kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект Урока по литературному чтению «Ъ и Ь знак»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формируемые УУД:

Познавательные:

  1. Осознавать разделительную функцию ъ и ь, проводить сравнение и анализ объекта.
  2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  3. Делать выводы на основе обобщения умозаключений; Развивать навыки чтения.
  4. Формировать навыки осознанного выразительного чтения.
  5. Формировать навыки самооценки своей деятельности.
  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Регулятивные:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения с классом;
  2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  3. В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 

Коммуникативные:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
  2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  4. Читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект Урока по литературному чтению «Ъ и Ь знак»»





Конспект

Урока по литературному чтению

«Ъ и Ь знак»





Тип урока: Открытия новых знаний

Цели урока: Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука.



Формируемые УУД:

Познавательные:

  1. Осознавать разделительную функцию ъ и ь, проводить сравнение и анализ объекта.

  2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  3. Делать выводы на основе обобщения умозаключений; Развивать навыки чтения.

  4. Формировать навыки осознанного выразительного чтения.

  5. Формировать навыки самооценки своей деятельности.

  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.



Регулятивные:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения с классом;

  2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  3. В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Коммуникативные:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

  2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  4. Читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;



Личностные:

  1. Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

  2. В созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.



Оборудование:

Презентация, раздаточный материал
















Ход урока.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1.Мотивация к познавательной деятельности

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Петровна. Я проведу у вас урок литературного чтения.


А теперь проверь дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке:

книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?


Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены в волшебную страну. В этой стране есть дворец. А кто в нем живет, отгадайте загадку.

Тридцать три богатыря

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей.

А как же сам дворец называется? Слушаем загадку.

Буквы - значки,

Как бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все:



Дети приветствуют учителя
















Буквы









Алфавит

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие:

 Правильно, ребята:

Каждая буква в алфавите имеет свое место.

А что обозначает каждая буква?

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно.

Каждая буква в алфавите обозначает звук.

На какие две группы делятся звуки?



Какие звуки мы называем гласными?

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать

В темном лесу звать и аукать

Но не желают свистеть и ворчать.

С помощью чего мы произносим гласные звуки?



Какие звуки мы называем согласными?

 А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Что мы встречаем при произношении этих звуков?



А сейчас я буду показывать букву а Вы называть звук. ( Несколько букв из алфавита для примера в презентации.)

Ребята, а почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь знаки?










Звук.



Звуки делятся на гласные и согласные.

Гла́сные —звуки, при произношении которых, потоку воздуха не создаётся существенных препятствий.



Гласные звуки произносятся с помощью голоса.


Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия.

При произношении этих звуков мы встречаем преграды, (зубы, губы,язык).









Ъ и Ь знаки не обозначают звуков.


3.Локализация индивидуальных затруднений.

А теперь посмотрите на экран, что Вы видите?

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки.

В этом замке висит картина со схемой, такая же как и в вашей азбуке, как нужно её заполнить?



Мы уже сказали, что звуков они не обозначают. Но для чего же тогда они нужны!?!

Вот сегодня мы это и исследуем в волшебной стране.



Вспомните, что Вы знаете про мягкий знак?

А как вы думаете, почему Ъ знак называется твёрдым?

Ъ, называется твёрдым, потому, что, в отличии от Ь не обозначает мягкости предшествующего согласного.

Прочитаем с вами слова на странице 75 в столбике. (Читаем медленно, растягивая звуки, утрируя произношение. Для закрепления учитель читает подставляя вместо твердого знака – мягкий, спрашивая, какое из них правильное произношение. Первым читает учитель, следующий ученик.)

Сколько слогов в слове съел?

Твёрдый знак разделяет согласный [с] от гласного чтобы они не слились.

Сколько слогов съедят?

Твёрдый знак разделяет согласный [с] от гласного чтобы они не слились.

Сколько слогов в слове въехал?

Твёрдый знак разделяет согласный [в] от гласного чтобы они не слились.





Дети, мы должны запомнить, что разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, пере е,ё,ю,я.

Прочитаем с вами стишки про эти знаки на странице 75



Физминутка

Игра «Что я делал?»

(Я читаю, а вы с помощью жестов, без звуков изображаете)

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

 Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье-

Целый день я отдыхал.





Мы видим два знака Ъ и Ь




Ъ и Ь знак.




Схему необходимо оставить пустой, так как Ъ и Ь знак не имеют звуков.























Буква Ь обозначает мягкость согласного звука.

Предположение детей.































1 слог.







2 слога









2 слога






















4.Построение проекта выхода из затруднений

А сейчас открываем азбуку на странице 75 и проанализируем схему в розовой рамке. Что это за слово?

Разберём схему. Звуко-буквенный анализ

Сколько слогов в этом слове и какие?



1 слог ударный, состоит из слияния мягкого согласного [л] и гласного [и].

Следующий [т] твёрдый.

Во втором слоге первый звук [т’]-мягкий и слияние [й] и [а].

Почему звук [т’]-мягкий?

А давайте прочитаем это слово без ь знака. Такого слова не существует.

Оказывается ь знак не только обозначает мягкость согласного звука, а еще играет 1 роль– он разделительный. Он разделяется согласный звук от гласного.









Листья.














2 слога, лис – тья










Стоит мягкий знак.


листя

5.Реализация проекта выявленных затруднений.

Необходимо открыть волшебный сундук. Для этого нужно решить поставленную задачу. Представлено слово. Произошло волшебство, что же поменялось?

Необходимо запомнить, мягкий знак в русском языке обозначает мягкость согласного звука, а так же разделяет от слияния согласный звук от гласного.


Запомним, твёрдый знак играет 1 роль – разделительную.

ПЕРО       СЕЛ

ПЬЕРО       СЪЕЛ

 Правильно дети! Заметили, какую важную роль играет мягкий знак?









У слова поменялся смысл.




















Разделительную роль.

6. Обобщение во внешней речи

Чтение стихотворения « Ключ»

О чём говорится в стихотворении?

Какие бывают ключи?

А какие еще вы знаете ключи?

Это многозначное слово. И слова эти омонимы.

И   так,   как   мы   в   волшебном замке. Сейчас я раздам по ключику от дверей этого замка, который вы в конце урока раскрасите в красный, если работали на уроке активно; зелёный – менее активно, синий – не были активны на уроке.

(Раздаточный материал: ключики) .



Физкультминутка.

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.

(Вниз.) И снова наверх - где там муха летит?

(Вверх.) Глазами повертим, поищем ее.

(По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.




О ключах.

Речной ключ, дверной и скрипичный.



















Гаечный.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выразительное чтение стихотворения «Хвосты».

О чем это стихотворение?

У кого хвосты бывают?

Для чего хвосты нужны?

Найдите слова где встречается ь знак.

В слове есть какую роль здесь играет ь?


А в слове бьёт ?























Есть, бьёт.

Ь знак обозначает мягкость согласного звука.

Разделительную.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Выполним задание из учебника с проговариванием.





9.Рефлексия

А сейчас берём цветные карандаши и раскашиваем свои ключики.

в красный, если работали на уроке активно; зелёный – менее активно, синий – не были активны на уроке.

Какие 2 буквы мы сегодня изучили?

Что мы узнали про эти буквы?

Чем интересен ь знак?



А какую роль играет ъ?







Ъ и Ь знак.

Они не имеют звуки.

Ь знак обозначает мягкость согласного звука и разделительную.

Разделительную.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект Урока по литературному чтению «Ъ и Ь знак»

Автор: Черкашина Оксана Петровна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 281013

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока литературного чтения по теме: "Е.И. Чарушин. Страшный рассказ""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-ie-i-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "332958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465218283"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока литературного чтения. "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-4"
    ["file_id"] => string(6) "174151"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424095028"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока литературного чтения, древнегреческий миф "Дедал и Икар" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-drievnieghriechieskii-mif-diedal-i-ikar"
    ["file_id"] => string(6) "107641"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403361496"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок литературного чтения в 1 классе по теме: русская народная сказка «Рукавичка»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieraturnogho_chtieniia_v_1_klassie_po_tiemie_russkaia_narodnaia_skazka_r"
    ["file_id"] => string(6) "369392"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481656489"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства