II. Определение темы урока. Целеполагание | 5 | У Лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…» Я с детства помню эти строки. Сейчас учу их на уроке. Их слог высокий мне знаком. Мне Пушкин чем-то очень дорог, Его читаю и теперь. Пусть путь земной его не долог. Но как прожить нам без потерь? Поэт великий. Потеряли Его в расцвете зрелых лет. Другого мы найдем едва ли, Чтоб был на все века поэт. Чему мы сегодня посвятим наш урок? - Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорит о творчестве А.С. Пушкина. Как вы знаете, Пушкин был не только великим сказочником, но и великим поэтом. Именно о стихах Александра Сергеевича мы сегодня с вами будем говорить. Запишите тему урока: Солнце русской поэзии. - Владимир Федорович Одоевский на похоронах поэта сказал: «Закатилось солнце русской поэзии». - Подумайте над словами Одоевского, почему он так сказал? (Почему произведения Пушкина бессмертны? Чем он волновал сердца людей?) Почему его произведения, не предназначенные для детей, читают и понимают дети? - А.С. Пушкин написано примерно 700 стихотворений, примерно треть этих произведений доступна и интересна детям. - Действительно, стихотворения Пушкина мы знаем с самых ранних лет, они легко запоминаются, они являются образцом речи для маленького читателя. И именно поэтому лирические произведения Пушкина начали входить в круг детского чтения еще при жизни поэта, о чем свидетельствуют воспоминания, относящиеся к 20-30 годам XIX века. Начиная с конца 50-х годов XIX века, Пушкин входит в гимназические программы. С книгами Ушинского «Детский мир» и «Родное слово» приходит в начальные классы. С этих пор произведения поэта никогда не покидали школьные стены. - А если стихотворения Пушкина нам известны еще со школы, тогда каковы задачи нашего урока? - Вы отчасти правы. Наша с вами задача перечитать некоторые стихотворения Пушкина, познакомиться с приемами работы с лирическим стихотворениями, а также выбрать себе домашнее задание. | - Сегодняшний урок мы посвятим творчеству А.С. Пушкина Высказывания студентов - Его произведения годны для детского чтения, т.к. они художественно совершенны. Ребенок чувствует интонацию лирического героя, чувствует искренность и открытость поэта, поэтому он верит Пушкину. - Вспомнить и прочитать новые стихотворения Пушкина | Определение целей и задач урока (ПК 1.1) |
III. Актуализация знаний. Изучение нового материала | 10 10 5 5 | 1) Чтение и анализ стихотворения «Птичка» - Послушайте одно из многих стихотворений поэта. (стр.125 Хрестоматия, читаю сама) - Что предстало внутреннему взору? - Что мы с вами только что делали? - Т.е использовали прием словесного рисования. А можно попросить детей изобразить графически эту картину? - Следовательно, один из приемов работы с лирическим произведением – это графическое или словесное рисование. - Откройте хрестоматии на странице 125-ой. Перечитайте это стихотворение и определите его тему. - Итак, о чем же это стихотворение? - О каком светлом празднике идет речь? - Какой обычай существовал на Пасху. - Знали ли вы об этом обычае? - Т.е. перед прочтение с детьми этого стихотворения вы можете провести беседу об этом празднике. Следовательно «беседа» - это еще один прием работы над произведением. Составить беседу о празднике Пасха с детьми – первый вариант вашего домашнего задания. - Стихотворение Пушкин назвал «Птичка», но разве оно о птичке? Разве за рассказом о том, как лирический герой выпускал птичку, не стоит какой-то более глубокий смысл? - Обратите внимание на первую строчку. Какое слово вы бы выделили в ней? - Т.е где происходят события? - Почему же тогда лирический герой «наблюдает» обычай родной стороны да еще и «свято»? - Действительно, лирический герой свято соблюдает обычай родной стороны находясь далеко от нее. Тогда как можно сформулировать тему произведения? - В чем заключается идея? Для ответа на этот вопрос найдем ключевые слова. - Действительно, Пушкин не случайно использует эти синонимичные понятия. Докажем, что они синонимичны, для этого обратимся к словарю Ожегова. Что мы только что делали? Словарная работа – это еще один прием. - Есть ли свобода у лирического героя? - Но ведь жизнь без свободы бессмыслена, без нее не возможно счастье! О каком же «утешении» говорит лирический герой? - Как это его характеризует? - Вы правы. Не смотря на разлуку с Родиной, отсутствие свободы, лирический герой не стал жестоким, он не перестал верить в Добро. А если ты способен делать добрые дела, значит Бог не забыл тебя. В этом и заключается главная идея произведения. - Обратите внимание, уважаемые студенты, какой огромный смысл заложен в этих восьми строчках. Это еще раз доказывает гениальность Пушкина! 2) «Чтение и анализ стихотворения «Зимний вечер» - Но Александр Сергеевич писал не только на философские темы, у него достаточно много произведений, посвященных родной природе. Именно к ним я и предлагаю обратится. - Как мы видим за окном у нас зима. И у Пушкина есть строки, посвященные этому времени года. Может, кто то их вспомнит? Прослушивание аудиозаписи стихотворения Зимний вечер. - Что бы вы рассказали из биографии Пушкина при чтении стихотворения «Зимний вечер»? - Это второй вариант вашего домашнего задания – составить рассказ о биографии поэта перед чтением стихотворения «Зимний вечер» - Какие картины вы нарисовали в своем воображении, слушая это стихотворение? - А какие голоса вы услышали? - Чтобы понять, как это удалось поэту, обратимся к анализу. Какие виды анализа здесь целесообразно применить? - Сейчас вы поработает в группах. Одна группа будет работать с образами, которые создал поэт, а втора с изобразительно-выразительными средствами, которыми пользовался Пушкин. Ваша задача написать образы или средства и вопросы, которые вы бы задали детям. - Какую музыку вы бы подобрали к этому поэтическому отрывку? Итак, это еще один вариант вашего домашнего задания. 3) Чтение и анализ стихотворения «Гонимы вешними лучами…» - А дальше, какое время года? - Давайте вспомним стихи Пушкина, посвященные этому времени года. - В этом стихотворении описана весна, которая происходит где? - Верно. А что нам позволяет сделать такой вывод? - Прочитав только первые строчки, мы сразу чувствуем победоносную силу весны, которая гонит снега, превращая их в мутные ручьи. Этот отрывок из романа Евгений Онегин можно выделить в самостоятельное литературное произведение, одухотворённое автором. А какое оно по настроению, по эмоциям? - Действительно, мы видим и слышим как все пришло в движение, как природа пробуждается. - В этом стихотворении Пушкин использует достаточно много метафор. Давайте их назовем. - Именно метафора помогает нам представить красоту весны. Александр Сергеевич называет весну «утром года». И если весна – это утро года, то мы можем догадаться, что лето для Пушкина – это … Это стихотворение перекликается с известными картинами, поэтому ваше домашнее задание – подобрать репродукции картин к этому стихотворению. 4) Чтение и анализ отрывка стихотворения «Осень» - Далее у нас идет лето. Каким видит лето поэт, вы узнаете, прочитав отрывок из стихотворения «Осень» стр. 131 стих 4. - Согласны ли вы с поэтом? Кто готов поспорить? Итак, если вы не согласны с Пушкиным, я предлагаю вам написать свое стихотворение о лете. Это еще одно домашнее задание. - Прежде чем напомнить себе известное нам стихотворение «Осень», послушаем отрывок из биографии поэта (сообщения студентов). Оцените. - Сейчас вы прочитаете стихотворение «Осень» и найдете подтверждение тому, что осень действительно любимое время года поэта. - Поэт описывает унылую пору очей очарованья с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывает о своем восхищении: «Люблю в багранец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает как в его душе рождается вдохновение, возникают поэтические образы. Пушкин хочет заразить нас читателей своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни. Он надеется, что мы сможем понять всю красоту природы и насладиться чудесным описанием осени. - Какое настроение автор передает в этом стихотворении? - Да, вы правы. Хотя стихотворение написано ямбом, что должно придавать ему оживленный, веселый тон. Почему поэт грустит? - Верно и поэтому Пушкин обращает наше внимание на нее, чтобы мы успели насладиться всем этим великолепием. | - Голые деревья, на земле стоит клетка, а в ней мечется маленькая птичка, к клетке протягивается рука и открывает дверку, птичка летит в чистое, голубое небо. - Словесно рисовали - Да, можно - Это стихотворение о птичке - Речь идет о Пасхе (Христово Воскресение) - В Пасху отпускали птиц - Нет Высказывания студентов - Чужбина - Далеко от Родины, в чужой стране - В данном стихотворении слово «наблюдаю» имеет значение не «смотрю», а «соблюдаю» - Тема: соблюдение традиций и обычаев своей страны - ключевыми словами в стихотворении являются слова «воля» и «свобода» - Воля – это свободное состояние, не в тюрьме, не взаперти Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе - Нет - Изгнанник (лирический герой) не стал свободным, но он способен подарит свободу другому и в этом он находит утешение - Он добрый - Зимний вечер», «Зимнее утро» - Знакомя детей с этим стихотворением, следует рассказать о няне поэта Арине Родионовне - Темный холодный зимний вечер, а в доме тепло, уютно, светло. - Мы услышали звуки бури, ветра, жужжание веретена, треск дров в камине - Анализ образов и анализ языковых средств Практическая работа в группах на оценку - Музыку, которая меняет свой характер -Весна - Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега… - В стихотворении описана сельская весна - Ясное небо, первый пух на деревьях, первый вылет пчел за медом, появление цветов на лугах, первый выгон коров на пастбище, и наконец, завершая и делая более поэтичным этот образ пробудившейся природы – соловьиные песни - Стихотворение звучит весело, бодро, стремительно - Вешние лучи, ясная улыбка природы, утро года, долины пестреют - Лето - жаркий день, осень – прохладный вечер, а зима – это ночь, когда природа замирает и засыпает. Чтение студентами 4 строфы стихотворения «Осень» А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье дворянина. Первое свое стихотворение Пушкин опубликовал в 15 лет. В то время он учился в лицее. Он пишет еще несколько замечательных стихов, становится членом литературного общества и печатается под забавным именем Сверчок. Пушкин окончил лицей уже настоящим поэтом. Александр Сергеевич очень любил природу России и посвятил ей множество стихотворений. Каждое время года вызывало разные чувства в душе поэта. Но больше всего поэт любил осень. - Легкая грусть - Вся эта красота не долговечна | - Осуществлять поиск, анализ информации, необходимой для решения поставленных задач (ОК 4) - Работать в коллективе и команде, взаимо-действовать с коллегами и социальными партнерами (ОК6) -Организовывать собственную деятельность (ОК 2) - Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, выступлений (ПК4.4.) |