Конспект урока литературы в 8 классе по теме «И.А. Бунин. Жизнь и творчество».
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности. В данном конспекте использован не только теоретический материал, но и результаты исследовательской работы по творчеству И.А. Бунина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"И.А. Бунин. Жизнь и творчество" »
Кокорева Елена Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ БООШ № 53 Ногинского района Московской области
Конспект урока литературы в 8 классе по теме «И.А. Бунин. Жизнь и творчество».
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя.
Каждый писатель – это целый мир, особенный, непохожий на остальные, и познать его можно только путём чтения литературных произведений этого автора.
3. Проверка выполнения д.з.
На дом вам было задано написать письмо неизвестному писателю, в котором вы могли бы задать интересующие вас вопросы, сообщить какую-либо информацию, и т.д. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Чтение нескольких работ и их анализ.
Итак, в своих письмах вы спрашиваете о семье писателя, его жизни, особенностях литературного творчества…
4. Постановка целей урока.
Слайд с фотографией И.А. Бунина.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о жизни и творчестве знаменитого на весь мир русского писателя И.А. Бунина. С его творчеством вы уже встречались на уроках литературы в предыдущих классах – это не только прозаические произведения, но и поэзия.
Постараемся найти ответы на ваши вопросы…
Запись темы урока в тетрадь.
5. Итак, начнём с биографии писателя.
Заранее подготовленный ученик зачитывает биографию И.А. Бунина (на фоне спокойной классической музыки). Учащиеся конспектируют биографию в тетрать.
6. Знакомство с творчеством писателя. Некоторые учащиеся по желанию кратко рассказывают содержание прочитанных ими произведений, делятся впечатлениями. Определение темы, проблематики. Беседа по содержанию.
7.Выявляем характерные особенности:
1)Какие особенности рассказов И.А. Бунина вы заметили?
(Почти все рассказы – о любви. Любовь в них – краткая и стремительная, как солнечный удар, у неё нет продолжения, и оттого последующая жизнь становится всё невыносимее).
Как вы думаете, почему Бунин писал о любви именно так? (Ответы учащихся).
Действительно, у Ивана Алексеевича была непростая судьба, и, возможно, в чём-то вы и правы. Что есть любовь? У каждого свой ответ на этот вопрос. Сегодня мы узнали мнение писателя И.А. Бунина. Любовь, по Бунину, - это солнечный удар.
2) Небольшие по объёму тексты привлекают внимание читателя не только содержанием, но и своей формой: яркой, экспрессивной, подчас необычной.
А что помогает Бунину делать их такими? (В произведениях даются развёрнутые тексты-описания, богатые средствами художественной выразительности).
В доказательство вашего мнения давайте послушаем материал исследовательской работы учеников класса на тему «Изобразительно-выразительные средства в рассказах И.А.Бунина (на примерах текстов-описаний)».
объектом которой являются средства худ. выразительности в текстах-описаниях.
Предмет исследования – выбор и применение средств худ. выразительности.
Цельнашей работы – выявить и охарактеризовать средства художественной выразительности в предложениях текстов-описаний в произведениях И.А. Бунина.
Материалом для анализа послужили тексты-описания в произведениях И.А. Бунина, созданных им в разные периоды творчества, из которых в процессе работы нами были извлечены языковые единицы, содержащие средства худ. выразительности. Данный выбор не случаен: язык взятых для анализа произведений, с нашей точки зрения, богат тропами и фигурами, так как автор основательно подходит к изображению деталей, объектов действительности, отражающих его отношение и видение мира.
Иван Алексеевич Бунин является одним из крупнейших писателей-пейзажистов, мыслителем, мастером художественного слова, первым среди русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе. В своих произведениях автор следует традициям реалистического пейзажа XIX века.
Проанализировав 150 единиц средств худ. выразительности в текстах-описаниях в рассказах И.А. Бунина, нами был сделан вывод о том, что основным изобразительно-выразительным средством языка в них является эпитет (40%), второе место занимает метафора(29%), а третье – сравнение (8%). А также присутствуют:
Эпитеты:сумрачно-красный трепет («Волки»), кирпично-кровавые стены монастыря «Чистый понедельник», оловянная от дождевой воды дорога («Грамматика любви»), сливочные цветы, чёрная жаркая тьма, глубокие шелковистые пески («Братья»), сладкий страх («У истока дней»), радужно-зелёная озимь («Белая лошадь»), притихшие, смирившиеся листья («Антоновские яблоки»), церковь дикого цвета («Деревня») и т.д.
Метафоры: Бездонный храм полнозвездного неба(«Ночь»), белела кучка холодных осенних звёзд(«Ночной разговор»), сетка низкого солнца(«Муза»), шёлковый блеск берёзовых стволов ... («Натали»), на эмали заката(«Чистый понедельник»), золотая слеза звезды… , в синем море неба(«Часовня»), грива пены «Осенью», жаркое зеркало водной глади («Братья»), водопадами снежной пены («Осенью»), сладострастный трепет ужаса(«Белая лошадь») и т.д.
Создание яркого образа, передаваемого эпитетом и метафорой, основывается на использовании сходства между двумя далёкими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. От других средств художественной выразительности они отличаются способностью выявлять и называть сходства между различными классами объектов. Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать лаконичный образ, основанный на ярких, неординарных ассоциациях и является средством сокращения речи, передающим модальную окраску оценочного характера.
Автор привлекает внимание читателя к изображаемому с помощью средств художественной выразительности. Несомненно, И.А. Бунин является настоящим мастером художественного слова.
Спасибо за внимание!
(По ходу чтения ученики выписывают в тетрадь примеры средств выразительности).
-Спасибо. Думаю, что данное исследование вполне наглядно помогло раскрыть все аспекты изобразительно-выразительных средств языка в рассказах И.А. Бунина.
7. Подведение итогов урока. Получили ли вы ответы на свои вопросы?
Давайте подведём итог нашего урока:
Что нового вы сегодня узнали? (Биографию писателя, названия и содержание некоторых рассказов, особенности литературного творчества И.А. Бунина)
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня я впервые задумался о….
8. На дом: прочитать рассказ И.А. Бунина «Кавказ», проанализировать и найти в нём средства художественной выразительности.
9. Организованное завершение урока.
Приложение. Вариант биографии И.А. Бунина.
Раннее детство Иван Алексеевич Бунин провел в небольшом фамильном поместье (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Систематического образования будущий писатель не получил, о чем сожалел всю жизнь. Правда, старший брат Юлий, с блеском окончивший университет, прошел с Ваней весь гимназический курс. Они занимались языками, психологией, философией, общественными и естественными науками. Именно Юлий оказал большое влияние на формирование вкусов и взглядов Бунина.
Юлий, чувствуя литературные способности младшею брата, познакомил его с русской классической литературой, советовал писать самому. Бунин с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в 16-летнем возрасте начал писать стихи сам. В мае 1887 года журнал "Родина" напечатал стихотворение "Нищий" шестнадцатилетнего Вани Бунина
С 1889 началась самостоятельная жизнь - со сменой профессий, с работой как в провинциальной, так и в столичной периодике. В 1891 вышел первый сборник стихов Бунина.
1895 год стал переломным в судьбе писателя, он оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства с Л. Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым, М. Горьким.
С 1895 г. Бунин живет в Москве и в Петербурге. Литературное признание пришло к писателю после выхода в свет таких рассказов, как «На хуторе», «Вести с родины» и «На краю света». Свой первый сборник рассказов Бунин назвал «На краю света» (1897). В 1898 г. Бунин выпускает поэтический сборник «Под открытым небом», а также перевод «Песни о Гайавате» Лонгфелло, получивший очень высокую оценку и удостоенный Пушкинской премии первой степени.
Первая мировая война принесла Бунину "великое душевное разочарование". Но именно во время этой бессмысленной мировой бойни поэт и писатель особенно остро почувствовал значение слова, не столько публицистического, сколько поэтического.
В 1920 г. Бунин со своей третьей женой эмигрировали, поселившись в Париже, а затем переехав в Грасс, небольшой городок на юге Франции.
В эмиграции Бунин создает свои лучшие произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925) и, наконец, «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом
В 1933 году Бунину была пpисуждена Нобелевская пpемия, как он считал, пpежде всего за "Жизнь Аpсеньева". Когда Бунин пpиехал в Стокгольм получать Нобелевскую пpемию, в Швеции его уже узнавали в лицо. Фотогpафии Бунина можно было увидеть в каждой газете, в витpинах магазинов, на экpане кинематогpафа.
С началом Второй мировой войны, в 1939, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну.
В 1945 году Бунин вновь возвращается в Париж, но неоднократно хотел вернуться в Россию, очень скучал по Родине и постоянно вспоминал.
Хотя творчество Бунина получило широкое международное признание, его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, прошел незамеченным. До конца жизни ему пришлось защищать свою любимую книгу.
(В 1952 году он написал Ф. А. Степуну, автору одной из рецензий на бунинские произведения: "Жаль, что вы написали, что в "Темных аллеях" есть некоторый избыток рассматривания женских прельстительностей... Какой там "избыток"! Я дал только тысячную долю того, как мужчины всех племен и народов "рассматривают" всюду, всегда женщин со своего десятилетнего возраста и до 90 лет".)
В конце жизни Бунин написал еще ряд рассказов, а также на редкость язвительные «Воспоминания» (1950), в которых советская культура подвергается резкой критике. В последние годы Бунин начал также работу над воспоминаниями о Чехове, которые он собирался написать еще в 1904 г., сразу после смерти друга. Однако литературный портрет Чехова так и остался неоконченным.
Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года на pуках своей жены в стpашной нищете. В своих воспоминаниях Бунин писал: " Слишком поздно pодился я. Родись я pаньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пpишлось бы мне пеpежить... 1905 год, потом пеpвую миpовую войну, вслед за ней 17-й год и его пpодолжение, Ленина, Сталина, Гитлеpа... Как не Позавидовать нашему пpаотцу Ною ! Всего один потоп выпал на долю ему..." Похоpонен Бунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем, в склепе, в цинковом гpобу.
Источник библиографии http://tvorilife.com/bunin-ivan-alekseevich-biografiya.html