Разработки двух уроков по творчеству Л.Н. Толстого. Изучение романа "Война и мир"Учашимся порой трудно разобраться в характере войны 1805 года. Не у всех эти события вызывают интерес, особенно после чтения 1 части 1 тома, где они занкомятся с главными героями в мирной обстановке, светских мероприятиях. между тем главные герой раскрываются в обстановке военных действий глубже и становятся понятнее читателям. В беседе с учащимися учитель заостряет внимание на изображении характера войны, ее ненужности, образе Кутузова, "маленьких героев" Тушина и Тимохина. Урок заканчивается письменным блиц-опросом по 1 тому. Второй урок построен по принципу работы в группах. Изучение 2 тома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой "Война и мир"»
Мангуткина Г.Х.
КГУ «СОШ- лицей №7» город Семей ВКО
Урок 1 Тема . Л.Толстой «Война и мир»
Изображение войны 1805-1807 гг. (том 1 части 2-3) Главные герои романа, их судьбы: Андрей Болконский, Николай Ростов, Кутузов, Долохов.
Цели и задачи. Выявить идейно- художественные особенности изображения войны.
Проследить судьбы героев. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Отношение автора к войне.
Развитие речи, умений и навыков анализа текста.
Воспитание интереса к творчеству Толстого. Нравственное воспитание.
Наглядность: иллюстрации к роману, таблица «Схема-план содержания 1 тома романа.»
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися.
Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 г. , увидеть, как по-разному ведет себя человек на войне, как автор относится к войне.
Каждая часть начинается обозначением точных дат. Какую роль они играют?
( Исторический жанр требовал предельной достоверности)
Как расширяется место действия романа и какие новые герои входят в роман?
(Австрия. Александр 1, Наполеон, Кутузов и Мак, военачальники и солдаты, гусары Денисова, рота Тимохина, батарея Тушина.)
Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?
Готова ли армия к войне?(глава 2)
-Русское правительство вступило в войну из-за боязни распространения революционных идей и желания препятствовать захватнической политике Наполеона. В сцене смотра в Браунау выявляется непонимание целей войны. Кутузов хотел убедить австрийских генералов, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова вой на не была священным долгом, его цель- удержать армию от боя.
Что можно сказать о Кутузове?
-Старческий облик. Знание старых сослуживцев. Понимание солдатских нужд. Любовь к русскому солдату и ответная любовь их к ним. Отрицательное отношение к войне.
Как относится к войне автор? Проследите по сюжетной линии Н.Ростова. (гл.4,8,15,19)
-Ростов еще не был на войне. Его восприятие – выражение естественных человеческих взглядов. Сцены: утро пред боем, сцена разговоров русских и французских солдат во время перемирия, первый бой (гл.8-мост).
Писатель сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на жестокости, крови, страданиях. Столкновение романтических представлений о войне с ее жестокостью, разочарование Ростова.
Какой же выход может быть для русской армии?
-Шенграбенское сражение ,предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России.
Перескажите план Кутузова.
В чем разница между поведением Долохова и Тимохина и его солдатами?(гл.20-21)
Расскажите о поведении Жеркова в бою?(гл.19)
Батарея Тушина. (гл. 20-21)
Образ Андрея Болконского. С какими мыслями он шел на войну? (гл.12)
Поведение Н.Ростова а А.Болконского в Аустерлицком сражении. (гл. 13,17,18. и гл. 11,12, 16, 19)
-Аустерлиц ста эпохой позора и разочарований не только для России, но и для отдельных героев. Ростов не чувствовал радости от встречи с государем, Болконский разочаровался в Наполеоне, открыл новый мир, новый смысл жизни.
Рядом с батальными сценами стоят сцены женитьбы Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.
Затеянная ради славы, честолюбивых интересов русских придворных кругов, война была непонятна народу и закончилась поражением.
3. Работа над планом содержания 1 тома. (Запись на доске)
4. Письменная работа. Опрос и проверка знаний текста тома 1.
Назвать основные события..
Что подарила Марья Дмитриевна Наташе на день рождения? (Сережки)
С кем танцевала Ростова на именинах? (Пьер)
От кого узнала М.Болконская о сватовстве к ней Анатоля? (Жюли Карагина)
Какое ранение и в каком бою получил Ростов ? (рука,Шенграбен)
Почему Тушин со своей батареей не отступил?(не получил распоряжения, Жерков струсил)
Делал ли Пьер предложение Элен ?
Почему М,Болконская не приняла предложения Анатоля? (увидела свидание с компаньонкой)
Как закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея?(ранение и плен)
Д.З. Том 2. Выделить сцены «Поиски смысла жизни Безуховым и Болконским».
Выучить отрывок «Описание дуба» (том2., часть3,глава3). Составить тест из 12 вопросов.
Урок 2. Тема .Картины жизни русского дворянства.
Цели и задачи. Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев. Работа по 4,5 частям 2 тома.
Развитие речи, умений и навыков анализа текста, выразительного чтения.
Воспитание нравственное.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Опрос по домашнему заданию. Выразительное чтение наизусть описания дуба.
3. Работа по группам. Пересказ и анализ.
1 группа. Жизнь поместного дворянства.(4 часть) Ростовы,их соседи. Любовь героев.
2 группа. Элен Курагина. Есть ли сердце у Элен?
3 группа. Любил ли Берг Веру Ростову?
4 группа. Что руководило отношениями Б Друбецкого и Ж.Карагиной.
5 группа. В чем вы видите обаяние любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского?
6 группа Измена Наташи, как ее можно объяснить?
4. Выступления представителей от групп. Выводы.
-Любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.
Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?
-Мир разрушает война. Внутренний кризис героев Нет единства с народом.
5. Проверочная письменная работа по 2 тому.
1 вариант. Сцена охоты. (т2, часть4, главы3-7)
2 вариант Сцена святок. ( главы9-12)
Домашнее задание. Подготовка к классному сочинению. Том3 ,выделить основные события