2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | М.-слов.-лог. Ф-фронт. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки 1.Речевая разминка Рома наш белес, Как кора берёз. -Быстро и чётко повторите скороговорку - Вспомните, какую тему мы начали с вами изучать? (Сравниваем прошлое и настоящее») - Что, по мнению Миши, является настоящим богатством? (Природа, архитектура, традиции.) - Помните, как эти понятия охарактеризовала Анишит Йокоповна? (Вечные ценности.) - Отгадайте загадку: - Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей. ( Рисунок)) - О ком будем читать рассказ? -Как вы думаете, какая будет цель урока? -Познакомимся еще с одним произведением и узнаем его особенности. | Читают скороговорку в быстром темпе Вспоминают тему уроков Воробей . | Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками . Познавательные: осознать познавательную задачу, читать и слушать |
3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы) | М.-слов.-логическ. Ф-фронт. М.-слов.-логическ. Ф-фронт. | Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации Работа по учебнику -Откройте учебник на с. 147 и прочитайте фамилию и название произведения. (К. Паустовский «Растрепанный воробей») - Какие ассоциации вызывает у вас слово «растрепанный (Лохматый, взъерошенный, драчливый ... ) - Предположите, о ком будет рассказ. Рассказ, который мы будем изучать, сложный и объем у него большой. Мы будем его исследовать три урока. На этом уроке мы познакомимся с произведением и узнаем о его героях, постараемся попасть в мир, созданный писателем, оказаться среди тех героев, которых он изобразил. Рассказ учителя о писателе (смотри приложение) Чтение текста по цепочке на с. 147-156. Словарная работа В процессе чтения учитель объясняет лексическое значение слов. Молот - большой тяжелый молоток для ковки металла и дробления камней, механизм с ударным приспособлением. Наковальня - железная подставка, опора для ковки металла Кузнец - мастер по обработке металла ковкой. Переполох - общая внезапная тревога, волнение. Непременно - обязательно. Всплескивала руками - вскинув руки, слегка ударить в ладони Сварливая - ворчливая, склонная к ссорам Скупая - чрезмерно, до жадности бережливая, избегающая расходов. Извозчик - кучер наемного экипажа, повозки. Лошадиная торба - мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади. Мостовая - вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы. Сорванец - озорник. Юркнуть - быстрым, увертливым движением скрыться куда-нибудь. Шинель - форменное пальто со складкой на спине и хлястиком. - Понравился вам этот рассказ? Чем именно? - Что в этом произведении показалось необычным, удивительным и смешным? | Открывают учебник, узнают фамилию писателя, название рассказа. Предугадывание сюжета рассказа Читают текст по цепочке Выделяют и объясняют сложные слова Выражают свои впечатления по прочитанному тексту. | П: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать знаково-символичные средства для решения различных задач Л- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; К- участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
4. Закрепление знаний физминутка | М.-част.-поиск. Ф.-фронт. | Организация учащихся на исследование проблемной ситуации - Прочитайте начало произведения. - Кто из героев предстает перед нами первым? (Маша.) - Что вы можете сказать о Маше: она любознательная? Добрая? впечатлительная? (любознательная - это видно из того, какие вопросы ее волнуют: « И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая Bopонa ...» « Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом». Добрая - она заботится о раненом воробье: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». «Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша». Впечатлительная - это ярче всего проявляется во время спектакля в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: « "Золушка!" - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены» Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».) | Беседа о персонаже Маше | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации Логические- решение проблемы Коммуникативные- строить небольшие монологические высказывания |
5.Применение знаний | М.-част.-поисков. Ф.-фронт. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. 1)- Что известно о матери Маши? («Машина мама – балерина». «Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу». «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала зять на первый же спектакль няню Петровну и Машу» ) 2)- Кем был Машин отец? (Машин отец был моряком. Потом ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием "Камчатка", и вернется не скоро, только весной») 3)- Что нам известно про няню Петровну? (Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей. Она уже пожилой человек, она добрая и немного строгая.) | Выделяют второстепенных героев, и определяют, что они узнали о них. | Р:действовать по плану, контролировать процессии результаты деятельности. Вносить необходимые коррективы. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникшие трудности, искать их причины и пути преодоления П:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; К: управление поведением партнёра- контроль, коррекция. |
6.Информация о домашнем задании | | Организация деятельности по применению новых знаний Перечитать рассказ и отметить все фрагменты, которые касаются взаимоотношений главных героев (учебник, с. 147-156) | Записывают домашнее задание в дневник | Р: контроль, оценка, коррекция,выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Л: самоопределение |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | М.-Слов. –лог. Ф.-фронт | Организация рефлексии - С каким произведением вы познакомились? - Вам понравился рассказ? - Кто его действующие лица? (Мама, Маша, папа, воробей, милиционер, няня Петровна, воробей Пашка.) - Кого можно отнести к главным героям рассказа? (Машу и воробья Пашку.) О них и пойдет речь на следующем уроке. | Выражают собственное мнение о своей работе на уроке | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия; Л: смыслообразование |