kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с семьями романа "Война и мир"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.»

Урок № 16

Тема: Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.

Образовательная цель:

  1. проконтролировать уровень знания текста романа

  2. показать средства создания психологизма героев Толстого

  3. формировать понимание нравственного идеала Толстого, истинной и ложной красоты человека

  4. учить характеризовать героя литературного пр-ия

  5. формировать понятие об особом методе Т – обнажении всех героев

  6. показать роль первой сцены романа в его общем повествовании

  7. показать значение поисков смысла жизни представителей передового дворянства

  8. показать, как Толстой решает общественно-политический конфликт эпохи, воплотив в образах мысли и чувства передового дворянства

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: прививать любовь к чтению и интеллектуальному труду


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач. Подбор ассоциаций к составляющим слова «литература»

Участвуют в создании благоприятной среды, подбирают ассоциации


анализ работ

анализ работ прошлого урока (сочинение, викторина, ср)

выставляют отметки, задают возможные вопросы

тетради

дневники

актуализация имеющихся знаний

инструктаж, консультирование

- какие черты Толстого вам запомнились? почему?

- сегодня мы начинаем разговор о романе «Война и мир». О чем в нем пойдет речь?


Определение целей урока

Знакомство с темой

- определите цели нашего урока

Определяют цели урока при помощи подмостков (шаблон глаголов по Блуму)

Речевой шаблон

контроль знания текста

Инструктаж по заданию

  1. Викторина на знание текста

1) кто стремится женить своего сына, беспокойного дурака, на богатой княжне (Василий Курагин)

2) в Отечественную войну 1812 году упросил своих родителей при отъезде населения из Москвы оставить вещи и взять раненых (Наташа Ростова)

3) приказал вновь забросать снегом расчищенную дорогу, узнав, что в имение едет Василий Курагин (старик Болконский)

4) упросил оставить его в партизанском отряде, а на следующий день геройски погиб (Петя Ростов)

5) думал завоевать себе военную славу, но не службой и получением наград при штабе, а в бою, своей храбростью (Андрей Болконский)

6) маленький человек с неприятно-притворной улыбкой на лице, с жирной грудью, самовлюбленный и самонадеянный властитель, упоенный успехом и ослепленный славой (Наполеон)

7) безропотно переносила деспотизм своего старика отца, была покорна, религиозна, думала о счастье других людей, а счастья себе не ждала (Марья Болконская)

8) знал, что решает участь сражения, та неуловимая сила, называемая духом войска, и следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти (Кутузов)

9) спросив, которая посмирнее, влез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отнять рук от гривы, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штатских (Пьер Безухов)

10) цинично рассуждал и строил свои расчетливые планы: я всегда могу устроиться (Борис Друбецкой)

тетради

Изучение нового

Инструктаж по заданию

  1. Историческая справка.

после дворцового переворота 1801 года, в результате которого престол по наследству перешел к его сыну, Александру, России пришлось по-новому решать вопросы международной политики. Павел 1 стремился путем соглашений с Наполеоном ограничить его агрессивные действия в Европе, Россия прервала отношения в Англией, что не устраивало нового царя (экономические интересы). Александр заключает конвенцию о взаимной дружбе с Англией. в 1802 году в Европе на короткое время устанавливается умиротворение. в 1804 году Наполеон провозгласил себя французским императором, вступил на путь захватнических войн. это потревожило русское правительство.

итальянские города Генуя и Лука были присоединены к французской империи в 1805 году, тогда же против Наполеона по инициативе русского императора создается коалиция в составе России, Англии, Швеции, Австрии и Неаполитанского королевства. Наполеон решил сделать дипломатический ход: предложил мир Англии. осложнения между последней и Россией осложнились.

  1. Анализ первой главы романа.

- Как описывает Т светский вечер? (спокойно, неторопливо)

- какое отношение имеет этот вечер к тому, что будет дальше в романе? (прямого нет, но здесь завязываются Васе нити – Пьер Безухов впервые восторженно смотрит на Элен, решают женить Анатоля на княжне Марье, приезжает Анна Михайловна Друбецкая, чтобы пристроить своего сына на теплое местечко в гвардии. Пьер вдруг становится необходимым, становится ясно, что князь Андрей не любит свою жену)

- во 2 главе Т сравнивает салон Шерер с прядильной мастерской. почему? (общение гостей и хозяйки вымерено давно, это привычная вещь, она связующее звено, она распорядитель, она заправляет людьми как машинками)

- чем выделяются среди других гостей Андрей и Пьер?

Пьер - незаконнорожденный сын, несвойственен этому месту, не умеет жить, хочет многое узнать, а не показать себя. может противоречить другим в оценке Наполеона 9его защита и поддержка). его воспринимают как и Чацкого.

Андрей - сразу привлекает внимание, не похож на других, всем в гостиной интересно, а ему скучно, надоело, его видят сухим, надменный, неприятным человеком. но он привлекает внимание – его несчастья, он мучается с кокетливой, глупой женой, судит себя.

  1. Групповая работа по анализу семейных гнезд романа «ВиМ»

семья

принципы

Взаимоотношения родителей и детей

+ и - семьи

Что определяет семью

1 группа: Ростовы

именины в один день у матери и дочери. в семье постоянно живет Борис, сын бедной родственницы, они взяли на воспитание племянницу Соню. их доброта скрашивает унизительность положения Сони и Бориса, их не унижают, не оскорбляют.

графиня Ростова медлительна, что внушает ей уважительность. в их доме тоже привычные сплетни, темы старые, но они как-то иначе переживаются. они непосредственны, в отличие от Шерер, у которой для каждого гостя был выработан особый поклон. в зависимости от положения этого человека в обществе.

молодое поколение: Борис Друбецкой, Николай Ростов, Соня, Петруша, Наташа – дышат оживлением и весельем. говорят практически на русском языке. отношения с родителями – пользуются их полным доверием, друзья своих детей, всегда идет их первой советницей.

2 группа: Безуховы

у него, по слухам, много незаконнорожденных детей, он богат, знаменитый екатерининский вельможа, в доме живут три племянницы, презирающие Пьера, наследники – Курагины. Василий хочет выкрасть и уничтожить письмо-завещание Безухова. младшая княжна Софья смеется, все выжидают смерти, чтобы получить наследство, драка за портфель с наследством.

3 группа: Курагины

Ипполит – сумасшедший, дети – это крест, по признанию князя Василия, ищут во всем выгоду, князь неучтив, помогает Друбецкой.

4 группа: Болконские

имение Лысые Горы, Николай Андреевич (прозвище в обществе прусский король), при Павле сослан в деревню, живет там с дочерью. считает, что есть два источника пороков (праздность и суеверие), две добродетели (деятельность и ум). сам занимался воспитанием образование дочери. он невыносим, унижает дочь в присутствии посторонних, замахивается на своего управляющего Алпатыча палкой за то, что тот расчищает дорогу для гостей. их отличает интеллигентность, рассудительность, подлинная забота о государственных интересах, широта политической мысли, строгая требовательность. старый Б бескорыстен в своих государственных делах, в своих идеях. поэт. он аристократ. не позволяет служить из милости.

между детьми и родителями – отчужденность, непонимание. старшие – дети своего времени, сын позволяет себе судить отца, но они дружат, между ними не может быть фальши. они сдержанны, у отличие от Ростовых, с ними нелегко, они личности.

4.Групповая работа по анализу образов персонажей (связь с народной жизнью, по природе, искусству, внешняя красота)

1 группа: Наташа Ростова

внешняя: именины 1/1/8, 17

черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с сбившимися назад черными кудрями. лицо оживленное, именинное, изменилось: глаза остановились, углы губ опустились

2/1/1 свежая, румяная, веселая, не в силах удержать своей радости, отчаянно-оживленные глаза

2/4/7,13 с блестящими глазами, не умела писать письма, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме хоть сотую долю того, что привыкла выразить голосом, улыбкой, взглядом

с народной жизнью 2/4/7 умеет понять все, что было в Анисье, и в отце Анисье, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке, подводы отдает раненым, ее пляска

отношение к природе князь А перед Бородинской битвой вспоминает, как Н стремилась передать ему то страстное ощущение, которое она испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника (сбивчивый рассказ, она простая девушка на охоте, она, как и крепостной Митька, поглощена травлей, опьянена быстрой скачкой, азартом охоты, осенним свежим воздухом, она выражает чувства простодушно, как звери)

отношение к искусству: 2/1/15 в ее голосе та девственность, нетронутость, незнание своих сил, необработанная бархатность, которые соединялась с недостатками искусства пения.

2/5/8,9 опера – не хотелось ехать, она никого не отыскивает, в такт увертюре комкает афишу, ей все удивительно и дико, все кажется неестественным, фальшивым

2 группа: Жюли Карагина

1/1/22 (письмо) написано по-французски, она горюет, провожая своих братьев на войну, пишет об этом, она неискренна, каждое ее слово словно продиктовано Шерер, никакой грусти она не испытывает, она кокетка, верит в то, что между ними с Николаем любовная связь, болтовня, легкомыслие, сплетни – о Пьере, об Анатоле, внутренняя фальшь ее слов, она довольна собой

2/5/5 она богатая невеста, между ней и Марьей выбирает Борис Друбецкой, ей 27 лет, после смерти братьев богата, теперь совершенно некрасива, но сама так не думает. казалась разочарована во всем, но это не мешало ей веселиться. в природе ее нет, искусство – это печальные ноктюрны

3 группа: Марья

1/1/22 очень религиозна, испуганна, грустное выражение лица, некрасивое болезненное лицо

письмо - чистая, умная, естественная в каждом слове, она утешает Жюли, выстроила свой душевный замок, строгий и чистый, ее бог – справедливость, ее вера – требовательность к себе, всем слабости прощает, себе никогда. в каждой девушке должна быть Марья, иначе она превратится в Элен, мечтает в глубине души о земной любви, в письме никакой суетности, чувство собственного достоинства, причины неудач ищет в себе

1/3/3-5 непоколебима в своих решениях, отказывает Василию Курагину (по согласию с отцом) ее призвание в другом – быть счастливой в самопожертвовании

2/3/26 взяла на себя воспитание сына А, скрытая мечта – религиозная, от странников, хотела уйти в странницы

2/5/2 не смеет осуждать старого и слабого отца

3/2/12 хочет помочь крестьянам от всего сердца, отдать им свой хлеб, но те ее не понимают, смерть старого князя освобождает Марью

4/1/6 печальна, влюблена в Николая Ростова, лицо преобразилось, духовная внутренняя работа выступила наружу

эпилог/1/6,7 боится своей любви к Николаю, не понимает привычки мужа к хозяйству, во всем его понимает

4 группа: Элен

на лоне природы не показана, поражает внешней красотой, на ней будто лак от 1000 взглядов, на лице нет измененных выражений, в ней воплощен дух петербургских салонов, где вы – там разврат, зло. не показывает глаз, они не светятся мыслью и чувством, улыбка – застывшая маска

1/3/1 мраморная красота

2/1|6

2/3/9 салон Элен, блестящий успех, она очень глупа, но ею восхищаются

4/1\2 умерла от страшной болезни, она принадлежит свету, дочь салонов, она не судит себя, это делает ее бесчеловечной, символ зла и безнравственности

5 группа: Соня

цельный человек, слишком хорошо владеет собой (подавляет чувство ревности к Жюли, Марье) тоненькая брюнетка, напоминает красивого котенка, который будет прелестной кошечкой. в ее поступках никогда не может быть ничего дурного, она позабыла детство.

эпилог Наташа о ней – пустоцвет, в ней нет полноты чувства.

1/1/7-11

2/3/2

2/4/8-11

4/1/8

Тетради

Учебник

карточки

текст

контроль знаний

Инструкция по выполнению задания:


самостоятельно работают с вопросами тестового зачета

Тетради

тест


рефлексия

Инструктаж по заданию

Самостоятельно отвечают на вопросы в тетради, по желанию делятся написанным

- что получилось, почему?

- что не получилось, почему?

- что надо сделать, чтобы лучше знать м-л урока?

тетради

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию: Читать Толстой «Война и мир», Чехов Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч». «Вишневый сад»

Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы

Учебник, дневник



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.

Автор: Брюховец Ольга Леонидовна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379441

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Мысль "семейная" в романе Л.Н.Толстого"Война и мир" "
    ["seo_title"] => string(52) "mysl-siemieinaia-v-romanie-l-n-tolstogho-voina-i-mir"
    ["file_id"] => string(6) "122140"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414159646"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Мысль "семейная в романе Л.Толстого "Война и мир" "
    ["seo_title"] => string(50) "mysl-siemieinaia-v-romanie-l-tolstogho-voina-i-mir"
    ["file_id"] => string(6) "122148"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414160447"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_literatury_v_10_klasse_po_teme_mysl_semeinaia_v_romane_l_n_tolstogo_voina_i"
    ["file_id"] => string(6) "540096"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1581968915"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) ""Война и мир". «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»."
    ["seo_title"] => string(60) "voina_i_mir_mysl_semeinaia_v_romane_l_n_tolstogo_voina_i_mir"
    ["file_id"] => string(6) "590761"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1636367707"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Л.Н. Толстой «Война и мир». Человек и природа на страницах романа."
    ["seo_title"] => string(64) "l_n_tolstoi_voina_i_mir_chelovek_i_priroda_na_stranitsakh_romana"
    ["file_id"] => string(6) "643537"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1704290052"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства