Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по сказке "Айога"»
МАОУ «Лицей№38»
Урок
литературного чтения
Тема: Нанайская сказка
«Айога»
Класс: 2
Система: Л.В.Занкова
Учитель: Калашникова Н.И.
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с новой сказкой,
обеспечить осмысление новых слов и понятий
«нанайцы», «очаг», «покоробятся», «мялка»,
организовать деятельность учащихся по восприятию
и осмыслению нового произведения;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших
школьников: бегло, сознательно и правильно читать,
пользоваться различными видами чтения: выборочным, по ролям, с отрывом взгляда от текста, создать условия
для формирования выразительного чтения: ясного, чёткого произношения слов, соблюдения пауз и логических
ударений;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства доброты, сопереживания, способствовать
сплочению классного коллектива.
Оборудование:
учебник, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, шаблон солнышка, разрезанные пословицы на партах, массажные мячики, индивидуальные массажные
коврики для проведения физминуток.
1. Организационный момент (слайд2)
Урок любимый, чтение- наступил,
Много гостей он к себе пригласил.
Будем думать, рассуждать,
Выразительно читать,
Пословицы к поступкам будем подбирать,
Ну, а физминутки нам будут помогать-
Ни минуты зря не будем мы терять!
2.Артикуляционная зарядка
-Для работы настроим наш речевой аппарат
(Работа со скороговоркой) (слайд 3)
Мама Милу с мылом мыла.
В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила:
-Не сердись, дочурка Мила!
-Не сержусь,- сказала Мила,
Я выплакиваю мыло!
а)Прочитать медленно и тихо
б)Прочитать по ролям с выражением:
-будто дочь послушная и ласковая;
-будто дочь капризная и грубая;
в)Прочитать очень быстро, массажируя подушечки
пальчиков(массажный мячик передавать друг другу)
-Вы заметили, как мама обращается к дочери?
(С любовью, нежностью, добротой…)
-Придумайте антонимы к этим словам:
трусливый-смелый; нежность-грубость; добро-зло…
Вам приходилось встречаться с этими понятиями одновременно? Когда? (Ежедневно в каждом из нас живёт несколько персонажей, так же как и в
сказке «Крошка Енот».)
3.Проверка домашнего задания
-Дома вы читали эту сказку с отрывом взгляда от текста,
как диктор на телевидение.(читают несколько учеников)
-Перечислите черты характера, которые вы хотели бы видеть в людях.(Приветливость, ласка, справедливость, отзывчивость, доброжелательность…)
-Надеюсь, что рядом с вами будут всегда только такие люди.
4. «Мозговая гимнастика»+творческие
задания, подводящие к раскрытию темы урока)
(выполняется с целью улучшения мозговой деятельности и профилактики зрения)
а)-Представьте, что на кончике вашего носика находится карандаш, напечатайте буквы одну за
другой:
С, К, А, З, К, А
б) «Зашифрованное слово»
-Первая буква следующего слова начинает алфавит;(А)
-Вторая- обозначается согласным звуком, который всегда мягкий, находится между буквами
И, К; (Й)
-Третья - внешне похожа на цифру, которая в математике не относится к натуральному ряду;(О)
-Четвёртая- парный звонкий звук для глухого«к»(Г)
-Пятая - такая же , как и первая.(А)
Ударение падает на 3 слог.
-Какое слово получилось?
( Айога)
-Какое было первое слово?
(Сказка)
-Это тема нашего урока:
Нанайская сказка «Айога».
5.Подготовка к восприятию.
-Сказку какого народа мы будем читать?
-А знаете ли вы , что это за народ и где он живёт?
( слайд4)
(дополнительный материал рассказывает подготовленный ученик)
Это горный и смелый народ, немногословный, добрый, гостеприимный. Живут нанайцы в суровом таежном краю, охотятся на белку, соболя, в тайгу ходят на широких и коротких охотничьих лыжах, а поклажу возят на собаках, запряженных в нарты. Живут в чумах близ могучей реки Амур. У нанайцев есть много народных песен, словно наполненных запахом кедровой живицы и горьковатого дыма костров.
– У этой сказки, как и у любой другой, есть своя тайна. Давайте попробуем раскрыть её.
6.Изучение нового материала
а)П е р в и ч н о е ч т е н и е (аудиозапись сказки)
– Внимательно вслушайтесь в содержание сказки, проследите, как развиваются события, и найдите ключик к тайне. Прочитайте на странице 76 высказывание Шерлока Холмса. Почему стоит многоточие?
б) П о в т о р н о е ч т е н и е и р а б о т а по содержанию (чтение учащимися по цепочке).
- Имя девочки сказочник читает грубо, с насмешкой.
Но ведь она же красивая. Неужели нельзя ее за это похвалить? (Ответы детей.)
– Прочитайте начало сказки, первый абзац. Как произносится имя? (Ласково, с восхищением.)
– Почему же не хочется ею восхищаться? (Поведение девочки и ее отношение к окружающим возмущают.)
– Дочитайте сказку самостоятельно и подчеркните слова, характеризующие поведение Айоги. (Загордилась – понравилась сама себе – глядит – не наглядится – совсем ленивая стала – любуется собой.)
– Что заметили? (Девочка меняется не в лучшую сторону, превращается в эгоистическую гордячку.)
– Как относятся к этому изменению окружающие? Зачитайте. (По разговору Айоги с матерью ясно, что она чувствует перемену, происшедшую с дочерью. Мать с горечью говорит: «Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить?»)
– Как теперь звучит имя Айога? (С осуждением.)
-С каким словом должно сочетаться слово «красота»?
( Со словом «доброта»)
-Давайте отдохнём, тем более наш любимый танец называется «Доброта»
7. Физминутка (танец «Доброта» на массажных ковриках )
8.Вторичное чтение
– Прочитайте эпизод, в котором описывается превращение Айоги в гуся.
– На глазах соседской девочки происходит превращение, как она – добрый, душевный человек – реагирует на это? Порассуждайте. (Испуг, удивление, жалость, невозможность помочь.)
– Отразилось ли на Айоге происшедшее? Прочитайте. (Никакого вывода Айога для себя не сделала. По-прежнему считает себя очень красивой и довольна собой. Она слишком возлюбила себя, а о других забыла. Так не должно быть. Грустный конец, хотя Айога весело выкрикивает свое имя.)
– Кто виноват в том, что случилось? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, гордость-это хорошее качество характера?(Да, так как это чувство собственного достоинства.)
- А кто знаком со словом «гордыня»? (Это самовлюблённость и эгоизм)
- Вспомните диалог в скороговорке в начале нашего урока.
Я обращала ваше внимание на то, как мама обращалась к дочери. Похожи ли отношения мам в сказке и в скороговорке? ( Всегда, при любых обстоятельствах мама старается быть ласковой, сдержанной…)
- А как относилась дочь к маме в сказке? Как вы относитесь к своей маме? Бывает ли у вас такое же отношение, как и у девочки в сказке? Какие праздники, связанные с женщиной вы знаете?
- Какое самое большое испытание не выдержала Айога? (Испытание красотой)
- Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим.
- Как была наказана девочка за свою гордыню? (Превратилась в гуся)
9.Итог урока
- Чему учит сказка? Что ценят все люди разных народов?
Кто теперь сможет продолжить высказывание Шерлока Холмса? ( В каждом живом существе : в тебе, во мне- живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…
Бывают эгоистичные и самовлюблённые, как наша героиня.)
10.Рефлексия
Техника «Пословица- зеркало настроения»
- Когда я готовилась к уроку, переживала, то поняла, что я без вас, учеников, что солнышко без лучиков.
(слайд7)
( На доске появляется улыбчивое солнышко без лучей. На партах лежат вырезанные лучики, на них напечатаны пословицы.)
Выбери ту пословицу, которая больше всего подходит к уроку.