kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Работа над сочинением по литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представляет собой последовательность действий при работе над сочинением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Работа над сочинением по литературе"»

  1. Технологическая карта по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе

на тему: «Описание действий. Как написать сочинение по литературе?».

Тип урока

Комбинированный урок. Тема « Описание действий. Как написать сочинение по литературе?»

Авторы УМК

«Русский язык. 7 класс»

Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.

Научный редактор- академик РАО, доктор филологических наук Н.М. Шанский

Цели урока

Предметные- 1) актуализировать знания о тексте, сочинении — рассуждении;

2) сформировать опыт универсальных учебных действий, необходимых для реализации поставленной цели- написания сочинения- рассуждения по литературе;

З) зафиксировать полученный опыт в форме алгоритма написания сочинения.

Метапредметные -

1) сформировать осознание необходимости ставить цель и идти к ней, выбирая средства её достижения;

2) формировать универсальные учебные действия работы с текстом;

3) формировать умение строить собственное высказывание.

Личностные -

1) воспитание способности и готовности работать в коллективе, выполняя определённую функцию, считаясь с мнением других его членов;

2) формирование способности рационального использования времени; самооценки.

Планируемые результаты (личностные , метапредметные, предметные)

В процессе работы формируются:

познавательные УУД:

  • актуализировать имеющиеся знания;

  • работая с текстом, определять тему,формулировать основную мысль( авторскую позицию), делить текст на смысловые части, находить ключевые слова и словосочетания, перерабатывать исходный текст в план ( 3 типа: слово-вопрос- ответ);

  • составлять собственный текст- рассуждение: выдвигать тезис,аргументировать его,формулировать вывод.

регулятивные УУД:

      • формулировать цель, выбирать средства её достижения;

      • работать по плану,сверяясь с целью;

      • делать выводы на основе содержащейся в тексте информации;

      • находить и исправлять ошибки;

      • строить высказывание, аргументировать собственное мнение.

коммуникативные УУД:

          • участвовать в диалоге, слушать и слышать других;

          • строить собственное высказывание, аргументируя его фактами.

Личностные УУД: - работать в коллективе, - выполнять определённую функцию;

- объективно оценивать свою работу.


Оборудование

Портреты И.С. Тургенева, А.И. Солженицына.

Игровой материал, раздаточный материал: крохотка «Шарик» А. И. Солженицына. Памятки: «Алгоритм написания сочинения», «Проверка сочинения».

Образовательные ресурсы

Справочные материалы: Словарь синонимов, Учебник литературы 7 класс, Словарь литературоведческих терминов.





Автор: Фролова Лариса Юрьевна, учитель МБОУ СОШ № 19 города Междуреченска, Кемеровской области .

Описание материала: Предлагаю Вам конспект комбинированного урока русского языка и литературы по теме: « Описание действий. Как написать сочинение по литературе?», проведенного 15 . 01.2015 года в 7 классе. Необходимость проведения этого учебного занятия объясняется наличием проблем у некоторых обучающихся в работе над сочинением по литературе. Урок направлен на формирование универсальных учебных действий у имеющих проблемы с написанием сочинения или работой с текстом и повторение и закрепление их у « успешных» обучающихся.

  1. Цели:

Предметные: 1) актуализировать знания о тексте, сочинении — рассуждении;

2) сформировать опыт универсальных учебных действий, необходимых для реализации поставленной цели- написания сочинения- рассуждения по литературе;

З) зафиксировать полученный опыт в форме алгоритма написания сочинения.

Метапредметные:

1) формировать осознание необходимости ставить цель и идти к ней, выбирая средства её достижения;

2) формировать универсальные учебные действия работы с текстом;

3) формировать умение строить собственное высказывание.

Личностные:

1) воспитание способности и готовности работать в коллективе,выполняя определённую функцию, считаясь с мнением других его членов;

2) формирование способности рационального использования времени; самооценки.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока коллективное дело «Групповая работа по составлению «пошаговой» инструкции написания сочинения по литературе».

Решаемые проблемы: Как понять и запомнить текст? Как написать сочинение по теме? Как отредактировать работу?

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения,проектной деятельности, формирования творческих способностей, групповой работы.

Виды деятельности: работа в паре; работа в коллективе,имеющем общую цель;контроль и самоконтроль; анализ текста;работа со справочными материалами; проверка написанного;составление инструкции;комментирование оценок.

Планируемые результаты.

В процессе работы формируются:

познавательные УУД:

  • актуализировать имеющиеся знания;

  • работая с текстом,определять тему,формулировать основную мысль( авторскую позицию),делить текст на смысловые части,

находить ключевые слова и словосочетания,перерабатывать исходный текст в план ( 3 типа: слово-вопрос- ответ);

  • составлять собственный текст- рассуждение: выдвигать тезис,аргументировать его,формулировать вывод.

регулятивные УУД:

      • формулировать цель, выбирать средства её достижения;

      • работать по плану,сверяясь с целью;

      • делать выводы на основе содержащейся в тексте информации;

      • находить и исправлять ошибки;

      • строить высказывание, аргументировать собственное мнение.

коммуникативные УУД:

          • участвовать в диалоге, слушать и слышать других;

          • строить собственное высказывание, аргументируя его фактами.

Личностные УУД:

                  • работать в коллективе, выполнять определённую функцию;

                  • объективно оценивать свою работу.

Занятие рассчитано на 2 урока.

Доска: портреты И.С. Тургенева и А.И. Солженицына



Ход урока

Рассадка: справа сидят ребята, у которых есть проблемы с написанием сочинения (заранее им предлагалось выбрать смайлик «улыбка» или «разочарование», который символизировал отношение к сочинению). «Разочарование» - это «аналитики», слева - «консультанты» (у них сочинения «получаются»). Из числа «консультантов» назначается «хранитель времени», его функция - следить за рациональным использованием времени во время обсуждений. Чтобы подводить итог обсуждения и записывать алгоритм назначается «спикер» - самый подготовленный по теме ученик. После прохождения очередного этапа « спикер» записывает на доске очередной пункт «пошаговой инструкции».

На партах дидактический и справочный материалы:

Тексты: И.С. Тургенев «Мы ещё повоюем!», А.И. Солженицын «Шарик».

Справочные материалы. Эти материалы мы будем использовать для экономии времени, имитируя работу с разными источниками информации. Словарь синонимов: Своеобразие - самобытность, неповторимость, специфичность, отличительная черта (обычно о творчестве), индивидуальность (свое лицо), оригинальность. Учебник литературы: И.С. Тургенев (1818-1883) – автор романов: «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо» и др.; повестей: «Ася», «Песнь торжествующей любви» и др.; цикла рассказов - очерков-« Записки охотника», стихотворения в прозе ( 83 стихотворения – рассказ о мыслях и чувствах автора).

Компьютер: Специфические черты поэзии и прозы.


Поэзия (стихи)

Проза

Ритм

есть

нет

Рифма

есть

нет

Способ размещения на листе

строфы

все строки- красные

сплошной текст

Выражение мысли

краткость

развернутость


многозначность

сужение смысла до одного

Задача слова

передать чувства (создает особый мир взаимодействия слова и стихотворной формы, нет фабулы)

передать сюжет , вызвать представление(пересказ романа возможен, стихотворения-нет)

Специфика повествования

Слово автора тождественно речи персонажей, монологичность

изображение речи персонажей,диалогичность

Словарь литературоведческих терминов: Стихотворение в прозе - небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. В С. в п. ощутимы обычно повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже – рифмы и т.п., т.е. те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи. Пример С. в п. – «Русский язык» И. С. Тургенева, миниатюры М. М. Пришвина, «Крохотки» А. С. Солженицына.

Дидактический материал

Едят там вилками компот Там пьют из чашек бутерброд Из сыра с хлебом там котлеты Из мяса свежего конфеты С начинкой сладкой суп с фасолью В тарелках всё там варят с солью

Отсканированное сочинение, написанное учащимся 7 класса на тему: В чём своеобразие произведения «Мы ещё повоюем!» И.С.Тургенева?



Этапы урока

I - II. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: - Здравствуйте, ребята, мне приятно вновь встретиться с вами. Сегодня мы вместе должны решить одну нашу общую проблему. Перед вами тетрадь для сочинений по литературе. Для многих она стала «раздражающим фактором». Сочинения в ней унесли много времени, зато принесли много негативных эмоций. Как сделать работу над сочинением естественным процессом подведения итогов прочитанного литературного произведения? Можно, конечно, воспользоваться компьютером - быстро, легко, часто даже правильно. Но если подумать о будущем, то это не вариант. Сочинения придётся писать до окончания школы. На экзамене в 9 и в 11 классах предстоит написать итоговое сочинение (а компьютера там не будет). Так что разумнее научиться это делать сразу самостоятельно. Тем более, как это делается, вы уже знаете, надо только учесть замечания, т.е. определиться с проблемами, возникающими при написании сочинения. Их я фиксирую в ваших тетрадях. К сожалению, часто они остаются без внимания.

Тема урока: «Описание действий. Как написать сочинение по литературе?»

Цели урока: - вспомнить, как пишется сочинение; - описать этот трудовой процесс, создать алгоритм действий.

- Я не оговорилась: написание сочинения- это трудовой процесс. Вспомните, как делается посуда с хохломской росписью. Вы легко это вспомнили, потому что знаете «пошаговое» выполнение этой работы. Работаем по аналогии. Время -2 урока. Рассадка согласно вашему выбору- справа «аналитики».Вы первыми высказываете своё мнение. Слева- «консультанты» - помощь в трудных ситуациях. Представляю вам «хранителя времени» и «спикера»-он запишет наш алгоритм.

III. Актуализация знаний. «Анализ неудавшегося сочинения» ( Раздаётся образец сочинения)

- Прочитайте работу. Какие советы вы могли бы дать написавшему её?

(Учащиеся работают в паре, «хранитель времени» сообщает об окончании обсуждения «время прошло», «спикер» после оглашения советов и замечаний делает записи на доске, отвечают «аналитики»- это те, у кого с сочинением проблемы, «консультанты» включаются в работу в моменты затруднений).

Запись на доске:

Алгоритм написания сочинения - рассуждения по литературе

Общие требования к оформлению сочинения:

1.Пиши отчетливым почерком, правильно соединяя буквы. 2. Не забывай о том, что предложение – законченная мысль, избегай «предложений без конца». 3. Помни о единстве стиля, тщательно отбирай слова, не используй просторечную и жаргонную лексику. 4.Сочинение - это текст: не забывай об абзацном членении (красная строка).

  • Вы, ребята, обратили внимание на то, что это сочинение трудно прочитать, а ещё труднее понять. Часто мы просто забываем о знаках препинания, стремясь записать пришедшую мысль.

Игровой момент. - Я предлагаю вам познакомиться ещё с одним текстом ( Едят там..) - Что это? ( Стихотворение. Небылица) Попробуйте поработать с ним. ( Идет работа в парах, расставляются знаки препинания). - Часть алгоритма мы уже записали. ( У обучающихся оформлены записи).

IV. Первичное усвоение новых знаний.

« Работа с текстом И С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»

Чтение текста.

Беседа по тексту: - Кто автор произведения? - Что вы можете сказать о строении текста? ( В тексте есть вступление, основная часть, заключение.) - Составьте план текста, используя «ключевые слова».

План - слово 1. Вступление. Малость. 2. Основная часть: а) тяжёлые мысли, б) воробьи, в) ястреб, г) охота к жизни. 3. Заключение. Повоюем!

- Теперь оформим этот план в форме вопросов. (Устно составляется вопросный план)

План - вопрос

1. Вступление. Что сказано о малости?

2. Основная часть. Что сказано о мыслях? Чем удивили воробьи? Что сказано о ястребе? Как изменилось настроение рассказчика?

3. Заключение. Что значит «Повоюем!»?

  • Сделайте «вопросный» план «ответным»,запишите его.

План - ответ

1. Вступление. Малость может перестроить жизнь.

2. Основная часть. Человек шёл с тяжёлыми мыслями. Воробьи удивили желанием жить, несмотря на угрозу нападения ястреба. У рассказчика изменилось настроение – захотелось жить.

3. Заключение. Рассказчик понял, что с бедами можно справиться. Надо с ними бороться.

- Итак, текст понят, можно сформулировать основную мысль (предлагаются варианты), запишите её. Переживая неудачи, человек должен верить, что с бедой можно справиться. - Это и есть авторская позиция - «ценность», ради которой написан текст. -Ваши предложения, что стоит добавить в наш алгоритм? ( «спикер» делает дополнения). Помни о том, что, не зная произведения, сочинения не напишешь.



« Обдумывание темы сочинения»

В чём своеобразие произведения И. С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»?

- Подчеркните ключевые слова темы . (своеобразие произведения).

- Как вы понимаете значение слова «своеобразие» ? Если возникли проблемы, можно обратиться к справочникам и словарям. Сегодня их заменяет лист « Справочные материалы». Обратимся к словарю синонимов З. А. Александровой. Делаем вывод: нам надо увидеть « свой образ», неповторимость, оригинальность, непохожесть этого произведения на другие (идёт обсуждение в парах, за отведённое время обучающиеся делают свои выводы).

- Это маленький рассказ, есть сюжет, есть образ - переживание (чувства и переживания), есть герой, вместе с ним переживаем мы, нам понятны его чувства - это похоже на стихотворение.

- А что, по-вашему, в произведении важнее - рассказ о воробьях или то, что прочувствовал герой.(Картина – только причина возникновения эмоций). - Вспомните, как мы называем героя лирического произведения, чьи чувства и переживания мы « проживаем»? ( лирический герой).

- А теперь сформулируем ТЕЗИС : что мы можем сказать по теме.

« Мы ещё повоюем!» И.С. Тургенева – это стихотворение в прозе, в нём есть признаки эпоса и лирики.

- Чтобы доказать свою правоту, подберём доказательства - АРГУМЕНТЫ:

(Обсуждение, отбор и оглашение доказательств). - Можно воспользоваться дополнительной информацией – «Справочные материалы» – компьютер.

АРГУМЕНТЫ: - есть сюжет, как в эпическом произведении ( можно пересказать);

- есть образ- переживание, как в лирике;

- есть лирический герой;

- есть выразительные средства (какие?)

- Мы доказали, что это стихотворение в прозе, осталось сделать вывод. Опять обращаемся к теме. Чтобы не повторяться, отберите из справочного материала то, что поможет написать в заключение.

Динамическая пауза

V. Первичная проверка понимания и первичное закрепление.

- Мы закончили работу над сочинением. Что запишем в алгоритм?

1) Обдумай произведение. (3 вида плана - слово-вопрос - ответ, осн. мысль) 2) Постарайся понять тему сочинения (найди в ней ключевые слова). 3) Сформулируй тезис (что ты можешь сказать по теме). 4) Подбери доказательства своей мысли. 5) Подведи итог.

VI. Контроль усвоения. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

« Написание сочинения»

- Сочинение начинается с плана. Составьте схему сочинения - рассуждения.

( работа в парах, составление схемы, наполнение схемы пунктами, связанными с темой и содержанием текста, по которому работали).

- Отвечают « аналитики», исправляют и дополняют «консультанты».

- На доске записываются очередные пункты алгоритма: 6) Составь план сочинения. 7) Напиши сочинение.

Динамическая пауза

« Редактирование».

- Когда сочинение написано, приступаем к редактированию. 1 чтение « читаю и думаю» : соответствует ли сочинение теме, раскрыта ли основная мысль, связаны ли между собой части. Задаю себе вопросы: - Поймет ли читатель мою мысль? - Подходит ли заголовок к тексту сочинения? - Может нужно что-то изменить?

2 чтение «чужими глазами». Исправляю написанное. Памятка.

3 чтение «на голос», читаю и слышу речевые ошибки. Исправляю их.

- Вернемся к алгоритму. Делаем заключительную запись:

8) Отредактируй работу.



Алгоритм написания сочинения - рассуждения по литературе

Общие требования к оформлению сочинения: 1. Пиши отчетливым почерком, правильно соединяя буквы. 2. Не забывай о том, что предложение – законченная мысль, избегай «предложений без конца». 3. Помни о единстве стиля, тщательно отбирай слова, не используй просторечную и жаргонную лексику. 4.Сочинение - это текст: не забывай об абзацном членении (красная строка).

Помни о том, что, не зная произведения, сочинения не напишешь.

1.Обдумай произведение (анализ звучит на уроках, если «пропустил», проанализируй сам: тема, идея, сюжет, композиция, герои, художественные особенности) 2. Составь план сочинения:

I. Вступление. Завяжи разговор с читателем. Сообщи о теме. Виды вступлений: лирическое, биографическое, историческое, литературоведческое.

II. Основная часть.

1) Сформулируй своё понимание темы (свою позицию - тезис) – Я считаю, что…

2) Подбери для доказательства аргументы.

III. Заключение. Подведи итог сказанному. 3. Напиши сочинение. 4. Отредактируй написанное (1 чтение - думаю: соответствует ли сочинение теме? раскрыта ли основная мысль? связаны ли между собой части? 2 чтение - «чужими глазами» - поймет ли меня читатель?3 чтение – «на голос» - слышу речевые ошибки,



- Мы составили алгоритм работы по написанию сочинения. (Раздаются готовые напечатанные образцы).



VII. Рефлексия. Подведение итогов занятия. Самооценка. Взаимооценка.

- Всё ли вам понятно? Какие трудности? Что вам дал этот урок? Какой смысл в проделанной работе?

- Всем спасибо за активную работу. Оцените самостоятельно своё участие и свои успехи (самооценка и взаимооценка).

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Проверим результативность нашей работы. Дома вы напишите сочинение по стихотворению в прозе «Шарик» А.И. Солженицына (свои стихи в прозе он называл « Крохотки»). Тема сочинения: « В чём смысл произведения?» Текст крохотки у вас на столе. Сейчас вам предстоит проверить работы, написанные по теме «В чём своеобразие произведения И. С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»?

Вам поможет памятка «Проверка сочинения».



Памятка «Проверка сочинения»

[ ]- убрать лишнее

Z- абзац, красная строка

П- неоправданный повтор

Р- речевая ошибка

V- пропуск, вставить

- непоследовательность

Z – абзац не нужен

Проверяются работы,предоставленные обучающимися параллельного класса.

После выполнения этапного задания проводятся короткие динамические паузы, последняя « Смех укрепляет здоровье» продолжительней других, она проводится перед проверкой сочинения ( смешные выписки из школьных сочинений).









Алгоритм написания сочинения - рассуждения по литературе

Общие требования к оформлению сочинения: 1. Пиши отчетливым почерком, правильно соединяя буквы. 2. Не забывай о том, что предложение – законченная мысль, избегай « предложений без конца». 3. Помни о единстве стиля, тщательно отбирай слова, не просторечную и жаргонную лексику. 4.Сочинение - это текст: не забывай об абзацном членении (красная строка).

Помни о том, что, не зная произведения, сочинения не напишешь.

1.Обдумай произведение (анализ звучит на уроках, если «пропустил», проанализируй сам: тема, идея, сюжет, композиция, герои, художественные особенности) 2. Составь план сочинения:

I. Вступление. Завяжи разговор с читателем. Сообщи о теме. Виды вступлений: лирическое, биографическое, историческое, литературоведческое.

II. Основная часть.

1) Сформулируй своё понимание темы (свою позицию - тезис) – Я считаю, что…

2) Подбери для доказательства аргументы.

III. Заключение. Подведи итог сказанному. 3. Напиши сочинение. 4. Отредактируй написанное (1 чтение - думаю: соответствует ли сочинение теме? раскрыта ли основная мысль? связаны ли между собой части? 2 чтение - «чужими глазами» - поймет ли меня читатель?3 чтение – «на голос» - слышу речевые ошибки,


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Работа над сочинением по литературе"

Автор: Фролова Лариса Юрьевна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока на тему: "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sochinieniie-rassuzhdieniie-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "213171"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431983811"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по литературе на тему"Что за прелесть эти сказки""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_na_tiemu_chto_za_prieliest_eti_skazki"
    ["file_id"] => string(6) "385470"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485766418"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока на тему "Деепричестие""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt_uroka_na_tiemu_dieieprichiestiie"
    ["file_id"] => string(6) "456196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518237982"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока русского языка в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121193"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413903435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства