kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Солнце русской поэзии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект комбинированного урока по дисциплине Детская литература с практикумом по выразительному чтению. Цель урока: формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение. В ходу рока студенты не только вспониают произведения А.С. Пушкина, но и приему работы с ними на уроках литературного чтения в начальных классах. Урок сопровождается презентацией.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Солнце русской поэзии" »

Министерство образования и науки Пермского края

ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж»







Конспект урока по дисциплине ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тема: Солнце русской поэзии (лирические произведения А.С. Пушкина в детском чтении)







Лебедева Ольга Николаевна

преподаватель




2014

Методический паспорт урока

Целевая аудитория: студенты 2 курса специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Предмет: Детская литература

Раздел: Русская литература для детей XIХ века

Концептуальная цель преподавания курса детской литературы: получение целостного представления о детской литературе как о вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли

Тема: Солнце русской поэзии (лирические произведения А.С. Пушкина в детском чтении)


Цель урока: формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение

Обучающий аспект: учить внимательно относиться к художественному слову

Развивающий аспект: развивать умение анализировать произведения детской литературы в соответствии с их родовой и жанровой спецификой, сравнивать и обобщать

Воспитательный аспект: создать условия для эстетического воспитания студентов, учить видеть красоту природы

Тип урока: комбинированный урок


Методы:

- словесные (беседа), работа с учебной литературой

- наглядные (использование фонозаписи)

- практические (практическая работа)


Формы работы: фронтальная работа, работа в группах

Оборудование: ноутбук, колонки, учебник Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения, толковые словари Ожегова, листочки для практической работы, распечатки стихотворений


Предполагаемый результат урока: студенты повторят приемы работы с лирическим стихотворениями; продолжат развитие умения проводить анализ лирических стихотворений; получат эстетическое наслаждение от восприятия произведений искусства






Этап

Вре

мя

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Формируемые компетенции

I. Организ. момент

1

- Здравствуйте уважаемые студенты. Рада вас всех видеть. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя

Взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами (ОК 6)

II. Определение темы урока. Целеполагание

5

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…»

Я с детства помню эти строки.

Сейчас учу их на уроке.

Их слог высокий мне знаком.

Мне Пушкин чем-то очень дорог,

Его читаю и теперь.

Пусть путь земной его не долог.

Но как прожить нам без потерь?

Поэт великий. Потеряли

Его в расцвете зрелых лет.

Другого мы найдем едва ли,

Чтоб был на все века поэт.

Чему мы сегодня посвятим наш урок?

- Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорит о творчестве А.С. Пушкина. Как вы знаете, Пушкин был не только великим сказочником, но и великим поэтом. Именно о стихах Александра Сергеевича мы сегодня с вами будем говорить.

Запишите тему урока: Солнце русской поэзии.

- Владимир Федорович Одоевский на похоронах поэта сказал: «Закатилось солнце русской поэзии».

- Подумайте над словами Одоевского, почему он так сказал? (Почему произведения Пушкина бессмертны? Чем он волновал сердца людей?)

Почему его произведения, не предназначенные для детей, читают и понимают дети?

- А.С. Пушкин написано примерно 700 стихотворений, примерно треть этих произведений доступна и интересна детям.

- Действительно, стихотворения Пушкина мы знаем с самых ранних лет, они легко запоминаются, они являются образцом речи для маленького читателя. И именно поэтому лирические произведения Пушкина начали входить в круг детского чтения еще при жизни поэта, о чем свидетельствуют воспоминания, относящиеся к 20-30 годам XIX века. Начиная с конца 50-х годов XIX века, Пушкин входит в гимназические программы. С книгами Ушинского «Детский мир» и «Родное слово» приходит в начальные классы. С этих пор произведения поэта никогда не покидали школьные стены.

- А если стихотворения Пушкина нам известны еще со школы, тогда каковы задачи нашего урока?

- Вы отчасти правы. Наша с вами задача перечитать некоторые стихотворения Пушкина, познакомиться с приемами работы с лирическим стихотворениями, а также выбрать себе домашнее задание.















- Сегодняшний урок мы посвятим творчеству А.С. Пушкина







Высказывания студентов



- Его произведения годны для детского чтения, т.к. они художественно совершенны. Ребенок чувствует интонацию лирического героя, чувствует искренность и открытость поэта, поэтому он верит Пушкину.






- Вспомнить и прочитать новые стихотворения Пушкина










































Определение целей и задач урока (ПК 1.1)




III. Актуализация знаний.

Изучение нового материала

10


































































10





























5


































5


















































1) Чтение и анализ стихотворения «Птичка»

- Послушайте одно из многих стихотворений поэта. (стр.125 Хрестоматия, читаю сама)

- Что предстало внутреннему взору?





- Что мы с вами только что делали?

- Т.е использовали прием словесного рисования. А можно попросить детей изобразить графически эту картину?

- Следовательно, один из приемов работы с лирическим произведением – это графическое или словесное рисование.

- Откройте хрестоматии на странице 125-ой. Перечитайте это стихотворение и определите его тему.

- Итак, о чем же это стихотворение?


- О каком светлом празднике идет речь?


- Какой обычай существовал на Пасху.

- Знали ли вы об этом обычае?

- Т.е. перед прочтение с детьми этого стихотворения вы можете провести беседу об этом празднике. Следовательно «беседа» - это еще один прием работы над произведением.

Составить беседу о празднике Пасха с детьми – первый вариант вашего домашнего задания.

- Стихотворение Пушкин назвал «Птичка», но разве оно о птичке? Разве за рассказом о том, как лирический герой выпускал птичку, не стоит какой-то более глубокий смысл?

- Обратите внимание на первую строчку. Какое слово вы бы выделили в ней?

- Т.е где происходят события?

- Почему же тогда лирический герой «наблюдает» обычай родной стороны да еще и «свято»?


- Действительно, лирический герой свято соблюдает обычай родной стороны находясь далеко от нее. Тогда как можно сформулировать тему произведения?

- В чем заключается идея? Для ответа на этот вопрос найдем ключевые слова.

- Действительно, Пушкин не случайно использует эти синонимичные понятия. Докажем, что они синонимичны, для этого обратимся к словарю Ожегова. Что мы только что делали? Словарная работа – это еще один прием.




- Есть ли свобода у лирического героя?

- Но ведь жизнь без свободы бессмыслена, без нее не возможно счастье! О каком же «утешении» говорит лирический герой?



- Как это его характеризует?

- Вы правы. Не смотря на разлуку с Родиной, отсутствие свободы, лирический герой не стал жестоким, он не перестал верить в Добро. А если ты способен делать добрые дела, значит Бог не забыл тебя. В этом и заключается главная идея произведения.

- Обратите внимание, уважаемые студенты, какой огромный смысл заложен в этих восьми строчках. Это еще раз доказывает гениальность Пушкина!

2) «Чтение и анализ стихотворения «Зимний вечер»

- Но Александр Сергеевич писал не только на философские темы, у него достаточно много произведений, посвященных родной природе. Именно к ним я и предлагаю обратится.

- Как мы видим за окном у нас зима. И у Пушкина есть строки, посвященные этому времени года. Может, кто то их вспомнит?

Прослушивание аудиозаписи стихотворения Зимний вечер.

- Что бы вы рассказали из биографии Пушкина при чтении стихотворения «Зимний вечер»?

- Это второй вариант вашего домашнего задания – составить рассказ о биографии поэта перед чтением стихотворения «Зимний вечер»

- Какие картины вы нарисовали в своем воображении, слушая это стихотворение?

- А какие голоса вы услышали?


- Чтобы понять, как это удалось поэту, обратимся к анализу. Какие виды анализа здесь целесообразно применить?

- Сейчас вы поработает в группах. Одна группа будет работать с образами, которые создал поэт, а втора с изобразительно-выразительными средствами, которыми пользовался Пушкин. Ваша задача написать образы или средства и вопросы, которые вы бы задали детям.

- Какую музыку вы бы подобрали к этому поэтическому отрывку? Итак, это еще один вариант вашего домашнего задания.

3) Чтение и анализ стихотворения «Гонимы вешними лучами…»

- А дальше, какое время года?

- Давайте вспомним стихи Пушкина, посвященные этому времени года.

- В этом стихотворении описана весна, которая происходит где?

- Верно. А что нам позволяет сделать такой вывод?







- Прочитав только первые строчки, мы сразу чувствуем победоносную силу весны, которая гонит снега, превращая их в мутные ручьи.

Этот отрывок из романа Евгений Онегин можно выделить в самостоятельное литературное произведение, одухотворённое автором. А какое оно по настроению, по эмоциям?

- Действительно, мы видим и слышим как все пришло в движение, как природа пробуждается.

- В этом стихотворении Пушкин использует достаточно много метафор. Давайте их назовем.

- Именно метафора помогает нам представить красоту весны. Александр Сергеевич называет весну «утром года». И если весна – это утро года, то мы можем догадаться, что лето для Пушкина – это …

Это стихотворение перекликается с известными картинами, поэтому ваше домашнее задание – подобрать репродукции картин к этому стихотворению.

4) Чтение и анализ отрывка стихотворения «Осень»

- Далее у нас идет лето. Каким видит лето поэт, вы узнаете, прочитав отрывок из стихотворения «Осень» стр. 131 стих 4.




- Согласны ли вы с поэтом? Кто готов поспорить? Итак, если вы не согласны с Пушкиным, я предлагаю вам написать свое стихотворение о лете. Это еще одно домашнее задание.

- Прежде чем напомнить себе известное нам стихотворение «Осень», послушаем отрывок из биографии поэта (сообщения студентов). Оцените.














- Сейчас вы прочитаете стихотворение «Осень» и найдете подтверждение тому, что осень действительно любимое время года поэта.

- Поэт описывает унылую пору очей очарованья с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывает о своем восхищении: «Люблю в багранец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает как в его душе рождается вдохновение, возникают поэтические образы. Пушкин хочет заразить нас читателей своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни. Он надеется, что мы сможем понять всю красоту природы и насладиться чудесным описанием осени.

- Какое настроение автор передает в этом стихотворении?

- Да, вы правы. Хотя стихотворение написано ямбом, что должно придавать ему оживленный, веселый тон. Почему поэт грустит?

- Верно и поэтому Пушкин обращает наше внимание на нее, чтобы мы успели насладиться всем этим великолепием.



- Голые деревья, на земле стоит клетка, а в ней мечется маленькая птичка, к клетке протягивается рука и открывает дверку, птичка летит в чистое, голубое небо.

- Словесно рисовали

- Да, можно







- Это стихотворение о птичке

- Речь идет о Пасхе (Христово Воскресение)

- В Пасху отпускали птиц

- Нет





Высказывания студентов







- Чужбина

- Далеко от Родины, в чужой стране

- В данном стихотворении слово «наблюдаю» имеет значение не «смотрю», а «соблюдаю»

- Тема: соблюдение традиций и обычаев своей страны

- ключевыми словами в стихотворении являются слова «воля» и «свобода»

- Воля – это свободное состояние, не в тюрьме, не взаперти

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе

- Нет

- Изгнанник (лирический герой) не стал свободным, но он способен подарит свободу другому и в этом он находит утешение

- Он добрый















- Зимний вечер», «Зимнее утро»



- Знакомя детей с этим стихотворением, следует рассказать о няне поэта Арине Родионовне


- Темный холодный зимний вечер, а в доме тепло, уютно, светло.

- Мы услышали звуки бури, ветра, жужжание веретена, треск дров в камине

- Анализ образов и анализ языковых средств


Практическая работа в группах на оценку


- Музыку, которая меняет свой характер


-Весна

- Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега…

- В стихотворении описана сельская весна

- Ясное небо, первый пух на деревьях, первый вылет пчел за медом, появление цветов на лугах, первый выгон коров на пастбище, и наконец, завершая и делая более поэтичным этот образ пробудившейся природы – соловьиные песни





- Стихотворение звучит весело, бодро, стремительно

- Вешние лучи, ясная улыбка природы, утро года, долины пестреют

- Лето - жаркий день, осень – прохладный вечер, а зима – это ночь, когда природа замирает и засыпает.







Чтение студентами 4 строфы стихотворения «Осень»




А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье дворянина. Первое свое стихотворение Пушкин опубликовал в 15 лет. В то время он учился в лицее. Он пишет еще несколько замечательных стихов, становится членом литературного общества и печатается под забавным именем Сверчок. Пушкин окончил лицей уже настоящим поэтом.

Александр Сергеевич очень любил природу России и посвятил ей множество стихотворений. Каждое время года вызывало разные чувства в душе поэта. Но больше всего поэт любил осень.













- Легкая грусть


- Вся эта красота не долговечна


- Осуществлять поиск, анализ информации, необходимой для решения поставленных задач (ОК 4)

- Работать в коллективе и команде, взаимо-действовать с коллегами и социальными партнерами (ОК6)

-Организовывать собственную деятельность (ОК 2)

- Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, выступлений (ПК4.4.)
































































IV. Домашнее задание

2

- Итак, наш урок подходит к концу. Я надеюсь, вы выбрали себе по душе домашнее задание. Если вы не определились с выбором, я напоминаю варианты:

  • Беседа о празднике Пасха перед чтением стихотворения «Птичка»

  • Составить рассказ о биографии поэта перед чтением стихотворения «Зимний вечер»

  • Подобрать музыку к стихотворению «Зимний вечер»

  • Подобрать репродукции картин к стихотворению «гонимы вешними лучами…»

  • Написать стихотворение о лете

Обязательно прочитать сказку В.Одоевского «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке», А. Погорельский «Черная курица», записать в читательский дневник



V. Итог урока

5

- В начале урока мы с вами ставили цели, поэтому я хотела бы узнать у вас, достигли ли вы поставленных целей?

-Какие приемы, виды работ с поэтическими произведениями унесете с собой с урока? Напишите на листочках


- Всем спасибо за урок. Урок окончен

Высказывания студентов

- Анализировать уроки (ПК 1.4.)



Приложение 1

Практическая работа

Образы

1 строфа – буря

2,3 – лачужка

4 – лачужка и буря

Вопросы

- Какие образы рисует автор в этом стихотворении?

- Какая у Пушкина буря?

- В каких словах это выражено?

- Какие слова стихотворения помогают нам представить лачужку?

- Что вы представляете, когда читаете эти строки? (тихий вечер, не смотря на то, что за окном вьюга, камин, в котором теплится огонь, а также как бы слышь строки любимых сказок)

Средства выразительности

Сравнение: буря – зверь, дитя, путник

Олицетворение: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит,


- Какие образы рисует автор в этом стихотворении?

- С чем Пушкин сравнивает бурю?

- Какие слова указывают на отождествление бури с живым существом?

- Как одним словом обозначить эти слова?








Приложение 2

Приемы работы с лирическим стихотворением

  • Графическое рисование

  • Словесное рисование

  • Музыкальное иллюстрирование

  • Подбор репродукций картин

  • Рассказ биографии писателя

  • Рассказ о празднике

  • Анализ образов

  • Анализ языка произведения

  • Беседа


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Солнце русской поэзии"

Автор: Лебедева Ольга Николаевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока литературное чтение "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469513"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспекты  уроков  на темы: "Словосочетание", " Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekty-urokov-na-tiemy-slovosochietaniie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425303070"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект  урока  по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "101530"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402420950"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "128801"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415561736"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект урока по литературе "Гений и злодейство - две вещи несовместные" (по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери")"
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-gienii-i-zlodieistvo-dvie-vieshchi-niesovmiestnyie-po-traghiedii-a-s-pushkina-motsart-i-sal-ieri"
    ["file_id"] => string(6) "286631"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454363267"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства