Цель: познакомить учащихся с произведением И. Бунина «Матери»; развивать навыки выразительного , правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснить отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.
Оборудование: портрет И.Бунина, выставка книг, текст для речевой разминки, презентация к уроку, учебник Родная речь 2 класс, часть 2, карточки с пословицами.
Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.
Развивающая: Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.
Воспитательная: Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.
Ход урока
1 Самоопределение к деятельности
2.Проверка д/задания
Выразительное чтение стихотворений.
3. Актуализация знаний
- Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет?
- Да, мы видим образ женщины-матери.
Что вы скажите о взаимопонимании мамы и дочки?
- Они любят друг друга, относятся друг другу с нежностью.
4.Постановка целей урока.
-Предположите, о ком мы сегодня будем читать?
Давайте ответим на вопрос.
Для чего человеку мама?
5. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
-Мама, все поймет и простит.
- Она принимает тебя таким, какой ты есть.
- Она любит тебя за то, что это ты.
- Потому, что она дала мне жизнь.
- Это самый родной человек.
Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать...
Есть в мире слово самое простое
и самое возвышенное – МАТЬ!
Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,
Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней.
6. Постановка целей урока
- Какие цели урока поставим перед собой?
( Познакомиться с творчеством И.Бунина, развивать навыки беглого чтения, работать над пословицами)
7. Работа по теме урока
Знакомство с автором стихотворения И. Буниным.
Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.
Подготовка к чтению.
Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
Кроткий голос – покорный, смирный.
Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.
Полушепот – тихая речь.
Глаза туманя – засыпая
Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.
Сумрак – полумрак, неполная темнота.
Чтение стихотворения учителем.
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел – хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
- Понравилось вам это стихотворение? Чем?
- От имени кого написано стихотворение? ( от имени автора)
- Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к матери)
-Так кем же была мама для поэта? (ангелом хранителем)
Анализ произведения
1. - Автор вспоминает о былом или рассказывает, о том, что сейчас с ним происходит?
- Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.
2. Составление картинного плана.
- Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.
- Какие картины вы себе представили?
3. Составление партитуры чувств.
- Какие чувства они у вас вызывают?
8.Физкультминутка
Дружно помогаем маме
Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)
Потянулись,
Остановились.
Хорошо мы потрудились! (погладили себя по голове)
9.Продолжение работы по теме урока
- Прочитайте стихотворение на с.116
Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворении?
Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте вопрос к классу.
Прочитайте стихотворение выразительно.
10. Включение новых знаний в систему
Работа с пословицами в группах.
- На партах лежат карточки с частями пословиц о матери. Составьте.
- Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И.Бунина?
Нет друга нежнее матери.
При солнце тепло, а при матери добро.
Птица рада весне, а дитя матери.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
11.Рефлексия деятельности
-Выберите и продолжите любое предложение:
На сегодняшним уроке я узнал…..
На этом уроке я похвалил бы себя……
После урока мне захотелось…..
Сегодня я сумел……
12.Подведение итогов
-- Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.
Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.
Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Чтоб от раскаянья не плакать,
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать.
-Как вы поняли эти строки из стихотворения?
-Как ваша мама заботится о вас?
13.Домашнее задание.
Выучить стихотворение о маме или бабушке наизусть.
Использованная литература.
Л.Ф. Климанова, учебник «Родная речь» Москва «Просвещение» 2006
С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, поурочные разработки по литературному чтению, МОСКВА «ВАКО» 2006
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Иван Бунин "Матери" »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Наримановского района «СОШ №2»
Урок литературного чтения 2 «а» класс
Тема: И. Бунин «Матери»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Козьменкова В.Н.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Наримановского района «СОШ №2»
Учитель Козьменкова Валентина Николаевна.
1 кв. категория
2014 год
Урок чтения во 2 «а» классе
Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.
Цель: познакомить учащихся с произведением И. Бунина «Матери»; развивать навыки выразительного , правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснить отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.
Оборудование: портрет И.Бунина, выставка книг, текст для речевой разминки, презентация к уроку, учебник Родная речь 2 класс, часть 2, карточки с пословицами.
Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.
Развивающая: Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.
Воспитательная: Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.
Ход урока
1 Самоопределение к деятельности
2.Проверка д/задания
Выразительное чтение стихотворений.
3. Актуализация знаний
- Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет?
- Да, мы видим образ женщины-матери.
Что вы скажите о взаимопонимании мамы и дочки?
- Они любят друг друга, относятся друг другу с нежностью.
4.Постановка целей урока.
-Предположите, о ком мы сегодня будем читать?
Давайте ответим на вопрос.
Для чего человеку мама?
5. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
-Мама, все поймет и простит.
- Она принимает тебя таким, какой ты есть.
- Она любит тебя за то, что это ты.
- Потому, что она дала мне жизнь.
- Это самый родной человек.
Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать...
Есть в мире слово самое простое
и самое возвышенное – МАТЬ!
Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,
Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней.
6. Постановка целей урока
- Какие цели урока поставим перед собой?
( Познакомиться с творчеством И.Бунина, развивать навыки беглого чтения, работать над пословицами)
7. Работа по теме урока
Знакомство с автором стихотворения И. Буниным.
Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.
Подготовка к чтению.
Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
Кроткий голос – покорный, смирный.
Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.
Полушепот – тихая речь.
Глаза туманя – засыпая
Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.
Сумрак – полумрак, неполная темнота.
Чтение стихотворения учителем.
Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: “Ангел – хранитель над тобой!” Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, И сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит. Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой! Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки… Не ты ли ангелом была?
- Понравилось вам это стихотворение? Чем?
- От имени кого написано стихотворение? ( от имени автора)
- Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к матери)
-Так кем же была мама для поэта? (ангелом хранителем)
Анализ произведения
1. - Автор вспоминает о былом или рассказывает, о том, что сейчас с ним происходит?
- Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.
2. Составление картинного плана.
- Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.
- Какие картины вы себе представили?
3. Составление партитуры чувств.
- Какие чувства они у вас вызывают?
8.Физкультминутка
Дружно помогаем маме
Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)
Потянулись,
Остановились.
Хорошо мы потрудились! (погладили себя по голове)
9.Продолжение работы по теме урока
- Прочитайте стихотворение на с.116
Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворении?
Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте вопрос к классу.
Прочитайте стихотворение выразительно.
10. Включение новых знаний в систему
Работа с пословицами в группах.
- На партах лежат карточки с частями пословиц о матери. Составьте.
- Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И.Бунина?
Нет друга нежнее матери.
При солнце тепло, а при матери добро.
Птица рада весне, а дитя матери.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
11.Рефлексия деятельности
-Выберите и продолжите любое предложение:
На сегодняшним уроке я узнал…..
На этом уроке я похвалил бы себя……
После урока мне захотелось…..
Сегодня я сумел……
12.Подведение итогов
-- Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.
Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.
Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Чтоб от раскаянья не плакать,
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать.
-Как вы поняли эти строки из стихотворения?
-Как ваша мама заботится о вас?
13.Домашнее задание.
Выучить стихотворение о маме или бабушке наизусть.
Использованная литература.
Л.Ф. Климанова, учебник «Родная речь» Москва «Просвещение» 2006
С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, поурочные разработки по литературному чтению, МОСКВА «ВАКО» 2006