«Произведения для детей» К.Г. Паустовский Сказка «Стальное колечко»
«Произведения для детей» К.Г. Паустовский Сказка «Стальное колечко»
Цели и задачи урока:
Образовательные: познакомить детей с творчеством К.Г. Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывания по теме; раскрыть нравственный смысл произведения; обогащать словарный запас.
Развивающие: создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать, умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений, развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять; способствовать развитию творческих способностей детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, желание и умение совершать добрые поступки; общаться через работу в паре.
совершенствовать умения работать в паре и самостоятельно;
анализировать произведение;
довести до сознания учащихся слова Платона «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье»;
творчески подойти к выполнению самостоятельного изготовления кольца из фольги.
Оборудование: учебник "Литературное чтение" (2часть) для 3 класса (стр. 75-85), РТ №2 (стр. 50-51), записи на доске, ноутбук, проектор, презентация для сопровождения урока, видео сказки «Стальное колечко» для просмотра, табличка на доске «Слова, требующие пояснения», фольга для изготовления колечка, книги К.Г. Паустовского для выставки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Ребята, вчера было 1 марта, а это значит, наступила весна. Я хочу поздравить вас с наступлением весны и пожелать вам хорошего весеннего настроения, а самое главное, чтобы вы все были здоровы и закончили эту четверть как можно лучше.
- А теперь начинаем наш урок.
Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи в работе.
Речевая разминка.
(слайд №3)
Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.
- Прочитайте, что записано на доске?
- Как вы считаете, что это? (скороговорка)
- Докажите, что это скороговорка.
- Прочитайте с разной интонацией:
- с удивлением
- с восхищением
- с грустью
- прочитайте с ускорением.
- Скажите скороговорку быстро. Кто попробует сказать скороговорку?
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Ребята, мне бы хотелось услышать ваше мнение по поводу прошлого урока.
- Что это был за урок?
- Какова была главная задача урока?
- Как вы считаете, мы справились с данной задачей?
- Что особенно заинтересовало вас?
- Поделитесь пожалуйста своими впечатлениями о пройденном уроке.
- О чём писал свои стихи Сергей Александрович Есенин?
(О Родине, о природе, о детстве)
(слайд № 4)
(слайд №5)
- В чем же секрет долговечности поэзии Есенина?
- Почему людей разного возраста волнуют и радуют его произведения?
- Что вам дало изучение поэзии Есенина?
3. Работа по теме урока.
1) Постановка учебной проблемы.
(слайд №6)
- Посмотрите на экран и прочитайте эти замечательные слова
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги».
- Как вы думаете, кто их автор?
- Их автор, ребята, Константин Георгиевич Паустовский.
Это обращение к нам с вами, его читателям.
- Какие рассказы Паустовского вы знаете?
(Если дети затрудняются с ответом, учитель приходит к ним на помощь).
- Ничего страшного, ребята. В первом и втором классах мы с вами не знакомились с его творчеством, но это мы будем делать теперь и начнём уже сегодня.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством нового писателя Константина Георгиевича Паустовского и его произведением «Стальное колечко»
(Слайд №7)
- Над этим произведением мы будем работать в течение трёх уроков. Сегодня у нас первый урок – урок вхождения в тему, т.е. урок знакомства. Мы познакомимся с 1 частью данного произведения.
- А вот посмотрите, ребята, ещё книги К. Г. Паустовского
(слайд №8)
(выставка книг К.Г. Паустовского: «Кот-ворюга», «Растрёпанный воробей» и многие другие, которые вы можете прочитать, взяв их в библиотеке)
Биография писателя.
Детство и юность писателя не были лёгкими и радостными. В его жизни было много потерь: рано умер отец, на войне погибли два брата. Много приходилось ему трудиться. Но больше всего его привлекала литература. И поэтому он навсегда отдал ей свою жизнь. А ещё он очень любил свою Родину и людей. С детства Костя любил легенды и сказки, которые слышал от бабушки и деда. Они будили в мальчике фантазию, стремление к добру и справедливости.
- Чего же хотел К. Г. Паустовский?
Он очень хотел, чтобы все были счастливы. Цель своего творчества он видел в том, чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства.
- О ком писал К.Г. Паустовский?
(Слайд № 11)
В своих произведениях он рассказывал о людях мужественных, добрых и трудолюбивых, любящих свою Родину и способных ради неё совершить героический подвиг.
К. Паустовский написал очень много произведений, а многие из них вы можете найти в одной книге Мещёрская сторона»
(Слайд №12)
2) Ознакомление с новым.
-Может-быть кто-то читал это произведение и знает автора?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
- А можем мы сразу определить, к какому литературному жанру можно отнести это произведение? (рассуждение учащихся)
Первичное слушание произведения (аудио запись 1 части, дочитывает 1 часть учитель) (слайд № 13)
- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей, предположения учащихся)
Постановка цели урока:
- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
Схема на доске.
(слайд № 14)
- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
(Слайд № 15)
Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
Выявление проблемы.
- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.
- А что ещё мы должны с вами сделать?
(Ответы детей: поработать с учебником, поработать с РТ)
3. Работа с текстом.
1.Проверка первичного восприятия.
Ответы на вопросы:
(слайды № 16-17)
-Проверим, кто был внимательным слушателем.
1.- Где жила Варюша с дедом?
(в деревушке Моховое)
2.-Как звали деда? (дед Кузьма)
3.Куда Варюша пошла за махоркой?
(В село Переборы)
4.-Догадались ли вы, какие события происходили в стране в это время?
(Шла Великая Отечественная война, Паустовский был на Южном фронте, работал военным корреспондентом)
5.-Кто главный герой произведения?
(девочка по имени Варюша)
4. Повторное восприятие текста.
Чтение текста по цепочке учащимися.
(на доске висит запись: Слова, требующие пояснения)
(по ходу чтения учащиеся отыскивают слова и записывают их на доску)
5. Словарная работа: (слайд № 18)
Тесовые крыши, махорка, шинель, сапёр
Тесовые (крыши) – сделаны из тёса.
Тёс – тонкие доски.
Вышла махорка - курительный табак низшего сорта, а также растение семейства пасленовых, из листьев которого изготовляется этот табак.
Шинель –форменное пальто особого покроя со складкой на спине и хлястиком(у военных, учащихся, некоторых категорий служащих ).
Сапёр – военнослужащий, который обезвреживает мины.
6. Анализ произведения с элементами выборочного чтения.
-Давайте вспомним, что подарил солдат Варюше? (серебряное колечко)
- Что он сказал о колечке, найдите в тексте (стр. 78 - 4-й абзац)
Физминутка. (слайд № 19)
-Посмотрите на правую ладонь.
- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)
Поставьте руку на локоть, называем пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти.
Средний – здоровье.
Безымянный – большая радость.
Указательный – увидишь весь мир.
Учитель:
- А знаете ли вы, почему люди носят кольца?
( Слайд № 20)
1. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.
2. С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.
(Отключить на время компьютер)
7. Творческая работа.
-Если бы у вас было такое колечко, на какой палец вы бы его надели?
(Ответы детей)
- Давайте сделаем для себя сами стальное колечко и наденем на тот палец, на который вы захотите.
Изготовление кольца из фольги.
Творческое решение:
-Наденьте на тот палец, в зависимости от того, чего он хочет.
Найдите в тексте образные выражения, которыми называет Варюшу боец.
(цветок-лепесток в валенках, анютины глазки с косичками).
Запишите.
- Можно ли по этим словам определить, как автор относится к Варюше?
(Да, он с любовью и нежностью относится к героине)
- Как боец называет Варюшу? (стр. 77 «Цветок-лепесток в валенках», «Анютины глазки с косичкой»)
-Что за художественный приём использовал автор в этих прозвищах? (сравнение, метафора)
- Как вы считаете, рассказ бойца о кольце, он волшебный или реальный?
- Какая Варюша в этом отрывке? (добрая, общительная, верит в сказку)
4. Итог урока.
Учитель:
-Ребята, а всё-таки это произведение: сказка или рассказ? (работа по таблице)
(слайд № 21)
Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
(слайд № 22)
-Как вы думаете, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
- Что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
5. Рефлексия.
(слайд № 23)
Урок:
-привлёк меня тем…….
-показался интересным……
-взволновал….
-заставил задуматься…….
-навёл меня на размышления……….
6. Домашнее задание.
(слайд №24)
-Подготовьте пожалуйста 1 часть текста для чтения по ролям. (Индивидуальное домашнее задание)
- Нам будут нужны (4 человека)
автор
Варюша
· боец с бородой
· второй боец
Подумайте, в роли кого вы бы хотели побывать: автора, Варюши, бойца с бородой или второго бойца?
(слайд № 25)
Учитель: Спасибо, ребята, за урок! Надеюсь, что он вам понравился.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательные: познакомить детей с творчеством К.Г. Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывания по теме; раскрыть нравственный смысл произведения; обогащать словарный запас.
Развивающие: создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать, умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений, развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять; способствовать развитию творческих способностей детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, желание и умение совершать добрые поступки; общаться через работу в паре.
совершенствовать умения работать в паре и самостоятельно;
анализировать произведение;
довести до сознания учащихся слова Платона «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье»;
творчески подойти к выполнению самостоятельного изготовления кольца из фольги.
Оборудование: учебник "Литературное чтение" (2часть) для 3 класса (стр. 75-85), РТ №2 (стр. 50-51), записи на доске, ноутбук, проектор, презентация для сопровождения урока, видео сказки «Стальное колечко» для просмотра, табличка на доске «Слова, требующие пояснения», фольга для изготовления колечка, книги К.Г. Паустовского для выставки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Ребята, вчера было 1 марта, а это значит, наступила весна. Я хочу поздравить вас с наступлением весны и пожелать вам хорошего весеннего настроения, а самое главное, чтобы вы все были здоровы и закончили эту четверть как можно лучше.
- А теперь начинаем наш урок.
Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи в работе.
Речевая разминка.
(слайд №3)
Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.
- Прочитайте, что записано на доске?
- Как вы считаете, что это? (скороговорка)
- Докажите, что это скороговорка.
- Прочитайте с разной интонацией:
- с удивлением
- с восхищением
- с грустью
- прочитайте с ускорением.
- Скажите скороговорку быстро. Кто попробует сказать скороговорку?
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Ребята, мне бы хотелось услышать ваше мнение по поводу прошлого урока.
- Что это был за урок?
- Какова была главная задача урока?
- Как вы считаете, мы справились с данной задачей?
- Что особенно заинтересовало вас?
- Поделитесь пожалуйста своими впечатлениями о пройденном уроке.
- О чём писал свои стихи Сергей Александрович Есенин?
(О Родине, о природе, о детстве)
(слайд № 4)
(слайд №5)
- В чем же секрет долговечности поэзии Есенина?
- Почему людей разного возраста волнуют и радуют его произведения?
- Что вам дало изучение поэзии Есенина?
3. Работа по теме урока.
1) Постановка учебной проблемы.
(слайд №6)
- Посмотрите на экран и прочитайте эти замечательные слова
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги».
- Как вы думаете, кто их автор?
- Их автор, ребята, Константин Георгиевич Паустовский.
Это обращение к нам с вами, его читателям.
- Какие рассказы Паустовского вы знаете?
(Если дети затрудняются с ответом, учитель приходит к ним на помощь).
- Ничего страшного, ребята. В первом и втором классах мы с вами не знакомились с его творчеством, но это мы будем делать теперь и начнём уже сегодня.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством нового писателя Константина Георгиевича Паустовского и его произведением «Стальное колечко»
(Слайд №7)
- Над этим произведением мы будем работать в течение трёх уроков. Сегодня у нас первый урок – урок вхождения в тему, т.е. урок знакомства. Мы познакомимся с 1 частью данного произведения.
- А вот посмотрите, ребята, ещё книги К. Г. Паустовского
(слайд №8)
(выставка книг К.Г. Паустовского: «Кот-ворюга», «Растрёпанный воробей» и многие другие, которые вы можете прочитать, взяв их в библиотеке)
Биография писателя.
(Слайд №9)
Детство и юность писателя не были лёгкими и радостными. В его жизни было много потерь: рано умер отец, на войне погибли два брата. Много приходилось ему трудиться. Но больше всего его привлекала литература. И поэтому он навсегда отдал ей свою жизнь. А ещё он очень любил свою Родину и людей. С детства Костя любил легенды и сказки, которые слышал от бабушки и деда. Они будили в мальчике фантазию, стремление к добру и справедливости.
- Чего же хотел К. Г. Паустовский?
(Слайд №10).
Он очень хотел, чтобы все были счастливы. Цель своего творчества он видел в том, чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства.
- О ком писал К.Г. Паустовский?
(Слайд № 11)
В своих произведениях он рассказывал о людях мужественных, добрых и трудолюбивых, любящих свою Родину и способных ради неё совершить героический подвиг.
К. Паустовский написал очень много произведений, а многие из них вы можете найти в одной книге Мещёрская сторона»
(Слайд №12)
2) Ознакомление с новым.
-Может-быть кто-то читал это произведение и знает автора?
(Ответы детей)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
- А можем мы сразу определить, к какому литературному жанру можно отнести это произведение? (рассуждение учащихся)
Первичное слушание произведения (аудио запись 1 части, дочитывает 1 часть учитель) (слайд № 13)
- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей, предположения учащихся)
Постановка цели урока:
- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
Схема на доске.
(слайд № 14)
- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
(Слайд № 15)
Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
Выявление проблемы.
- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.
- А что ещё мы должны с вами сделать?
(Ответы детей: поработать с учебником, поработать с РТ)
3. Работа с текстом.
1.Проверка первичного восприятия.
Ответы на вопросы:
(слайды № 16-17)
-Проверим, кто был внимательным слушателем.
1.- Где жила Варюша с дедом?
(в деревушке Моховое)
2.-Как звали деда? (дед Кузьма)
3.Куда Варюша пошла за махоркой?
(В село Переборы)
4.-Догадались ли вы, какие события происходили в стране в это время?
(Шла Великая Отечественная война, Паустовский был на Южном фронте, работал военным корреспондентом)
5.-Кто главный герой произведения?
(девочка по имени Варюша)
4. Повторное восприятие текста.
Чтение текста по цепочке учащимися.
(на доске висит запись: Слова, требующие пояснения)
(по ходу чтения учащиеся отыскивают слова и записывают их на доску)
5. Словарная работа: (слайд № 18)
Тесовые крыши, махорка, шинель, сапёр
Тесовые (крыши) – сделаны из тёса.
Тёс – тонкие доски.
Вышла махорка - курительный табак низшего сорта, а также растение семейства пасленовых, из листьев которого изготовляется этот табак.
Шинель –форменное пальто особого покроя со складкой на спине ихлястиком(у военных,учащихся, некоторых категорий служащих ).
Сапёр – военнослужащий, который обезвреживает мины.
6. Анализ произведения с элементами выборочного чтения.
-Давайте вспомним, что подарил солдат Варюше? (серебряное колечко)
- Что он сказал о колечке, найдите в тексте (стр. 78 - 4-й абзац)
Физминутка. (слайд № 19)
-Посмотрите на правую ладонь.
- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)
Поставьте руку на локоть, называем пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти.
Средний – здоровье.
Безымянный – большая радость.
Указательный – увидишь весь мир.
Учитель:
- А знаете ли вы, почему люди носят кольца?
( Слайд № 20)
1. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.
2. С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.
(Отключить на время компьютер)
7. Творческая работа.
-Если бы у вас было такое колечко, на какой палец вы бы его надели?
-Почему?
(Ответы детей)
- Давайте сделаем для себя сами стальное колечко и наденем на тот палец, на который вы захотите.
Изготовление кольца из фольги.
Творческое решение:
-Наденьте на тот палец, в зависимости от того, чего он хочет.
Найдите в тексте образные выражения, которыми называет Варюшу боец.
(цветок-лепесток в валенках, анютины глазки с косичками).
Запишите.
- Можно ли по этим словам определить, как автор относится к Варюше?
(Да, он с любовью и нежностью относится к героине)
- Как боец называет Варюшу? (стр. 77 «Цветок-лепесток в валенках», «Анютины глазки с косичкой»)
-Что за художественный приём использовал автор в этих прозвищах? (сравнение, метафора)
- Как вы считаете, рассказ бойца о кольце, он волшебный или реальный?
- Какая Варюша в этом отрывке? (добрая, общительная, верит в сказку)
4. Итог урока.
Учитель:
-Ребята, а всё-таки это произведение: сказка или рассказ? (работа по таблице)
(слайд № 21)
Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
(слайд № 22)
-Как вы думаете, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
- Что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
5. Рефлексия.
(слайд № 23)
Урок:
-привлёк меня тем……..
-показался интересным……
-взволновал…..
-заставил задуматься…….
-навёл меня на размышления……….
6. Домашнее задание.
(слайд №24)
-Подготовьте пожалуйста 1 часть текста для чтения по ролям. (Индивидуальное домашнее задание)
- Нам будут нужны (4 человека)
автор
Варюша
боец с бородой
второй боец
Подумайте, в роли кого вы бы хотели побывать: автора, Варюши, бойца с бородой или второго бойца?
(слайд № 25)
Учитель: Спасибо, ребята, за урок! Надеюсь, что он вам понравился.