Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. И.В.Крылов "Стрекоза и Муравей"»
КОНСПЕКТ УРОКА ВО 2 КЛАССЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
«И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
УМК «Школа России»
2019 - 2020 учебный год
ТЕМА УРОКА: «И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
ЦЕЛИ:
- познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»;
- учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни;
- развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения;
- знать структуру басни, модель басни;
- понимать нравственный смысл басни, характер героев;
- соотносить смысл басни и пословицы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- портрет И.А. Крылова, его книги;
- видеозапись басни «Стрекоза и муравей»;
- карточки (текст для речевой разминки, задания)
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Речевая разминка.
Прочитайте текст, определите его жанр.
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
(Это небылица.)
- Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией, с удивлением, весело.)
- Прочитайте небылицу быстро.
Постановка целей урока.
- Догадайтесь, какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним: Нави Волырк. (Иван Крылов)
ПСЕВДОНИМ – вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.
- Родился будущий знаменитый писатель в 1769 году в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. Позже ему довелось учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя. Они учили детей русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Когда Ивану Крылову исполнилось 10 лет, умер его отец. Семья лишилась последних средств, к существованию. Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь компьютеров в то время ещё не было), разносил пакеты с документами. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи. Среди них была книга «Басни Эзопа». (Эзоп жил много-много лет назад в Древней Греции.) Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни. Всю жизнь Иван Андреевич работал и учился. Работать он начал в 11 лет, а греческий язык, например, начал изучать в 50 лет и за два года овладел им в совершенстве.
IV. Работа по теме урока.
Чтение басни.
Чтение басни учителем.
- Каковы ваши впечатления от басни?
2. Словарная работа.
- Как надо понимать слова «удручена», «вешних»?
Удручена – огорчена.
Вешних – весенних.
- Объясните, как вы понимаете следующие выражения:
1. Оглянуться не успела. (Прошло всё очень быстро).
2. Как под каждым ей листком - был готов и стол и дом. (Везде могла найти еду и место для отдыха.)
3. И кому же в ум пойдёт… (Никто даже не подумает…)
4.Помертвело чисто поле – Урожай собран. Цветы и травы увяли.
3. Обсуждение басни.
- Кто из героев басни вам понравился и почему?
- Справедливо или нет, поступил Муравей?
- Почему Стрекоза «злой тоской удручена»?
- Сочувствуете ли вы ей?
- В каких строках басни содержится основная мысль?
- Как вы её понимаете?
V. Физкультминутка.
Мы дружно трудились, Немного устали. Быстро все сразу
За партами встали. Руки поднимем, Потом разведем. И очень глубоко Всей грудью вздохнем.
VI. Закрепление изученного материала.
Чтение по ролям.
- Сколько действующих лиц в этой басне?
- Найдите слова автора, прочитайте их.
- Найдите слова Стрекозы, прочитайте их.
- Найдите слова Муравья, прочитайте их.
- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?
Чтение басни по ролям .
- Ребята, а теперь посмотрите на экран, здесь спрятались слова из известных пословиц про труд. Ваше задание: составить пословицу из данных слов.
Поспешишь – людей насмешишь;
Кто веселится летом, тот плачет зимой;
Без труда не выловишь и рыбку из пруда;
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Молодцы.
Игра «Соберите пословицы»
- Соберите пословицы, найдите конец каждой из них. Выберите те, которые больше всего подходят к басне.
За большим погонишься - людей насмешишь.
Кто веселится весной – зимой с сумой побежишь.
Поспешишь - потехе час.
Делу время - тот плачет летом.
Лето пролежишь - малое потеряешь.
VIII. Рефлексия
- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX.Подведение итогов урока
- Что такое басня?
-Какова основная мысль басни «Стрекоза и Муравей»?
X. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение басни (по желанию можно выучить).