Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Стрекоза и Муравей"»
Конспект экспертного урока
по литературному чтению
проведенногов 3 «б» классе МОБУ «СОШ № 54»
на тему:Восприятие на слух звучащей речи.
И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Дата:15.09.2017 г.
Учитель:Жакупова Райса Тлектесовна
Тема: Восприятие на слух звучащей речи. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Цель: приобщать учащихся к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить анализировать и делать выводы;развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус;воспитывать нравственные качества личности на примере героев. Планируемые результаты: Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню. Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные УУД: познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества; коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Тип урока: Открытие новых знаний Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, аудиозапись басни в исполнении актера И. Ильинского, толковый словарь, выставка книг И.А.Крылова, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-Приветствие гостей урока.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Прочитайте выражение, как вы его понимаете?
Чтение без размышления – пустое занятие (слайд 1)
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- Проверочный тест по произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». (на парте)
-Проверка по слайду. (слайд 2)
-Нам сегодня предстоит много читать, поэтому проведем разминку для язычка. Давайте проговорим следующие слоги. Все вместе дружно.
(На парте).
Са-са-са, са-са-са вот бежит лиса.
Со-со-со, со-со-со лиса катит колесо.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы хвост красивый у лисы.
Су-су-су, су-су-су в лесу видел я лису.
Ца-са, ца-са, ца-са – на цветке сидит оса.
Цу-су, цу-су, цу-су – гони скорей с цветка осу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца - у крыльца стоит овца.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
- Мы уже с вами изучили некоторые жанры литературы.
- Догадайтесь, произведение, какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Небольшой объем; (слайд 3)
герои – животные или растения;
о животных говорится как о людях;
часто стихотворная форма;
мораль
-Да, это басня. А вы знаете, что такое басня?
Басня — это…… (слайд 4)
- Кого называют баснописцем? (Писателя, который сочиняет басни.)
Рассказ о И.Крылове (слайд 5)
Самый известный и любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине. Осуждают лень, жадность. Родился Иван Андреевич 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера. Детство Крылова прошло, в Твери. Мать Крылова, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Всего Крылов создал не менее 200 басен.
Выставка книг. Беседа.
Работа над загадками.
- Я думаю, вы все уже догадались, что сегодня мы поговорим о баснях Ивана Крылова.
-А с какой басней мы познакомимся сегодня, вы узнаете, когда проведем игру: «Доскажи словечко».
Без работы хоть убей,
Жить не может… (муравей).
На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза.)
- Хорошо. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с басней И. Крылова «Стрекоза и муравей» (слайд 6)
Образы басни.
-Случалось ли вам наблюдать за стрекозой в природе?
-Как она летает?
(Легко, быстро, перелетает с травинки на травинку, сверкает крыльями на солнышке.)
-Какой вам представляется ее жизнь: легкой беззаботной или тяжелой, полной труда?
-А какая жизнь у муравьев?
(Они все время работают, строят муравейник, добывают пищу.)
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
-Ребята, мы с вами описали жизнь стрекозы и муравья в природе.
-Интересно, какими характерами их наделил Иван Крылов в своей басне, и какую интересную, поучительную историю рассказал о них.
V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Слушание басни «Стрекоза и Муравей» в аудио записи
- Я, предлагаю вам сейчас прослушать басню И.А.Крылова « Стрекоза и Муравей» в аудиозаписи актера Ивана Ильинского.
Словарная работа.(Слайд 7)
-Все ли вам слова были понятны?
-Взгляните на экран, здесь записаны слова, которые могут быть вам не понятны.
Попрыгунья— тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.
Помертвело — стало безжизненно-бледным.
Вешний — весенний.
Мурава — молодая трава.
Удручена— огорчена.
Вскружить — обмануть.
Поплясать — танцевать.
Физкультминутка.
Самостоятельное чтение басни.
- Вы прослушали басню, а теперь я вам предлагаю ее самостоятельно прочитать.
Анализ басни. (слайд 8,9)
- Кто главные герои басни?
-Какие черты характера им присущи?
- Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, хвастливая, беззаботная.)