kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Люди и природа в рассказах К.Г.Паустовского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Люди и природа в рассказах К.Г. Паустовского. Цели урока: 1. Обновить и расширить знания учащихся по биографии и творчеству К.Г. Паустовского 2. Расширить кругозор учащихся в работе над внеклассным чтением. 3. Развивать творческие способности учащихся. 4. Развивать чувства человечности, чуткости и внимательности к природе. Основные виды деятельности:выразительноечтение произведения, составление плана, словарная работа, работа с иллюстрациями и текстом (комбинирование диафильма) Планируемые результаты Личностные: формирование позитивного, созидающего отношения к природе; умение давать оценку событиям и поступкам героев; развитие мотивации к творческой деятельности. Метапредметные: умение находить в тексте необходимую информацию, соотносить иллюстрации с текстом, логически выстраивать материал, составлять план, устанавливать аналогии и делать выводы, работать индивидуально и в группе. Предметные:знание основных сведений о жизни и творчестве К.Г. Паустовского, знание понятий диафильми диапроектор; воспитание квалифицированного читателя, умение выразительно читать художественное произведение. Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация, иллюстрации к рассказам К.Г. Паустовского (выполненные учащимися), текст рассказа «Барсучий нос» (раздаточный материал), диапроектор и коробочки с диафильмами. Тип урока: комбинированный Форма урока: урок с элементами технологии творческих мастерских Ход урока Мотивация. Вводное слово учителя Приветствие. Объявление темы и целей урока. (в рабочей тетради записываем тему урока) 1 Этап. Прием «Погружение в материал» Ознакомление с биографией и творчеством К.Г. Паустовского (виртуальная экскурсия по значимым местам для К.Г.Паустовского) (Презентация 1. О жизни и творчестве К.Г.Паустовского. Слайды № 1-23) Слайд № 1,2. Константин Паустовский родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского. В семье было четверо детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина. Слайд № 3 В метрической церковной книге содержатся сведения о его родителях: «…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди». Слайд №4,5 В то время семья писателя проживала в одном из домов Гранатного переулка Москвы.На слайде вы видите этот дом. Именно, в него был принесен новорожденный Константин Георгиевич. Сейчас это место в современной Москве выглядит совсем иначе, чем сто лет назад. Слайд № 6 В церкви святого Георгия на Всполье его крестили. Слайд № 7, 8 В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Практически, внешний ее вид не изменился, вы и сегодня можете посетить Первую киевскую классическую гимназию. Слайд № 9 Осенью 1908 годасемья Паустовского распалась.Несколько месяцев Константин Георгиевич жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске. Осенью 1909 года возвратился в Киев, а когда его бабушка, Викентия ИвановнаВысочанская, переехала из Черкасс в Киев, он перебрался к ней. Писателю рано пришлось начать самостоятельную жизнь. А с началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву к матери, сестре и брату и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае. К сожалению, фотографии трамвая, на котором служил Паустовский не сохранились, но вы можете увидеть, как выглядели в то время трамваи. Слайд № 10 А затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. Осенью 1915 года с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией от Люблина в Польше до Несвижа в Белоруссии. После гибели обоих его братьев в один день на разных фронтах, Паустовский вернулся в Москву к матери и сестре, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, с осени 1916 года в рыбачьей артели на Азовском море. После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах. В Москве он стал свидетелем событий 1917—1919 гг., связанных с Октябрьской революцией. Во время гражданской войны К. Паустовский возвращается на Украину, куда снова перебрались его мать и сестра. В Киеве он был призван в армию Украинской Народной Республики, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию — в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира, и полк был расформирован. Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете «Моряк». Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии. В 1923 году Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране. С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте. В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах. Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве, после длительной болезни. Слайд № 11-21 Музеи К. Г. Паустовского. Литературный музей-центр К. Г. Паустовского в Москве (усадьба Кузьминки). С 1992 года музеем издаётся специализированный культурно-просветительский журнал «Мир Паустовского»[45][46]. В г. Старый Крым есть дом-музей Паустовского. В с. Пилипча Белоцерковского р-на Киевской области есть музей Паустовского. Дом-музей Паустовского в Тарусе. Мемориальный музей К. Г. Паустовского в Одессе на ул. Черноморской, 6. Литературное товарищество «Мир Паустовского». Слайд №22 Узнаете ли вы, ребята, эти книги? Их К. Г. Паустовский написал для вас. Слайд №23 Экранизации мультфильмов для детей 1967 — «Растрёпанный воробей» (мультфильм) 1973 — «Тёплый хлеб» (мультфильм) 1979 — «Стальное колечко» (мультфильм) 1979 — «Квакша» (мультфильм) 1988 — «Жильцы старого дома» (мультфильм) 1983 — «Солдатская сказка» (мультфильм) 1989 — «Корзина с еловыми шишками» (мультипликационный фильм с использованием музыки Э. Грига) 2 Этап «Актуализация опорных знаний» Иллюстрация следов и места обитания барсука. По месту обитания и следам пытаемся угадать, о каком животном пойдет сегодня речь. (Презентация 1. О жизни и творчестве К.Г.Паустовского. Слайды № 24-29) - Как вы думаете, чьи это следы изображены на слайде? - А нора? - А что это за зверек? - А что вы про него знаете? ДЛЯ СПРАВКИ: Барсук водится в смешанных и таёжных лесах, вблизи водоёмов или болотистых низин. Обитает барсук в глубоких норах, которые роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок. Барсук ведёт ночной образ жизни, хотя нередко его можно видеть и в светлое время суток — утром до 8, вечером — после 5—6 часов.Барсук не агрессивен по отношению к хищникам и человеку, он предпочитает отойти и укрыться в нору или в другое место, но если его разозлить, то он бьёт носом и кусает обидчика, а затем убегает. Барсук всеяден, но больше предпочитает растительную пищу. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, грибами, ягодами, орехами и травой. Во время охоты барсуку приходится обходить большие территории, обшаривая поваленные деревья, отдирая кору деревьев и пней в поисках червей и насекомых. - Как вы думаете, зачем нам понадобилось его изображение? - А какие еще животные у К.Г. Паустовского становятся главными героями? 3 Этап. Проверка домашнего задания Вспоминаем другие рассказы К.Г. Паустовского и о ком в них шла речь. Учащиеся сообщают о прочитанных ими произведениях и демонстрируют свои иллюстрации к ним (домашнее задание) 4 Этап. Работа над темой урока 1) Выразительное чтение рассказа. 2) Знакомство с понятием диафильм ( на доске :ДИАФИ?ЛЬМ, а, м. [англ. diafilm
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Избранные афоризмы о человеке и природе»

Избранные афоризмы о природе


Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.

Гарин Н. (Гарин-Михайловский) (1852–1906) –

русский писатель, инженер-путеец.


Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

Бог прощает и люди прощают. Природа не прощает никогда.

Мы постоянно на нее (природу) воздействуем, но власти над ней не имеем.

Гете Иоганн Вольфганг (1749–1832) –

немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель.



Человек несчастен лишь потому, что не знает природы.

Гольбах Поль Анри (1723–1789) –

французский философ-просветитель.


Культура не может произрастать без экологической культуры, а экологическая культура вовсе не может состояться в условиях бескультурья.

Данилов-Данильян Виктор Иванович (р.1938) –

российский экономист, эколог, государственный деятель.


Поведение человека в природе – это и зеркало его души.

Зелинский Корнелий Люцианович (1896–1970) –

русский литературовед, критик.


Истинное убежище для отдыха, открытое для всех людей, есть и будет природа.

Лингнер Макс (1888–1959) –

немецкий художник, график.


Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) –

русский ученый, поэт, историк.

Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить!

Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы.

Моисеев Никита Николаевич (1917–2000) –

российский ученый, математик, механик.


Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять. Ошибочное понимание приносит большой вред.

Налбандян Микаэл Лазаревич (1829–1866) –

армянский писатель и философ.


Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы.

Писарев Дмитрий Иванович (1840–1868) –

русский публицист и литературный критик.


Нет правды без любви к природе,

Любви к природе нет без чувства красоты.

Полонский Яков Петрович (1819–1898) –

русский поэт.


Поскольку законы природы неизменны, они не могут быть нарушены или созданы.

Поппер Карл Раймунд (1902–1994) –

австрийский философ, логик, социолог.


В природе должен черпать человек правила для своего поведения, если желает быть вполне счастливым.

Буаст Пьер (1765–1824) –

французский филолог, лексикограф.


Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия.

Риклефс Роберт (р. 1943) –

американский эколог.



Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указует.

Руссо Жан-Жак (1712–1778) –

французский писатель, философ, просветитель.


Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же.

Сенека Луций Анней (младший) (около 4 до н.э.–65 н.э.) – древнеримский философ, писатель, драматург и политик.


Природа обыскивает нас при выходе, как при входе. Нельзя вынести больше, чем принес.

Сенека Луций Анней (Старший) (около 54 до н.э.–39 н.э.)


Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...

Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

Сент-Экзюпери Антуан де (1900–1944) –

французский летчик и писатель.


Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

Сладков Артемий Николаевич (1920–1995) –

российский ученый-ботаник, педагог.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы Люди и природа в рассказах К.Г. Паустовского 2»

Конспект урока литературы

5 класс (Внеклассное чтение)

Тема урока: Люди и природа в рассказах К.Г. Паустовского.

Цели урока:

  1. Обновить и расширить знания учащихся по биографии и творчеству К.Г. Паустовского

  2. Расширить кругозор учащихся в работе над внеклассным чтением.

  3. Развивать творческие способности учащихся.

  4. Развивать чувства человечности, чуткости и внимательности к природе.

Основные виды деятельности:выразительноечтение произведения, составление плана, словарная работа, работа с иллюстрациями и текстом (комбинирование диафильма)

Планируемые результаты

Личностные: формирование позитивного, созидающего отношения к природе; умение давать оценку событиям и поступкам героев; развитие мотивации к творческой деятельности.

Метапредметные: умение находить в тексте необходимую информацию, соотносить иллюстрации с текстом, логически выстраивать материал, составлять план, устанавливать аналогии и делать выводы, работать индивидуально и в группе.

Предметные:знание основных сведений о жизни и творчестве К.Г. Паустовского, знание понятий диафильми диапроектор; воспитание квалифицированного читателя, умение выразительно читать художественное произведение.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация, иллюстрации к рассказам К.Г. Паустовского (выполненные учащимися), текст рассказа «Барсучий нос» (раздаточный материал), диапроектор и коробочки с диафильмами.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок с элементами технологии творческих мастерских



Ход урока

Мотивация. Вводное слово учителя

Приветствие. Объявление темы и целей урока.

(в рабочей тетради записываем тему урока)

1 Этап. Прием «Погружение в материал»

Ознакомление с биографией и творчеством К.Г. Паустовского (виртуальная экскурсия по значимым местам для К.Г.Паустовского)

(Презентация 1. О жизни и творчестве К.Г.Паустовского. Слайды № 1-23)

Слайд № 1,2.

Константин Паустовский родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского. В семье было четверо детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина.

Слайд № 3

В метрической церковной книге содержатся сведения о его родителях: «…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди».

Слайд №4,5

В то время семья писателя проживала в одном из домов Гранатного переулка Москвы.На слайде вы видите этот дом. Именно, в него был принесен новорожденный Константин Георгиевич. Сейчас это место в современной Москве выглядит совсем иначе, чем сто лет назад.

Слайд № 6

В церкви святого Георгия на Всполье его крестили.

Слайд № 7, 8

В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Практически, внешний ее вид не изменился, вы и сегодня можете посетить Первую киевскую классическую гимназию.

Слайд № 9

Осенью 1908 годасемья Паустовского распалась.Несколько месяцев Константин Георгиевич жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске. Осенью 1909 года возвратился в Киев, а когда его бабушка, Викентия ИвановнаВысочанская, переехала из Черкасс в Киев, он перебрался к ней.

Писателю рано пришлось начать самостоятельную жизнь. А с началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву к матери, сестре и брату и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае. К сожалению, фотографии трамвая, на котором служил Паустовский не сохранилось, но вы можете увидеть, как выглядели в то время трамваи.

Слайд № 10

А затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. Осенью 1915 года с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией от Люблина в Польше до Несвижа в Белоруссии. После гибели обоих его братьев в один день на разных фронтах, Паустовский вернулся в Москву к матери и сестре, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, с осени 1916 года в рыбачьей артели на Азовском море. После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах. В Москве он стал свидетелем событий 1917—1919 гг., связанных с Октябрьской революцией.

Во время гражданской войны К. Паустовский возвращается на Украину, куда снова перебрались его мать и сестра. В Киеве он был призван в армию Украинской Народной Республики, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию — в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира, и полк был расформирован. Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете «Моряк». Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии.

В 1923 году Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране.

С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах. Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве, после длительной болезни.

Слайд № 11-21

МузеиК. Г. Паустовского.

Литературный музей-центр К. Г. Паустовского в Москве (усадьба Кузьминки). С 1992 года музеем издаётся специализированный культурно-просветительский журнал «Мир Паустовского»[45][46].

В г. Старый Крым есть дом-музей Паустовского.

В с. Пилипча Белоцерковского р-на Киевской области есть музей Паустовского.

Дом-музей Паустовского в Тарусе.

Мемориальный музей К. Г. Паустовского в Одессе на ул. Черноморской, 6. Литературное товарищество «Мир Паустовского».

Слайд №22

Узнаете ли вы, ребята, эти книги? Их К. Г. Паустовский написал для вас.



Слайд №23

Экранизации мультфильмов для детей

1967 — «Растрёпанный воробей» (мультфильм)

1973 — «Тёплый хлеб» (мультфильм)

1979 — «Стальное колечко» (мультфильм)

1979 — «Квакша» (мультфильм)

1988 — «Жильцы старого дома» (мультфильм)

1983 — «Солдатская сказка» (мультфильм)

1989 — «Корзина с еловыми шишками» (мультипликационный фильм с использованием музыки Э. Грига)

2 Этап «Актуализация опорных знаний»

Иллюстрация следов и места обитания барсука. По месту обитания и следам пытаемся угадать, о каком животном пойдет сегодня речь.

(Презентация 1. О жизни и творчестве К.Г.Паустовского. Слайды № 24-29)

- Как вы думаете, чьи это следы изображены на слайде?

- А нора?

- А что это за зверек?

- А что вы про него знаете?


ДЛЯ СПРАВКИ:

Барсук водится в смешанных и таёжных лесах, вблизи водоёмов или болотистых низин. Обитает барсук в глубоких норах, которые роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок. Барсук ведёт ночной образ жизни, хотя нередко его можно видеть и в светлое время суток — утром до 8, вечером — после 5—6 часов.Барсук не агрессивен по отношению к хищникам и человеку, он предпочитает отойти и укрыться в нору или в другое место, но если его разозлить, то он бьёт носом и кусает обидчика, а затем убегает.

Барсук всеяден, но больше предпочитает растительную пищу. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, грибами, ягодами, орехами и травой. Во время охоты барсуку приходится обходить большие территории, обшаривая поваленные деревья, отдирая кору деревьев и пней в поисках червей и насекомых.

- Как вы думаете, зачем нам понадобилось его изображение?

- А какие еще животные у К.Г. Паустовского становятся главными героями?

3 Этап. Проверка домашнего задания

Вспоминаем другие рассказы К.Г. Паустовского и о ком в них шла речь.

Учащиеся сообщают о прочитанных ими произведениях и демонстрируют свои иллюстрации к ним (домашнее задание)

4 Этап. Работа над темой урока

  1. Выразительное чтение рассказа.

  2. Знакомство с понятием диафильм

( на доске :ДИАФИ́ЛЬМ, а, м. [англ. diafilm)

- В наше время диафильмы ушли в прошлое, но я думаю, вам будет интересно их посмотреть. Наш диафильм называется «Барсучий нос», только он немного испорченный, из-за старости пленка поломалась, и кадры оказались без текста и в неправильном порядке. Давайте вместе правильно распределим кадры на пленке и подберем к ним текст.

(Презентация 2. Диафильм. Барсучий нос. Слайды 1- 21)

  1. Составление плана диафильма (Что должно быть нарисовано и в какой последовательности).

  2. Творческая мастерская (озвучка и выстраивание слайдов)

  3. Составляем кластеры:

  1. герои-животные рассказов К.Г.Паустовского (конь, заяц, барсук, воробей, кот, лягушка и др.)

  2. черты характера человека (обобщенного героя рассказов): чуткий, внимательный, добрый, наблюдательный, человечный, любознательный и др.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

5 Этап. Рефлексия

Дорогие ребята в нашем устном народном творчестве много пословиц о природе и человеке. Одна из них звучит так: «Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь».

- Как вы понимаете эту народную мудрость?

- А скажите, пожалуйста, чтобы вы положили в эту тарелку и зачем (почему?)

6 Этап. Домашнее задание

Объединиться в группы по 5- 6 человек и создать свой диафильм по одному из прочитанных рассказов К.Г.Паустовского.

7 Этап. Итог урока

Подведение итога урока.








Просмотр содержимого документа
«Рассказ к слайдам о К.Г. Паустовском»

Константин Георгиевич Паустовский

Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский (19 (31) мая 1892, Москва — 14 июля 1968, Москва)

Константин Паустовский родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского, проживавшей в Гранатном переулке Москвы. Был крещён в церкви святого Георгия на Всполье. Запись в метрической церковной книге содержит сведения о его родителях: «…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди».

В семье было четверо детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина.

В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. После распада семьи (осень 1908 года) он несколько месяцев жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске и учился в брянской гимназии. Осенью 1909 года возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии (при содействии её преподавателей), начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством.

Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс. Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Киевский университет на историко-филологический факультет, где проучился два года.

В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе.

С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву к матери, сестре и брату и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. Осенью 1915 года с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией от Люблина в Польше до Несвижа в Белоруссии.

После гибели обоих его братьев в один день на разных фронтах, Паустовский вернулся в Москву к матери и сестре, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, с осени 1916 года в рыбачьей артели на Азовском море. После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах. В Москве он стал свидетелем событий 1917—1919 гг., связанных с Октябрьской революцией.

Во время гражданской войны К. Паустовский возвращается на Украину, куда снова перебрались его мать и сестра. В Киеве он был призван в армию Украинской Народной Республики, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию — в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира и полк был расформирован. Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете «Моряк». Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии.

В 1923 году Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране. С 1930 года и до начала 50-х годов Паустовский проводит много времени в селе Солотча под Рязанью в мещерских лесах.

С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте. В письме РувимуФраерману от 9 октября 1941 года он писал: «Полтора месяца я пробыл на Южном фронте, почти всё время, не считая четырёх дней, на линии огня…» В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАССа. Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату, где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества», написал ряд рассказов.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм. По приглашению болгарских писателей К. Паустовский посетил Болгарию в 1959 году. В 1965 году некоторое время жил на о. Капри.

Долгое время Константин Паустовский болел астмой, перенёс несколько инфарктов. Умер 14 июля 1968 года в Москве

Экранизации

1935 — «Кара-Бугаз»

1957 — «Телеграмма» (короткометражный фильм)

1960 — «Северная повесть» (фильм)

1967 — «Растрёпанный воробей» (мультфильм)

1973 — «Тёплый хлеб» (мультфильм)

1979 — «Стальное колечко» (мультфильм)

1979 — «Квакша» (мультфильм)

1988 — «Жильцы старого дома» (мультфильм)

1983 — «Солдатская сказка» (мультфильм)

1989 — «Корзина с еловыми шишками» (мультипликационный фильм с использованием музыки Э. Грига)

2003 — «Остров без любви» (телесериал; 4-я серия «Вас буду ждать я…» по рассказу «Снег»)

Музеи

Литературный музей-центр К. Г. Паустовского в Москве (усадьба Кузьминки). С 1992 года музеем издаётся специализированный культурно-просветительский журнал «Мир Паустовского»[45][46].

В г. Старый Крым есть дом-музей Паустовского.

В с. Пилипча Белоцерковского р-на Киевской области есть музей Паустовского.

Дом-музей Паустовского в Тарусе.

Мемориальный музей К. Г. Паустовского в Одессе на ул. Черноморской, 6. Литературное товарищество «Мир Паустовского».

Просмотр содержимого документа
«ТЕКСТ Константин Паустовский Барсучий нос»

Константин Паустовский. Барсучий нос

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь. Там мы ловили разноцветных окуней, вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух.

По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

У нас на стоянке горел костёр. Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоил дым костра и весёлые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве, у костра, начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами пришёл на озеро мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он всё замечал и рассказывал. Он был выдумщик, этот мальчик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины и переправлялись при свете ночной, небывалой радуги. Мы делали вид, что верили ему.

Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал: барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос...

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение: без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос.

Я не поверил. Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук. Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

С тех пор озеро — оно называлось раньше Безымянным — мы прозвали Озером Глупого Барсука.

А через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники. С тех пор я его больше не видел.

Просмотр содержимого документа
«Что такое диафильм»

Что такое диафильм?



ДИАФИ́ЛЬМ, а, м. [англ. diafilm

То же название «Диафильм» носила студия, основанная в Москве в 1930 году и занимавшаяся созданием и тиражированием таких фильмов. В те времена еще не было DVD-плееров, а мультфильмы можно было смотреть только по телевизору, а это было гораздо реже, чем сейчас. Диафильмы были одной из любимейших детских забав. Диафильм - это такая пленка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа.

Под каждым кадром обычно был текст к нему (позже появились диафильмы без текста, со звуковых сопровождением; такие диафильмы продавались вместе с грампластинками или аудиокассетами к ним). Так, последовательно переходя от картинки к картинке, юный зритель смотрел и читал сказку или рассказ.

Пленка диафильма очень узкая (ее ширина всего 35 миллиметров) и кадры на ней плохо видны невооруженным глазом. Диафильмы смотрели, конечно, не вручную, а с помощью специальных аппаратов. Они называются диапроекторы.

Пленку диафильма вставляли в специальную рамку. (Видите на фотографии вверху черную конструкцию в верхней части диапроектора? Это она и есть). С помощью колесика сбоку пленку можно прокручивать хоть вперед, хоть назад. Еще в диапроекторе есть специальная яркая лампа и линза спереди, которая увеличивает изображение на пленке. Если направить диапроектор на белую стену, то изображение будет уже большим. Его размер можно настроить - хоть на всю стену!

А если стена была цветная, то на нее для просмотра диафильмов вешали простыню.

При свете изображение на стене было совсем бледное, поэтому диафильм можно было смотреть только в темноте.

А вот просмотр диафильмов был всегда самым настоящим праздником, семейным ритуалом. Дожидались вечера, когда на улице стемнеет, вешали на стенку простыню. Делили обязанности: например, ребенок крутит колесико проектора, а мама выразительно читает сказку! И дает сигнал для перехода к следующему кадру.

Как у вас сейчас, наверно, есть целая коллекция любимых фильмов на DVD-дисках, так и раньше собирали целые коллекции баночек с диафильмами:

В наше время диафильмы ушли в прошлое, но я думаю, вам будет интересно посмотреть диафильм. Наш диафильм называется «Барсучий нос», только он немного испорченный, из-за старости пленка поломалась, и кадры оказались без текста и в неправильном порядке. Давайте вместе правильно распределим кадры на пленке и подберем к ним текст.

Просмотр содержимого презентации
«Диафильм Барсучий нос»

Просмотр содержимого презентации
«О жизни и творчестве Паустовского»

Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский

Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский

Запись в метрической церковной книге содержит сведения о его родителях:  «…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди»

Запись в метрической церковной книге содержит сведения о его родителях:

«…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди»

Церковь святого Георгия на Всполье

Церковь святого Георгия на Всполье

В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию.

В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию.

Литературный музей-центр К. Г. Паустовского в Москве (усадьба Кузьминки). С 1992 года музеем издаётся специализированный культурно-просветительский журнал «Мир Паустовского»

Литературный музей-центр К. Г. Паустовского в Москве (усадьба Кузьминки). С 1992 года музеем издаётся специализированный культурно-просветительский журнал «Мир Паустовского»

Музей Паустовского . с. Пилипча, Белоцерковского р-на, Киевской области

Музей Паустовского .

с. Пилипча, Белоцерковского р-на, Киевской области

Дом-музей Паустовского в Тарусе.

Дом-музей Паустовского в Тарусе.

г . Старый Крым, дом-музей Паустовского

г . Старый Крым, дом-музей Паустовского

Экранизации 1967 — «Растрёпанный воробей» (мультфильм) 1973 — «Тёплый хлеб» (мультфильм) 1979 — «Стальное колечко» (мультфильм) 1979 — «Квакша» (мультфильм) 1988 — «Жильцы старого дома» (мультфильм) 1983 — «Солдатская сказка» (мультфильм) 1989 — «Корзина с еловыми шишками» (мультипликационный фильм с использованием музыки Э. Грига)

Экранизации

1967 — «Растрёпанный воробей» (мультфильм)

1973 — «Тёплый хлеб» (мультфильм)

1979 — «Стальное колечко» (мультфильм)

1979 — «Квакша» (мультфильм)

1988 — «Жильцы старого дома» (мультфильм)

1983 — «Солдатская сказка» (мультфильм)

1989 — «Корзина с еловыми шишками» (мультипликационный фильм с использованием музыки Э. Грига)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Люди и природа в рассказах К.Г.Паустовского

Автор: Выдрина Наталья Юрьевна

Дата: 03.11.2015

Номер свидетельства: 247240


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства