Тема: Ю.И.Ермолаев «Два пирожных».
Цель: Формирование умений определять авторское отношение к событию,
выделять главную мысль произведения.
Тип урока: Постановка и решение частных задач.
Этап урока
Содержание
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап.
Мобилизация знаний.
Общая готовность детей к уроку.
Концентрация внимания
Цель: обеспечить высокий уровень вовлеченности школьника в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств.
Проверка готовности
Самоконтроль готовности
«Ребята, вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Вы хороший дружный класс.
Все получится у нас!»
Реакция на учителя, внимание.
II. Этап до чтения.
IV этап .Во время чтения.
V этап. После чтения
VI этап . Подведение итога.
VII этап.
Рефлексия
VIII этап. .Домашнее задание.
1.Проверка домашнего задания
Цель: формирование умения составлять связный рассказ, развитие творческого потенциала каждого ребенка, умение реализовать себя.
2.Актуализация знаний, появление темы.
(Работа в парах)
Цель: умение работать с пословицей, соотносить с прочитанными произведениями.
3. Знакомство с автором. (ИКТ)
Цель: расширение кругозора обучающихся.
4.Появление целей урока.
1.Первичное восприятие текста. (подготовленный ученик)
Целевой вопрос:
Цель: выявление первичного осмысления.
2.Словарная работа.
Цель: обогащение словарного запаса обучающихся.
Использование ИКТ
Физминутка!
3.Самостоятельное перечитывание текста.
Анализ текста.
Цель: умение быть собранным, внимательным, применяя поисковую активность.
Цель: привитие любви к чтению, к книге.
1. Игра «Перевертыш»
Цель: умение высказывать свои мысли, делать умозаключение.
2.Работа в группах.
(3 группы, листы, фломастеры)
Цель: воспитание умения слушать, учитывать мнения других, приходить к соглашению.
3.Подвод к главной мысли рассказа.
Цель: определение понимания прочитанного текста, формирование умения видеть проблему.
Цель: развитие аналитико-синтетических способностей обучающихся.
Цель: определение внутренней оценки прожитого на уроке, формирование умения делать самооценку своего труда.
Цель: умение осуществлять свой выбор.
Понравилось ли вам продолжение рассказа «Анна, не грусти!»?
Учитель слушает, поправляет
- Составить из слов на карточках высказывания.
- Что за высказывания получились?
- Как их можно назвать? Почему так считаете?
-Зачитайте пословицы о дружбе.
-К какому произведению, ранее изученному, они подходят?
- К оставшимся пословицам мы вернемся чуть позже.
- Откройте учебник на стр. 85.
-Прочитайте название произведения, с которым сегодня предстоит познакомиться.
-Кто написал рассказ?
-Читали ли мы его произведения раньше?
- Давайте познакомимся с автором поближе.
Саша Г. приготовила рассказ о его творчестве, послушайте.
-Зачитайте оставшиеся пословицы. Что их объединяет?
-Как вы думаете, какое отношение имеют пословицы о матери к рассказу «Два пирожных»?
- Прочитав рассказ, мы ответим на этот вопрос.
Чтение вслух подготовленным учеником
(Юля З,)
-Напомню, что вы должны определить, какое отношение имеют эти пословицы к рассказу?
-Подходят ли пословицы к данному произведению? Почему так считаете?
-Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе? Почему?
- В тексте встретились ли вам непонятные слова?
-Куда вы можете обратиться, что бы объяснить их смысл? Как вы поступите?
- А в каких книгах вы ищете ответ?
-Сегодня я вам помогу понять смысл этих слов! (Африка, долина реки Конго, пальмы, тропические лианы, крендельки, буфет)
При самостоятельном чтении подумайте, какие вопросы можно задать друг другу.
-Задайте вопросы по прочитанному классу.
-Насколько же Наташе было интересно читать книгу?
-Найдите отрывок, где говорится об этом?
-А вам бывает так интересно путешествовать с героями мультфильмов, литературными персонажами. Расскажите об этом!
-Прочитать предложение справа налево.
-А как бы вы ответили маме, как бы поступили?
Вывод: * Каждый из нас живет в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение тепло.
-Давайте поработаем в группах и попробуем составить правила поведения в семье!
-Проверка! Зачитывают правила.
(Я обобщаю, добавляю.)
-Давайте перечитаем еще раз концовку рассказа и подумаем:
- Разве это справедливо, что Оля съела 2 пирожных, а Наташа ни одного?
-Как же должна была поступить Наташа?
*Да, ребята, ведь мама всегда так делает, когда вы приходите к ней со своими проблемами.
-Так давайте еще раз вернемся к пословицам о матери.
-Какое же отношение они имеют к рассказу
«2 пирожных»?
-Какова главная мысль рассказа Ю.Ермолаева? Что хотел донести до нас автор? Зачем рассказал эту историю?
- Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в раздел «Я и мои друзья»?
- Какая пословица больше всего подходит к нашему выводу?
-Какие качества ценятся в людях больше всего?
- А кому-нибудь этот рассказ напомнил о ваших взаимоотношениях в семье? О ваших поступках по отношению к ней?
- Всегда ли вы правильно поступаете?
- Если да, то возьмите сердечко и напишите на нем слова, которые вы хотели бы сказать сегодня своей семье!
- Оцените свою работу на уроке!
- Кому еще раз захотелось перечитать текст?
(Прочитайте по ролям.)
- А кто бы хотел рассказать эту историю своим близким? (Пересказ)
- А кто бы хотел составить свой рассказ «Как я помогаю маме!» (Написать сочинение, создать книжку-малышку)
Творчество, саморазвития
Обучающиеся слушают, дают оценку.
-Это пословицы!
(В них есть поучение, мудрая мысль, краткое изречение. Это народная мудрость)
1) Когда друга нет и свет не мил.
2) Дружбу помни, а зло забывай.
(«Я и Вовка» В.Лунин
, «Я ушел в свою обиду» Э.Мошковская,
«За игрой» В.Берестов)
1.Птица рада весне, а мать родным детям.
2.Сердце матери лучше солнышка греет.
3.Нет милее дружка, чем родная матушка.
4.Матери все дети равны - одинаково сердцу больны.
5. Добрая мать добру и учит.
6.Без матушки родной и радость наполовину.
Слушают и смотрят презентацию подготовленного ученика.
Пословицы о матери.
Прогнозирование, постановка задачи.
Самостоятельное чтение (слежение, слушание и осмысление)
Да? Нет? Обосновать!
-Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке, в Интернете.
-Словари, энциклопедии.
(Дети смотрят на экран и слушают учителя.)
Самостоятельное чтение рассказа, составление вопросов.
Задают вопросы по содержанию!
-О чем мама попросила дочек?
-Почему же Наташа не пришла мыть посуду? (Увлечена книгой.)
Выборочное чтение.
Рассказывают об интересном путешествии (творчество, развитие речи)
Читают. (предложение написано на доске)
Рассуждают.
Дети 1 группы называют свои правила, а 2 и 3 группы добавляют.
Да! Нет! Рассуждают.
-Она могла бы отложить свои дела, как это сделала Оля, и помочь маме.
Маму надо беречь, слушать помогать!
Это главная мысль рассказа.
Мама – это наш самый преданный друг, который, всегда рядом и в горе, и радости! И желает нам только добра!
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Понимание, отзывчивость
Пишут на сердечке пожелания, извинения.
Доволен!
Не очень доволен!
Совсем не доволен!