kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Кот- ворюга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый  урок литературного чтения


Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
Цель:  создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.
Задачи:
1.    Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику  действиям и поступкам героев.  
2.    Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
3.    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые  результаты:
1.    Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
2.    Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
3.    Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Оборудование: компьютер, портрет К.Г.Паустовского,   выставка  рисунков «Мой друг».
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Кот- ворюга"»

Открытый урок литературного чтения


Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
Цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.
Задачи:
1.    Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику  действиям и поступкам героев.  
2.    Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
3.    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые  результаты:
1.    Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
2.    Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
3.    Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Оборудование: компьютер, портрет К.Г.Паустовского,   выставка рисунков «Мой друг».







Ход урока
I. Организационный момент.
(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)
- На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)

Работа над скороговоркой.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота. 
Отыщи-ка там кота. 

II. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)

- Как вы догадались, что это кот? 
- Первое слова в заголовке - кот.
- Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение 1 и 2 абзацев учителем).
- Назовите кличку кота (ворюга).
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаем произведение "Кот - ворюга".(СЛАЙД)
- Как вы думаете, про что это произведение?
- Может ли кот быть вором? Почему?
- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?
- Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать….
Учиться….
Определить…. 
Развивать….

-Работать вы будете в группах. На столах лежат оценочные листы, спикеры групп будут по ходу урока заполнять их, выставляя оценку за определённые задания и в конце урока выставит по сумме баллов оценку.
- Причитайте эпиграф.

.(Эпиграф: Добро всегда добром возвращается на доске )
- Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.
III Работа по теме урока

1. Сведения о писателе.
- Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?
- Что вам известно об этом писателе?
- Каким видится он через свой портрет?
- Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.

(Выступление ученика с сообщением)
Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. 

2. Открытие нового знания. (работа по учебнику)
а) работа с текстом до чтения
- Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
- Как называет его автор?
- Что означает это слово?

Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый).

О ком так говорят? 
- Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора) 
б) первичное чтение, словарная работа
- Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу

(работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)
Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Плотица – небольшая рыбка плотва.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. 
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь  болезни (Потеря сознания, судороги).

в).Чтение произведения. (по цыпочке До слова отчаяние.)

- Понравилось ли произведение?
- Чем? Какое настроение вызывает?
- Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.)
IV Физминутка

г) учимся читать вдумчиво
- Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно. 
- Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)
- Как вы понимаете слово «отчаяние»?
- Есть ли от чего приходить в отчаяние?
- Зачитайте, какие проделки совершал кот?
- Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.
- Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)

Для составления портрета КОТА вы поработаете в группах.
д) исследовательская работа в группах
Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.
1 группа:
1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит?

2) Какие чувства вызывает у вас это животное?

 1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.

Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома.

2) У нас он вызывает чувство жалости.


2 группа:
1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их?

2)Какие чувства у вас вызывают его поступки?


  1. Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

  2. Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.


3 группа: (4 ученика)
1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.  

 3 группа читает отрывок по ролям. (Стр 136-137 Рассмотрев…)
-
Проверим Группы



V Физминутка для глаз
Ах, как долго мы читали, 
Глазки у ребят устали.        (поморгать глазами)

Посмотрите все в окно      (посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко     (посмотреть вверх)
Мы сейчас глаза закроем   (закрыть глаза ладошками)
В небе  радугу построим    
Вверх по радуге пойдём    (посмотреть по дуге вверх

вправо, вверх-влево)
Вправо – влево повернись    
А потом скатимся вниз.          (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.     (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

г) работа по содержанию Выборочное чтение
- Почему же у кота были такие повадки?
- Как он попался? Зачитайте.
- Почему именно Ленька смог выманить кота?
- Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?
- Какое решение оказалось верным?
- Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?
- Кто и как помог в этом коту?
VI . Обобщение.

а)Осмысление авторской идеи.
- Подходит ли эпиграф нашего урока  к этому тексту? (Добро всегда добром возвращается)
- Какова главная мысль этого произведения?
- Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую? Посмотрите на схему.
 Воровал       Поймали              Накормили                 Изменился   

(Сначала (что делал)? (затем он…) (что с ним сделали)? (как он себя повёл)? (кем он стал для хозяев)? Хозяин и сторож.)

     Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота. 

б). Творческая работа.
- Д/З вам было

1. Рисунок «Мой друг» (выставка рисунков о котах)

2. Эссе (рассказ о своём питомце)

3 Рефераты, сообщения
- Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на выставку рисунков , я уверена, что у вас в доме живут кошки и они любят вас.

Интересные факты Кошки, как и другие животные, когда-то были дикими. Считается, что первыми, кто стал приручать кошку, были древние египтяне в долине Нила. Они обожествляли животных, поклонялись им, в том числе и кошке. Дикие кошки существуют и сейчас: камышовые, барханные, степные, лесные и т.д. Человек отбирал домашних кошек в течение 10 000 лет, и этот отбор закрепил в кошках полезные для человека качества. Несмотря на то, что кошки научилась жить рядом с человеком, они обладают независимым характером, любят свободу и не терпят принуждения. Но в некоторых случаях кошка остаётся бездомной, и человек приходит ей на помощь.

 Сообщение о питомнике в городе Костанае.

В городе Костанае создан реабилитационный центр для бездомных животных «Костанай ЗОО Пульс». Доктор ветеринарных наук Юрий Шагиахметов, кандидат ветеринарных наук Виктория Машадиева и волонтеры объединения стараются пристроить питомцев в хорошие руки. Приносят бездомных хвостатых сердобольные бабушки, которые находят их в подвалах и подъездах.

- Наша цель - реабилитировать ослабленных, покалеченных бездомных кошек, - поясняет Виктория МАШАДИЕВА. - Здесь мы их лечим, кормим, чтобы потом найти им хозяина. Но лучше, чтобы у каждого животного был свой дом. Человек всегда в ответе за тех, кого приручил (слайды).

Обзор выставки рисунков детей, эссе о своих питомцах.

VII .Итог урока.

 а) Работа в тетради.

-Откроите тетради на стр Выполните тест.

Тест «Самый внимательный читатель» по рассказу К.Паустовского «Кот-ворюга» Взаимопроверка

б) Оценки за урок спикеры озвучивают

в) Домашнее задание.
- Поделите текст на части и озаглавьте их.

-Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ. 

г) Рефлексия.
Продолжите фразу: Сегодня на уроке…
Было  интересно…
Я понял, что …
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни …
Трудно было …
Я почувствовал …
Я научился …



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Кот- ворюга"

Автор: Болотпаева Роза Исмурзовна

Дата: 04.01.2016

Номер свидетельства: 272088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(280) "Конспект урока по русской литературе на тему: "Юмор в литературе. Юмористическое произведение.  М. Твен «Великолепный маляр». К. Паустовский «Кот-ворюга»""
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekturokaporusskoilitieraturienatiemuiumorvlitieraturieiumoristichieskoieproizviedieniiemtvienvielikoliepnyimaliarkpaustovskiikotvoriugha"
    ["file_id"] => string(6) "265684"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450012755"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект  урока по литературному чтению. Тема: " К. Паустовский " Кот- ворюга" "- 2 урок "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-k-paustovskii-kot-voriugha-2-urok"
    ["file_id"] => string(6) "112083"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408277163"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Кот - ворюга" К.Паустовского "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-3-klassie-kot-voriugha-k-paustovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "111130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407133492"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока литературного чтения по произведению К.Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-proizviedieniiu-k-paustovskogho-kot-voriugha-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "201726"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429109636"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по литературе "К. Паустовский "Кот ворюга"" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_k_paustovskii_kot_voriugha_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "410000"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492514653"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства