kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Деепричестие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Деепричастие» (7 класс)

Тип урока: изучение нового.

Цели:

1) дать понятие о деепричастии как части речи,

2)  научить учащихся найти деепричастие в текстах

3) развивать у учеников познавательные  способности

Оборудование урока:

Карточки, учебник, тетрадь, плакаты, маркеры, брошюрки, букеты цветов, декоративные цветы на столах учащихся.

Ход урока

I.  Прочитать текст (дается каждому ученику)

Лёд трогается аккуратно каждую весну, но ледоход всегда состав­ляет событие дня. Заслышав крик, вы стремительно бежите к мосту, как будто там совершается убийство или грабёж.

Свесившись через перила, вы глядите на реку, и вдруг разочаро­вание! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на отдалённый гром. Вместо ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно ле­жащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки взрыта и взбудоражена. Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд, лёд Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова. Ка­жется, что мост вместе с публикой куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упёршись о бок, долго не пускает мост бежать от неё. Вид у льдин грустный, унылый. Они будто осознают, что их гонят из род­ных мест куда-то далеко в страшную Волгу. Там они, насмотревшись ужасов, превратятся в ничто.

(По А. П. Чехову) (145 слов

  • Определите тему, основную мысль.
  • Найдите в текте глаголы. 
  • Кратко расскажите мысль текста.

II. Новый материал

Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,  обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру)  действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав? 

1.Деепричастие не изменяются.

2.Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

3. В предложении деепричастие является обстоятельством.

  • Найдите «лишнее»

Кипя, уснув, долбящий, увидев

- По какому принципу вы исключили лишнее слово? Какой вывод можно сделать о грамматических признаках деепричастия.

III. Давайте теперь научимся найти деепричастие в предложениях.

Дерево детства

В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки, уезжая в конце августа из деревни. Я ужасно переживал, что чегемский виноград только начинал румяниться. Спускаясь из Чегема, мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее. Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чеге­ма, я ходил, задрав голову и вглядываясь в розовеющие гроздья, ино­гда принимая за почерневшую гроздь винограда прошлогодний по­жухлый лист.

VI.

Мы с вами проходили причастие. Давайте сравним причастия и деепричастия

Совместное обсуждение таблицы.

№ вопроса

Причастие

деепричастие

1. От какой части речи образуются?

От глагола

2.На какие вопросы отвечают?

Какой?

Каков?

Что делая?

Что сделав?

3. Что обозначают?

Признак предмета по действию

Добавочное действие

4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?

Глагола

прилагательного

Глагола

наречия

5. Как изменяются?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

6. Имеют суффиксы:

-ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т-

-а- (-я-);

-вши- -ши-

-в-; -учи- (уст.)

Чем отличаются по морфемному составу?

Имеет окончание

Не имеет окончание

8. Какими членами предложения могут быть?

Определение, сказуемое

обстоятельство

9. На какой вопрос отвечают как член предложения?

Какой?

Каков?

Как?

Когда?

Почему?

10. Какую часть речи распространяют в предложении

Существительное, местоимение

глагол

11. Как обособляются?

После определяемого существительного

Всегда обособляется

12. Роль как средства выразительности

Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу”

Украшает глагол, дополняет его другими действиями;

“создает живописную картину действия”

VI. Ребята, вы теперь знаете все признаки деепричастии. Давайте выполняем следующее задание. Правильного варианта напишите в тетрадях.

1. Открыв книгу, между страницами лежал засушенный листок.

2. Работая над сочинением, сначала составляется план.

3. Решая задачу, используются справочники.

4. Используя дополнительную литературу, это помогает в подготовке к экзаменам.

5. Слушая любимую музыку, время как будто перестаёт существовать.

- Проверьте свои предложения по слайду.

 VII. Продолжаем наблюдение.

  • Что такое причастный оборот?
  • А как вы думаете, какой оборот можно назвать деепричастным? (слайд 6-7)

Если не знать о коварстве русского языка то тебе будут казаться правильными такие фразы. Необходимо исправить их, чтобы они звучала по-человечески.

1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

3. Возвращаясь домой, пошёл дождь.

Стало быть, каждый раз, конструируя деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее)

Задание № 4.

Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении деепричастные обороты.

Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

В избушке, распевая, дева прядёт.
Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
Гусь, увидя детей, улетел.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Деепричестие"»


Тема урока: «Деепричастие» (7 класс)

Тип урока: изучение нового.

Цели:

1) дать понятие о деепричастии как части речи,

2)  научить учащихся найти деепричастие в текстах

3) развивать у учеников познавательные способности

Оборудование урока:

Карточки, учебник, тетрадь, плакаты, маркеры, брошюрки, букеты цветов, декоративные цветы на столах учащихся.

Ход урока

I. Прочитать текст (дается каждому ученику)

Лёд трогается аккуратно каждую весну, но ледоход всегда состав­ляет событие дня. Заслышав крик, вы стремительно бежите к мосту, как будто там совершается убийство или грабёж.

Свесившись через перила, вы глядите на реку, и вдруг разочаро­вание! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на отдалённый гром. Вместо ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно ле­жащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки взрыта и взбудоражена. Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд, лёд Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова. Ка­жется, что мост вместе с публикой куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упёршись о бок, долго не пускает мост бежать от неё. Вид у льдин грустный, унылый. Они будто осознают, что их гонят из род­ных мест куда-то далеко в страшную Волгу. Там они, насмотревшись ужасов, превратятся в ничто.

(По А. П. Чехову) (145 слов


  • Определите тему, основную мысль.

  • Найдите в текте глаголы.

  • Кратко расскажите мысль текста.

II. Новый материал

Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,  обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру)  действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав? 

1.Деепричастие не изменяются.

2.Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

3. В предложении деепричастие является обстоятельством.

  • Найдите «лишнее»

Кипя, уснув , долбящий, увидев



- По какому принципу вы исключили лишнее слово? Какой вывод можно сделать о грамматических признаках деепричастия.

III. Давайте теперь научимся найти деепричастие в предложениях.

Дерево детства

В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки, уезжая в конце августа из деревни. Я ужасно переживал, что чегемский виноград только начинал румяниться. Спускаясь из Чегема, мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее. Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чеге­ма, я ходил, задрав голову и вглядываясь в розовеющие гроздья, ино­гда принимая за почерневшую гроздь винограда прошлогодний по­жухлый лист.


VI.

Мы с вами проходили причастие. Давайте сравним причастия и деепричастия

Совместное обсуждение таблицы.

№ вопроса

Причастие

деепричастие

1. От какой части речи образуются?

От глагола

2.На какие вопросы отвечают?

Какой?

Каков?

Что делая?

Что сделав?

3. Что обозначают?

Признак предмета по действию

Добавочное действие

4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?

Глагола

прилагательного

Глагола

наречия

5. Как изменяются?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

6. Имеют суффиксы:

-ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т-

-а- (-я-);

-вши- -ши-

-в-; -учи- (уст.)

Чем отличаются по морфемному составу?

Имеет окончание

Не имеет окончание

8. Какими членами предложения могут быть?

Определение, сказуемое

обстоятельство

9. На какой вопрос отвечают как член предложения?

Какой?

Каков?

Как?

Когда?

Почему?

10. Какую часть речи распространяют в предложении

Существительное, местоимение

глагол

11. Как обособляются?

После определяемого существительного

Всегда обособляется

12. Роль как средства выразительности

Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу”

Украшает глагол, дополняет его другими действиями;

“создает живописную картину действия”

VI. Ребята, вы теперь знаете все признаки деепричастии. Давайте выполняем следующее задание. Правильного варианта напишите в тетрадях.

1. Открыв книгу, между страницами лежал засушенный листок.

2. Работая над сочинением, сначала составляется план.

3. Решая задачу, используются справочники.

4. Используя дополнительную литературу, это помогает в подготовке к экзаменам.

5. Слушая любимую музыку, время как будто перестаёт существовать.

- Проверьте свои предложения по слайду.

 VII. Продолжаем наблюдение.

  • Что такое причастный оборот?

  • А как вы думаете, какой оборот можно назвать деепричастным? (слайд 6-7)

Если не знать о коварстве русского языка то тебе будут казаться правильными такие фразы. Необходимо исправить их, чтобы они звучала по-человечески.

1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

3. Возвращаясь домой, пошёл дождь.

Стало быть, каждый раз, конструируя деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее)

Задание № 4.

Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении деепричастные обороты.

Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

В избушке, распевая, дева прядёт.
Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
Гусь, увидя детей, улетел.

VIII. Дом. Задание. Написать эссе, используя деепричастии на тему: «Мои выходные дни»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Деепричестие"

Автор: Ибраева Айгуль Назарбаевна

Дата: 10.02.2018

Номер свидетельства: 456196


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства