Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
Цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.
Задачи:
1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты:
1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Оборудование: компьютер, портрет К.Г.Паустовского, выставка рисунков «Мой друг».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Кот- ворюга"»
Открытый урок литературного чтения
Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». Цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков. Задачи: 1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев. 2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас. 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Ожидаемые результаты: 1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы. 2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание. 3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст. Оборудование: компьютер, портрет К.Г.Паустовского, выставка рисунков «Мой друг».
Ход урока I. Организационный момент. (приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.) - На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)
Работа над скороговоркой. Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
II. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание. - Сегодня на уроке мы познакомимся с одним произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)
Острые ушки, на лапках подушки, Усы, как щетинка, дугою спинка, Днём спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)
- Как вы догадались, что это кот? - Первое слова в заголовке - кот. - Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение 1 и 2 абзацев учителем). - Назовите кличку кота (ворюга). - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаем произведение "Кот - ворюга".(СЛАЙД) - Как вы думаете, про что это произведение? - Может ли кот быть вором? Почему? - Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе? - Поставьте цель урока. Закончите предложения:
Узнать…. Учиться…. Определить…. Развивать….
-Работать вы будете в группах. На столах лежат оценочные листы, спикеры групп будут по ходу урока заполнять их, выставляя оценку за определённые задания и в конце урока выставит по сумме баллов оценку. - Причитайте эпиграф.
.(Эпиграф: Добро всегда добром возвращается на доске ) - Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом. III Работа по теме урока
1. Сведения о писателе. - Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский? - Что вам известно об этом писателе? - Каким видится он через свой портрет? - Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.
(Выступление ученика с сообщением) Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок. Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.
2. Открытие нового знания. (работа по учебнику) а)работа с текстом до чтения - Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? - Как называет его автор? - Что означает это слово?
Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый).
О ком так говорят? - Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора) б) первичное чтение, словарная работа - Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу
(работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике) Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу. Плотица – небольшая рыбка плотва. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот – за ворот, за воротник. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало – производить сильный и глухой звук. Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
в).Чтение произведения. (по цыпочке До слова отчаяние.)
- Понравилось ли произведение? - Чем? Какое настроение вызывает? - Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.) IV Физминутка
г) учимся читать вдумчиво - Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно. - Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние) - Как вы понимаете слово «отчаяние»? - Есть ли от чего приходить в отчаяние? - Зачитайте, какие проделки совершал кот? - Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя. - Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)
Для составления портрета КОТА вы поработаете в группах. д) исследовательская работа в группах Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется. 1 группа: 1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит?
2) Какие чувства вызывает у вас это животное?
1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.
Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома.
2) У нас он вызывает чувство жалости.
2 группа: 1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их?
2)Какие чувства у вас вызывают его поступки?
Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.
3 группа: (4 ученика) 1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.
3 группа читает отрывок по ролям. (Стр 136-137 Рассмотрев…) - Проверим Группы
V Физминутка для глаз Ах, как долго мы читали, Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно (посмотреть влево-вправо) Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх) Мы сейчас глаза закроем (закрыть глаза ладошками) В небе радугу построим Вверх по радуге пойдём (посмотреть по дуге вверх
вправо, вверх-влево) Вправо – влево повернись А потом скатимся вниз. (посмотреть вниз) Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
г) работа по содержанию Выборочное чтение - Почему же у кота были такие повадки? - Как он попался? Зачитайте. - Почему именно Ленька смог выманить кота? - Как хотели поступить с котом после того, как его поймали? - Какое решение оказалось верным? - Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким? - Кто и как помог в этом коту? VI . Обобщение.
а)Осмысление авторской идеи. - Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту? (Добро всегда добром возвращается) - Какова главная мысль этого произведения? - Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую? Посмотрите на схему. Воровал Поймали Накормили Изменился
(Сначала (что делал)? (затем он…) (что с ним сделали)? (как он себя повёл)? (кем он стал для хозяев)? Хозяин и сторож.)
Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа. Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
б). Творческая работа. - Д/З вам было
1. Рисунок «Мой друг» (выставка рисунков о котах)
2. Эссе (рассказ о своём питомце)
3 Рефераты, сообщения - Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на выставку рисунков , я уверена, что у вас в доме живут кошки и они любят вас.
Интересные факты Кошки, как и другие животные, когда-то были дикими. Считается, что первыми, кто стал приручать кошку, были древние египтяне в долине Нила. Они обожествляли животных, поклонялись им, в том числе и кошке. Дикие кошки существуют и сейчас: камышовые, барханные, степные, лесные и т.д. Человек отбирал домашних кошек в течение 10 000 лет, и этот отбор закрепил в кошках полезные для человека качества. Несмотря на то, что кошки научилась жить рядом с человеком, они обладают независимым характером, любят свободу и не терпят принуждения. Но в некоторых случаях кошка остаётся бездомной, и человек приходит ей на помощь.
Сообщение о питомнике в городе Костанае.
В городе Костанае создан реабилитационный центр для бездомных животных «Костанай ЗОО Пульс». Доктор ветеринарных наук Юрий Шагиахметов, кандидат ветеринарных наук Виктория Машадиева и волонтеры объединения стараются пристроить питомцев в хорошие руки. Приносят бездомных хвостатых сердобольные бабушки, которые находят их в подвалах и подъездах.
- Наша цель - реабилитировать ослабленных, покалеченных бездомных кошек, - поясняет Виктория МАШАДИЕВА. - Здесь мы их лечим, кормим, чтобы потом найти им хозяина. Но лучше, чтобы у каждого животного был свой дом. Человек всегда в ответе за тех, кого приручил (слайды).
Обзор выставки рисунков детей, эссе о своих питомцах.
VII .Итог урока.
а)Работа в тетради.
-Откроите тетради на стр Выполните тест.
Тест «Самый внимательный читатель» по рассказу К.Паустовского «Кот-ворюга» Взаимопроверка
б) Оценки за урок спикеры озвучивают
в) Домашнее задание. - Поделите текст на части и озаглавьте их.
-Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.
г) Рефлексия. Продолжите фразу: Сегодня на уроке… Было интересно… Я понял, что … Мне захотелось … Урок дал мне для жизни … Трудно было … Я почувствовал … Я научился …