kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Кто же он герой нашего времени?" (урок по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: М.Ю. Лермонтов.

Произведение: «Герой нашего времени».

Вид: урок применения полученных знаний.

Тип: урок с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

Тема: «Кто же он герой нашего времени?».

Цели урока:

  1. Обучающая: формирование навыков работы с эпическим текстом, обсуждение содержания романа; выявление читательской позиции.
  2. Развивающая: развитие умения анализа, синтеза, выделения главного, переноса полученных знаний в новую ситуацию, развитие навыков логической речи.
  3. Воспитывающая: осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Кто же он герой нашего времени?" (урок по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")»

Автор: М.Ю. Лермонтов.

Произведение: «Герой нашего времени».

Вид: урок применения полученных знаний.

Тип: урок с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

Тема: «Кто же он герой нашего времени?».

Цели урока:

  1. Обучающая: формирование навыков работы с эпическим текстом, обсуждение содержания романа; выявление читательской позиции.

  2. Развивающая: развитие умения анализа, синтеза, выделения главного, переноса полученных знаний в новую ситуацию, развитие навыков логической речи.

  3. Воспитывающая: осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.


План урока

Содержание урока:

  1. Орг. момент.

  2. Мотивационное начало

урока (обращение к личному опыту

учеников).

  1. Выход на тему урока.


  1. Работа с текстом.


  1. Подведение итогов.


Методы и формы работы:

Приветствие.

Актуализация прежних знаний с элементами эвристической беседы.



Коллективная форма работы.


Работа в группах: анализ, обсуждение, беседа.

Рефлексия.

Подготовка к уроку:

Учащиеся: должны знать содержание произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (гл. 1, 2).

Учитель: 1. Предусмотреть наличие в классе словаря С.И. Ожегова.

2. Продумать оформление доски: таблица, тема, схема.


Ход урока.

Орг. момент.

Мотивационное начало урока.

Мы продолжаем изучение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». А что вообще знаем о слове «герой»?

Какое толкование дает словарь? /Ученик работает со словарем./


Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью

человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.


— В каком значении употребляется слово «герой» в контексте произведения «Герой нашего времени»? (тип своего времени)—— Ребята, а вы кого назвали бы героем нашего времени? Какие черты характера должны быть у героя нашего времени?


На доске чертится схема, составленная на основе высказываний учащихся:


деятельный

умный

ГЕРОЙ



образованный





— Как вы думаете, нуждается ли герой нашего времени в дружбе?

— Есть ли у героя нашего времени перспективное будущее в нашей стране? (Сложность есть во все времена, легких времен не бывает. Каждое время рождает своих героев).

— Приходилось ли вам в литературе встречаться с героями своих времен?

(Да – Чацкий, Онегин)

— Чацкий говорит Софье: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож». Странный Чацкий, странный Онегин?

Странный – кто он?

Странный → непонятный → необычный → индивидуальный → отличный от других


— Что же является основной отличительной чертой героя нашего времени?

(непохожесть – странность).

— Кто странен у Лермонтова?

— Чем он объясняет необычность героя своего времени? (Состоит из пороков)


На доске появляется уточненная тема урока: «Кто является героем нашего времени у М.Ю. Лермонтова?»

Работа с текстом

— Обратимся к двум первым главам романа М.Ю.Лермонтова «Беле» и «Максиму Максимычу» – и попытаемся рассмотреть, кто же мог быть героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова.

— В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов призывает нас к пониманию: «…Мы почти всегда извиняем то, что понимаем».

— И обращает наше внимание на то, что …

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

Кто является главным героем в первых двух главах?

На доске оформляется работа, которая заполняется по мере работы с текстом произведения.

Печорин

Максим Максимыч




В ходе урока постараемся определить: кто же на самом деле является героем.

Интересен отзыв императора Николая 1:

«Характер капитана намечен удачно. Когда я начал читать это сочинение, я надеялся и радовался, думая, что он будет, вероятно, героем нашего времени, потому что в этом классе есть гораздо более настоящие люди, чем те, которых обыкновенно так называют».


— Какие художественные средства находятся в арсенале у писателя, с помощью которых он показывает образ, в нашем случае образ своего времени? В таблице появляется еще один столбец, в котором перечисляются художественные средства.


Портрет

Речь

Поступки:

отношение к службе

Отношение к дружбе

Смысл жизни

Отношение к народу, с которым живут


Каждой группе дается задание, в котором учащиеся должны сопоставить образы Печорина и Максим Максимыча с помощью определенных художественных средств. Делается это для того, чтобы выяснить: каков же герой нашего времени?


Работа в группах (5 минут)

Прежде, чем приступить к характеристике Печорина, Лермонтов предупреждает читателя «Теперь я должен нарисовать его портрет».

Большое значение для психологического портрета имеет описание внешности героя. Познание героя возможно осуществить, анализируя малейшие детали и штрихи.


— Какими представлены герои в произведении?

Заполняется таблица.

Портрет

Противоречие

Единство





Роль взгляда Печорина – сопоставление с Лермонтовым.

— М.Ю. Лермонтов очень подробно описывает Печорина. Зачем?

— Что странного отметил Максим Максимыч в Печорине? (Сочетание противоположностей: выносливость и болезненность, смелость и боязливость, владение словом и молчаливость).

Портрет для Лермонтова – важное средство постижения характера человека. Кроме того, отмеченные несоответствия заставляют пристальнее всмотреться в героя, искать источник противоречия.


Прежде, чем перейдем ко 2 части, где сопоставляется речь героев, послушайте слова А.А.Чехова, который заметил:

«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова, … Я бы так сделал: взял один рассказ и разбирал бы по предложениям… Так бы и учился писать…»

Звучит характеристика речи героев.

Речь

Своеобразная речь, односложные ответы.

Народная манера говорения (сказ)




Вывод: Печорин – тонкий психолог, чувствует душу. Язык романа отличается точностью в определении слова.


Поступки:

отношение к службе

Обязанность

Сама жизнь, необходимость

Отношение к дружбе

Обыденность

Подарок судьбы

Вывод: тяготится внешней несвободой, так как не имеет внутренней свободы.


Смысл жизни

Для себя, без особенного смысла

Для других окружающих

Отношение к народу, с которым живут

С полным безразличием

С интересом

Вывод: Печорин – равнодушный эгоист.


— Почему по тону повествования, по настроению повесть «Максим Максимыч» отличается от «Бэлы»?

(В главе «Бэла» Печорин дается в восприятии Максим Максимыча. В «Максим Максимыче» мы уже не только слышим рассказ о Печорине, мы видим его, о нем нам говорит проезжий офицер, вымышленный герой повести).

Прочитав произведение «Герой нашего времени», Николай I написал: «Это же самое преувеличенное изображение презренных характеров… Такие романы портят характер…»

Так кто же является героем романа?




Подведение итогов урока.

Мы только попытались наметить проблему, разрешать которую мы будем на следующих уроках, где познакомимся с другими героями лермонтовского романа, будем иметь возможность вплотную подойти к вопросу: кто же является героем нашего времени и почему?


Д/З. Чтение повестей «Тамань», «Княжна Мери»; в группах составить вопросы для проверки знания текста главы «Тамань».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васильева Елена Владимировна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 248032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) ""Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова -первый психологический роман в русской литературе"
    ["seo_title"] => string(116) "gieroi-nashiegho-vriemieni-mikhaila-iur-ievicha-liermontova-piervyi-psikhologhichieskii-roman-v-russkoi-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "272549"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452004066"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Тема: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» "
    ["seo_title"] => string(55) "tiema-roman-m-iu-liermontova-gieroi-nashiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "116412"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412452048"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему: "В чем трагедия Печорина?" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-chiem-traghiediia-piechorina"
    ["file_id"] => string(6) "176482"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424428400"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Человек есть тайна. Анализ образа Печорина(по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени") "
    ["seo_title"] => string(100) "chieloviek-iest-taina-analiz-obraza-piechorina-po-romanu-m-iu-liermontova-gieroi-nashiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "153375"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420997540"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(84) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "273348"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства