового вы узнали?
- Итоги урока: Комментарий оценок
- Задание на дом: Сочинение – миниатюра
«Кого из героев романа Л.Н. Толстого напоминает мне этот предмет?»( Ваза,веточка,свеча…)
«Почему идеалом прекрасного в романе стала Наташа?»