Изображение войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого « Война и мир».
Изображение войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого « Война и мир».
Открытый урок в 11 классе учителя русского языка и литературы Шевченко Т.Т. на тему : « Изображение войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого « Война и мир».
Цель: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, портреты великих полководцев того времени, репродукции картин, музыка С. Прокофьева, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Л.Н. Толстой считал, что « война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». С этими словами нельзя не согласиться: ведь война несет людям страдание, кровь, смерть.
О каких войнах идет речь в романе? ( Война 1801-1807 г.г. Это была война Австрии и Франции. Россия участвовала в этой войне как союзница Австрии. Русским людям она была не нужна. Л. Н. Толстой пказывает, как долго Кутузов не давал русским войскам вступать в сражение. Совсем другое отношение к войне 1812 года.)
« В России ничего не было готово к войне, которую все ждали». Ждали, несмотря на заключенный Александром I и Наполеоном мирный договор. И вот Бонапарт приказал, отыскав брод… найти и прочитать эпизод, изображающий начало войны ( т. 3, ч. 1, гл.2).
. Кто является действующим лицом эпизода? ( Наполеон и польские уланы).
- Как ведут себя уланы? Почему?
- Как относится к их гибели Наполеон. Сравнить его и Кутузова.
- Как изображен русский государь в начале войны? (( т. 3, ч. 1, гл.3. Он узнал о войне на балу в Вильно и произнес свои исторические слова»).
Учитель. - Была ли предпринята попытка к примирению? ( гл. 9. Балашов был послан к Наполеону. Но переговоры не дали результатов).
Какова т. Зрения Толстого на ход истории? ( гл.11. Почему падает яблоко?)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изображение войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого « Война и мир». »
Открытый урок в 11 классе учителя русского языка и литературы Шевченко Т.Т. на тему : « Изображение войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого « Война и мир».
Цель: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, портреты великих полководцев того времени, репродукции картин, музыка С. Прокофьева, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Л.Н. Толстой считал, что « война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». С этими словами нельзя не согласиться: ведь война несет людям страдание, кровь, смерть.
- О каких войнах идет речь в романе? ( Война 1801-1807 г.г. Это была война Австрии и Франции. Россия участвовала в этой войне как союзница Австрии. Русским людям она была не нужна. Л. Н. Толстой пказывает, как долго Кутузов не давал русским войскам вступать в сражение. Совсем другое отношение к войне 1812 года.)
« В России ничего не было готово к войне, которую все ждали».Ждали, несмотря на заключенный Александром I и Наполеоном мирный договор. И вот Бонапарт приказал, отыскав брод… найти и прочитать эпизод, изображающий начало войны ( т. 3, ч. 1, гл.2).
Учитель. Кто является действующим лицом эпизода? ( Наполеон и польские уланы).
- Как ведут себя уланы? Почему?
- Как относится к их гибели Наполеон. Сравнить его и Кутузова.
- Как изображен русский государь в начале войны? (( т. 3, ч. 1, гл.3. Он узнал о войне на балу в Вильно и произнес свои исторические слова»).
Учитель. - Была ли предпринята попытка к примирению? ( гл. 9. Балашов был послан к Наполеону. Но переговоры не дали результатов).
- Какова т. Зрения Толстого на ход истории? ( гл.11. Почему падает яблоко?)
Учитель. Русская армия была разбита на 3 части: Барклай, Багратион, Тормасов. Толстой показывает, что светское общество разделилось на партии: одни были приверженцами теоретиков войны, другие- Барклая де Толли. Партий было много, но самая многочисленная партия желала « только одного и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольсьвий» ( гл.10). Но была все- таки партия, люди которой думали о судьбе Родины. Люди этой партии считали, что « государю нужно царствовать, а не управлять армией». Как вы понимаете это слова? ( Он должен был как можно скорее покинуть армию).
-Как развиваются события на фронте? ( Русские войска отступали).
- Прочитаем описание сражения, в котором участвовал Николай Ростов. ( гл. 15).
-Какие чувства испытывает Ростов?
- Как к этому относится Толстой? А мы?
Учитель. Войска соединяются в Смоленске. Но отступление продолжается. Прочитаем т. 3, ч. 2, гл.1.
- Как простые люди относятся к положению на фронте? ( Поведение купца Фирапонтова).
- Как Н. А. Болконский оценивает действия командования?
- Докажите его патриотизм.
Учитель. Л. Н. Толстой показывает, как растет и усиливается патриотизм народа, его стремление к победе( прочитать эпизод подготовки к Бородинскому сражению: молитва перед иконой, русские солдаты надели чистые белые рубахи и отказались водку пить. «Не такой день»,- говорят.)
- Как показан Кутузов во время сражения? ( Старый больной человек, понимающий, по мнению Толстого, что исход сражения зависит от духа войска и поддерживает этот дух).
- Как относится Толстой к решению Кутузова отдать врагам Москву?
- Как к этому отнесся государь и светское общество?
- Как Кутузов относится к приказу « гнать французов до Парижа»?
Прочитать эпизод из гл. 35, в котором описывается, как русские солдаты кормили француза.
- Что важно для Кутузова и для Толстого? ( Чтобы люди не потеряли чувства сострадания, не озлобились).
Учитель. Приведите примеры партизанской войны ( старостиха Василиса, Тихон Щербатый). Дубина народной войны.
-Какой вывод можно сделать? Изображая войну 1812 года, Толстой показал беспримерный подвиг русского народа в борьбе за освобождение Родины от иноземных захватчиков.
Восстал и стар и млад: летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены…
А.С. Пушкин.
Д.з. Прочитать главы, рассказывающие о пребывании Пьера Безухова в плену.