~~Задачи:
Работать над развитием навыка диалогического выразительного чте¬ния. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нрав¬ственных проблем.
Развивать критическое мышление, наблюдательность, речь.
Рассмотреть нравственную категорию красоты, как средство воспи¬тания доброты, благородных стремлений. Воспитывать любовь к матери, к труду.
Ход урока
I. Психологический настрой
II. Целевая установка.
- На севере по берегам реки Амура живут нанайцы. Это малочис¬ленная нация. Нанайцы ведут кочевой образ жизни, то есть постоянно переезжают с места на место. У этого народа богатый фольклор, множе¬ство разных песен, загадок, пословиц, сказок. Сегодня я приглашаю вас в нанайскую сказку «Айога».
Айога - это имя нанайской девочки, которая была самой красивой в стойбище. Так это или не так узнаем, прочитав сказку.
III. Изучение нового материала.
1. Чтение сказки учителем.
2. Обмен впечатлениями. Проверка первичного восприятия.
- Понравилась ли сказка? Что понравилось?
Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
Назовите героев сказки.
За кого из героев вы тревожились больше и почему?
3. Повторное чтение сказки и аналитическая работа с текстом по во¬просам к тексту в учебнике.
4- Работа с иллюстрацией.
- Кто изображен на иллюстрации? Какая из девочек Айога? Что она делает? А чем занята другая девочка?
5. Составление характеристик персонажей сказки.
- Составьте рассказы о девочках. Используйте слова:
разумная
гордая
трудолюбивая
заботливая
ленивая
ласковая
спесивая
- Какие из этих качеств были присущи каждой из девочек. Как они проявлялись в их поступках?
Какая из девочек кажется вам красивой? Почему? Чтобы быть красивой мало одного красивого лица. Айога - девочка безразличная ко всем, кроме себя, уже не кажется людям красивой.
6. Определение основной мысли сказки.
- Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»?
Прочитайте пословицы и выберите те, которые помогают раскрыть
основной смысл сказки.
По добру - добро, а по худу - худо.
Не гляди высоко: запорошишь око.
Лениться да гулять - добра не видать.
Не по виду суди, а по делам гляди.
7. Выразительное чтение сказки по ролям.
IV. Подведение итогов урока.
Составьте синквейн
1. Айога
2. Самовлюбленная, ленивая.
3. Любуется, восхищается собой, не помогает родным.
4. Айога считает себя красивой.
5. Ленивица
-Что важнее: внешние качества человека или внутренние? Как вы считаете, что делает человека красивым?
Закончите предло¬жение:
Красивый человек - это человек, который...
- Чему учит сказка «Айога»?
К какому виду сказок относится эта сказка? (Бытовая).
V. Задание на дом.
Написать письмо Айоге.