kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 5 классе "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока -изучение нового материала. Вид урок - урок -диалог с элементами игры.

  Выбор материала определялся соответствием тематическому планированию уроков литературы в 5 классе, а также юбилейной датой в биографии писателя.

  Работа на уроке была построена с учетом уже имеющихся у учащихся знаний средств выразительности, активизировались умения ориентироваться в тексте, находить в нем нужный материал, сравнивать, обобщать, делать выводы.

   Специфика урока состояла в том, что учащиеся проявили свои творческие способности как оформители, сочинители и чтецы.

   Внимание учащихся активизировалось посредством живого слова учителя, видеофрагмента, компьютерной презентации.

    Урок построен на коммуникативной основе. Использовались групповая и коллективная формы работы.

  Методические приемы: эвристическая беседа, диалог, работа с текстом.

  Технологии: 1. работа с опорой на совместную учебно-познавательную деятельность;

 2. использование компьютерной презентации;

 3. творческое домашнее задание.

 Метод обучения – деятельностно – проблемный.

 На уроке формировались речемыслительные, аналитические и творческие навыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова" »

Урок литературы в 5-м классе "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия»"

Тип урока: Изучение нового материала.


Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.


Задачи:

  1. Введение понятий «юмор», «сатира».

  2. Развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи.

  3. Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств.


Оборудование:

  1. Карточки-задания для работы в группе.

  2. Лист самооценки.

  3. Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова.

  4. Видеофрагмент рассказа.

  5. Мультимедийное оборудование.

«Краткость - сестра таланта».

«Они смешные, но невеселые».

А.П. Чехов


Ход урока


1. Организационный момент.

2. Ввод в тему урока. Мотивация. Просмотр видеофрагмента и работа по нему:

Учитель: Ребята, что означает эта картина: сцена визита к стоматологу из фильма ужасов или ироничная усмешка писателя?

Дети отвечают.

Учитель: Конечно же, вы правы, это фрагмент рассказа А.П. Чехова «Хирургия». Именно о нем мы поведем сегодня речь. Но прежде я хотела бы спросить: а знаете ли вы какая годовщина, связанная с именем писателя, отмечается в этом году?

Дети отвечают и читают стихи своего сочинения о писателе.

Учитель: Молодцы! Удивительные стихи! Обратимся же к тексту рассказа.

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Название рассказа, по-моему, очень серьёзное. А какие ассоциации возникли у вас при первом знакомстве с ним?

Дети отвечают.

Учитель: Хорошо, в конце урока мы посмотрим, насколько вы были близки к истине.

Дома вы знакомились с содержанием рассказа, все ли слова оказались понятными для вас? Слайд, поясняющий некоторые слова.

- Понравился рассказ Чехова?

- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».

(Смешной, юмор.)

- А что такое юмор?

Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.

- Давайте попробуем разобраться в этом.

4) Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания. (Приложение )

А) Дать характеристику герою рассказа по плану.

1-я группа фельдшер Курятин.

2-я группа дьячок Вонмигласов.

3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках.

- Чем вы объясняете эти совпадения?

Б) Обсуждение. Обоснование своей точки зрения.

4. Выводы

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

5. Итоги урока.

Учитель: Так над чем же смеётся А.П. Чехов?

Дети отвечают.

Учитель: А.П. Чехов считал: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Поэтому и обращается писатель к недостаткам, чтобы человек стал чуть ближе к совершенству

6. Предлагаю ребятам заполнить лист самооценки. Оценки.

7. Д/з. Подготовиться к внеклассному чтению.

1. По группам или индивидуально подготовить:

2. Письменно ответить на вопросы:

- В чем ценность рассказа?

- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления).

Карточки – задания для работы в группах.


Дать характеристику герою рассказа по плану.

1-ая группа фельдшер Курятин.


План.

  1. Место, занимаемое в произведении.

  1. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя?

  2. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? Фамилия героя, о чем она нам сообщает?

  3. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас.

  4. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия.


Дать характеристику герою рассказа по плану.

2-ая группа дьячок Вонмигласов.


План.

1. Место, занимаемое в произведении.

2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя?

3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? Фамилия героя, о чем она нам сообщает?

4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас.

5. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия?


3-яя группа

Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства,

перекличку в отдельных характеристиках.

План.

1. Место, занимаемое в произведении.

2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя?

3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? Фамилия героя, о чем она нам сообщает?

4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас.

5.Герои вызывают у вас больше смеха или сочувствия?


- Чем вы объясняете эти совпадения?


Лист самооценки

Ф.И. учащихся

в группе

Оцени свою работу на уроке

Оцени работу товарища

(в группе) на уроке

Оценка учителя

Итог






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока литературы в 5 классе "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова"

Автор: Воронова Тамара Ивановна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства