Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
| | – Проверим готовность к уроку Поприветствуем гостей. | Приветствуют гостей | | |
II. Речевая разминка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | Язык кверху «Ша-ша-ша», Наша Маша хороша. Язык книзу «Са-са-са», Укусила нос оса. Язык кверху «Ши-ши-ши», Наши уши хороши. Язык книзу «Сы-сы-сы», У осы усы, усы. Хорошо получается. Молодцы. Ребята, на столе у меня конверт от почтальона Печкина. Пишет что нес вам письмо, но его унесла в свои владения Снежная Королева и вернет, если вы выполните все задания на уроке и не получите ни одного замечания. Согласны помочь Печкину? | Повторят, готовят артикуляционный аппарат к чтению. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Назовите картинки | Хлеб, халат, хурма, холодильник, хомяк, хорек. | Называют названия картинок | Фронтальный. Устные ответы |
| | – Какой новый звук вы произнесли в начале слов? – Какую задачу нам предстоит сегодня решить? | – [х]. – Познакомиться со звуком [х] и буквой, его обозначающей | Формулируют учебную задачу вместе с учителем | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. | – Кто изображен на рисунке? – Выполните слого-звуковой анализ слова петух. – Измените слово, поставив | Выполняют слого-звуковой анализ слов петух, петухи. Выделяют звуки [х], [х’]. | Выделяют звуки [х], [х’] в процессе слого-звукового анализа слов, характеризуют их, | Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова |
1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 39) | Беседа, анализ слова, работа со схемой слова, рисунком | его во множественном числе. Выполните слого-звуковой анализ слова петухи. – Выделите новые звуки, охарактеризуйте их | – В слове петух – звук [x] – согласный, глухой, твердый. В слове петухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий | сравнивают, обозначают буквой. Делают вывод под руководством учителя | |
2. Дидактическая игра «Где звук?» | Коллективная. Словесный, практический. Дидактическая игра | – Определите место звука [x] в словах: ахать, колхозник, хлеб, пахать, входить, запах | Слушают, называют, где в слове расположен звук [x] | Распознают звук [x] в словах, контролируют ответы товарищей, исправляют ошибки | Коллективный. Устные ответы |
3. Знакомство с буквой Х | Фронтальная. Словесный, практический. | – На что похожа буква Х? Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. | Находят букву Х на «ленте букв». Высказывают свои | Находят букву Х на «ленте букв». Моделируют ее из | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
| Беседа, моделирование буквы | Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. В. Степанов – Выложите букву Х из счетных палочек | предположения. Слушают стихотворение. Из счетных палочек выкладывают букву Х | счетных палочек | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок Хомка раненько встает, Щечки моет, Шейку трет. Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать. | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Чтение слогов и слов (учебник, с. 39) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа | – Прочитайте слоги. В каких слогах слышите звук [х], [х’]; а в каких – звук [х’]? – Прочитайте слова | Читают слоги и слова. – Ха, ху, хо – [х]. Хи, хе – [х’]. | Распознают в слогах и словах звуки [х], [х’]. Читают целыми словами | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
5. Работа с текстом (учебник, с. 39) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа | – Какое время года наступит после осени? – Что дрожит от холода? – Какими становятся дни? – Где появился ледок? – Что надо убрать с полей до холодов? – Озаглавьте текст | Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы. Озаглавливают рассказ | Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая знаки препинания, интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют главную мысль, озаглавливают рассказ | Фронтальный. Устные ответы, чтение |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Называю слова, если слышите мягкий согласный хлопайте, если твердый топайте. Холод, хитрый, плохо, хурма, химик, художник, схема, тихий, буханка. | Выполняют действия | Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. Составление рассказа «Хлеб на нашем столе» (учебник, с. 38) | Групповая. Словесный, наглядный. Беседа, работа с иллюстрацией, рассказ | – Рассмотрите картинку. – Составьте по ней рассказ на тему «Хлеб на нашем столе» | Рассматривают картинку, составляют рассказ в группе | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ на заданную тему | Групповой. Рассказ по картинке |
2. Работа с пословицами (учебник, с. 38) | Групповая. Словесный, практический. Беседа, чтение | – Прочитайте пословицы. – Как вы понимаете смысл пословиц? | Читают, объясняют смысл пословиц | Умеют работать в группе, контролируют работу товарищей. Высказывают свою версию | Групповой. Устные ответы |
3. Чтение стихотворения «Хлеб» (учебник стр.42) | Беседа, рассказ | - Прочитайте стихотворение. - Кому и чему возносится слава? - Как надо относиться к хлебу? - Почему? - Бережно относитесь к хлебу, вы облегчите труд хлеборобам. | Выразительно читают, находят ответ на вопрос в тексте стихотворения. Выражают своё отношение. | Чтение стихотворения «Хлеб» (учебник стр.42) | |
4. Корректурная проба | Работа в парах. | Подчеркните все буквы Х в четырех строках. | Подчеркивают все буквы Х и поднимают в парах руки. | Умеют работать в паре, контролируют работу товарища.. | Парной. Устные ответы. Оценивание. |
5. Выразительное чтение наизусть стих-я «Хлеб» | Индивидуальная | Расскажу тебе, дружок, Про чудесный колосок. Тот, что зреет на полях – Попадёт на стол в хлебах. Сушки, плюшки и батон – Хлеб приходит в каждый дом... Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем — земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! | Кувшинов Слава выразительно наизусть читает стихотворение «Хлеб» Стих выразительно читает Софья Лейман | Осмысленно слушают текст стихотворения | Устные ответы. |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? - Вы славно потрудились, а вот и долгожданный конверт. А в нем ,ребята, приглашения от Деда Мороза на Елку. – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |