kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Жизнь и творчество И.А. Бунина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзор жизни и творчества И.А. Бунина. Анализ средств выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Жизнь и творчество И.А. Бунина"»

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «И.А. Бунин. Жизнь и творчество».

1.Орг. момент.

2. Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности.

3. Беседа с классом.

Каждый писатель – это целый мир, особенный, непохожий на остальные, и познать его можно только путём чтения литературных произведений этого автора.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о жизни и творчестве знаменитого на весь мир русского писателя И.А. Бунина. С его творчеством вы уже встречались на уроках литературы в предыдущих классах – это не только прозаические произведения, но и поэзия.

На дом вам было задано написать небольшое письмо И.А. Бунину, в котором вы могли бы задать вопросы, сообщить какую-либо информацию, и т.д. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Чтение нескольких работ и их анализ.

В своих письмах вы спрашиваете о семье писателя, его жизни, особенностях литературного творчества… Посмотрим, удастся ли вам сегодня получить ответы на свои вопросы…

4. Итак, начнём с биографии писателя.

Заранее подготовленный ученик зачитывает биографию И.А. Бунина (на фоне спокойной классической музыки).

5. Знакомство с творчеством писателя. Некоторые учащиеся по желанию кратко рассказывают содержание прочитанных ими произведений.

6.Выявляем характерные особенности:

1)Почти все рассказы – о любви. Любовь в них – краткая и стремительная, как солнечный удар, у неё нет продолжения, и оттого последующая жизнь становится более невыносимой.

Как вы думаете, почему Бунин писал о любви именно так? (Ответы учащихся).

Действительно, у Ивана Алексеевича была непростая судьба, и, возможно, в чём-то вы и правы. Что есть любовь? У каждого свой ответ на этот вопрос. Сегодня мы узнали мнение писателя И.А. Бунина.

2) Небольшие по объёму тексты привлекают внимание читателя не только содержанием, но и своей формой: яркой, экспрессивной, подчас необычной.

А что помогает Бунину делать их такими? (В произведениях даются развёрнутые тексты-описания, богатые средствами художественной выразительности).

Давайте послушаем материал исследовательской работы на тему «Изобразительно-выразительные средства в рассказах И.А.Бунина (на примерах текстов-описаний)».

Здравствуйте! Предлагаем Вашему вниманию исследовательскую работу,

объектом которой являются средства худ. выразительности в текстах-описаниях.

Предмет исследования – выбор и применение средств худ. выразительности.

Цель нашей работы – выявить и охарактеризовать средства художественной выразительности в предложениях текстов-описаний в произведениях И.А. Бунина.

Материалом для анализа послужили тексты-описания в произведениях И.А. Бунина, созданных им в разные периоды творчества, из которых в процессе работы нами были извлечены языковые единицы, содержащие средства худ. выразительности. Данный выбор не случаен: язык взятых для анализа произведений, с нашей точки зрения, богат тропами и фигурами, так как автор основательно подходит к изображению деталей, объектов действительности, отражающих его отношение и видение мира.

Иван Алексеевич Бунин является одним из крупнейших писателей-пейзажистов, мыслителем, мастером художественного слова, первым среди русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе. В своих произведениях автор следует традициям реалистического пейзажа XIX века.

Проанализировав 150 единиц средств худ. выразительности в текстах-описаниях в рассказах И.А. Бунина, нами был сделан вывод о том, что основным изобразительно-выразительным средством языка в них является эпитет (40%), второе место занимает метафора(29%), а третье – сравнение (8%). А также присутствуют:

Олицетворение (6%), антитеза (6%), оксюморон (4%), риторические фигуры (3,3%), гипербола (1,3%), градация (1,3%), литота (0,7%).

Эпитеты: сумрачно-красный трепет («Волки»), кирпично-кровавые стены монастыря «Чистый понедельник», оловянная от дождевой воды дорога («Грамматика любви»), сливочные цветы, чёрная жаркая тьма, глубокие шелковистые пески («Братья»), сладкий страх («У истока дней»), радужно-зелёная озимь («Белая лошадь»), притихшие, смирившиеся листья («Антоновские яблоки»), церковь дикого цвета («Деревня») и т.д.

Метафоры: Бездонный храм полнозвездного неба («Ночь»), белела кучка холодных осенних звёзд («Ночной разговор»), сетка низкого солнца («Муза»), шёлковый блеск берёзовых стволов ... («Натали»), на эмали заката («Чистый понедельник»), золотая слеза звезды, в синем море неба («Часовня»), грива пены «Осенью», жаркое зеркало водной глади («Братья»), водопадами снежной пены («Осенью»), сладострастный трепет ужаса(«Белая лошадь») и т.д.

Сравнение: Столпы, как пишут их на церковных картинах («Косцы»); блеск, как горячий сироп варенья из красной смородины («Волки»). Ноги в иле – точно в чёрных чулках; в снегу, как в пуховых постелях («Сосны»).

Создание яркого образа, передаваемого эпитетом и метафорой, основывается на использовании сходства между двумя далёкими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. От других средств художественной выразительности они отличаются способностью выявлять и называть сходства между различными классами объектов. Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать лаконичный образ, основанный на ярких, неординарных ассоциациях и является средством сокращения речи, передающим модальную окраску оценочного характера.

Автор привлекает внимание читателя к изображаемому с помощью средств художественной выразительности. Несомненно, И.А. Бунин является настоящим мастером художественного слова.

Спасибо за внимание!

-Спасибо. Думаю, что данное исследование вполне наглядно помогло раскрыть все аспекты изобразительно-выразительных средств языка в рассказах И.А. Бунина.

7. Подведение итогов урока. Получили ли вы ответы на свои вопросы?

Давайте подведём итог нашего урока:

Что нового вы сегодня узнали? (Биографию писателя, названия и краткое содержание некоторых рассказов, особенности литературного творчества И.А. Бунина)

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня я впервые задумался о….

8. На дом: прочитать рассказ И.А. Бунина «Кавказ», проанализировать и найти в нём средства художественной выразительности.

9. Организованное завершение урока.

Всем спасибо за работу, до свидания.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока "Жизнь и творчество И.А. Бунина"

Автор: Кокорева Елена Анатольевна

Дата: 18.11.2017

Номер свидетельства: 439457

Похожие файлы

object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "И.А. Бунин. "Листопад" Картина осени в стихотворении И.А. Бунина."
    ["seo_title"] => string(62) "i-a-bunin-listopad-kartina-osieni-v-stikhotvorienii-i-a-bunina"
    ["file_id"] => string(6) "267042"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450284883"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока Иван Бунин "Матери" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-ivan-bunin-matieri"
    ["file_id"] => string(6) "144236"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418669504"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) ""И.А. Бунин. Жизнь и творчество" "
    ["seo_title"] => string(30) "i-a-bunin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "225631"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439809009"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по литературному чтению ПНШ на тему: И.А. Бунин "Детство""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-pnsh-na-tiemu-i-a-bunin-dietstvo"
    ["file_id"] => string(6) "269261"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450794080"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока. Сочинение по картине" ПЕРВЫЙ СНЕГ" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-sochinieniie-po-kartinie-piervyi-snieg"
    ["file_id"] => string(6) "227757"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440941744"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства