kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект мастер -класса по теме "Мир хорош хотя бы тем, что он - отличная тема для размышления!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд №1

Старинная пословица гласит: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Это будет уже другая река - она течёт, движется, меняются её берега; и вода, и небо над ней каждую секунду становятся иными. Человек тоже меняется – каждое прожитое мгновение рождает в нём новый опыт, новую мысль, новое чувство.

Слайд №2

Сегодня мы посмотрим, как меняется жизнь одного из любимых героев Л.Н. Толстого Андрея Болконского на протяжении всего романа «Война и мир».

-Где мы впервые встречаемся с Андреем Болконским?

-Каким он предстаёт перед нами?

(Князь Андрей появляется на страницах романа уже сложившимся человеком: он офицер, человек образованный и незаурядный. «Он всё читал, всё знал, обо всём имел понятие», светский баловень, женат, но, по собственному признанию героя, «… эта жизнь не по мне.».

Слайд №3

Этим он объясняет причину своего стремления ехать на войну. Мы почти ничего не знаем о детстве героя, но характер его отца, старого князя Болконского, не оставляет сомнений в том, что воспитание Андрея было суровым, лишённым материнских ласк.

-А какие качества унаследовал князь Андрей от отца?

Он унаследовал от родителя огромное чувство патриотизма, долга, верность данному слову, отвращение к фальши и лжи.

-Зачем и ради чего стремится ехать князь Андрей на войну?

-О чём он мечтает?(О тулоне)

Желая выбраться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни, А. Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг.

Индивидуальное задание.

-Что такое та слава, к которой стремился Болконский, отправляясь на войну?

-Является ли это стремление к славе «наполеоновской» чертой в князе Андрее?

Добиваться славы, известности-в своём новом, современном, наполеоновском варианте-это побуждение эгоистическое, авантюристическое. Но существует древняя героическая традиция, и в этой традиции стремление к славе не противоречит общественному служению, наоборот, они совпадают. «Блажен, когда, стремясь за славой, он пользу общую хранил»-так возглашал Державин, великий поэт 18 столетия.

-Согласны вы со словами Державина? « Ведь что же слава?-говорит князь Андрей.- Та же любовь к другим».

-Что происходит с князем  Андреем на войне, что он понимает?

Во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни.

-Зачитайте, пожалуйста, эпизод «Небо Аустерлица»

Слайд №4

Индивидуальное задание

-В чём  значение образа «высокого неба» в этой сцене? Что открыл для себя Болконский, глядя на высокое небо? Как вы понимаете слова: «Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни?»

Какой вывод сделал Болконский после сражения?

Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона- его кумира.

И вот снова князь Андрей ставит перед собой вопрос: «Что-то другое должен человек искать в жизни, но что?»

-Какие события происходят в жизни князя Андрея дальше?

Дальнейшие события-рождение ребёнка, смерть жены-заставили прийти к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных-единственное, что ему остаётся.

-Но могла ли деятельная натура Болконского ограничиться этим?

Начинаются опять поиски смысла жизни, и первой вЕхой на этом пути является встреча с Пьером на пароме и беседа.

-Какие слова произносит Пьер?

«Надо жить, надо любить, надо верить». Эти слова указывают князю Андрею путь к счастью.

-Какие события помогают князю Андрею переосмыслить жизнь?

Встреча с Наташей Ростовой, со старым дубом помогают Болконскому ощутить радость бытия, возможность приносить пользу людям.

Но сначала мысль о том, что он может вернуться к новой жизни, любви, деятельности, - мысль эта была неприятна ему. Поэтому, увидев на краю дороги старый корявый дуб, как будто не желающий расцветать и покрываться новыми листьями, князь грустно соглашается с ним.

Слайд№5

-Найдите описание старого дуба. Что думал князь Андрей в это время?

Ему 31 год, и всё ещё впереди, но он искренне убеждён, что «ему начинать ничего… не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

-Но что изменилось после разговора Наташи с Соней, услышанного князем в Отрадном?

-Какое открытие поразило Болконского при встрече с Наташей?

Наташа ли вошла в эту жизнь и перевернула её, или князь Андрей, сам того не зная, был уже готов к тому, чтобы воскреснуть.

Вероятно, и то, и другое справедливо. Ведь когда он приехал по делам в имение Ростовых и увидел Наташу, его только встревожила её неистребимая жажда жизни. «Чему она так рада?. И чем она счастлива?» – думал князь Андрей, невольно завидуя этому умению быть счастливой. Но после встречи с Наташей Андрей иными глазами смотрит вокруг себя-и старый дуб теперь подсказывает ему совсем другое.

Слайд №6

Вот перед нами снова этот дуб.

-Но что же видит князь Андрей? Зачитайте, пожалуйста.

«Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Князь Андрей говорит Пьеру: «Никогда не испытывал ничего подобного… я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без неё…». «Весь мир разделён для меня на две половины: одна-она и там всё счастье, надежда, свет; другая половина - всё, где её нет, там всё уныние и темнота…».

Князь Андрей пытается теперь уже найти смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным.

Наиболее знаменательной вЕхой в жизни Болконского  явились события 1812 года.

Слайд №7

-Что становится высочайшей целью для князя Андрея?

Высочайшей целью становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, - вот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая своё отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным.

Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю. И далее ранение, прощение врагов, новая встреча с Наташей, достижение конечной цели – обретение внутренней и внешней гармонии с миром.

Хотя герой погибает, мы выносим важнейший урок из судьбы Андрея Болконского: истина, по Толстому, заключена в прощении и примирении с жизнью, и познание её требует от человека душевной работы, отказа от индивидуализма и эгоизма.

Введение в повествование центрального героя, Болконского, дало автору возможность показать многообразие путей познания смысла жизни, а также провести обобщение:  духовные искания свойственны лучшим представителям российского дворянства.

У каждого человека 2 вехи в жизни. Рождение и смерть. Но между двумя этими точками целая жизнь, у каждого своя.Человек имеет право выбора Он выбирает свой путь.

Слайд №8

Максимилиан Волошин сказал: «У каждого есть свой посох: бери его и иди».

Андрей Болконский выбрал свой посох, свой путь: путь чести, добра, верности данному слову.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект мастер -класса по теме "Мир хорош хотя бы тем, что он - отличная тема для размышления!" »

Мастер-класс по теме « Пути жизненных исканий Андрея Болконского» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).





Слайд №1

Старинная пословица гласит: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Это будет уже другая река - она течёт, движется, меняются её берега; и вода, и небо над ней каждую секунду становятся иными. Человек тоже меняется – каждое прожитое мгновение рождает в нём новый опыт, новую мысль, новое чувство.

Слайд №2

Сегодня мы посмотрим, как меняется жизнь одного из любимых героев Л.Н. Толстого Андрея Болконского на протяжении всего романа «Война и мир».

-Где мы впервые встречаемся с Андреем Болконским?

-Каким он предстаёт перед нами?

(Князь Андрей появляется на страницах романа уже сложившимся человеком: он офицер, человек образованный и незаурядный. «Он всё читал, всё знал, обо всём имел понятие», светский баловень, женат , но, по собственному признанию героя, «… эта жизнь не по мне.».

Слайд №3

Этим он объясняет причину своего стремления ехать на войну. Мы почти ничего не знаем о детстве героя, но характер его отца, старого князя Болконского, не оставляет сомнений в том, что воспитание Андрея было суровым, лишённым материнских ласк.

-А какие качества унаследовал князь Андрей от отца?

Он унаследовал от родителя огромное чувство патриотизма, долга, верность данному слову, отвращение к фальши и лжи.

-Зачем и ради чего стремится ехать князь Андрей на войну?

-О чём он мечтает?(О тулоне)

Желая выбраться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни, А. Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг.

Индивидуальное задание.

-Что такое та слава , к которой стремился Болконский, отправляясь на войну?

-Является ли это стремление к славе «наполеоновской» чертой в князе Андрее?

Добиваться славы, известности-в своём новом, современном, наполеоновском варианте-это побуждение эгоистическое, авантюристическое. Но существует древняя героическая традиция, и в этой традиции стремление к славе не противоречит общественному служению, наоборот, они совпадают. «Блажен, когда, стремясь за славой, он пользу общую хранил»-так возглашал Державин, великий поэт 18 столетия.

-Согласны вы со словами Державина? « Ведь что же слава?-говорит князь Андрей.- Та же любовь к другим».

-Что происходит с князем Андреем на войне, что он понимает?

Во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни.

-Зачитайте, пожалуйста, эпизод «Небо Аустерлица»

Слайд №4 Индивидуальное задание

-В чём значение образа «высокого неба» в этой сцене? Что открыл для себя Болконский, глядя на высокое небо? Как вы понимаете слова: «Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни?»

Какой вывод сделал Болконский после сражения?

Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона- его кумира.

И вот снова князь Андрей ставит перед собой вопрос: «Что-то другое должен человек искать в жизни, но что?»

-Какие события происходят в жизни князя Андрея дальше?

Дальнейшие события-рождение ребёнка, смерть жены-заставили прийти к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных-единственное, что ему остаётся.

-Но могла ли деятельная натура Болконского ограничиться этим?

Начинаются опять поиски смысла жизни, и первой вЕхой на этом пути является встреча с Пьером на пароме и беседа.

-Какие слова произносит Пьер?

«Надо жить, надо любить, надо верить». Эти слова указывают князю Андрею путь к счастью.

-Какие события помогают князю Андрею переосмыслить жизнь?

Встреча с Наташей Ростовой, со старым дубом помогают Болконскому ощутить радость бытия, возможность приносить пользу людям.

Но сначала мысль о том, что он может вернуться к новой жизни , любви, деятельности, - мысль эта была неприятна ему. Поэтому, увидев на краю дороги старый корявый дуб, как будто не желающий расцветать и покрываться новыми листьями, князь грустно соглашается с ним.

Слайд№5

-Найдите описание старого дуба. Что думал князь Андрей в это время?

Ему 31 год, и всё ещё впереди, но он искренне убеждён, что «ему начинать ничего… не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

-Но что изменилось после разговора Наташи с Соней , услышанного князем в Отрадном?

-Какое открытие поразило Болконского при встрече с Наташей?

Наташа ли вошла в эту жизнь и перевернула её, или князь Андрей, сам того не зная, был уже готов к тому, чтобы воскреснуть.

Вероятно, и то , и другое справедливо. Ведь когда он приехал по делам в имение Ростовых и увидел Наташу, его только встревожила её неистребимая жажда жизни. «Чему она так рада?.. И чем она счастлива?» – думал князь Андрей, невольно завидуя этому умению быть счастливой. Но после встречи с Наташей Андрей иными глазами смотрит вокруг себя-и старый дуб теперь подсказывает ему совсем другое.

Слайд №6

Вот перед нами снова этот дуб.

-Но что же видит князь Андрей? Зачитайте, пожалуйста.

«Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Князь Андрей говорит Пьеру: «Никогда не испытывал ничего подобного… я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без неё…». «Весь мир разделён для меня на две половины: одна-она и там всё счастье, надежда, свет; другая половина - всё, где её нет, там всё уныние и темнота…».

Князь Андрей пытается теперь уже найти смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным.

Наиболее знаменательной вЕхой в жизни Болконского явились события 1812 года.

Слайд №7

-Что становится высочайшей целью для князя Андрея?

Высочайшей целью становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, - вот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая своё отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным.

Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю. И далее ранение, прощение врагов, новая встреча с Наташей, достижение конечной цели – обретение внутренней и внешней гармонии с миром.

Хотя герой погибает, мы выносим важнейший урок из судьбы Андрея Болконского: истина, по Толстому, заключена в прощении и примирении с жизнью, и познание её требует от человека душевной работы, отказа от индивидуализма и эгоизма.

Введение в повествование центрального героя , Болконского, дало автору возможность показать многообразие путей познания смысла жизни, а также провести обобщение: духовные искания свойственны лучшим представителям российского дворянства.

У каждого человека 2 вехи в жизни. Рождение и смерть. Но между двумя этими точками целая жизнь, у каждого своя .Человек имеет право выбора Он выбирает свой путь.

Слайд №8

Максимилиан Волошин сказал: «У каждого есть свой посох: бери его и иди».

Андрей Болконский выбрал свой посох, свой путь: путь чести , добра, верности данному слову.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Коновалова Елена Владимировна

Дата: 05.08.2015

Номер свидетельства: 224390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства