kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспекты уроков чтения с приёмами работы над качеством чтения, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены уроки по следующим темам:

- А.П.Платонов "Ещё мама".

- М.М.Зощенко "Золотые слова", "Великие путешественники"

- В.Ю.Драгунский "Друг детства"

В конспектах достаточно полно раскрыты цели, этапы уроков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков чтения с приёмами работы над качеством чтения, 3 класс »

А. П. Платонов «Ещё мама»

Цели урока:

  • формирование у учащихся навыков техники чтения;

  • понимание цели работы с текстом;

  • развитие выборочного чтения, чтения по ролям;

  • развитие навыка самооценки;

  • воспитание любви и уважения к женщине.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята! Давайте создадим хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу!».

2. Речевая разминка

Хоть мама ещё не

Не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Её думы – заботы:

«Вернусь –

Хорошо бы пошить, почитать,

Да ладно

С уборкой возиться опять».

…….

Стать добрым волшебником

Ну – ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желание другого –

Одно удовольствие, честное слово!

У. Прочитайте отрывок из стихотворения «птичьим базаром». Прочитайте выразительно.

У меня пропущен отрывок, который обозначен многоточием. Как вы думаете, о чём должна быть пропущенная часть? Бываете ли вы добрыми волшебниками дома?

Д. рассказывают, как они помогают маме.

Это стихотворение Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать». Прочитаем отрывок из него ещё раз. Вы читаете хором выразительно первую часть, написанную на доске, я – пропущенную, и конец – вы все вместе.

У. И ты совершаешь

Весёлое чудо:

Ковёр засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

- Да это как в сказке!

Волшебник ты мой!

3. Постановка цели урока

У. Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали, как помогаете им. Не забывайте, что любить, значит беречь, заботиться…

У. Обратите внимание на пословицу, записанную на доске:

«ОТ ЛЮБВИ К МАТЕРИ РОЖДАЕТСЯ ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ НА ЗЕМЛЕ».

- Правильность этой пословицы мы будем подтверждать, работая с текстом. И наша задача не только вернуться в этот мир, но и понять, что значит для каждого из нас мама, и какова роль учителя в жизни ребенка.

4. Знакомство с рассказом А. Платонова «Ещё мама».

1). Словарная работа.

- Что значит ещё?

- К данным словам: ступай один, оробел, горевать - подберите синонимы.

- Прочитайте название рассказа А. Платонова, который мы сейчас прочитаем. («Ещё мама»)

- Как вы понимаете название? Попробуйте предположить с помощью заголовка, о чем текст.

- Следите за содержанием и карандашом отметьте части рассказа.

2). Чтение рассказа учителем и учащимися.

- Прослушайте текст рассказа.

3). Проверка восприятия.

- Как вы поняли название рассказа после чтения?

- Какими впечатлениями вы готовы поделиться? Ваше первое впечатление? Удалось ли кому-нибудь сделать какое-то открытие?

- Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою?
5). Перечитывание рассказа детьми. Работа над текстом.

У. Перечитаем текст по частям.

Работа над 1 частью.

У. Как мы озаглавим первую часть? (Мама провожает сына в школу.)

- Эту часть мы прочитаем по ролям. Сколько нам потребуется человек для чтения?

Д. Трое: мама, Артем, автор.

У. Чтобы выбрать правильную интонацию, давайте из этого словесного ряда выберем слова-признаки, которые характеризуют маму и Артема.

У. Итак мама, какая?

Д. Выбирают слова-признаки.

У. Артем какой?

Д. Выбирают слова-признаки.

добрая умная смелый

ласковая хорошая юный

любимая чуткая увлеченный

лучшая благодарная жалостливый

мягкая добродушная бережливый

милая душевная честный

нежная наблюдательная интересный

заботливая надежная дружелюбный

спокойная откровенная единственный

скромная _____________ мечтательный

внимательная естественный решительный

сердечная убедительный редкостный

терпеливая воспитанный чувствительный

У. Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.

Д. Читают по ролям.

У. Почему Артем не хотел идти в школу?

Д. Боялся бросить мать.

У. О чем он просил мать перед уходом?

Д. Чтобы она его обязательно дождалась.

У. Какой наказ дала мать сыну?

Д. Чтобы он слушался учительницу.

У. Что вы можете сказать об отношениях мамы и сына?

Д. …

Работа над 2 частью.

У. Как мы озаглавим 2 часть?

Д. По дороге в школу.

У. Перечитаем эту часть с контролем: Вы читаете про себя, как только я говорю слово «контроль», вы начинаете читать вслух; «про себя» - опять читаете про себя.

У. Найдите и прочитайте – какое желание возникло у Артема, и у матери, когда он пошел далее один?

Д. Им обоим хотелось вернуться домой.

У. Почему они не вернулись?

Д. Они оба понимали, что Артему надо учиться.

У. Что приключилось с Артёмом по дороге в школу?

Д. …

Работа над 3 частью

У. Начинаем работу над 3 частью произведения. Как мы ее озаглавим?

Д. Знакомство с учительницей.

У. Самостоятельно перечитайте эту часть, затем ответите на вопрос: Почему Артем почувствовал в учительнице близкого человека?

Д. Читают 3 частью.

У. Почему Артем почувствовал в учительнице близкого человека?

Д. От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери.

Учитель: Прочитайте описание внешности учительницы Аполлинарии Николаевны.

Д. Читают.

У. Давайте дадим характеристику учительнице – какой она была? Назовем слова-признаки из словесного ряда.

УЧИТЕЛЬНИЦА

ароматная работоспособная добросовестная

благородная трудолюбивая заинтересованная

внимательная уважаемая образованная

вежливая человечная доброжелательная

веселая радостная мудрая

гостеприимная понятливая душевная

добрая приветливая

У. Почему Артем не слушал учительницу?

Д. Он думал о матери.

У. Как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание?

Д. Не ругала, понимала, что он в школе первый раз.

У. Понравилась ли вам учительница? Чем?

Работа над 4 частью

У. Как назовем 4 часть?

Д. Первый урок в жизни Артема.

У. Перечитаем эту часть в парах. Вполголоса по одному предложению читаете поочереди. Чья пара быстрее закончит, поднимает руки.

Д. Читают.

У. Как Аполлинария Николаевна «заставила» учиться Артёма, ведь он не хотел?

Д. ..

У. С каких слов учительница начала учить Артема грамоте?

Д. Со слов МАМА, РОДИНА.

У. Почему? Вспомните пословицу, в которой есть оба эти слова.

Д. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

У. Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте.

5. Итог урока.

У. Давайте вернемся к пословице. (Учитель читает пословицу.)

У. Доказали ли мы, как нужна мать каждому человеку?

У. В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею. А вот вам для чего нужна близость матери? Только ли для того, чтобы приготовить обед, убрать, проверить ваши уроки?

Д. Высказывания детей.

У. Ребята! Скажите, пожалуйста, смогла ли любовь Артема к матери повлиять на его отношение к учительнице?

Д. Высказывания детей.

У. Вам очень нужна мама сейчас, но не думайте, что, став взрослыми, вы станете независимыми от нее. А если случится вдруг, что придет разлука с мамой и, может быть, не такая короткая, как у Артема, а на долгие месяцы и даже годы, вам, поверьте, дети, будет горько за то, что вы иногда обижали маму грубым словом или поступком. И вам очень захочется вернуться в детство.

6. Домашнее задание.

У. Задание на дом - придумать продолжение этого рассказа: как вернулся Артем из школы, и какими впечатлениями он поделился с мамой.

7. Оценка работы учащихся.

У. Спасибо за работу на уроке. Мне очень хочется пожелать, чтобы вы доброжелательно относились к маме, к своим учителям, а также относились друг к другу с пониманием, сочувствием и уважением.

Выставление отметок.

















М. М. Зощенко «Золотые слова»

1 урок

Цели урока:

  • формирование у учащихся навыков техники чтения;

  • ознакомить детей с жизнью и творчеством М. Зощенко;

  • учить выражать своё отношение к прочитанному; воспитывать уважение к старшим.

Ход урока

  1. Организационный момент

У. Ребята, сейчас у нас урок чтения. Уроки чтения учат нас выразительно и грамотно читать, высказывать своё мнение, анализировать произведения. Уроки-чтения – это уроки-беседы и поэтому я хочу вас попросить быть активными участниками, чтобы всем было интересно.

  1. Проверка домашнего задания

У. Послушаем продолжение рассказа «Еще мама»: как вернулся Артем из школы, и какими впечатлениями он поделился с мамой.

  1. Речевая разминка

У. Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки:

1. Игра “Зеркало”

У. Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой рта. Всё внимание!

[ А, О, Э,У, Ы, И]

2. Работа по таблице гласных звуков.

У. Мне хотелось бы услышать, как вы произносите звуки. Работаем по таблице гласных звуков. Мы будем называть звуки с различными эмоциональными интонациями.

/Вывешивается таблица/

[ А]

[ О]

[ Ы]

[ У]

[ Э]

[ Й ' А]

[ Й ' О]

[ И]

[ Й ' У]

[ Й ' Э]

А) Представьте, что у вас в руке мяч и вам надо бросить его как можно дальше, произнося звуки по таблице.

Б) А сейчас представьте, что у вас на парте маленький пушистый котёнок и вы его хотите погладить. Гладим котёнка и произносим звуки.

В) Теперь на котёнка напала собака, давайте отгоним её. С какой интонацией будут звучать сейчас звуки, послушаем. /Хором по таблице за указкой учителя/

Г) Сейчас передадим голосом интонацию испуганного человека. /Вывешивается иллюстрация – “лицо-испуг”/

3. Работа над скороговоркой

У. Звуки вы произносите хорошо, а сейчас я хотела бы услышать, как вы умеете читать целые слова и предложения. Прочитаем скороговорку.

Ах, вы сени, сени, сени.

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

Какое слово придаёт скороговорке весёлое настроение?

Как вы понимаете слово кувырк?

А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

  • читаем шёпотом;

  • немного громче;

  • а теперь читаем громко и внятно;

  • читаем каноном;

  • читаем скоро и быстро /3-4 человека/;

  • представьте, что Сене встретился невежа, он над ним надсмехается. Как можно прочитать скороговорку от лица этого человека /1-2 человека/;

  • а теперь Сене встретился вежливый человек. Он подал ему руку, помог встать. Как вежливый сочувствующий человек прочитает эту скороговорку? /1-2 человека/;

  • чтение скороговорки разными интонациями пригодится нам сегодня для выразительного чтения произведений.

4. Постановка цели урока.

У. Расшифруйте фамилию, имя, отчество писателя, с творчеством которого мы сегодня начнем знакомиться. Для этого примените способ перестановки букв.

Мхаили Халоймивчи Зонщеок

Д. Михаил Михайлович Зощенко.

Слайд 1

У. Сегодня мы познакомимся с произведением М.М. Зощенко «Золотые слова» и постараемся усвоить «золотые» правила «все делать с умом».

4. Работа над новой темой.

1. Рассказ о писателе.

Слайд 2

Михаил Зощенко родился 29 июля 1895 года в Петербурге, в семье небогатого художника и писательницы.

С раннего детства, а особенно после смерти отца (мальчику было 12 лет), когда его мать, страдая от унижения, просила о пособии для своих восьмерых детей, будущий писатель уже отчетливо уяснил, что мир устроен несправедливо, и при первой же возможности отправился этот мир изучать.

В 1913 г. после окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что удостоен пяти орденов; командовал батальоном; был трижды ранен, отравлен газами, окончил войну в чине штабс-капитана. Впоследствии опыт военных лет, знание солдатской и офицерской среды так или иначе отражались в его произведениях, в том числе в первой книге "Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова".

Слайд 3

Зощенко переменил несколько должностей, перепробовав разные профессии: служил в милиции, был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником, но это так и не дало какой-либо бытовой устроенности и покоя, но зато обогатило массой знаний и жизненных наблюдений.

С 1920 г. Зощенко занялся литературной работой. Именно в литературе он видел свое настоящее призвание.

Его перу принадлежат несколько книжек, адресованных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Основная тема всех детских книг Зощенко та же, что и всех его произведений для взрослых – формирование высокой нравственности. Умея буквально из всего извлечь нравственный урок, писатель учит детей быть добрыми, честными, смелыми и умными.

Слайд 4

У. Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более пятидесяти лет назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней… Прочитаем названия произведений, которые написаны для детей.

Д. Читают названия.

Слайд 5

У. Рассказ «Золотые слова» вошел в сборник «Леля и Минька».

Слайд 6

2. Словарно-лексическая работа.

Слайд 7

У. Прочитайте слова. Объясните их значение.

ПРЕЛЬЩАЛА – стала для кого – нибудь заманчивой, приятной.

СОБЛАЗН – искушение, приманка, нечто влекущее.

УГОРЕТЬ – отравиться угаром, потерять соображение

РАЗВЯЗНО – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими

АБСУРД – нелепость, бессмыслица

РАСКАЯТЬСЯ – сознавать, что поступил дурно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

3. Работа над техникой чтения.

Слайды 8, 9, 10

У. Прочитайте слова справа налево, запишите их в тетрадь, прочитайте еще раз.

4. Чтение рассказа учителем и детьми.

У. Приступаем к чтению рассказа вслух. Следите внимательно. Во время чтения вы должны отметить карандашом часть, в которой заключена главная мысль рассказа.

5. Проверка восприятия.

У. В какой части заключена основная мысль произведения? С каких слов она начинается?

Д. С. ?

У. Прочитаем эту часть все вместе, хором. (Учитель ведет за собой, читают все в одном темпе.)

5. Итог урока.

У. Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»? Как вы их поняли?

Д. ….

У. Объясните название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения?

В чём она заключается?

Д. …

6. Домашнее задание.

У. Задание на дом – перечитать рассказ, ответить на вопрос № 7.

7. Оценка работы учащихся.

У. Спасибо за работу на уроке. Мне очень хочется пожелать, чтобы вы усвоили «золотые»

Слова писателя и придерживались их в жизни.

Выставление отметок.

М. М. Зощенко «Золотые слова»

2 урок

Цели урока:

  • работать над пониманием прочитанного произведения, формировать умение анализировать и оценивать поступки героев;

  • развивать внимание на основе выборочного чтения; умение выделять главное в тексте, озаглавливать части текста; развивать мыслительные операции через работу с пословицами;

  • формирование у учащихся навыков техники чтения;

  • воспитывать уважительное отношение к старшим, умение правильно поступать в изменяющейся обстановке.


Ход урока

1. Организационный момент

У. Глубоко вдохнём и выдохнем через нос 5 раз, настроимся на плодотворную работу. Что значит плодотворная?

Д. Дающая плоды, результаты.

У. Значит, каждый к концу урока должен получить какой-то результат, чтобы время не пропало даром.

2. Речевая разминка.

У. Как и каждый урок литературы начнём с речевой разминки.

Работа над скороговоркой

У. Расшифруйте скороговорку и постарайтесь запомнить её.

Слайд 1

ИКРОТАРАТ ИКОРОС ИРТ

ЕКРОГ АН ИЛИРОТАРАТ


У. Что значит тараторить? Кого называют тараторками?

У. А вы слышали, что некоторых людей называют сороками, тараторками? Почему?

Д. Мнения детей.

У. А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

  • прочитать скороговорку чётко 3 раза, постараться запомнить (чтение «птичий базар»);

  • четвёртый раз, закрыв глаза, проверьте – запомнили или нет;

  • произнести скороговорку на выдохе;

  • сначала громко – к концу произношения тихо, и наоборот;

  • три раза повторить с убыстрением (хором);

  • произнести быстро, правильно. (2-3 человека).

Упражнение «Фотоглаз»

Слайд 2.

У. Прочитайте слова. По памяти воспроизведите их. (На доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.)


3. Сообщение темы и задач урока

Слайд 3

СОРВАЛОСЬ СЛОВЦО – НЕ СХВАТИШЬ ЗА КОЛЬЦО

(Работа с пословицами в парах.)

У. К этой пословице необходимо подобрать близкую по значению из тех, что у вас на карточке № 1.

Карточка № 1

От слова до дела 100 перегонов.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слово – серебро, молчание – золото.

У. Не торопитесь, советуйтесь друг с другом. Нужно понять значение каждой пословицы. Если встречаются незнакомые, непонятные слова – где можно узнать значение?

Д. Обращение к толковым словарикам.

У. Кому трудно самостоятельно объяснить смысл пословиц можно обратиться к карточке № 2 и найти объяснение из перечисленных.

Карточка № 2

Объяснение к пословицам:

Если сказал что-то, то отвечаешь за сказанное.

Сказанные слова не возьмёшь назад.

Слова словами и останутся, если не выполнишь сказанного.

Слова словами, а дело надо делать.

От слов до дела ещё далеко.

Не всегда после сказанного быстро дело делается.

У. Объясните выбор пословиц.

Д. Объясняют выбор.

У. О чём все пословицы? О словах? А вот один писатель сказал о себе такие слова…

Слайд 4

"Мой характер сделан так, что я человек несколько иронический, мой глаз устроен так, что я вижу некоторые недостатки человека."

У. Кто этот писатель? Найдите его портрет среди представленных.

Слайд 5

У. Как называется рассказ, который читали? Как понимаете название?

У. Что знаете об авторе? Сегодня продолжаем работать над рассказом М.М. Зощенко «Золотые слова».

У. В течение урока вы будете работать с текстом произведения, учиться находить заданные отрывки, находить поступки героев и давать им свою оценку, выбирать главное. А для этого надо хорошо знать содержание рассказа. Это и было домашним заданием.

4. Проверка домашнего задания

Экспресс-опрос. В это время 2 человека выполняют тестовые работы.

У. На листочках записаны номера вопросов-заданий. Вы внимательно слушаете отрывки, которые я прочитаю, и если они совпадают с отрывками рассказа ставите «+», если нет такого – «-».

Самопроверка по образцу. Слайд 6

1. + 7. –

2. - 8. –

3. + 9. +

4. + 10. –

5. - 11. –

6. + 12. +

Самооценка по критериям

12 совпадений - 5

10-11 совпадений - 4

7-9 совпадений - 3

6 и менее – 2

1. Конечно, первые разы мы вели себя за столом тихо. Но потом осмелели. Лёля стала вмешиваться в разговоры. Тараторила без конца. (+)

2.Обратившись к нашим родителям, папин начальник сказал:

- Теперь я понимаю, зачем вы сажаете детей со взрослыми. Они меня так внимательно слушают. (-)

3. Бабушка не расслышала этих слов. Но папин начальник, который сидел рядом с Лёлей, принял эти слова на свой счёт, тем более что он-то и был сердит. (+)

4. Доев сардинки, мы с Лёлей удалились под весёлый смех и шутки гостей. И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми. (+)

5. Но от этого запрещения мы очень страдаем. Мы с Лёлей грустно едим и переживаем, что нам нельзя разговаривать. (-)

6. Это замёрзшее масло я хотел намазать на булку. Но мне это не удавалось сделать. Оно было как каменное. И тогда я положил масло на кончик ножа и стал его греть над чаем. (+)

7. Она (Лёля) стала плакать , поглядывая то на меня, то на стакан с чаем. (-)

8. Папин начальник взял стакан в руку, увидел плавающее масло и отодвинул стакан подальше от себя. (-)

9. И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и, не отрываясь, стал смотреть в рот папиному начальнику. (+)

10. Один из гостей сказал:

- Меня другое интересует. Дети не видели, что масло упало в чай. Поэтому они никому об этом не сказали. (-)

11. Это не гадкие дети, а послушные, умные. Хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так поступать. (-)

12. И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во многих случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. (+)

5. Работа по теме урока

1). Вступительная беседа

У. Кто главные герои рассказа?

У. Почему дети так любили застолье в обществе взрослых? Ответ подтвердите чтением отрывка из текста.

У. Начнет зачитывать отрывок …, остальные быстро должны его найти и хором вместе дочитать (упражнение «Голова и хвост»).

У. Как вели себя дети за столом. Найдите отрывки в тексте и прочитайте. Читаем аналогично предыдущему чтению.

У. А как реагировали взрослые на необычное поведение детей за столом? А как бы вы оценили поведение детей?

У. Какие правила вы посоветовали бы соблюдать Лёле и Миньке.


У. Все верно вы говорите, взгляните на слайд и прочитайте про себя правила.

Слайд 7

МОЙ РУКИ ПЕРЕД ЕДОЙ

НЕ ПЕРЕБИВАЙ СОБЕСЕДНИКА

УВАЖАЙ ГОВОРЯЩЕГО

ПЕРЕД ТЕМ КАК ОТВЕТИТЬ, ПОДНИМИ РУКУ

ПОБЛАГОДАРИ ЗА ЕДУ

УЧИТЫВАЙ РАЗНИЦУ В ВОЗРАСТЕ

У. Как правильно вести себя со взрослыми? Выберите из этого списка.

У. Проверим.

Слайд 8

НЕ ПЕРЕБИВАЙ СОБЕСЕДНИКА

УВАЖАЙ ГОВОРЯЩЕГО

УЧИТЫВАЙ РАЗНИЦУ В ВОЗРАСТЕ

У. В конце урока появится ещё одно правило.

2). Работа в группах

У. Предлагаю объединиться в группы, рассмотреть иллюстрации к произведению М. Зощенко. Затем посовещаться в группе, найти отрывок, наиболее подходящий к рисунку и выразительно его прочитать. От каждой группы будет выступать один человек. (4 мин)

Слайд 9

Показ слайдов с иллюстрациями, дети зачитывают отрывок.

3). Деление текста на части и составление плана

У. Ребята, а на сколько частей можно разделить текст? О чём идёт речь в первой части? Что в ней главное? Как можно озаглавить эту часть?

Д. Предложения детей.

Слайд 10

(На слайде постепенно появляются пункты плана)

1. Ужины со взрослыми

У. О чём идёт речь во второй части? Что в ней главное? Как озаглавить?

2. Папа запретил детям ужинать с взрослыми

У. О чём рассказывается в третьей части? Что случилось? Что главное? А как бы вы поступили в такой ситуации? Ваши предложения по озаглавливанию.

3. Случай с кусочком масла.

У. О чём говорится в последней части? Что главное? Как озаглавить?

4. Золотые слова.

У. Какие слова автор считает золотыми? Найдите в тексте и зачитайте их.

У. Какой же вывод сделал автор для себя? Чему научил этот случай его?

Д. …

У. Получился план для составления краткого пересказа.

У. Так какое правило добавилось к выше названным, давайте их еще раз прочитаем.

Слайд 11

6. ИТОГ УРОКА.

У. Что поучительного в рассказе? Чему научил вас рассказ? Своё отношение к прочитанному произведению определите с помощью пословиц.

Слайд 12

1. СЛЕДЯ ЗА ЧУЖИМИ МАНЕРАМИ, ИСПРАВЛЯЙ СВОИ.

2. ЗНАЙ БОЛЬШЕ, А ГОВОРИ МЕНЬШЕ.

3. НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ.

У. А подытожить наш разговор я попрошу ребят, которые хорошо читают. (Детям заранее раздаются листочки с текстом четверостиший.)

1

Мы со взрослыми всегда

Любим побеседовать.

Не забудьте никогда

Правил, коим следовать.

2

Если что-то не по нраву,

Ты не должен перебить.

Твой черед придет по праву,

Нужно терпеливым быть.

3

Уважай, не осуждай

За другое мнение.

Меру в разговоре знай,

Наберись терпения.


4

Твердя формулировки, нельзя

Вперед все знать.

С учетом обстановки

Вам надо поступать.

Так какие золотые слова помогут вам в будущем при общении со взрослыми?

7. Домашнее задание.

У. Задание на дом:

1. Чтение по ролям - работа в группах – распределить роли и подготовить выразительное чтение по ролям. (2 группы лучше читающих детей).

2. 3 группа детей готовит пересказ текста по плану.

8. Оценка работы учащихся.

У. Всем ребятам спасибо за урок.

Все получают закладки для учебников с правилами вежливости, общения на уроке.

Выставление отметок.




.

















М. М. Зощенко «Великие путешественники»

1 урок

Цели урока:

  • совершенствовать навыки техники чтения;

  • учить выражать своё отношение к прочитанному; воспитывать уважение к старшим.

Ход урока.

1. Организационный момент

У. Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”

У. Мы не случайно так необычно начали наш урок. На предыдущих урока мы познакомились с первыми четырьмя рассказами из раздела “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами. А сейчас начнём наш урок как обычно с речевой разминки.

2. Речевая разминка

Упражнение на дыхание «Улыбка»

У. Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть ребер. Вдохнули. Плечи неподвижны, "работают" живот и грудная клетка. Плавно, не спеша, выдохнули. Повторим 3–4 раза.

Работа со скороговоркой

Слайд 1

Около кола вьюн и хмель вьются на плетень,

Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавеваются.

У. Подготовимся к чтению скороговорки:

  • прочитайте скороговорку самостоятельно;

  • найдите глаголы, прочитайте их по слогам, затем плавно, с ускорением;

  • прочитайте с вопросительной интонацией;

  • прочитайте с утвердительной интонацией;

  • прочитайте с огорчением;

  • прочитайте с весёлой интонацией;

  • прочитайте быстро, скороговоркой.

Упражнение

Упражнение «Догонялки»


У. У каждого на столах карточки с текстом, поиграем в догонялки, читая этот текст: я читаю вслух, вы стараетесь меня обогнать. Я иногда буду читать про себя, а через некоторое время опять начну читать вслух, чтобы свериться с вами.

Текст на карточках – подбери текст и впечатай его в урок





3. Проверка домашнего задания

У. Проверим домашнее задание:

1). Чтение по ролям отрывка из рассказа «Золотые слова».

2). Пересказ по плану рассказа.

4. Постановка цели урока.

У. Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.

Слайд 2

Б.В. Шергин Собирай по ягодке – наберешь кузовок

М.М. Зощенко Золотые слова

А.П. Платонов Цветок на земле

М.М. Зощенко Великие путешественники

А.П. Платонов Великие путешественники

У. Что их объединяет?

У. Установите соответствие между словами первого и второго столбика.

У. Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока.

У. Как вы думаете, про что это произведение?

У. Могут ли быть путешественники великими? Почему?

У. Хотите ли вы узнать, о каких великих путешественниках идет речь в рассказе?

У. Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать… .

Учиться….

Определить ….

Развивать … .

5. Знакомство с новым рассказом М. Зощенко

1). Словарно-лексическая работа.

У. Прочитаем хором слова по слогам, затем – одним словом, выясним значение слов.

Слайд 3

Кру – го – свет – но - е пу – те – шес – тви – е

Пу – те –шес – тво – вать

Пе – ро – чин - ный но – жик

У – ве – ли – тель – но – е

Дья – воль – ски тя – жё – лый – очень тяжёлый

При – спо – со – бить

Со – про – тив – ля – ют – ся

В ак – ку – рат по – хо – жа

Ге – о – гра – фи – я

Выс – ше - е об – ра – зо – ва – ни – е

Кос – мо – гра – фи – я – наука о космосе

2). Чтение рассказа «Великие путешественники».

У. Внимательно следите за чтением. Я начинаю читать, вы продолжаете. После чтения вы должны ответить на вопрос:

Слайд 4

Почему автор назвал детей великими путешественниками? Как вы произнесёте эти слова: с восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием?

(Читают учитель и учащиеся до слов «Стёпка торжественно лёг ногами вперёд…» (с. 160).

У. Как вы думаете, что будет дальше? Сейчас мы дочитаем рассказ до конца и узнаем, чем он закончился.

3). Проверка восприятия.

У. Понравился ли вам рассказ? Чем?

У. Почему автор назвал детей великими путешественниками? Как вы произнесёте эти слова: с восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием?

6. Итог урока.

У. Найдите и прочитайте в тексте ту часть, где заключена главная мысль произведения.

Д. Читают.

У. Какую мысль писатель хотел донести до нас, читателей?

7. Домашнее задание.

У. Задание на дом: перечитать рассказ, подчеркните карандашом действия и речь главных героев.

8. Оценка работы учащихся.

У. Всем ребятам спасибо за урок. Что на уроке вам удалось:

Узнать… .

Научиться….

Определить ….

Развить … .

Выставление отметок.

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

2 урок

 Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятием юмор;

  • развивать у детей навыки анализа юмористического произведения; выразительного чтения и развивать навыки составления характеристики героев, опираясь на их речь;

  • воспитывать в детях чувство любви, уважения друг другу.

Ход урока

 

1. Организационный момент

У. Давайте настроимся на серьёзную работу. Закройте глаза и тихо повторите за мной:

- Я спокойный и собранный;

- Я буду внимательно читать и слушать;

- Я буду активным на уроке.

Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Какое у вас сейчас настроение? Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, урок пройдёт успешно.

2. Речевая разминка

Упражнение «Найди спрятанное слово»

У. Среди буквенного текста вставлены слова, найдите и прочитайте их.

Слайд 1

бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина

прстыюрозазаевнциджарамылрквтсумкакалдчеврабай

упражнение «Ассоциации»

У. Прочитайте слова. Какие ассоциации приходят вам на ум?

Слайд 2

Верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок, ноготь, стакан, солнечный, осленок

3. Работа с текстом «Великие путешественники».

1). Беседа по вопросам

У. Ребята, дома вы еще раз перечитали рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники». Вам понравился рассказ?

Д. Да, мне очень понравился, потому что он очень увлекательный, интересный, забавный и смешной.

У. Давайте вспомним содержание. Кто здесь главные герои?

Д. Главные герои – Стёпка, Минька и Леля.

У. Какое впечатление оставляют у вас юные путешественники?

Д. Очень смешной рассказ и, поэтому хочется смеяться, не хочется горевать, унывать.

У. Что стало причиной путешествия детей?

Д. Минька узнал, что Земля круглая и, что ёё можно обойти, вернувшись в то же место.

У. Кто из них вам  наиболее симпатичен?

Д. Мне нравится Стёпка, он храбрый, смелый, не побоялся отправиться в путешествие.

А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Стёпка его обожает, он ничего не может сказать.

2). Наблюдения над героями.

У. Давайте проведём наблюдение над героями, посмотрим, как они проявляет свои характеры, опорой будет таблица.

Слайд 3

Степка

Действия

Речь



Надо выбрать из текста и напечать

У. Что мы можем сказать о Степке?

Д. Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, т.е. отдался ему целиком, он идет до конца.

У. Ребята, а что говорит  сам автор про него? Найдите и прочитайте.

Д. «Степка торжественно лег ногами вперед». «Мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день».

У. Что он хочет сказать словом «торжественно», «великий путешественник»?

 Д. Он смеется, насмехается над ним.

У. Молодцы! Ребята, вы сказали, что автор насмехается над Минькой,  и это не злой смех, а добродушный, также это можно проследить и в отношении других героев. Юмористические рассказы М. М. Зощенко доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, т. к. его юмор всегда современен. Какой же Минька?

Слайд 4

Минька

Действия

Речь

«робко сидел»

«с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я»

«ахнул от удивления»

«я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком»

«вслед за мешком нырнул я»

«как я барахтаюсь  в канаве»

«упавшая шишка не напугала меня…»

«и я тоже засмеялся…»


«А которые не захотят идти в плен?»


У. Если сравнить Миньку и Степку, то что бы вы сказали про Миньку?

Д. Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий, «хиляк», по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький.

У. Вы все правильно сказали. Теперь осталась Леля.

Слайд 5

Леля

Действия

Речь

«шла Леля со скалкой»

«недолго несла мешок, потому что выбилась из сил»

«ветку над головой приняла за змею и от ужаса завизжала»

«Леля теребила меня за плечи»

«Леля фыркнула»

«из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам этих денег хватит».

«давай повернем его ноги в обратную сторону»

«если бы мы вчера утонули, то не смогли бы отправиться в кругосветное путешествие»
 


У. Итак, что вы можете сказать о Леле, исходя из таблицы?

Д. Она ведет себя как взрослая женщина, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит, боязлива, она жалеет об этой затее.

У. А теперь скажите, кто из них самый маленький?

Д. Минька.

У. Почему вы так думаете?

Д. Минька без права голоса.

У. Почему «мы с Лелей долго не могли заснуть, а Степка спал с блаженной улыбкой»?

Д. Ему затеянная игра нравится и во сне и наяву.

У. В тексте мы читаем «И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении». Какими могли быть эти рассказы? Представьте, что вы – Минька, как бы вы рассказали?

(Учитель просит 2-3 учеников передать этот рассказ.)

 3). Восстановление порядка действий.

У. Найдите задание 5 на странице 164 учебника. Прочитайте план событий. Восстановите порядок событий.

- Стёпка предлагает Лёле и Миньке отправиться в кругосветное путешествие и устраивает общее собрание путешественников.

- Дети готовятся к путешествию.

- Путешественники отправляются в путь.

- Путешественники устраиваются на ночлег в лесу.

- Хитрость Лёли.

- Дети возвращаются домой.

- Лёля и Минька встречаются с родителями.

У. Подумайте, что произойдёт, если их порядок в рассказе нарушится.

Д. Отвечают.

4. Итог урока.

У. Мы сегодня узнали, что такое юмор и юмористические рассказы, что, даже опираясь на речь и действия героев можно их охарактеризовать и определять их характеры.

У. Зачем Зощенко написал это произведение?

Д. Чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно всё хорошо обдумать.

5. Домашнее задание.

У. Задание на дом: написать сочинение «Сон Степки».

6. Оценка работы учащихся.

У. Всем ребятам спасибо за урок.

Выставление оценок.






Н.Н. Носов «Федина задача»

Цели урока:

  • познакомить с новым произведением Н.Н.Носова «Федина задача», совершенствовать навыки техники чтения;

  • развивать речь, логическое мышление, творческие способности учащихся, чувство юмора;

  • формировать нравственные качества учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

У. Девиз нашего урока: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» Как вы понимаете эти слова?

У. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.

(Входит Незнайка.)

- Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Сколько книг написано обо мне? Кто автор этих книг? В каком городе я живу? На какой улице?

Слайды 1, 2

2. Актуализация опорных знаний

У. В стране литературии есть маленький гном Забывалкин. Помогите ему вспомнить произведения Н. Носова.

Слайд 3

Игра «Отгадай по первым буквам произведение Н.Носова

  • «Фан…» «Фантазёры»

  • «Жив… …» «Живая шляпа»

  • «Огу…» «Огурцы»

  • «Миш… …» «Мишкина каша»

  • «Ви… … в … и …» «Витя Малеев в школе и дома»

  • «Ого…» «Огородники»

  • «Нез… на …» «Незнайка на Луне»

Слайд 4

У. Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети.

3. Постановка цели урока

Слайд 5

У. С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте.

Ачадаз анидеф («Федина задача»)

У. Сформулируйте цель урока.

Д. Познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» и анализировать его.

4. Изучение нового материала

1). Вступительная беседа

Слайды 6, 7, 8

Биография Н.Н.Носова

Родился в 1908 г., в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Поставил несколько мультфильмов. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына.

Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…»

У. Попробуйте предположить, о чем будет это произведение.

Д. ….

2). Словарно-лексическая работа

Слайд 9

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Титулярный советник – гражданский чин 9 класса

Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

Борзая – быстрая

3). Чтение рассказа учителем или прослушивание грамзаписи

У. Прослушайте рассказ, понаблюдайте, какие чувства и мысли он будет у вас вызывать.

4). Проверка восприятия произведения

У. Поделитесь своими чувствами и мыслями о прочитанном. Оправдалось ли ваше предположение?

Д. Высказывания детей.

5). Анализ произведения

1. Беседа по содержанию.

  • Определите жанр произведения.

  • Какое настроение вызвал у вас рассказ?

  • Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок.

Слайд 10

  • Посмотрите иллюстрацию. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

Слайд 11

  • Посмотрите вторую иллюстрацию. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

  • Почему Феде так и не удалось решить задачу?

  • Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать.

  • Что бы вы посоветовали Феде?

Слайд 12

  • Какие черты характера ему необходимо развивать?

Слайд 13

  • Как автор относится к герою своего рассказа?

  • Посмеивается над ним?

  • Осуждает его?

  • Или помогает ему что-то понять?

  • Не случалось ли с вами подобных историй?

  • Какой это рассказ сатирический или юмористический? ( Работа в парах.) Обсудите со своим соседом. Выскажите мнение, к которому вы пришли, докажите его примерами из текста.

Слайд 14


Н.Н.Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования.


  • Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

2. Математический диктант

У. Проверим, насколько вы были внимательны при чтении рассказа. Ответьте на вопросы:

  • Сколько мелодий прослушал Федя?

  • Сколько задач прочитал Федя?

  • Сколько раз звучало слово «колокольчик»?

3. Дифференцированная работа по карточкам

Слайд 15


(Учащиеся выбирают задание по желанию)

1) Чтение по ролям:

а) Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия.

б) Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

2) Пересказ понравившегося отрывка.

3) Устное рисование портрета Феди Рыбкина.

4) Составить синквейн.

Слайд 16

5. Итог урока.

У. Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами? Над чем задумались?

Д. Отвечают.

6. Домашнее задание (по желанию):

Слайд 17

  • Прочитать рассказы Н.Н.Носова.

  • Нарисовать рисунки.

  • Написать сочинение о Феде Рыбкине.

  • Пересказ понравившегося отрывка из рассказа.

  • Попробуйте сами написать смешной рассказ.

8. Оценка работы учащихся.

Слайд 18

Выставление отметок.














Н. Носов «Телефон»

Цели урока:

  • познакомить с новым рассказом Н.Н.Носова “Телефон”;

  • развивать речь, мышление, умение анализировать текст;

  • совершенствовать навыки техники чтения;

  • воспитывать прилежание к учёбе через рассказы Н.Н.Носова.

Ход урока

1. Организационный момент

У. Раз, два, три - слушай и смотри,

Три, два, раз - мы начнём сейчас!

У. Какое главное правило на уроке?

Д. Умей слушать других.

2. Речевая разминка

Работа со скороговоркой

Слайд 1

Вёз на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на сане сани.

– Прочитайте жужжащим чтением.
– Почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному?

Д. Одно слово обозначает имя, а другое предмет, на котором катаются.
– Назовите знакомые части речи.

Д. Глаголы: вез, ехал; имя существительное: горку, Саня, сани; предлоги: за, на, с; союз: а; местоимение: собою.
– Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
– Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.
– Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
– А теперь скороговоркой.

Игра “Пойми меня”

От каждой команды выходят по одному человеку, берут у учителя карточки с четверостишиями и поочереди читают по одной строке. Ребята каждого ряда должны воспроизвести свой стишок.

 

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик.

А малютки бегемотики,

Ухватились за животики

И смеются, заливаются –

Так, что дубы сотрясаются.

Рано утром на рассвете

Умываются котята,

И мышата, и утята,

И жучки, и паучки


3. Проверка домашнего задания

У. Проверим домашнее задание:

  1. Сделайте выставку рисунков к рассказу «Федина задача».

  2. Прочитайте сочинение о Феде Рыбкине.

  3. Перескажите понравившийся отрывок из рассказа.

  4. прочитайте написанный смешной рассказ.

4. Постановка цели урока

У. Рассмотрите внимательно таблицы и отгадайте название рассказа, который мы сегодня будем читать:

Слайд 2

1

6

2

3

7

5

4








Т

О

Е

Л

Н

Ф

Е



Д. Телефон.

У. Что такое телефон?

Д. Ответы детей.

У. Посмотрите, как это слово написано.

Слайд 3

Телефон

У. Почему используется два цвета?

Д. Это словарное слово.

У. Как вы думаете, о чем мы узнаем, прочитав этот рассказ?

Д. Ответы детей.

5. Изучение нового материала

1). Информация об изобретении первого телефона.

У. Впервые телефон был изобретен американским профессором Беллом в 1876 году. В 1830 году русский изобретатель Игнатьев предложил один из способов телеграфирования и телефонирования. Первые городские телефонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России.

2). Игра «Глухой телефон».

У. Прежде чем читать рассказ, поиграем в игру "Глухой телефон".

(Дети встают, делятся на 3 команды. По одному человеку выходят к учителю, получают карточки со скороговорками, читают и как запомнили, передают друг другу на ухо. Последний участник команды читает "телеграмму" вслух.)

1 команда: На рынке Кирилл крынку купил.

2 команда: Наш Полкан попал в капкан.

3 команда: Баран Буян залез в бурьян.

6. Изучение нового материала

1). Самостоятельное чтение рассказа детьми.

У. Прочитайте рассказ самостоятельно. Отметьте те эпизоды, которые вызывали у вас смех.

2). Проверка восприятия рассказа.

У. Над чем вы смеялись, когда читали рассказ?

У. Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон?

У. Какие слова это доказывают? Прочитайте.

3). Выборочное чтение.

У. Найдите и прочитайте вопросительные предложения.

У. Найдите и прочитайте восклицательные предложения.

4). Игра “Догонялки”

У. Я начинаю читать текст с любого предложения, вы должны найти и присоединиться к чтению.

5). Игра “Повторялки”

У. Прочитаем первых 2 абзаца. Один ученик читает предложение, вы все хором повторяете его.

6) Игра “Эхо”

У. Прочитаем следующие 2 абзаца. Один ученик читает предложение, вы все хором повторяете только последнее слово в предложении.

7). Работа с текстом.

У. Что Мишка сделал со своим телефоном?

Д. Он сначала его разобрал, чтобы посмотреть, как он устроен. А собрать его правильно не смог, даже порошок рассыпал. Потом он из телефона сделал электрический звонок. А затем разобрал батарею и остался без него.

У. Чем закончился рассказ?

Д. Мальчик ночью решил узнать, как получается электричество, встал и разобрал свой телефон. Понял, как получается электричество. Потом лёг и быстро заснул.

8). Чтение диалога в лицах.

У. Прочитаем диалог ребят. За Мишку будет читать …, за его друга - …, за автора - … Как вы должны читать?

Д. Так, чтобы все дети смеялись.

5. Итог урока.

У. Ребята, как вы думаете, чему сегодня нас научил рассказ? А что нового узнали вы?

6. Домашнее задание:

Прочитать рассказ В. Драгунского «Друг детства»

8. Оценка работы учащихся.














В. Ю. Драгунский «Друг детства»

Цель урока: раскрыть нравственную идею текста: невозможность предать мир своих привязанностей и своей детской любви.

Задачи урока:

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; умения высказать оценочные суждения о прочитанном произведении;

  • воспитание потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников: эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом, обсуждение нравственной проблемы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Прочитайте про себя.

Слайд 1

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо и хорошо не очень.

- О чём-то знаешь ты, а что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим!

- Нам будет интересно.

У. Прочитаем хором диалог, соблюдая не только знаки препинания, но и соответствующую им интонацию и выразительность.

2. Речевая разминка

Упражнение «Свяжи слова в рассказ»

У. Прочитаем слова.

Слайд 2

Дерево стол река корзина расческа мыло ёжик резинка книга солнце

У. Связаны ли логически эти слова между собой?

Д. Нет.

У. Давайте попробуем эти слова связать в рассказ. Начну я: «В одном лесу стояло зеленое красивое дерево. Росло оно, росло, а потом пришел дровосек и срубил его, а потом из дерева сделали …

Д. Составляют рассказ.

3. Актуализация знаний.

У. Чтобы у нас с вами разговор состоялся, давайте определим, кто сегодня наш собеседник? - Как его зовут?

Слайд 3

У. Взгляните на портрет, что вы можете сказать об этом человеке?

Д. Умный взгляд, добрый, приветливый.

У. Кто же сегодня наш собеседник? Сегодня нашим собеседником будет один из любимейших детских писателей.

Слайд 4

4. Постановка цели урока

У. Чему будем учиться на уроке?

Д. Отвечают.

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с художественным произведением В. Ю. Драгунского, будем учиться высказывать своё мнение, предположения, будем самостоятельно оценивать поступки героев, говорить о таких понятиях как доброта, милосердие, сострадание, любовь, будем домысливать текст, станем соавтором великого писателя; творческое задание выполним в группах.

5. Изучение нового материала.

1). Введение в тему урока.

У. Прочитайте название рассказа?

Слайд 5

У. Будем выдвигать предположения, и они появятся на доске.

У. О чём может быть рассказ с таким названием?

Д. О друге детства.

У. Кто может быть другом детства?

Д. Ребята со двора, одноклассники, животное, игрушки.

Слайд 6

У. У нас три предположения. Какое же из них верное? Давайте перечитаем рассказ.

2). Словарно-лексическая работа

У. В тексте нам встретятся, возможно, новые для вас слова. Создадим словарь урока: кожаная боксёрская груша? Знаете, как она выглядит? Посмотрите.

Слайд 7

У. Как вы понимаете значение слова «утиль»? Подберите синоним.

Слайд 8

3). Чтение 1 части текста и анализ

У. Читать будем по линейке. Возьмите линейку (или полоску бумаги), наложите на текст, по мере чтения линейка будет двигаться вниз. Внимательно следите, чтобы успевать за чтецом. Как будем стараться читать?

Д. Выразительно.

У. Что значит выразительно?

Д. Вдумчиво, чётко, понятно, громко, будем соблюдать паузы, логические ударения.

Д. Читают текст, заканчивая предложением «Еще лучше»!

У. У нас было несколько предположений, кто может быть другом детства.

Слайд 9

У. Какое из них подтвердилось?

Д. Друг детства – это игрушка.

У. Какая игрушка?

Д. Плюшевый медведь.

У. Кем хотел стать мальчик? Обратитесь к тексту, прочитайте.

Д. Читают.

У. Что придумала мама? (1-2 версии)

Д. Использовать вместо боксёрской груши плюшевого медведя.

У. Посмотрите, к какому эпизоду относится иллюстрация?

Слайд 10

Д. К тому, когда мальчик принимал решение.

У. О чём же думал мальчик?

Д. Как ему поступить: отрабатывать удары на мишке или не отрабатывать?
У. Ребята, как может закончиться этот рассказ?

Слайд 11

У. Это наше предположение.

4). Чтение 2 части и ее анализ

У. Как закончит автор рассказ, прочитаем дальше. Читаем также по линейке.

Д. Читают.

У. Как закончился рассказ?

Д. Мальчик решил, что он не будет боксёром.

У. Почему мальчик так решил? Подтвердите словами текста.

У. Какой поступок совершил мальчик?

Д. Правильный, мудрый, верный, хороший.

У. Каким человеком оказался мальчик?

Д. Добрым, отзывчивым, милосердным, великодушным, с золотым сердцем, никогда никого не обидит, никого не предаст.

У. Мальчик совершил правильный выбор. Его жизнь будет счастливой, благополучной и радостной, ведь он поступил по совести.

У. Какое наше предположение верно?

Д. Мальчик не будет отрабатывать силу удара на медведе.

6. Итог урока

У. Давайте вспомним, с чего начался урок, и определим тему рассказа.

Слайд 12

Д. О том, как мальчик хотел стать боксёром и что из этого вышло.

У. Какова идея рассказа?

Слайд 12

Д. Нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные. Нельзя предать свою детскую любовь.

У. Вспомните пословицы об этом?

Д. Старый друг – лучше новых двух. Друг лучше старый, а платье – новое. Друга ищи, а найдёшь - береги.

У. У меня для вас сюрприз! И он в этой коробке! Как вы думаете, что там?

Д. Книжка, мишка.

У. Кто же из нас прав? Давайте откроем коробку!

У. Да, это тоже чей-то друг детства, чей-то любимый мишка. Посмотрите на него внимательно. Какое чувство он у вас вызывает?

Д. Старенький, бедненький, хочется его пожалеть.

У. Ребята, мы сегодня соавторы писателя. Давайте придумаем продолжение этого рассказа. Объединитесь в группы по рядам – выждать время, - Послушайте задание: обсудите, как можно продолжить эту историю, выберите, кто будет выступать. (Выслушать все группы).

Примерное продолжение рассказа.

«Посидев немного на диване, я взял на руки моего неунывающего мишку и пошел в ванную комнату, чтобы привести его в порядок. Я почистил щеточкой мех, умыл мордочку. Потом попросил у мамы одинаковые пуговки для глаз, и мы их пришили мишке. Мне показалось, что мишка от удовольствия шевелит лапками, что он меня простил. Настроение у меня стало веселое и на душе стало легко».

Д. Почему у нас получились одинаковые концовки?

Д. Мальчик не мог поступить иначе, ведь он добрый и отзывчивый.

У. У кого из вас есть любимая игрушка? А почему она любимая?

Д. С другом приятно разделить свою радость, помочь ему в нужную минуту. Дружба - это самое ценное, что может быть у человека в жизни.

7. Домашнее задание.

У. Пришло время обсудить домашнее задание. Представьте, что вы учителя. Какое задание вы хотели бы для себя? Если вы затрудняетесь, то я вам помогу:

- написать сочинение на тему: " Моя любимая игрушка";

- нарисовать своего любимца;

- сочинить загадку о медведе;

- подобрать пословицы и поговорки о дружбе;

- научиться выразительно читать;

- пересказать.

У. А хотите узнать, какое бы задание придумала я, если бы была ребёнком? Ну, попробуйте догадаться?

У. Я бы пришла домой и привела в порядок своего друга детства.

8. Оценка работы учащихся.

У. Ребята, мне с вами было приятно работать, но наш урок подошёл к концу, и наш гость тоже с нами прощается. Мне кажется, что мишка шевелит лапками от радости, что познакомился с вами. И сейчас на переменке, кто хочет, может сказать ему свои пожелания, погладить его.

Выставление отметок.









Игра – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Цели урока: обобщить знания детей по пройденному разделу; обучать коллективному творчеству, чтению в лицах.

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок – конкурс, во время которого вы покажете, что узнали и чему научились на уроках. Для проведения конкурса нам нужно разделиться на 2 команды. Сделаем в этот раз просто: 2 ряда – 2 команды.

2. Конкурсы

Конкурс «Собери кузовок»

- Я вам даю 10 мин. Вы должны из прочитанных рассказов выбрать важные мысли, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни. (дети «собирают кузовок», выписывают на листочек. Затем сдают (по команде) учителю. Он зачитывает, подсчитывается их количество).

Конкурс «Узнай рассказ»

Дети вытягивают карточки с отрывками из рассказов, читают их, вспоминают автора и название.

1. «Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной». (Б. В. Щедрин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».)

2. «Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы отсюда ещё было далеко». (А. П. Платонов «Ещё мама».)

3. Жил – был король когда – то,

При нём блоха жила.

Милей родного брата

Она ему была.

(Гёте И. В. Фауст. Пер. А. Струговщикова)

4. «Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие». (М. М. Зощенко «Великие путешественники».)

5. «Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться». (М. М. Зощенко «Золотые слова»)

6. «Потом он посмотрел на часы – ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик – так, тик – так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть». (А. П. Платонов «Цветок на земле».)

Конкурс «Составь пословицы и поговорки»

- Соберите пословицу, узнайте по ней загаданный мною рассказ.

1. А, не, плотник, топор, тешет. (Не топор тешет, а плотник. Рассказ Б. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».)

2. Не, дурная, голова, даёт, ногам, покоя. (Дурная голова ногам покоя не даёт. М. Зощенко «Великие путешественники».)

3. Ветер, куда, и его, несёт, туда, дует. (Куда ветер дует, туда и его несёт. Н. Носов «Телефон».)

Конкурс «Читаем выразительно»

Выберите отрывок из понравившегося произведения, прочитайте его в лицах выразительно.

Конкурс «Творчество писателя»

Дети берут портрет писателя, среди трёх лежащих на столе лицевой стороной вниз; вопросы для рассказа – на доске.

1. Н. Н. Носов

2. В. Ю. Драгунский

3. М. М. Зощенко

- Вы уже читали некоторые произведения этих писателей. Расскажите о них, используя вопросы, записанные на доске.

1. Какие рассказы вы читали?

2. Какой из них вам запомнился? Почему?

3. Кто является главными героями его произведений?

4. Как вы думаете, этот писатель писал свои юмористические рассказы только для того, чтобы посмешить читателя? О чём они?

7. Итог урока

- Чем заполнили свой кузовок, изучив этот раздел? Чему научились?

Домашнее задание:

Принести детский журнал, который вы любите читать.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспекты уроков чтения с приёмами работы над качеством чтения, 3 класс

Автор: Фисенко Татьяна Ильинична

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока чтения в 1 классе."
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt_uroka_chtieniia_v_1_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "363995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480441598"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по теме "Буквы Е, Ё после согласных" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bukvy-ie-io-poslie-soghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "121323"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413919870"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по литературному чтению во 2 классе в соответствии ФГОС "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-vo-2-klassie-v-sootvietstvii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "162454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422359350"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект родительского собрания "Как помочь ребёнку учиться" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-kak-pomoch-riebionku-uchit-sia"
    ["file_id"] => string(6) "218021"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433577570"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока обществознания 5 класс "Моя семья - моё богатство"."
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokaobshchiestvoznaniia5klassmoiasiemiamoioboghatstvo"
    ["file_id"] => string(6) "296466"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456025165"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства