Конспект урока литературы
5 класс (Внеклассное чтение)
Тема урока: Люди и природа в рассказах К.Г. Паустовского.
Цели урока:
Обновить и расширить знания учащихся по биографии и творчеству К.Г. Паустовского
Расширить кругозор учащихся в работе над внеклассным чтением.
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать чувства человечности, чуткости и внимательности к природе.
Основные виды деятельности:выразительноечтение произведения, составление плана, словарная работа, работа с иллюстрациями и текстом (комбинирование диафильма)
Планируемые результаты
Личностные: формирование позитивного, созидающего отношения к природе; умение давать оценку событиям и поступкам героев; развитие мотивации к творческой деятельности.
Метапредметные: умение находить в тексте необходимую информацию, соотносить иллюстрации с текстом, логически выстраивать материал, составлять план, устанавливать аналогии и делать выводы, работать индивидуально и в группе.
Предметные:знание основных сведений о жизни и творчестве К.Г. Паустовского, знание понятий диафильми диапроектор; воспитание квалифицированного читателя, умение выразительно читать художественное произведение.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация, иллюстрации к рассказам К.Г. Паустовского (выполненные учащимися), текст рассказа «Барсучий нос» (раздаточный материал), диапроектор и коробочки с диафильмами.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок с элементами технологии творческих мастерских
Ход урока
Мотивация. Вводное слово учителя
Приветствие. Объявление темы и целей урока.
(в рабочей тетради записываем тему урока)
1 Этап. Прием «Погружение в материал»
Ознакомление с биографией и творчеством К.Г. Паустовского (виртуальная экскурсия по значимым местам для К.Г.Паустовского)
(Презентация 1. О жизни и творчестве К.Г.Паустовского. Слайды № 1-23)
Слайд № 1,2.
Константин Паустовский родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского. В семье было четверо детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина.
Слайд № 3
В метрической церковной книге содержатся сведения о его родителях: «…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди».
Слайд №4,5
В то время семья писателя проживала в одном из домов Гранатного переулка Москвы.На слайде вы видите этот дом. Именно, в него был принесен новорожденный Константин Георгиевич. Сейчас это место в современной Москве выглядит совсем иначе, чем сто лет назад.
Слайд № 6
В церкви святого Георгия на Всполье его крестили.
Слайд № 7, 8
В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Практически, внешний ее вид не изменился, вы и сегодня можете посетить Первую киевскую классическую гимназию.
Слайд № 9
Осенью 1908 годасемья Паустовского распалась.Несколько месяцев Константин Георгиевич жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске. Осенью 1909 года возвратился в Киев, а когда его бабушка, Викентия ИвановнаВысочанская, переехала из Черкасс в Киев, он перебрался к ней.
Писателю рано пришлось начать самостоятельную жизнь. А с началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву к матери, сестре и брату и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае. К сожалению, фотографии трамвая, на котором служил Паустовский не сохранилось, но вы можете увидеть, как выглядели в то время трамваи.
Слайд № 10
А затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. Осенью 1915 года с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией от Люблина в Польше до Несвижа в Белоруссии. После гибели обоих его братьев в один день на разных фронтах, Паустовский вернулся в Москву к матери и сестре, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, с осени 1916 года в рыбачьей артели на Азовском море. После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах. В Москве он стал свидетелем событий 1917—1919 гг., связанных с Октябрьской революцией.
Во время гражданской войны К. Паустовский возвращается на Украину, куда снова перебрались его мать и сестра. В Киеве он был призван в армию Украинской Народной Республики, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию — в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира, и полк был расформирован. Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете «Моряк». Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии.
В 1923 году Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься.
В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране.
С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте.
В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах. Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве, после длительной болезни.
Слайд № 11-21
МузеиК. Г. Паустовского.
Литературный музей-центр К. Г. Паустовского в Москве (усадьба Кузьминки). С 1992 года музеем издаётся специализированный культурно-просветительский журнал «Мир Паустовского»[45][46].
В г. Старый Крым есть дом-музей Паустовского.
В с. Пилипча Белоцерковского р-на Киевской области есть музей Паустовского.
Дом-музей Паустовского в Тарусе.
Мемориальный музей К. Г. Паустовского в Одессе на ул. Черноморской, 6. Литературное товарищество «Мир Паустовского».
Слайд №22
Узнаете ли вы, ребята, эти книги? Их К. Г. Паустовский написал для вас.
Слайд №23
Экранизации мультфильмов для детей
1967 — «Растрёпанный воробей» (мультфильм)
1973 — «Тёплый хлеб» (мультфильм)
1979 — «Стальное колечко» (мультфильм)
1979 — «Квакша» (мультфильм)
1988 — «Жильцы старого дома» (мультфильм)
1983 — «Солдатская сказка» (мультфильм)
1989 — «Корзина с еловыми шишками» (мультипликационный фильм с использованием музыки Э. Грига)
2 Этап «Актуализация опорных знаний»
Иллюстрация следов и места обитания барсука. По месту обитания и следам пытаемся угадать, о каком животном пойдет сегодня речь.
(Презентация 1. О жизни и творчестве К.Г.Паустовского. Слайды № 24-29)
- Как вы думаете, чьи это следы изображены на слайде?
- А нора?
- А что это за зверек?
- А что вы про него знаете?
ДЛЯ СПРАВКИ:
Барсук водится в смешанных и таёжных лесах, вблизи водоёмов или болотистых низин. Обитает барсук в глубоких норах, которые роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок. Барсук ведёт ночной образ жизни, хотя нередко его можно видеть и в светлое время суток — утром до 8, вечером — после 5—6 часов.Барсук не агрессивен по отношению к хищникам и человеку, он предпочитает отойти и укрыться в нору или в другое место, но если его разозлить, то он бьёт носом и кусает обидчика, а затем убегает.
Барсук всеяден, но больше предпочитает растительную пищу. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, грибами, ягодами, орехами и травой. Во время охоты барсуку приходится обходить большие территории, обшаривая поваленные деревья, отдирая кору деревьев и пней в поисках червей и насекомых.
- Как вы думаете, зачем нам понадобилось его изображение?
- А какие еще животные у К.Г. Паустовского становятся главными героями?
3 Этап. Проверка домашнего задания
Вспоминаем другие рассказы К.Г. Паустовского и о ком в них шла речь.
Учащиеся сообщают о прочитанных ими произведениях и демонстрируют свои иллюстрации к ним (домашнее задание)
4 Этап. Работа над темой урока
Выразительное чтение рассказа.
Знакомство с понятием диафильм
( на доске :ДИАФИ́ЛЬМ, а, м. [англ. diafilm)
- В наше время диафильмы ушли в прошлое, но я думаю, вам будет интересно их посмотреть. Наш диафильм называется «Барсучий нос», только он немного испорченный, из-за старости пленка поломалась, и кадры оказались без текста и в неправильном порядке. Давайте вместе правильно распределим кадры на пленке и подберем к ним текст.
(Презентация 2. Диафильм. Барсучий нос. Слайды 1- 21)
Составление плана диафильма (Что должно быть нарисовано и в какой последовательности).
Творческая мастерская (озвучка и выстраивание слайдов)
Составляем кластеры:
герои-животные рассказов К.Г.Паустовского (конь, заяц, барсук, воробей, кот, лягушка и др.)
черты характера человека (обобщенного героя рассказов): чуткий, внимательный, добрый, наблюдательный, человечный, любознательный и др.
ДЛЯ СПРАВКИ:
Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
5 Этап. Рефлексия
Дорогие ребята в нашем устном народном творчестве много пословиц о природе и человеке. Одна из них звучит так: «Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь».
- Как вы понимаете эту народную мудрость?
- А скажите, пожалуйста, чтобы вы положили в эту тарелку и зачем (почему?)
6 Этап. Домашнее задание
Объединиться в группы по 5- 6 человек и создать свой диафильм по одному из прочитанных рассказов К.Г.Паустовского.
7 Этап. Итог урока
Подведение итога урока.