Цели: познакомить учащихся с литературной сказкой С. Маршака « Курочка Ряба и десять утят», сравнивать литературную и авторскую сказки, обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста, развивать воображение, речь, память
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. »
Тема урока: С.Маршак «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение авторской и народной сказок»
Цели:познакомить учащихся с литературной сказкой С. Маршака « Курочка Ряба и десять утят», сравнивать литературную и авторскую сказки, обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста, развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно начало и конец предложения, объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание, описывать характер героев, определять главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения, изображать героев с помощью жестов, мимики, отличать авторскую сказку от народной.
Оборудование: проектор, доска, цветной картон, пластилин, ватные диски, книги по теме урока.
Орг. момент.
Вот и прозвенел звонок,
начинается урок.
Повернитесь все назад
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь.
Итак, у нас урок литературного чтения.
Актуализация знаний.
-Разгадайте фразу. Что в ней зашифровано? Как вы поняли, что здесь написано? В каких произведениях можно встретить такие слова?( жили- были….)
-Да, верно. Такие слова можно встретить в сказках. Поэтому сегодня мы будем говорить о сказках. О двух сказках.
-Как вы думаете, чему мы научимся на уроке?
(Отвечать на вопросы, задавать вопросы, выразительно читать, пересказывать, находить в тексте нужные строки, делать выводы, подводить итоги.)
Вы правы, но это мы уже делали на предыдущих уроках. Давайте выделим главную цель нашего урока – не забудьте, будем говорить о двух сказках…
( мы научимся сравнивать и делать выводы).
Молодцы. Это будет цель нашего урока.
Речевая разминка.
Но сначала – речевая разминка.
Солнце, дождик, приходите,
Детям сказку приводите.
А из тучи - гром, гром
Загоняет в дом, в дом.
Покажись из тучи, солнце,
Загляни скорей в оконце,
Освети скорей светлицу,
Расскажи нам небылицу.
-Прочитайте: 1 четверостишие - тихо, 2 – громко.
1 четверостишие - сердито, 2 – весело.
Все стихотворение - выразительно.
Молодцы!
О чем – то скрипит половица,
А спице опять не сидится.
Присев на кровати, подушки,
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки.
-А вы, ребята , любите сказки? За что вы любите сказки?( в них происходят чудеса, волшебство)
-Прочитайте название сказки.
Есть ли у нее автор? Почему?....(эту сказку сочинил народ)
Эту сказку называют народной, потому, что сочинил ее ни один автор, а народ, который бережно хранил, передавал ее своим детям и внукам.
Самым первым творцом сказок во все времена был народ . Люди жили трудно. Пахали землю , сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали то же.
Кто же главные герои сказки « Курочка Ряба»?( дед, баба, курочка Ряба, мышка.)
Вспомните эту сказку … Расскажите по рисункам.
Пересказ сказки детьми.
-Какое волшебство происходит в сказке?( курочка разговаривает, несет золотые яйца)
А вы знаете, что слова тоже бывают « волшебные»? назовите их.
Физкультминутка.
Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова вежливости.
Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Будьте добры, похлопайте.
Потопайте.
Пожалуйста, попрыгайте.
Тихонько сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста.
-Спасибо, ребята, вы были внимательны и хорошо справились с заданием.
-А как вы думаете, кто бы вылупился из яйца, если бы курочка Ряба снесла не золотое, а простое яичко?(цыпленок). Сейчас мы пофантазируем.
Перед вами – конверты .Вам предстоит групповая работа. Аппликация.
-А какое главное правило работы в группах вы знаете?(Работать дружно)
Звучит песня «Дружба - это не работа»(гр. Барбарики)
Выполнение аппликации детьми в группах.
После выполнения, аппликации вешаются на доску.
-Откройте учебник на с. 63.
Прочитайте название.
Есть ли что-то знакомое в названии? (курочка Ряба)
Подумайте, о чем может в ней рассказываться.
Можно ли эту сказку назвать народной ? ( нет, у нее есть автор)
Верно, у нее есть автор - С. Маршак . Написал он эту сказку в 1968 году.
Как же мы тогда ее назовем?
(авторской)… .или литературной.
Сейчас вы услышите отрывок. Во время прослушивания, вам встретится незнакомое слово.
Наседка. Как вы понимаете смысл этого слова? ( курица, которая высиживает или уже высидела цыплят.)
Чтение отрывка учителем.
-Заинтересовал вас отрывок?
-Предположите, как будут развиваться события дальше? (ответы детей). Продолжение сказки вы можете прочитать дома, на каникулах.
Выборочное чтение.
-Кто же герои этой сказки? Найдите в тексте, прочитайте.
-Что сделала курочка?
-Что было дальше?
Какой изображена курочка Ряба в сказке Маршака?( доброй , заботливой)
-Что общего в этих сказках ? (герои, мышка бежала…, яичко разбилось…)