Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Жизнь и творчество И.А. Бунина"»
Конспект урока литературы в 8 классе по теме «И.А. Бунин. Жизнь и творчество».
1.Орг. момент.
2. Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности.
3. Беседа с классом.
Каждый писатель – это целый мир, особенный, непохожий на остальные, и познать его можно только путём чтения литературных произведений этого автора.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о жизни и творчестве знаменитого на весь мир русского писателя И.А. Бунина. С его творчеством вы уже встречались на уроках литературы в предыдущих классах – это не только прозаические произведения, но и поэзия.
На дом вам было задано написать небольшое письмо И.А. Бунину, в котором вы могли бы задать вопросы, сообщить какую-либо информацию, и т.д. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Чтение нескольких работ и их анализ.
В своих письмах вы спрашиваете о семье писателя, его жизни, особенностях литературного творчества… Посмотрим, удастся ли вам сегодня получить ответы на свои вопросы…
4. Итак, начнём с биографии писателя.
Заранее подготовленный ученик зачитывает биографию И.А. Бунина (на фоне спокойной классической музыки).
5. Знакомство с творчеством писателя. Некоторые учащиеся по желанию кратко рассказывают содержание прочитанных ими произведений.
6.Выявляем характерные особенности:
1)Почти все рассказы – о любви. Любовь в них – краткая и стремительная, как солнечный удар, у неё нет продолжения, и оттого последующая жизнь становится более невыносимой.
Как вы думаете, почему Бунин писал о любви именно так? (Ответы учащихся).
Действительно, у Ивана Алексеевича была непростая судьба, и, возможно, в чём-то вы и правы. Что есть любовь? У каждого свой ответ на этот вопрос. Сегодня мы узнали мнение писателя И.А. Бунина.
2) Небольшие по объёму тексты привлекают внимание читателя не только содержанием, но и своей формой: яркой, экспрессивной, подчас необычной.
А что помогает Бунину делать их такими? (В произведениях даются развёрнутые тексты-описания, богатые средствами художественной выразительности).
Давайте послушаем материал исследовательской работы на тему «Изобразительно-выразительные средства в рассказах И.А.Бунина (на примерах текстов-описаний)».
объектом которой являются средства худ. выразительности в текстах-описаниях.
Предмет исследования – выбор и применение средств худ. выразительности.
Цельнашей работы – выявить и охарактеризовать средства художественной выразительности в предложениях текстов-описаний в произведениях И.А. Бунина.
Материалом для анализа послужили тексты-описания в произведениях И.А. Бунина, созданных им в разные периоды творчества, из которых в процессе работы нами были извлечены языковые единицы, содержащие средства худ. выразительности. Данный выбор не случаен: язык взятых для анализа произведений, с нашей точки зрения, богат тропами и фигурами, так как автор основательно подходит к изображению деталей, объектов действительности, отражающих его отношение и видение мира.
Иван Алексеевич Бунин является одним из крупнейших писателей-пейзажистов, мыслителем, мастером художественного слова, первым среди русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе. В своих произведениях автор следует традициям реалистического пейзажа XIX века.
Проанализировав 150 единиц средств худ. выразительности в текстах-описаниях в рассказах И.А. Бунина, нами был сделан вывод о том, что основным изобразительно-выразительным средством языка в них является эпитет (40%), второе место занимает метафора(29%), а третье – сравнение (8%). А также присутствуют:
Эпитеты:сумрачно-красный трепет («Волки»), кирпично-кровавые стены монастыря «Чистый понедельник», оловянная от дождевой воды дорога («Грамматика любви»), сливочные цветы, чёрная жаркая тьма, глубокие шелковистые пески («Братья»), сладкий страх («У истока дней»), радужно-зелёная озимь («Белая лошадь»), притихшие, смирившиеся листья («Антоновские яблоки»), церковь дикого цвета («Деревня») и т.д.
Метафоры: Бездонный храм полнозвездного неба(«Ночь»), белела кучка холодных осенних звёзд(«Ночной разговор»), сетка низкого солнца(«Муза»), шёлковый блеск берёзовых стволов ... («Натали»), на эмали заката(«Чистый понедельник»), золотая слеза звезды… , в синем море неба(«Часовня»), грива пены «Осенью», жаркое зеркало водной глади («Братья»), водопадами снежной пены («Осенью»), сладострастный трепет ужаса(«Белая лошадь») и т.д.
Сравнение: Столпы, как пишут их на церковных картинах («Косцы»); блеск, как горячий сироп варенья из красной смородины («Волки»). Ноги в иле – точно в чёрных чулках; в снегу, как в пуховых постелях(«Сосны»).
Создание яркого образа, передаваемого эпитетом и метафорой, основывается на использовании сходства между двумя далёкими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. От других средств художественной выразительности они отличаются способностью выявлять и называть сходства между различными классами объектов. Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать лаконичный образ, основанный на ярких, неординарных ассоциациях и является средством сокращения речи, передающим модальную окраску оценочного характера.
Автор привлекает внимание читателя к изображаемому с помощью средств художественной выразительности. Несомненно, И.А. Бунин является настоящим мастером художественного слова.
Спасибо за внимание!
-Спасибо. Думаю, что данное исследование вполне наглядно помогло раскрыть все аспекты изобразительно-выразительных средств языка в рассказах И.А. Бунина.
7. Подведение итогов урока. Получили ли вы ответы на свои вопросы?
Давайте подведём итог нашего урока:
Что нового вы сегодня узнали? (Биографию писателя, названия и краткое содержание некоторых рассказов, особенности литературного творчества И.А. Бунина)
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня я впервые задумался о….
8. На дом: прочитать рассказ И.А. Бунина «Кавказ», проанализировать и найти в нём средства художественной выразительности.