kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"»

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Семья Ростовых и семья Болконских»

Цель: на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

.

Ход урока

I. Эпизод «Семья Ростовых. Именины».

С элементами анализа. Ответить на вопрос: что различного и общего в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых по сравнению с салоном Шерер?

План наблюдений

1. Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими.

2. Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.

3. Приход молодежи. Ее интересы и поведение.

4. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.

5. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.

6. Развлечения и обычаи у Ростовых.

1.Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова (гл. 7-11 - сцены именин; гл. 12-13 - сцены болезни графа; гл. 14-17 — у Ростовых; гл. 18-21 — смерть Безухова).

Толстой, чередуя эти главы, передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совер­шается веселье и горе, радость и смерть.

Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. От­метим подчеркнутое сходство: и там и тут гости. Мир Ростовых — это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». При пересказе обратить внима­ние на описание приема гостей у Ростовых, цели их приезда, се­мейный и радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера у Шерер.

2. Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и Анна Павловна, - это сорокалетняя женщина. Но та — «общест­венная энтузиастка», старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого), а эта - глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечаем сцену приема гостей - «поздравителей» - графом Ильей Ростовым, который всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Уже эта сцена контрастирует с той «иерархией приветствий», которая была заведена у Шерер. Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но са­моуверенном французском языке». Условности светского такта, светские новости — все это наблюдается в разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его черты.

3. И в эту светскую обстановку, как «луч солнца», врывается молодое поколение Ростовых (внешность, поведение, интересы, взаимоотношения — эпизод в цветочной или диванной - гл. 10, 11). Даже шутки у Ростовых носят чистый, трога­тельно-наивный характер. Ссора и примирение Николая с Соней, «свидание» у кадки с цветами Наташи и Бориса, их общий разговор с Верой дает представление об интересах и взаимоотношениях мо­лодежи. Поведение молодых Ростовых контрастно показано Тол­стым в сравнении с петербургской молодежью (компания Долохова - Курагина), где время проходит в кутежах, разврате, нелепых и злых шутках (история с медведем — венчание с куклой).

Вечернее празднование именин. Главный гость Ростовых - Ма­рья Дмитриевна Ахросимова, без которой не начинали обеда. Она знаменита прямотой ума и откровенной простотой общения, «все без исключения уважали ее и боялись» (гл. 15). В обществе же Анны Павловны Шерер главное лицо — утонченный виконт-эмигрант. Появление фигуры подобной Марье Дмитриевне невозможно в са-лоне Шерер так же, как невозможно ее разговоры." «... ты, что ста­рый греховодник,... чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?...»

За столом у Ростовых же, как и у Шерер, говорят о войне, о политике, но в ином тоне. Старшее поколение этот вопрос волнует в той связи, что идут на войну сыновья. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения (выходка Наташи за столом, пение молодых Ростовых, граф-отец танцует Данилу Купора, улыбающиеся лица дворовых, которые любуются барином).

Итак, в семье Ростовых простота и радушие, естественность по­ведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем со­блюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Толстой словно под­черкивает: Ростовы и Шерер — люди одного класса, но разной «по­роды». Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отража­ет жизнь и деятельность поместного дворянства. Перед нами пред­стали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебо­сольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей гра­финя, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Ни­колай, осторожный и расчетливый Борис Друбецкой и др. В отли­чие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, ра­дости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.

П. Из Москвы действие переносится в Лысые Горы, имение ге­нерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ожидают от­правляющегося на войну князя Андрея (гл. 22-25).

- Назовите наиболее запомнившиеся детали из жизни Бол­конского.

- В чем сходство и различие Ростовых и Болконских? На кого больше похожи Болконские — на Ростовых или на Шерер?

(Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, так же, как и у Ростовых, большая близость к народу в языке и во взаимоот­ношениях с простыми людьми. На этом основании обе семьи одинаково противопоставлены высшему обществу.

Существуют и различия между этими семьями. Болконских отли­чает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи: и старого князя, и княжны Марьи, и ее брата, которые склонны к умственной деятельности. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.)

- Зачитайте портрет Болконских и через внешний облик ге­роев покажите своеобразие их характеров.

(Князь Андрей 3 гл., портрет старого князя гл. 22. Портрет княжны Марьи не дан в собранном виде: отмечены порознь худоба и болезненность ее лица и тела, «тяжелые ступни», ее глаза, грустные, но глубокие и лучистые и оттого прекрасные. Во всех портретах вид­ны черты «породы» Болконских: невысокий рост, определенные и сухие «черты», маленькие руки и ноги; главное — сходство глаз: как и у княжны Марьи, такие же «прекрасные глаза» у князя Андрея (гл. 25), они также светились умным и добрым, «непривычным блеском», умные и блестящие глаза всюду подчеркивает Толстой у Болконского-отца.)

Итак, аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - вот характерные особенности семьи Болконских, видимые через их портреты. В этом проявляется мастерство толстовских портретов, его умение передать самое существенное, постоянное в человеке и мимолетные изменения его облика при изменении настроения.

III. Самостоятельный вывод.

Как относится автор к нормам жизни Ростовых и Болконских?

Каковы нравственные ценности этих семей.

IV. Беседа о роли ч. 1 в общем развитии действия и о том, что она дает читателю.

- В каком году происходит действие в ч. 1 ? (Июль-август 1805 г., предвоенная атмосфера; назревает, но еще не показан конфликт с Наполеоном.)

- Происходит ли в этой части развитие основного действия — столкновение двух миров, России и наполеоновской Франции и какую роль она играет в развитии действия?

(Толстой знакомит нас с основными героями, с обстановкой, следовательно, эта часть играет роль экспозиции.)

- Какие слои русского общества были показаны?

(Разные группы дворянства в Москве и в Петербурге, в городе и по­местье, старшее и младшее поколение, мужчины и женщины. К общему конфликту добавляется конфликт князя Андрея и — пока частично Пьера со светским обществом, а также Николая Ростова. Кроме дво­рянства, видим слуг, гувернеров, компаньонку, доктора, архитектора, т.е. уже в экспозиции намечается широта охвата жизни.)

- Какие же основные группы героев выделяет Толстой в этом многолюдье?

(Основные сюжетные линии — история семьи Ростовых, Болкон­ских, Курагиных, Друбецких и салона Шерер.)

- Вокруг каких событий в ч. 1 группируются эти герои? (Четыре эпизода: вечер у Шерер, именины у Ростовых, смерть графа Безухова, приезд князя Андрея в Лысые Горы.)

- Что повторяется в эпизодах, скрепляя их в единое целое? (Сквозное действие — разговоры о Наполеоне, через отношение к которому проверяются взгляды героев. Итак, уже в ч. 1 намечается сложность и стройность композиции романа.)

V. Проверочная работа по т.1, ч.1

Задания раздаются на каждый стол.

Карточка 1. Эпизод «Салон А. П. Шерер» начинается с диалога, который вообще занимает в романе очень большое место.

«Для Толстого реплика это еще сырой материал; только объясняю­щее автором сопровождение оформляет ее смысл, часто изменяет этот смысл, переключая реплику в другой, скрытый контекст» (Л. Гинзбург).

Прочитайте диалог А.П. Шерер и князя Василия без авторских ремарок. Как изменится его содержание? Объясните роль ремарок.


Карточка 2. В чем смысл сравнения салона А.П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?


Карточка 3. Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случаен» (А.А. Сабуров «Война и мир Л.Толстого»). Как вы думае­те почему? В чем смысл поразительного сходства Ипполита и Элен?


Карточка 4. Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и француз­ской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в са­лоне А.П. Шерер ситуацию «горя от ума»?


Карточка 5. Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово са­мого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных кар­тин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» мо­лодежи. Ее «совместное буйство» - «салонная чопорность навыво­рот». Докажите это утверждение.


Карточка 6. Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характер­ный композиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Рос­товых» (гл. 14-17, ч. 1, т. 1). В чем противопоставлены молодые Ростовы петербургской «золотой» молодежи? Справедливо ли мнение, что детскость присуща всей семье Ростовых? В чем она проявляется в эпизоде именин? Как оценивает это качество человека автор?


Карточка 7. И эпизод «Салон А.П. Шерер», и эпизод «Именины у Росто­вых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских (гл. 22-25). Установите внут­реннюю связь этих эпизодов. В чем атмосфера и взаимоотношения людей в Лысых Горах противопоставлены изображению их в салоне Шерер, а в чем — в доме Ростовых?


Карточка 8. Что можно сказать по первым впечатлениям о П.Безухове и А.Болконском? Чем они отличаются от большинства представителей своего класса? (т.1, ч.1, гл.1-6)


Карточка 9. Каковы темы разговоров в салоне Шерер? Какой метафорой определяет автор салон и его хозяйку? Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу.


Карточка 10. В повести «Детство» Толстой писал: «...В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно, если портит его, то лицо дурно». Вспомните портреты героев романа и вделайте вывод о том, как использует автор эту деталь (улыбку) для характеристики персонажей?


6. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы по 2 и 3 части, т.1 «Война 1805-1807 гг.»:

- Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам ее цели? (гл. 2)

- Что предпринимает Кутузов (гл. 14)

- Как представлял войну и свою роль князь Андрей? (гл. 3, 12)

- Почему после встречи с Тушиным князь Андрей подумал: «Все это было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся»? (Гл. 12, 15, 20-21).

2. Сделать закладки, перечитать (быть готовыми к устным ответам по вопросам):

а) образ Кутузова;

б) Шенграбенское сражение (гл. 20-21);

в) Аустерлицкое сражение (ч. 3, гл. 12-13);

г) Смотр под Браунау

д) Переправа через Энс

д) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (ч. 3, гл. 16, 19).


Приложения. Индивидуальные карточки. Задания выполняются письменно.

1. Почему роман начинается с описания вечера в салоне Шерер?(т. 1,ч.Д,, гл. 1-4)

2. Почему князь Василий появляется в салоне самым первым? Что можно сказать и что говорит сам автор о манере речи Василия Курагина и хозяйки салона? (т. 1, ч. 1, гл. 1-4)

3. Каковы темы разговора в салоне? С чем сравнивает Толстой салон и его хозяйку? Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу, (т. 1, ч. 1, гл. 1-4)

4. Что можно сказать по первым впечатлениям о П. Безухове и о князе Андрее Болконском? (т. 1, ч. 1, гл. 1-6)

5. Кто привлек ваше внимание в этих главах? Чем именно (т. 1, ч.1, гл. 1-4)

6. Каковы отношения в семье Ростовых?

7. Каковы отношения в семье Болконских?

8. В повести «Детство» Толстой писал: «... В одной улыбке состо­ит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Как использует­ся эта деталь портрета для характеристики персонажей?

9. Как через внешний облик художник раскрывает своеобра­зие характеров персонажей (например, отца, сына и дочери Болконских; членов семьи Ростовых и др.)?



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Автор: Тимошенко Татьяна Николаевна

Дата: 17.02.2020

Номер свидетельства: 540096


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства