kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мысль "семейная в романе Л.Толстого "Война и мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:получить представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, решить проблему что такое счастливая семья?

Методическая информация:

Тип урока по основной дидактической цели- комбинированный;

тип урока по основному способу проведения – групповая работа;

тип урока по форме проведения – кооперативная,стратегии проекта «РКМЧЧП».

Ожидаемые результаты: проведут социально-психологический анализ семей, представленных в романе "Война и мир"; интерпретируют художественный текст и дадут собственную оценку; представят модель счастливой семьи, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах.
КМО урока:используется раздаточный материал с цитатами из текста романа, листы для флипчартов,маркеры, рабочий лист, слайд-презентация «Мысль семейная в романе «Война и мир». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мысль "семейная в романе Л.Толстого "Война и мир" »

Ақмола облысы білім басқармасы

«Степногорск қаласы, №2 ҚТК» КММ

Управление образования Акмолинской области

КГУ «СТК №2, город Степногорск»









«Мысль семейная» в романе

Л. Н. Толстого «Война и мир» 










Герко Г.Г. преподаватель

русского языка и литературы






г.Степногорск

2014г.







АННОТАЦИЯ К УРОКУ

Автор урока- Герко Г.Г., преподаватель русского языка и литературы,первая квалификационная категория.

Тема: «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 

Предмет - Русская литература Курс - первый

Цель:получить представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, решить проблему что такое счастливая семья?

Методическая информация:

Тип урока по основной дидактической цели- комбинированный;

тип урока по основному способу проведения – групповая работа;

тип урока по форме проведения – кооперативная,стратегии проекта «РКМЧЧП».

Ожидаемые результаты: проведут социально-психологический анализ семей, представленных в романе "Война и мир"; интерпретируют художественный текст и дадут собственную оценку; представят модель счастливой семьи, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах.
КМО урока:используется раздаточный материал с цитатами из текста романа, листы для флипчартов,маркеры, рабочий лист, слайд-презентация «Мысль семейная в романе «Война и мир».

Музыкальное сопровождение: песня «Родительский дом». 
Опережающее задание к уроку:прочитать роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир»,обратив особое внимание на главы:

РОСТОВЫ (т. 1, ч. 1, гл. 7-17; т. 2, гл. 1-3; ч. 1, гл. 13-15; т. 2, ч. 1, гл. 1-3; ч. 3, гл. 14-17; ч. 5, гл. 6-18; т. 3, ч. 3, гл. 12-17; гл. 30-32; т. 4, ч. 1, гл. 6-8; гл. 14-16; ч. 2,гл. 7-9; ч. 4,гл. 1-3)

БОЛКОНСКИЕ (т. 1, ч. 1, гл. 22-25; ч. 3гл. 11-19; т. 2,гл. 7-9; т. 2, ч. 2, гл. 10-14; т. 3, ч. 3, гл. 1-3; ч. 3, гл. 20-24; т. 3, ч. 2, гл. 13-14; гл. 36-37)

КУРАГИНЫ (т. 1, ч. 1, гл. 18-21; ч. 2, гл. 9-12; ч. 3, гл. 1-5; т. 2, ч. 1, 6-7; т. 3, ч. 2, гл. 36-37; ч. 3, гл. 5)

СЕМЕЙНЫЕ «КРУЖКИ» (т. 1, ч. 2, гл. 13-21; ч. 3, гл. 14-19; т. 3, ч. 2, гл. 24-29; гл. 30-32; т. 3, ч. 3, гл. 3-4),эпилог.



















«Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…»
Л.Н.Толстой.

Ход урока :
I. Орг. момент.  Слайд1
-Тему урока вы узнаете, прослушав четверостишие:
Зерно прозревает в семье, 
В семье человек вырастает. 
И всё, что потом обретает, 
Приходит к нему не извне. 

-Как вы думаете, о чем будет сегодняшний разговор на уроке?Важна ли эта тема и почему? Слайд 2

-Сегодняшний урок , пожалуй, один из самых важных в процессе изучения романа. Наверное, потому что он посвящён основе основ человеческой жизни-семье и поиску ответа на вопрос: в чём же заключается семейное счастье? По ходу урока я попрошу Вас заполнять рабочие листы, чтобы у каждого из Вас сложилось отчетливое представление о своем идеале семьи. Постараемся понять мысли писателя о семье, соотнести с собственными взглядами. Именно с собственных взглядов и начнём.

Слайд 3. Ассоциации. -Предлагаю написать три самых важных составляющих семьи. (Маркерами на подготовленных листах ребята записывают свои ассоциации. Записи крепятся на доске,стене. Создаётся схема-кластер.)

II.Работа в группах. Стадия осмысления.Слайд 2. Обращение к эпиграфу «Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…»

-Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

(Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот — родной дом, семья, ее традиции, уклад»)

- Представителей каких семей вёл через роман Лев Николаевич?

(Болконские. Ростовы. Курагины.)

- А сейчас задание: каждой группе представить психологический портрет семьи, учитывая следующее: характерные особенности семьи, основа отношений супругов в семье, отношение к детям, особенности воспитания, отразилось ли воспитание на формировании личностей детей? Каким образом? Каков кодекс чести семьи?

( Используется раздаточный материал с цитатами,готовится презентация флипчарта. Приложение 2, Приложение 3- Лист взаимооценки )
1 группа – семья Ростовых 
2 группа – семья Болконских 
3 группа – семья Курагиных 

4 группа- Какой тип семейных отношений предпочтителен для Л.Толстого? Докажите (эпилог романа).(Время работы в группах-15 минут)
-Начинаем знакомиться с семьями."По одежке встречают- по уму провожают»

(Время для презентации-4 минуты)

Выступление 1 группы. Семья Ростовых. Слайд 4-5
вывод группы: Семью Ростовых объединяют важные качества: искренность, естественность, простота, Открытость миру – их главное богатство. Отсюда и способность притягивать к себе людей, сопереживать, чувствовать чужую душу. И всё это на грани самоотречения. Слайд 6-7 Кодекс чести Ростовых: взаимоуважение и любовь, открытость, бескорыстие, широта души, бескорыстие, жизнелюбие, стремление любить весь мир, доверчивость, безрассудная щедрость. Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом. Жизнь сердца.

-Я соглашусь с вами в том, что действительно в этом романе Толстому наиболее близка семья Ростовых. Но автор с теплотой и сочувствием относится еще к одной семье - семье Болконских. А теперь перенесемся в Лысые Горы. 
Выступление 2 группы. Семья Болконских. Слайд 8-9-10

вывод группы: Болконский -незаурядная личность. «Старик с зоркими глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «был резок и неизменно требователен», друг Кутузова, не переставал интересоваться политикой. Источником людских пороков он считал праздность и суеверие, педантичная во всех отношениях личность.Слайд 11-12 Кодекс чести семьи Болконских: человеческое достоинство, деятельность и ум, любовь, уважение, аристократизм. Жизнь ума.

-А что мы можем сказать о семье Курагиных? 
Выступление 3 группы.Семья Курагиных. Слайд 13-14
вывод группы: В семье царит атмосфера всеобщего расчёта и бездуховности. Они лишены родовой поэзии, их семейная близость непоэтична, хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка, солидарность, круговая порука эгоизма. Безнравственность становится нормой жизни.Слайд 15. Кодекс чести семьи Курагиных. Материальные блага, корысть, ограниченность, эгоизм, фальшь, положение в обществе, непорядочность, безнравственность. Жизнь плоти.

Выступление 4 группы. -Какой тип семейных отношений предпочтителен для Л.Толстого? Докажите (эпилог романа) Какое главное условие существования семьи? Как часто Толстой употребляет слова «семья», «семейство».Какой же должна быть семья по Толстому? Что не приемлет? В чём вы с ним согласны? Может быть, что-то не подходит нам, живущим в 21 веке?Слайд16-17

вывод группы: Семья, по Толстому, - это начало начал каждого героя и одновременно возможность реализовать своё Я, оставить себя, отражённым в другом. А счастье, по убеждению Л.Толстого, и есть тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям.

III.Рефлексия: Толстой утверждал, что «люди как реки», у каждого свое русло, свой исток. Исток – это родной дом, семья. Художественный мир, сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И этот мир представлен перед нами в семье. 
Толстой воспевает семейное счастье, а для счастья, по мнению писателя, нужна тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Эта жизнь настоящая с интересами «любви, страстей, поэзии». Семья была и остается основой всей жизни человека. Все мы знаем, что человек формируется в семье. «Все начинается с семьи» гласит русская народная мудрость.

-О какой семье вы мечтаете? Какой бы вы хотели видеть свою будущую семью? (Несколько человек озвучивают записанное ими в ходе урока,высказывают свои мысли,показывают модель семьи) Слайд 18. Берегите друг друга, цените семью, уважайте родителей, будьте рядом со своими близкими. Ибо все начинается с семьи. 

Выставление оценок.(Приложение 3 Лист взаимооценки )

А сейчас представьте, что вы спортивные комментаторы, вам нужно прокомментировать урок и оценки.

Домашнее задание.Подготовить схему-черновик сочинения на одну из тем.

1.Герои романа «Война и мир» в поисках смысла жизни. (об одном из героев)

2.Истинная красота в понимании П.Н.Толстого.

3. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Звучит песня «Родительский дом». 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мысль "семейная в романе Л.Толстого "Война и мир"

Автор: Герко Галина Габбасовна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122148


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства