Конспект урока литературы в 5 классе "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова"
Конспект урока литературы в 5 классе "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова"
Тип урока -изучение нового материала. Вид урок - урок -диалог с элементами игры.
Выбор материала определялся соответствием тематическому планированию уроков литературы в 5 классе, а также юбилейной датой в биографии писателя.
Работа на уроке была построена с учетом уже имеющихся у учащихся знаний средств выразительности, активизировались умения ориентироваться в тексте, находить в нем нужный материал, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Специфика урока состояла в том, что учащиеся проявили свои творческие способности как оформители, сочинители и чтецы.
Внимание учащихся активизировалось посредством живого слова учителя, видеофрагмента, компьютерной презентации.
Урок построен на коммуникативной основе. Использовались групповая и коллективная формы работы.
Методические приемы: эвристическая беседа, диалог, работа с текстом.
Технологии: 1. работа с опорой на совместную учебно-познавательную деятельность;
2. использование компьютерной презентации;
3. творческое домашнее задание.
Метод обучения – деятельностно – проблемный.
На уроке формировались речемыслительные, аналитические и творческие навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова" »
Урок литературы в 5-м классе "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия»"
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.
Задачи:
Введение понятий «юмор», «сатира».
Развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи.
Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств.
Оборудование:
Карточки-задания для работы в группе.
Лист самооценки.
Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова.
Видеофрагмент рассказа.
Мультимедийное оборудование.
«Краткость - сестра таланта».
«Они смешные, но невеселые».
А.П. Чехов
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Ввод в тему урока. Мотивация. Просмотр видеофрагмента и работа по нему:
Учитель: Ребята, что означает эта картина: сцена визита к стоматологу из фильма ужасов или ироничная усмешка писателя?
Дети отвечают.
Учитель: Конечно же, вы правы, это фрагмент рассказа А.П. Чехова «Хирургия». Именно о нем мы поведем сегодня речь. Но прежде я хотела бы спросить: а знаете ли вы какая годовщина, связанная с именем писателя, отмечается в этом году?
Дети отвечают и читают стихи своего сочинения о писателе.
Учитель: Молодцы! Удивительные стихи! Обратимся же к тексту рассказа.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Название рассказа, по-моему, очень серьёзное. А какие ассоциации возникли у вас при первом знакомстве с ним?
Дети отвечают.
Учитель: Хорошо, в конце урока мы посмотрим, насколько вы были близки к истине.
Дома вы знакомились с содержанием рассказа, все ли слова оказались понятными для вас? Слайд, поясняющий некоторые слова.
- Понравился рассказ Чехова?
- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».
(Смешной, юмор.)
- А что такое юмор?
Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.
- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.
- Давайте попробуем разобраться в этом.
4) Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания. (Приложение )
А)Дать характеристику герою рассказа по плану.
1-я группа фельдшер Курятин.
2-я группа дьячок Вонмигласов.
3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках.
- Чем вы объясняете эти совпадения?
Б) Обсуждение. Обоснование своей точки зрения.
4. Выводы
- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?
- Отчего это происходит?
Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.
Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.
5. Итоги урока.
Учитель: Так над чем же смеётся А.П. Чехов?
Дети отвечают.
Учитель: А.П. Чехов считал: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Поэтому и обращается писатель к недостаткам, чтобы человек стал чуть ближе к совершенству
- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления).
Карточки – задания для работы в группах.
Дать характеристику герою рассказа по плану.
1-ая группа фельдшер Курятин.
План.
Место, занимаемое в произведении.
Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя?
Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? Фамилия героя, о чем она нам сообщает?
Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас.
Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия.
Дать характеристику герою рассказа по плану.
2-ая группа дьячок Вонмигласов.
План.
1. Место, занимаемое в произведении.
2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя?
3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? Фамилия героя, о чем она нам сообщает?
4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас.
5. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия?
3-яя группа
Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства,
перекличку в отдельных характеристиках.
План.
1. Место, занимаемое в произведении.
2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя?
3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? Фамилия героя, о чем она нам сообщает?
4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас.
5.Герои вызывают у вас больше смеха или сочувствия?