Мысль "семейная" в романе Л.Н.Толстого"Война и мир"
Мысль "семейная" в романе Л.Н.Толстого"Война и мир"
Цель:получить представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, решить проблему что такое счастливая семья?
Методическая информация:
Тип урока по основной дидактической цели- комбинированный;
тип урока по основному способу проведения – групповая работа;
тип урока по форме проведения – кооперативная,стратегии проекта «РКМЧЧП».
Ожидаемые результаты: проведут социально-психологический анализ семей, представленных в романе "Война и мир"; интерпретируют художественный текст и дадут собственную оценку; представят модель счастливой семьи, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах. КМО урока:используется раздаточный материал с цитатами из текста романа, листы для флипчартов,маркеры, рабочий лист, слайд-презентация «Мысль семейная в романе «Война и мир».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мысль "семейная" в романе Л.Н.Толстого"Война и мир" »
Ақмола облысы білім басқармасы
«Степногорск қаласы, №2 ҚТК» КММ
Управление образования Акмолинской области
КГУ «СТК №2, город Степногорск»
«Мысль семейная» в романе
Л. Н. Толстого «Война и мир»
Герко Г.Г. преподаватель
русского языка и литературы
г.Степногорск
2014г.
АННОТАЦИЯ К УРОКУ
Автор урока- Герко Г.Г., преподаватель русского языка и литературы,первая квалификационная категория.
Тема: «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Предмет - Русская литература Курс - первый
Цель:получить представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, решить проблему что такое счастливая семья?
Методическая информация:
Тип урока по основной дидактической цели- комбинированный;
тип урока по основному способу проведения – групповая работа;
тип урока по форме проведения – кооперативная,стратегии проекта «РКМЧЧП».
Ожидаемые результаты: проведут социально-психологический анализ семей, представленных в романе "Война и мир"; интерпретируют художественный текст и дадут собственную оценку; представят модель счастливой семьи, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах. КМО урока:используется раздаточный материал с цитатами из текста романа, листы для флипчартов,маркеры, рабочий лист, слайд-презентация «Мысль семейная в романе «Война и мир».
Музыкальное сопровождение: песня «Родительский дом». Опережающее задание к уроку:прочитать роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир»,обратив особое внимание на главы:
РОСТОВЫ (т. 1, ч. 1, гл. 7-17; т. 2, гл. 1-3; ч. 1, гл. 13-15; т. 2, ч. 1, гл. 1-3; ч. 3, гл. 14-17; ч. 5, гл. 6-18; т. 3, ч. 3, гл. 12-17; гл. 30-32; т. 4, ч. 1, гл. 6-8; гл. 14-16; ч. 2,гл. 7-9; ч. 4,гл. 1-3)
БОЛКОНСКИЕ (т. 1, ч. 1, гл. 22-25; ч. 3гл. 11-19; т. 2,гл. 7-9; т. 2, ч. 2, гл. 10-14; т. 3, ч. 3, гл. 1-3; ч. 3, гл. 20-24; т. 3, ч. 2, гл. 13-14; гл. 36-37)
КУРАГИНЫ (т. 1, ч. 1, гл. 18-21; ч. 2, гл. 9-12; ч. 3, гл. 1-5; т. 2, ч. 1, 6-7; т. 3, ч. 2, гл. 36-37; ч. 3, гл. 5)
СЕМЕЙНЫЕ «КРУЖКИ» (т. 1, ч. 2, гл. 13-21; ч. 3, гл. 14-19; т. 3, ч. 2, гл. 24-29; гл. 30-32; т. 3, ч. 3, гл. 3-4),эпилог.
«Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…» Л.Н.Толстой.
Ход урока : I. Орг. момент. Слайд1 -Тему урока вы узнаете, прослушав четверостишие: Зерно прозревает в семье, В семье человек вырастает. И всё, что потом обретает, Приходит к нему не извне.
-Как вы думаете, о чем будет сегодняшний разговор на уроке?Важна ли эта тема и почему? Слайд 2
-Сегодняшний урок , пожалуй, один из самых важных в процессе изучения романа. Наверное, потому что он посвящён основе основ человеческой жизни-семье и поиску ответа на вопрос: в чём же заключается семейное счастье? По ходу урока я попрошу Вас заполнять рабочие листы, чтобы у каждого из Вас сложилось отчетливое представление о своем идеале семьи. Постараемся понять мысли писателя о семье, соотнести с собственными взглядами. Именно с собственных взглядов и начнём.
Слайд 3. Ассоциации. -Предлагаю написать три самых важных составляющих семьи. (Маркерами на подготовленных листах ребята записывают свои ассоциации. Записи крепятся на доске,стене. Создаётся схема-кластер.)
II.Работа в группах. Стадия осмысления.Слайд 2. Обращение к эпиграфу «Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…»
-Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?
(Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот — родной дом, семья, ее традиции, уклад»)
- Представителей каких семей вёл через роман Лев Николаевич?
(Болконские. Ростовы. Курагины.)
- А сейчас задание: каждой группе представить психологический портрет семьи, учитывая следующее: характерные особенности семьи, основа отношений супругов в семье, отношение к детям, особенности воспитания, отразилось ли воспитание на формировании личностей детей? Каким образом? Каков кодекс чести семьи?
( Используется раздаточный материал с цитатами,готовится презентация флипчарта. Приложение 2, Приложение 3- Лист взаимооценки) 1 группа – семья Ростовых 2 группа – семья Болконских 3 группа – семья Курагиных
4 группа- Какой тип семейных отношений предпочтителен для Л.Толстого? Докажите (эпилог романа).(Время работы в группах-15 минут) -Начинаем знакомиться с семьями."По одежке встречают- по уму провожают»
(Время для презентации-4 минуты)
Выступление 1 группы. Семья Ростовых. Слайд 4-5 вывод группы:Семью Ростовых объединяют важные качества: искренность, естественность, простота, Открытость миру – их главное богатство. Отсюда и способность притягивать к себе людей, сопереживать, чувствовать чужую душу. И всё это на грани самоотречения. Слайд 6-7 Кодекс чести Ростовых: взаимоуважение и любовь, открытость, бескорыстие, широта души, бескорыстие, жизнелюбие, стремление любить весь мир, доверчивость, безрассудная щедрость. Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом. Жизнь сердца.
-Я соглашусь с вами в том, что действительно в этом романе Толстому наиболее близка семья Ростовых. Но автор с теплотой и сочувствием относится еще к одной семье - семье Болконских. А теперь перенесемся в Лысые Горы. Выступление 2 группы.Семья Болконских.Слайд 8-9-10
вывод группы:Болконский -незаурядная личность. «Старик с зоркими глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «был резок и неизменно требователен», друг Кутузова, не переставал интересоваться политикой. Источником людских пороков он считал праздность и суеверие, педантичная во всех отношениях личность.Слайд 11-12 Кодекс чести семьи Болконских: человеческое достоинство, деятельность и ум, любовь, уважение, аристократизм. Жизнь ума.
-А что мы можем сказать о семье Курагиных? Выступление 3 группы.Семья Курагиных. Слайд 13-14 вывод группы: В семье царит атмосфера всеобщего расчёта и бездуховности. Они лишены родовой поэзии, их семейная близость непоэтична, хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка, солидарность, круговая порука эгоизма. Безнравственность становится нормой жизни.Слайд 15. Кодекс чести семьи Курагиных. Материальные блага, корысть, ограниченность, эгоизм, фальшь, положение в обществе, непорядочность, безнравственность. Жизнь плоти.
Выступление 4 группы. -Какой тип семейных отношений предпочтителен для Л.Толстого? Докажите (эпилог романа)Какое главное условие существования семьи? Как часто Толстой употребляет слова «семья», «семейство».Какой же должна быть семья по Толстому? Что не приемлет? В чём вы с ним согласны? Может быть, что-то не подходит нам, живущим в 21 веке?Слайд16-17
вывод группы:Семья, по Толстому, - это начало начал каждого героя и одновременно возможность реализовать своё Я, оставить себя, отражённым в другом. А счастье, по убеждению Л.Толстого, и есть тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям.
III.Рефлексия: Толстой утверждал, что «люди как реки», у каждого свое русло, свой исток. Исток – это родной дом, семья. Художественный мир, сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И этот мир представлен перед нами в семье. Толстой воспевает семейное счастье, а для счастья, по мнению писателя, нужна тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Эта жизнь настоящая с интересами «любви, страстей, поэзии». Семья была и остается основой всей жизни человека. Все мы знаем, что человек формируется в семье. «Все начинается с семьи» гласит русская народная мудрость.
-О какой семье вы мечтаете? Какой бы вы хотели видеть свою будущую семью? (Несколько человек озвучивают записанное ими в ходе урока,высказывают свои мысли,показывают модель семьи) Слайд 18. Берегите друг друга, цените семью, уважайте родителей, будьте рядом со своими близкими. Ибо все начинается с семьи.