kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературный праздник для школьников по рассказам и сказкам Константина Георгиевича Паустовского (к 130-летию со дня рождения писателя)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущий:

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас литературный праздник. На нашем празднике мы будем учиться смотреть на мир добрыми глазами, видеть необычное в обычном, как это умел делать замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский. А помогут нам в этом его рассказы и сказки, адресованные детям.

- Давайте вспомним их названия.

- Соедините левую и правую части фраз и прочитайте названия произведений писателя.

«Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Корзина с еловыми шишками», «Жильцы старого дома», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Кот – ворюга», «Стальное колечко».

- Какие из них вы уже читали и знаете?

- А теперь давайте познакомимся поближе с самим писателем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературный праздник для школьников по рассказам и сказкам Константина Георгиевича Паустовского (к 130-летию со дня рождения писателя)»

ГКОУ С(К)ОШИ с.Покровка Новосергиевского района

















Автор сценария

Литературная гостиная «В гостях у К. Г. Паустовского»

литературный праздник для школьников по рассказам и сказкам

Константина Георгиевича Паустовского

(к 130-летию со дня рождения писателя).



Тюмикова О.И.
























Покровка

2022г.





Слайд 1

Ведущий:

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас литературный праздник. На нашем празднике мы будем учиться смотреть на мир добрыми глазами, видеть необычное в обычном, как это умел делать замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский. А помогут нам в этом его рассказы и сказки, адресованные детям.

- Давайте вспомним их названия.


Слайд 2

- Соедините левую и правую части фраз и прочитайте названия произведений писателя.

«Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Корзина с еловыми шишками», «Жильцы старого дома», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Кот – ворюга», «Стальное колечко».


- Какие из них вы уже читали и знаете?


- А теперь давайте познакомимся поближе с самим писателем.


Слайд 3

Константин Георгиевич родился 31 мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве.

Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, семья распалась, и Константин вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

В 1911 году, в последнем классе гимназии, Константин Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни».

По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевёлся в Московский университет.

Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский работал вожатым и кондуктором на московском трамвае, санитаром на санитарном поезде, в полевом санитарном отряде.


Слайд 4

Константин Георгиевич переменил много профессий: был рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, служащим, журналистом.

«Желание всё знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных событий и столкновений человеческих страстей вылилось у меня в мечту о некоей необыкновенной профессии…

…Писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира… и стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой» – вспоминал Паустовский.

За свою большую писательскую жизнь Паустовский побывал во многих уголках нашей страны, посетил многие страны Европы. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он.


Слайд 5

Самым плодотворным и счастливым для писателя оказалось знакомство со средней полосой России.

"Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей» – вспоминал Паустовский.

Особенно горячо полюбил Паустовский Мещёру – сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью, – куда приехал впервые в 1930 году. Здесь, в селе Солотча, он подолгу жил один или с друзьями-писателями – Аркадием Гайдаром, Рувимом Фраерманом и другими.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом, писал очерки и рассказы.


Слайд 6

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Он преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы, у него было немало учеников.

«... Места вокруг Тарусы поистине прелестны, они погружены в чистейший легкий воздух... Тарусу давно следовало бы объявить природным заповедником...» - напишет Паустовский.


Слайд 7

Похоронен писатель на крутом берегу над рекой Таруской на Авлуковском холме под большим дубом. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой "1892 - 1968".

В Тарусе с 1991 года ежегодно проводятся праздники К.Г. Паустовского в день его рождения 31 мая. Почитатели таланта писателя приносят на могилу цветы и корзину с еловыми шишками.

- А почему, кто догадался?

- Да, верно, потому что один из лучших лирических рассказов Паустовского так и называется "Корзина с еловыми шишками". Рассказ наполнен музыкой и красотой, и открывает перед нами «то прекрасное, чем должен жить человек».


Слайд 8

- Вот и мы сегодня проводим праздник, посвящённый Паустовскому, талантливому писателю и жизнерадостному человеку. Ведь 31 мая будет отмечаться в России 130-летие со дня рождения Константина Георгиевича.


- Давайте вернёмся в те места, которые любил писатель, встретимся с героями его произведений.

Слайд 9

- Многие герои произведений Паустовского простые люди. Автор живёт с ними одной жизнью и сам рассказывает нам о них.

- Послушайте строки Из какого они рассказа?

«...Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере…

Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть…

Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне, наконец, историю о зайце»


- Давайте и мы вспомним эту историю.


Слайд 10 (11-17)

- Прочитайте предложения, расставьте их по порядку, чтобы получился краткий рассказ. Есть его начало и последнее предложение:


В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом.

Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся.

Вскоре дед понял, что начался лесной пожар.

Дед побежал по кочкам, пытаясь уйти от огня.

Вдруг из-под ног деда выскочил заяц.

Дед обрадовался зайцу и побежал за ним.

Заяц вывел деда из огня.

Дед подобрал зайца, вылечил его и оставил у себя.

Спасителем оказался тот самый заяц с рваным левым ухом.

Ребята, а как вы думаете, из-за чего мог начаться пожар?

Какие правила нужно соблюдать в лесу, чтобы не начался пожар?








Слайд 18

- Выберите пословицу, которая больше всего подходит к содержанию этого рассказа.

От скуки бери дело в руки.

За добро добром и платят.

Семеро одного не ждут.

Сценка «Заячьи лапы»


Слайд 19

- Закадычными друзьями писателя были деревенские ребятишки, которые оказывались рядом и в жизни, и на страницах книг.

«С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо

переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он всё замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верили ему»


- Как и этот мальчик, герой рассказа «Барсучий нос», Паустовский был мечтателем и выдумщиком. Он "искренне верил всему, что выдумывал". Это свойство, доставшееся ему от отца в наследство, побуждало его к творчеству.


- А кто из вас читал рассказ «Барсучий нос»? Давайте вспомним события, которые там описываются.


Слайд 20

- Подберите предложения к картинкам, чтобы получился краткий рассказ.

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок.

Из зарослей вылез маленький барсук.

Он прыгнул к жарившейся картошке и сунул в сковородку нос.

Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву.

Барсук расковырял пень и холодил в мокрой трухе обожжённый нос.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.


- Как вы думаете, какой человек мог так нежно рассказать о несчастном барсучке? (добрый)

- Доброту, любовь к животным, знание их повадок мы можем почувствовать, читая и другие произведения Паустовского.


Слайд 21

Отрывок из рассказа «Жильцы старого дома» (подготовленное чтение)

- А чтобы узнать о других «жильцах старого дома», прочитайте этот рассказ.

Слайд 22

А теперь давайте вспомним Рассказ К.Г.Паустовского «Последний чёрт»

Кто главный герой рассказа? (Дед Митяй)

Кличка деда Митяя в деревне? (10 процентов)

Слайд 23

Почему бабы перестали ходить на озеро (испугались чёрта)

Как черт напугал деда Митяя? (Клюнул в ногу)


- Давайте и мы вспомним сказки Константина Паустовского.


Слайд 24

Сценка «Стальное колечко»

Слайд 25

(м/ф «Стальное колечко» с 5 мин до 7 мин 30 сек и с 13 мин 11сек до 14 мин 40 сек)


Слайд 26

(м/ф «Стальное колечко» с 5 мин до 7 мин 30 сек и с 13 мин 11сек до 14 мин 40 сек)


- Книги Паустовского учат нас верить в добро и красоту, любить родную природу, видеть в обычном необычное, уметь фантазировать.


Слайд 27

Кроссворд «Доброта»

  1. Кто Варюше не велел продавать махорку?

  2. Кто украл мамин стеклянный букетик?

  3. Какой зверь обжёг себе нос жареной картошкой?

  4. Как звали девочку, которой боец подарил стальное колечко?

  5. Кто вернул маме стеклянный букетик?

  6. Как звали чёрного кота, который объявил войну Фунтику?

  7. Кто вывел деда Лариона из огня?




1

д

е

д





2

в

о

р

о

н

а




3

б

а

р

с

у

к

4

В

а

р

ю

ш

а




5

в

о

р

о

б

е

й


6

С

т

е

п

а

н



7

з

а

я

ц





Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Доброта — она от века

Украшенье человека…


- Добротой и любовью к жизни наполнены книги Паустовского.

По воспоминаниям современников писатель и в жизни был человеком добрым и жизнерадостным, скромным и деликатным.


- Закончить наш праздник предлагаю песней.



Слайды 32-34

Песня «Дорогою добра»


Слайд 35 (заставка)

Слайд 24

(отрывок из м/ф «Растрепанный воробей» - про ворону и воробья Пашку)

- Из какого произведения этот отрывок? Кто узнал? (Растрепанный воробей)


Слайд 24

- Расскажите, какие события произойдут дальше, составив предложения. Для этого надо в правом столбике найти конец для каждого предложения, данного в левом столбике.

Маша пригладила Пашке перья прилетал к Маше.

Пашка прожил у Маши и накормила его.

С тех пор Пашка каждый день целые сутки.

Он приносил ей из ларька об украденном букетике.

Однажды Пашка услышал рассказ и долетел до театра.

Он увязался за мамой утащенные вороной вещи.






Инсценировки

«Заячьи лапы»

Автор К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и

принес завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц

плакал и часто моргал красными от слёз глазами... (выходит мальчик со свёртком)

Ветеринар (кричит) Ты что, одурел? Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

Ваня (хриплым шёпотом) А вы не лайтесь, это заяц особенный. Его дед прислал, велел лечить.

Ветеринар От чего лечить-то?

Ваня Лапы у него пожжённые.

Ветеринар (поворачивает Ваню лицом к двери, толкает в спину и кричит вслед)

Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком - деду будет закуска.

Автор Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и

уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под

засаленной курткой.

Бабка (жалостливо) Ты чего, малый? Чего вы, сердешные, вдвоём слёзы льёте?

Ай случилось что?

Ваня (тихо) Пожжённый он, дедушкин заяц. На лесном пожаре лапы себе пожёг,

бегать не может. Вот-вот, гляди, умрёть.

Бабка Не умрёть, малый. Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота

зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.


«Стальное колечко»

(на сцене: девочка и два бойца сидят на скамейке)

Автор Паровоз с размаху налетел на станцию. Снег завертелся и залепил глаза. Потом пошли перестукиваться, догонять друг друга колёса. Варюша схватилась за фонарный столб и закрыла глаза: как бы и вправду её не подняло над землёй и не утащило за поездом. Поезд пронёсся, а снежная пыль еще вертелась в воздухе и садилась на землю.


Боец Это что у тебя в мешочке? Не махорка?

Варюша Махорка.

Боец Может, продашь? Курить большая охота.

Варюша (строго) Дед Кузьма не велит продавать. Это ему от кашля.

Боец Эх ты, цветок-лепесток в валенках! Больно серьёзная!

Варюша (протягивает бойцу мешочек) А ты так возьми сколько надо. Покури!

Боец (отсыпает в карман шинели махорки, скручивает цигарку,закуривает) (посмеиваясь)

Эх ты, анютины глазки с косичками! Чем же мне тебя отблагодарить?

Разве вот этим?

(достаёт из кармана колечко, сдувает с него крошки, трёт о рукав шинели и надевает Варюше на

средний палец)

Носи на здоровье! Этот перстенёк совершенно чудесный. Гляди, как горит!


Варюша А отчего он, дяденька, такой чудесный?

Боец А оттого, что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесёт он здоровье.

И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, будет у тебя

большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со

всеми его чудесами. Надень перстенек на указательный палец – непременно

увидишь!

Варюша Будто?

Другой боец А ты ему верь. Он колдун. Слыхала такое слово?

Варюша Слыхала.


Другой боец (смеясь) Ну то-то! Он старый сапёр. Его даже мина не брала!


Варюша Спасибо! (убегает)




«Корзина с еловыми шишками»

Григ: Как тебя зовут, девочка?

Дагни: Дагни Педерсен.

Григ: Вот беда! – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

Дагни: У меня есть старая мамина кукла, – Когда-то она закрывала глаза. Вот так!

Григ:А теперь она спит с открытыми глазами. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

Григ: Слушай, Дагни, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Дагни: Ой, как долго! (Дагни всплеснула руками)

Григ:Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.

Дагни: А что это такое?

Григ: Узнаешь потом.

Дагни: Разве за всю свою жизнь, вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

Григ:Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

Дагни: Я не разобью,– И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

Григ: Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом.

Григ: «Я напишу музыку,- решил Григ. На заглавном листе я прикажу напечатать: Дагни Педерсен- дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится 18 лет»



Информационные источники:

http://chtoby-pomnili.com/page.php

kladzolota.ru/solotcha-dom-muzej-i-p-pozhalostina

www.playroom.ru

paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/bio/biografiya.htm

























«Дорогою добра»


Автор текста: Энтин Ю.

Композитор: Минков М.


Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.


Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди 2 раза

Дорогою добра.


Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.


Н о если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди 2 раза

Дорогою добра.


Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.


Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди 2 раза

Дорогою добра.




«Дорогою добра»


Автор текста: Энтин Ю.

Композитор: Минков М.


Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.


Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди 2 раза

Дорогою добра.


Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.


Н о если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди 2 раза

Дорогою добра.


Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.


Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди 2 раза

Дорогою добра.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тюмикова Ольга Ивановна

Дата: 08.03.2022

Номер свидетельства: 601796


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства