kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Солнце русской поэзии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект комбинированного урока по дисциплине Детская литература с практикумом по выразительному чтению. Цель урока: формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение. В ходу рока студенты не только вспониают произведения А.С. Пушкина, но и приему работы с ними на уроках литературного чтения в начальных классах. Урок сопровождается презентацией.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Солнце русской поэзии" »

Министерство образования и науки Пермского края

ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж»







Конспект урока по дисциплине ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тема: Солнце русской поэзии (лирические произведения А.С. Пушкина в детском чтении)







Лебедева Ольга Николаевна

преподаватель




2014

Методический паспорт урока

Целевая аудитория: студенты 2 курса специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Предмет: Детская литература

Раздел: Русская литература для детей XIХ века

Концептуальная цель преподавания курса детской литературы: получение целостного представления о детской литературе как о вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли

Тема: Солнце русской поэзии (лирические произведения А.С. Пушкина в детском чтении)


Цель урока: формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение

Обучающий аспект: учить внимательно относиться к художественному слову

Развивающий аспект: развивать умение анализировать произведения детской литературы в соответствии с их родовой и жанровой спецификой, сравнивать и обобщать

Воспитательный аспект: создать условия для эстетического воспитания студентов, учить видеть красоту природы

Тип урока: комбинированный урок


Методы:

- словесные (беседа), работа с учебной литературой

- наглядные (использование фонозаписи)

- практические (практическая работа)


Формы работы: фронтальная работа, работа в группах

Оборудование: ноутбук, колонки, учебник Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения, толковые словари Ожегова, листочки для практической работы, распечатки стихотворений


Предполагаемый результат урока: студенты повторят приемы работы с лирическим стихотворениями; продолжат развитие умения проводить анализ лирических стихотворений; получат эстетическое наслаждение от восприятия произведений искусства






Этап

Вре

мя

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Формируемые компетенции

I. Организ. момент

1

- Здравствуйте уважаемые студенты. Рада вас всех видеть. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя

Взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами (ОК 6)

II. Определение темы урока. Целеполагание

5

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…»

Я с детства помню эти строки.

Сейчас учу их на уроке.

Их слог высокий мне знаком.

Мне Пушкин чем-то очень дорог,

Его читаю и теперь.

Пусть путь земной его не долог.

Но как прожить нам без потерь?

Поэт великий. Потеряли

Его в расцвете зрелых лет.

Другого мы найдем едва ли,

Чтоб был на все века поэт.

Чему мы сегодня посвятим наш урок?

- Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорит о творчестве А.С. Пушкина. Как вы знаете, Пушкин был не только великим сказочником, но и великим поэтом. Именно о стихах Александра Сергеевича мы сегодня с вами будем говорить.

Запишите тему урока: Солнце русской поэзии.

- Владимир Федорович Одоевский на похоронах поэта сказал: «Закатилось солнце русской поэзии».

- Подумайте над словами Одоевского, почему он так сказал? (Почему произведения Пушкина бессмертны? Чем он волновал сердца людей?)

Почему его произведения, не предназначенные для детей, читают и понимают дети?

- А.С. Пушкин написано примерно 700 стихотворений, примерно треть этих произведений доступна и интересна детям.

- Действительно, стихотворения Пушкина мы знаем с самых ранних лет, они легко запоминаются, они являются образцом речи для маленького читателя. И именно поэтому лирические произведения Пушкина начали входить в круг детского чтения еще при жизни поэта, о чем свидетельствуют воспоминания, относящиеся к 20-30 годам XIX века. Начиная с конца 50-х годов XIX века, Пушкин входит в гимназические программы. С книгами Ушинского «Детский мир» и «Родное слово» приходит в начальные классы. С этих пор произведения поэта никогда не покидали школьные стены.

- А если стихотворения Пушкина нам известны еще со школы, тогда каковы задачи нашего урока?

- Вы отчасти правы. Наша с вами задача перечитать некоторые стихотворения Пушкина, познакомиться с приемами работы с лирическим стихотворениями, а также выбрать себе домашнее задание.















- Сегодняшний урок мы посвятим творчеству А.С. Пушкина







Высказывания студентов



- Его произведения годны для детского чтения, т.к. они художественно совершенны. Ребенок чувствует интонацию лирического героя, чувствует искренность и открытость поэта, поэтому он верит Пушкину.






- Вспомнить и прочитать новые стихотворения Пушкина










































Определение целей и задач урока (ПК 1.1)




III. Актуализация знаний.

Изучение нового материала

10


































































10





























5


































5


















































1) Чтение и анализ стихотворения «Птичка»

- Послушайте одно из многих стихотворений поэта. (стр.125 Хрестоматия, читаю сама)

- Что предстало внутреннему взору?





- Что мы с вами только что делали?

- Т.е использовали прием словесного рисования. А можно попросить детей изобразить графически эту картину?

- Следовательно, один из приемов работы с лирическим произведением – это графическое или словесное рисование.

- Откройте хрестоматии на странице 125-ой. Перечитайте это стихотворение и определите его тему.

- Итак, о чем же это стихотворение?


- О каком светлом празднике идет речь?


- Какой обычай существовал на Пасху.

- Знали ли вы об этом обычае?

- Т.е. перед прочтение с детьми этого стихотворения вы можете провести беседу об этом празднике. Следовательно «беседа» - это еще один прием работы над произведением.

Составить беседу о празднике Пасха с детьми – первый вариант вашего домашнего задания.

- Стихотворение Пушкин назвал «Птичка», но разве оно о птичке? Разве за рассказом о том, как лирический герой выпускал птичку, не стоит какой-то более глубокий смысл?

- Обратите внимание на первую строчку. Какое слово вы бы выделили в ней?

- Т.е где происходят события?

- Почему же тогда лирический герой «наблюдает» обычай родной стороны да еще и «свято»?


- Действительно, лирический герой свято соблюдает обычай родной стороны находясь далеко от нее. Тогда как можно сформулировать тему произведения?

- В чем заключается идея? Для ответа на этот вопрос найдем ключевые слова.

- Действительно, Пушкин не случайно использует эти синонимичные понятия. Докажем, что они синонимичны, для этого обратимся к словарю Ожегова. Что мы только что делали? Словарная работа – это еще один прием.




- Есть ли свобода у лирического героя?

- Но ведь жизнь без свободы бессмыслена, без нее не возможно счастье! О каком же «утешении» говорит лирический герой?



- Как это его характеризует?

- Вы правы. Не смотря на разлуку с Родиной, отсутствие свободы, лирический герой не стал жестоким, он не перестал верить в Добро. А если ты способен делать добрые дела, значит Бог не забыл тебя. В этом и заключается главная идея произведения.

- Обратите внимание, уважаемые студенты, какой огромный смысл заложен в этих восьми строчках. Это еще раз доказывает гениальность Пушкина!

2) «Чтение и анализ стихотворения «Зимний вечер»

- Но Александр Сергеевич писал не только на философские темы, у него достаточно много произведений, посвященных родной природе. Именно к ним я и предлагаю обратится.

- Как мы видим за окном у нас зима. И у Пушкина есть строки, посвященные этому времени года. Может, кто то их вспомнит?

Прослушивание аудиозаписи стихотворения Зимний вечер.

- Что бы вы рассказали из биографии Пушкина при чтении стихотворения «Зимний вечер»?

- Это второй вариант вашего домашнего задания – составить рассказ о биографии поэта перед чтением стихотворения «Зимний вечер»

- Какие картины вы нарисовали в своем воображении, слушая это стихотворение?

- А какие голоса вы услышали?


- Чтобы понять, как это удалось поэту, обратимся к анализу. Какие виды анализа здесь целесообразно применить?

- Сейчас вы поработает в группах. Одна группа будет работать с образами, которые создал поэт, а втора с изобразительно-выразительными средствами, которыми пользовался Пушкин. Ваша задача написать образы или средства и вопросы, которые вы бы задали детям.

- Какую музыку вы бы подобрали к этому поэтическому отрывку? Итак, это еще один вариант вашего домашнего задания.

3) Чтение и анализ стихотворения «Гонимы вешними лучами…»

- А дальше, какое время года?

- Давайте вспомним стихи Пушкина, посвященные этому времени года.

- В этом стихотворении описана весна, которая происходит где?

- Верно. А что нам позволяет сделать такой вывод?







- Прочитав только первые строчки, мы сразу чувствуем победоносную силу весны, которая гонит снега, превращая их в мутные ручьи.

Этот отрывок из романа Евгений Онегин можно выделить в самостоятельное литературное произведение, одухотворённое автором. А какое оно по настроению, по эмоциям?

- Действительно, мы видим и слышим как все пришло в движение, как природа пробуждается.

- В этом стихотворении Пушкин использует достаточно много метафор. Давайте их назовем.

- Именно метафора помогает нам представить красоту весны. Александр Сергеевич называет весну «утром года». И если весна – это утро года, то мы можем догадаться, что лето для Пушкина – это …

Это стихотворение перекликается с известными картинами, поэтому ваше домашнее задание – подобрать репродукции картин к этому стихотворению.

4) Чтение и анализ отрывка стихотворения «Осень»

- Далее у нас идет лето. Каким видит лето поэт, вы узнаете, прочитав отрывок из стихотворения «Осень» стр. 131 стих 4.




- Согласны ли вы с поэтом? Кто готов поспорить? Итак, если вы не согласны с Пушкиным, я предлагаю вам написать свое стихотворение о лете. Это еще одно домашнее задание.

- Прежде чем напомнить себе известное нам стихотворение «Осень», послушаем отрывок из биографии поэта (сообщения студентов). Оцените.














- Сейчас вы прочитаете стихотворение «Осень» и найдете подтверждение тому, что осень действительно любимое время года поэта.

- Поэт описывает унылую пору очей очарованья с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывает о своем восхищении: «Люблю в багранец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает как в его душе рождается вдохновение, возникают поэтические образы. Пушкин хочет заразить нас читателей своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни. Он надеется, что мы сможем понять всю красоту природы и насладиться чудесным описанием осени.

- Какое настроение автор передает в этом стихотворении?

- Да, вы правы. Хотя стихотворение написано ямбом, что должно придавать ему оживленный, веселый тон. Почему поэт грустит?

- Верно и поэтому Пушкин обращает наше внимание на нее, чтобы мы успели насладиться всем этим великолепием.



- Голые деревья, на земле стоит клетка, а в ней мечется маленькая птичка, к клетке протягивается рука и открывает дверку, птичка летит в чистое, голубое небо.

- Словесно рисовали

- Да, можно







- Это стихотворение о птичке

- Речь идет о Пасхе (Христово Воскресение)

- В Пасху отпускали птиц

- Нет





Высказывания студентов







- Чужбина

- Далеко от Родины, в чужой стране

- В данном стихотворении слово «наблюдаю» имеет значение не «смотрю», а «соблюдаю»

- Тема: соблюдение традиций и обычаев своей страны

- ключевыми словами в стихотворении являются слова «воля» и «свобода»

- Воля – это свободное состояние, не в тюрьме, не взаперти

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе

- Нет

- Изгнанник (лирический герой) не стал свободным, но он способен подарит свободу другому и в этом он находит утешение

- Он добрый















- Зимний вечер», «Зимнее утро»



- Знакомя детей с этим стихотворением, следует рассказать о няне поэта Арине Родионовне


- Темный холодный зимний вечер, а в доме тепло, уютно, светло.

- Мы услышали звуки бури, ветра, жужжание веретена, треск дров в камине

- Анализ образов и анализ языковых средств


Практическая работа в группах на оценку


- Музыку, которая меняет свой характер


-Весна

- Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега…

- В стихотворении описана сельская весна

- Ясное небо, первый пух на деревьях, первый вылет пчел за медом, появление цветов на лугах, первый выгон коров на пастбище, и наконец, завершая и делая более поэтичным этот образ пробудившейся природы – соловьиные песни





- Стихотворение звучит весело, бодро, стремительно

- Вешние лучи, ясная улыбка природы, утро года, долины пестреют

- Лето - жаркий день, осень – прохладный вечер, а зима – это ночь, когда природа замирает и засыпает.







Чтение студентами 4 строфы стихотворения «Осень»




А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье дворянина. Первое свое стихотворение Пушкин опубликовал в 15 лет. В то время он учился в лицее. Он пишет еще несколько замечательных стихов, становится членом литературного общества и печатается под забавным именем Сверчок. Пушкин окончил лицей уже настоящим поэтом.

Александр Сергеевич очень любил природу России и посвятил ей множество стихотворений. Каждое время года вызывало разные чувства в душе поэта. Но больше всего поэт любил осень.













- Легкая грусть


- Вся эта красота не долговечна


- Осуществлять поиск, анализ информации, необходимой для решения поставленных задач (ОК 4)

- Работать в коллективе и команде, взаимо-действовать с коллегами и социальными партнерами (ОК6)

-Организовывать собственную деятельность (ОК 2)

- Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, выступлений (ПК4.4.)
































































IV. Домашнее задание

2

- Итак, наш урок подходит к концу. Я надеюсь, вы выбрали себе по душе домашнее задание. Если вы не определились с выбором, я напоминаю варианты:

  • Беседа о празднике Пасха перед чтением стихотворения «Птичка»

  • Составить рассказ о биографии поэта перед чтением стихотворения «Зимний вечер»

  • Подобрать музыку к стихотворению «Зимний вечер»

  • Подобрать репродукции картин к стихотворению «гонимы вешними лучами…»

  • Написать стихотворение о лете

Обязательно прочитать сказку В.Одоевского «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке», А. Погорельский «Черная курица», записать в читательский дневник



V. Итог урока

5

- В начале урока мы с вами ставили цели, поэтому я хотела бы узнать у вас, достигли ли вы поставленных целей?

-Какие приемы, виды работ с поэтическими произведениями унесете с собой с урока? Напишите на листочках


- Всем спасибо за урок. Урок окончен

Высказывания студентов

- Анализировать уроки (ПК 1.4.)



Приложение 1

Практическая работа

Образы

1 строфа – буря

2,3 – лачужка

4 – лачужка и буря

Вопросы

- Какие образы рисует автор в этом стихотворении?

- Какая у Пушкина буря?

- В каких словах это выражено?

- Какие слова стихотворения помогают нам представить лачужку?

- Что вы представляете, когда читаете эти строки? (тихий вечер, не смотря на то, что за окном вьюга, камин, в котором теплится огонь, а также как бы слышь строки любимых сказок)

Средства выразительности

Сравнение: буря – зверь, дитя, путник

Олицетворение: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит,


- Какие образы рисует автор в этом стихотворении?

- С чем Пушкин сравнивает бурю?

- Какие слова указывают на отождествление бури с живым существом?

- Как одним словом обозначить эти слова?








Приложение 2

Приемы работы с лирическим стихотворением

  • Графическое рисование

  • Словесное рисование

  • Музыкальное иллюстрирование

  • Подбор репродукций картин

  • Рассказ биографии писателя

  • Рассказ о празднике

  • Анализ образов

  • Анализ языка произведения

  • Беседа


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Солнце русской поэзии"

Автор: Лебедева Ольга Николаевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока литературное чтение "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469513"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспекты  уроков  на темы: "Словосочетание", " Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekty-urokov-na-tiemy-slovosochietaniie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425303070"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект  урока  по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "101530"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402420950"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "128801"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415561736"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект урока по литературе "Гений и злодейство - две вещи несовместные" (по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери")"
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-gienii-i-zlodieistvo-dvie-vieshchi-niesovmiestnyie-po-traghiedii-a-s-pushkina-motsart-i-sal-ieri"
    ["file_id"] => string(6) "286631"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454363267"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства