Конспект урока по литературному чтению ПНШ на тему: И.А. Бунин "Детство"
Конспект урока по литературному чтению ПНШ на тему: И.А. Бунин "Детство"
Предмет, класс: урок литературного чтения, 4 класс
Программа: ПНШ
Учебник, автор: Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 4 класс
Учитель: Жилкина Н. В.
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Красота родной природы глазами поэта, художника и композитора
Цели:
Предметные:
- формировать представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;
- учить детей само выражаться с помощью поэтических находок, совершенствовать творческое воображение ребёнка;
- развивать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Метапредметные
Познавательные
- активизировать познавательную деятельность
- формулировать проблему, выдвигать гипотезы и их обосновывать
- осуществлять анализ объекта с целью выявления признаков и формулировки характеристики изучаемых объектов
- проводить сравнение, классификацию учебного материала по заданным критериям
- под руководством учителя продолжить знакомство с литературоведческими терминами
- строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи
- структурировать знания, делать выводы; преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
- оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи
Коммуникативные
- воспринимать мнение других людей о языковых явлениях
- понимать задаваемые вопросы
- выражать свою точку зрения
- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию
- обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль
Личностные
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению родного языка
- прививать любовь к русской поэзии
- развивать эмоционально-чувственное отношение к природе.
- осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
• по источнику знаний: словесные, практические
• по уровню познавательной активности: проблемный
• по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование для учителя:
• учебник «Литературное чтение» 4 класс
• фонограмма стихотворения «Детство» Бунина
Оборудование для обучающихся:
• Учебник «Литературное чтение», часть 1, автор Н.А.Чуракова,
• карточки для индивидуальной работы
Орг. момент
-Ребята, начинается урок литературного чтения.
Проверьте и оцените свою готовность
- Я готов к уроку, постараюсь не отвлекаться, внимательно слушать учителя и других ребят.
Проверка дом. задания.
С каким поэтом мы познакомились вчера на уроке?
1.Расскажите, что нового вы узнали о жизни и творчестве замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина.
2. Хотелось бы услышать ваш отзыв о прочитанном вами стихотворении.
3. Выразительное чтение стихотворения
Отзыв:
1.Мне кажется, что самый яркий момент в этом стихотворении…, потому что….
2.Читая его я испытал…
3. Читая стихотворение меня особенно тронуло…, потому что.
Мотивация к деятельности
Откройте содержание учебника. Прочитайте общую тему нашего раздела.
На какой странице мы будем работать?
Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Что нового узнаете на уроке?
Чему будем учиться?
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
И. Бунин Детство с. 112
Постараемся понять, какие чувства испытывал поэт, когда писал это стихотворение.
Научиться выразительно читать стихотворение И. Бунина «Детство»
Этап проблематизации
Каждый взрослый когда – то был ребенком. Но вырастая, многие люди забывают о своем детстве. А жаль…
Сегодня я хочу поговорить с вами … о детстве!
Представьте, что прошло много лет. Вы все выросли, стали взрослыми людьми, и вы вспоминаете себя такими, какие вы сейчас. Как вы думаете, что вы вспомните? Какие чувства вы будете испытывать?
у. – радость, потому что мы будем вспоминать детство, друзей, игры и т. п.;
немного печаль, грусть, потому что детство уже прошло, и др.
Прослушивание стихотворения
Подготовка к восприятию
Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство».
Почему стихотворение называется «Детство»?
Герой поэта – это он сам в детстве? Как вы ответите Мише?
Почему Миша решил, что поэт описывает детские впечатления?
Только лишь из –за названия стихотворения?
– Стихотворение «Детство» И. А. Бунин написал, когда ему было почти сорок лет.
-Это стихотворение о сомом авторе, когда ему было десять лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.
Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда бродил в этом бору в детстве.
Лексическая работа
Работа в парах
Самостоятельная работа с текстом
- Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, как вы его поняли.
Легко ли представить картину, которую описывает поэт?
Словарная работа
– Какие непонятные слова вы встретили?
(В бору, ароматом, сладостный, прильнуть, палатам, зной)
Давайте выясним значение непонятных слов.
Найдите значение этих слов в словаре.
Можно ощутить зной летнего дня, почувствовать кору сосны, её аромат
Бор – это лес, в котором растут сосны
Аромат - приятный запах
Палаты– это помещение
Зной – это очень жарко, когда трудно дышать.
Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие
Прильнуть - прислониться
Работа с текстом
Чтение стихотворения по частям
Сколько строф в этом стихотворении?
1. Прочитайте первую строфу.
Чем жарче день, / тем сладостней в бору
Дышать / сухим смолистым ароматом, //
И весело мне было поутру
Бродить / по этим солнечным палатам! //
Что описывает автор?
В какое время дня бродил поэт по лесу?
Что можно ощутить и почувствовать читая первую строфу стихотворения?
Почему поэт выбирает слово аромат.
В чем разница слов запах и аромат?
Какой аромат леса помнит поэт?
Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?
2. Прочитайте вторую строфу.
Повсюду блеск, / повсюду яркий свет,/
Песок / y - как шелк. // Прильну к сосне корявой
И чувствую: / y мне только десять лет,/
И ствол / y - гигант, / y тяжелый, / y величавый.
-Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?
-Как вы думаете, герой бродил по лесу босиком или в обуви?
-Каков на ощупь песок?
-Можно ли почувствовать шелковистость песка, если ходить в обуви?
-Что почувствовал мальчик, прильнув к сосне корявой?
3.Причитайте строки, в которых автор описывает кору
Кора груба, / y морщиниста, / y красна, /
Но так тепла, / так солнцем вся прогрета! //
И кажется, / что пахнет не сосна, /
А зной и сухость y солнечного лета.
-Легко ли представить, что чувствовал мальчик в лесу?
4.Как вообще мы можем получить представление о мире?
Работа в группе:
Поэт воспринимает мир всеми органами чувств. Его герой помнит особые запахи леса, помнит, каков на ощупь песок, какова на ощупь сосновая кора.
• Ваша задача найти в тексте подтверждение того, о чем мы сейчас сказали.
• Какие художественные средства использует И.А. Бунин?
• Где поэт использовал прием контраста, и подумайте, что он хотел подчеркнуть с помощью этого приема.
Поэт воспринимает мир всеми органами чувств: (зрение, осязание, запахи) найдите в тексте подтверждение этого.
Зрение:
«солнечные палаты», «блеск», «яркий свет», «ствол – гигант, тяжёлый, величавый»
Ощущает:
«песок как шёлк», кора «груба», «тепла»;
Запахи:
«сухой смолистый аромат», «пахнет не сосна, а зной и сухость солнечного света».
Какие художественные средства использует И.А. Бунин?
Прием сравнения:
Песок – шелк; бор – солнечная палата; ствол – гигант
Прием олицетворения:
Кора морщиниста, сосна корявая
Эпитеты: Смолистый аромат, яркий свет, солнечные поляны, величавый ствол
Контраст С помощью этого контраста поэт противопоставляет себя, маленького десятилетнего мальчика, и гигантскую сосну
мне только десять лет,/
А ствол / y - гигант, / y тяжелый, / y величавый.
Мальчик и дерево не только разного возраста, но и разного роста.
Дети работают фронтально и проводят анализ текста
-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.
-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чём не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.
Увидеть
Услышать
Почувствовать
Вспоминают правила работы в группе:
1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
2.Выслушать мнение каждого.
3.Найти общее решение.
Физминутка
«Мы шагаем, мы шагаем по дорожкам и тропинкам. Видим поле, видим лес, видим сосны до небес».
Ученики отдыхают, повторяя за учителем физические упражнения.
Работа над выразительным чтением
Работа в парах
-Какое настроение соответствует этому стихотворению?
Наступил самый ответственный момент.
Начнем готовиться к выразительному чтению стихотворения.
Работать будете в парах.
Определите главные, важные слова, которые помогут ярче представить настроение автора, красоту соснового бора.
– Прочитайте стихотворение вслух.
Вспоминая детство, поэт испытывает: радостное, весёлое, бодрое, приподнятое настроение.
Он счастлив.
Радость от полноты жизни.
Ощущение тепла и света.
Восхищение природой, единение с природой.
Памятка:
С чувством ли читал?
Соблюдал ли нужную интонацию?
Правильно ли выдерживал паузы?
Правильно ли ставил логические ударения?
Не было ли при чтении ошибок в словах?
Оценивание
Этап рефлексии
– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?
– Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?
Лист самооценки ученика
Мне кажется, что самый яркий момент в этом стихотворении…, потому что….
2.Читая его я испытал…
3. Читая стихотворение меня особенно тронуло…, потому что.
– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?
отметка
Готовность к уроку:
Биография поэта
Отзыв
Активность на уроке:
В паре
В группе
Выразительное чтение стихотворения
Отвечал на вопросы поставленные учителем
Сосед по парте
Мир предстаёт очень ярко, его можно и увидеть, и почувствовать, и даже понюхать.
Домашнее задание
-Домашнее задание каждый выберет себе сам.
• Научиться читать стихотворение выразительно.
• Ответить на вопрос учебника
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению ПНШ на тему: И.А. Бунин "Детство"»
Предмет, класс: урок литературного чтения, 4 класс
Программа: ПНШ
Учебник, автор: Н.А.Чуракова«Литературное чтение» 4 класс
Учитель: Жилкина Н. В.
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Красота родной природы глазами поэта, художника и композитора
Цели:
Предметные:
- формировать представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;
- учить детей само выражаться с помощью поэтических находок, совершенствовать творческое воображение ребёнка;
- развивать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Метапредметные
Познавательные
- активизировать познавательную деятельность
- формулировать проблему, выдвигать гипотезы и их обосновывать
- осуществлять анализ объекта с целью выявления признаков и формулировки характеристики изучаемых объектов
- проводить сравнение, классификацию учебного материала по заданным критериям
- под руководством учителя продолжить знакомство с литературоведческими терминами
- строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи
- структурировать знания, делать выводы; преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
- оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи
Коммуникативные
- воспринимать мнение других людей о языковых явлениях
- понимать задаваемые вопросы
- выражать свою точку зрения
- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию
- обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль
Личностные
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению родного языка
- прививать любовь к русской поэзии
- развивать эмоционально-чувственное отношение к природе.
- осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические
по уровню познавательной активности:проблемный
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование для учителя:
учебник «Литературное чтение» 4 класс
фонограмма стихотворения «Детство» Бунина
Оборудование для обучающихся:
Учебник «Литературное чтение», часть 1, автор Н.А.Чуракова,
карточки для индивидуальной работы
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Орг. момент
Ребята, начинается урок литературного чтения.
Проверьте и оцените свою готовность
- Я готов к уроку, постараюсь не отвлекаться, внимательно слушать учителя и других ребят.
Регулятивные
Мотивационная и эмоциональная готовность к учебной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные
Умение анализировать, сравнивать и синтезировать языковой материал
Личностные
Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению родной литературы
Проверка дом. задания.
С каким поэтом мы познакомились вчера на уроке?
1.Расскажите, что нового вы узнали о жизни и творчестве замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина.
2. Хотелось бы услышать ваш отзыв о прочитанном вами стихотворении.
3. Выразительное чтение стихотворения
Отзыв:
1.Мне кажется, что самый яркий момент в этом стихотворении…, потому что….
2.Читая его я испытал…
3. Читая стихотворение меня особенно тронуло…, потому что.
Коммуникативные
Умение контролировать действия партнеров.
Умение контролировать и оценивать свои действия.
Мотивация к деятельности
Откройте содержание учебника. Прочитайте общую тему нашего раздела.
На какой странице мы будем работать?
Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Что нового узнаете на уроке?
Чему будем учиться?
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
И. Бунин Детство с. 112
Постараемся понять , какие чувства испытывал поэт, когда писал это стихотворение.
Научиться выразительно читать стихотворение И. Бунина «Детство»
Регулятивные
Принятие цели и планирование действий.
Этап проблематизации
Каждый взрослый когда – то был ребенком. Но вырастая, многие люди забывают о своем детстве. А жаль…
Сегодня я хочу поговорить с вами … о детстве!
Представьте, что прошло много лет. Вы все выросли, стали взрослыми людьми, и вы вспоминаете себя такими, какие вы сейчас. Как вы думаете, что вы вспомните? Какие чувства вы будете испытывать?
у. – радость, потому что мы будем вспоминать детство, друзей, игры и т. п.;
немного печаль, грусть, потому что детство уже прошло, и др.
Регулятивные
Умение формулировать учебную задачу.
Регулятивные
прогнозирование
Прослушивание стихотворения
Подготовка к восприятию
Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство».
Почему стихотворение называется «Детство»?
Герой поэта – это он сам в детстве? Как вы ответите Мише?
Почему Миша решил, что поэт описывает детские впечатления?
Только лишь из –за названия стихотворения?
– Стихотворение «Детство» И. А. Бунин написал, когда ему было почти сорок лет.
-Это стихотворение о сомом авторе, когда ему было десять лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.
Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда бродил в этом бору в детстве.
Регулятивные
Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Лексическая работа
Работа в парах
Самостоятельная работа с текстом
- Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, как вы его поняли.
Легко ли представить картину, которую описывает поэт?
Словарная работа
– Какие непонятные слова вы встретили?
(В бору, ароматом, сладостный, прильнуть, палатам, зной)
Давайте выясним значение непонятных слов.
Найдите значение этих слов в словаре.
Можно ощутить зной летнего дня, почувствовать кору сосны, её аромат
Бор – это лес, в котором растут сосны
Аромат - приятный запах
Палаты– это помещение
Зной – это очень жарко, когда трудно дышать.
Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие
Прильнуть - прислониться
Регулятивные
Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Познавательные
Умение анализировать и делать выводы
Коммуникативные
Умение работать в группе, учитывать позицию товарищей, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.
Умение контролировать действия партнеров.
Умение контролировать и оценивать свои действия.
Работа с текстом
Чтение стихотворения по частям
Сколько строф в этом стихотворении?
1. Прочитайте первую строфу.
Чем жарче день, / тем сладостней в бору
Дышать / сухим смолистымароматом, //
И весело мне было поутру
Бродить / по этим солнечным палатам! //
Что описывает автор?
В какое время дня бродил поэт по лесу?
Что можно ощутить и почувствовать читая первую строфу стихотворения?
Почему поэт выбирает слово аромат.
В чем разница слов запах и аромат?
Какой аромат леса помнит поэт?
Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?
2. Прочитайте вторую строфу.
Повсюду блеск, / повсюду яркий свет,/
Песок / y - как шелк... // Прильнук сосне корявой
И чувствую: / y мне только десять лет,/
И ствол / y - гигант, / y тяжелый, / y величавый.
Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?
Как вы думаете, герой бродил по лесу босиком или в обуви?
Каков на ощупь песок?
Можно ли почувствовать шелковистость песка, если ходить в обуви?
Что почувствовал мальчик,прильнувк сосне корявой?
3.Причитайте строки, в которых автор описывает кору
Кора груба, / y морщиниста, / y красна, /
Но так тепла, / так солнцем вся прогрета! //
И кажется, / что пахнет не сосна, /
А зной и сухость y солнечного лета.
Легко ли представить, что чувствовал мальчик в лесу?
4.Как вообще мы можем получить представление о мире?
Работа в группе:
Поэт воспринимает мир всеми органами чувств. Его герой помнит особые запахи леса, помнит, каков на ощупь песок, какова на ощупь сосновая кора.
Ваша задача найти в тексте подтверждение того, о чем мы сейчас сказали.
Какие художественные средства использует И.А. Бунин?
Где поэт использовал прием контраста, и подумайте, что он хотел подчеркнуть с помощью этого приема.
Поэт воспринимает мир всеми органами чувств: (зрение, осязание, запахи) найдите в тексте подтверждение этого.