kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по литературе предназначен для проведения урока в 8-м классе по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" по программе В.Я Коровиной

Тема : «Семья капитана Миронова.  Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11







Урок литературы в 8-м классе (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" )

Тема : «Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина»

Составила и провела учитель русского языка и литературы Гриценко Наталья Игоревна



ст. Нижнебаканская 2012 г. Тема: «Семья капитана Миронова. Маша Миронова -нравственный идеал А.С. Пушкина.»

Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:

  • Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия нравственных идеалов писателя.

  • Развивающая: развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал.

  • Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Оборудование: ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), раздаточный материал, презентация.



Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

2. Вступительное слово учителя.

(слайд 2)

Сегодня  на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев.

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.

Обратимся к повести. Определите, кому из персонажей повести принадлежат эти слова:

(слайд 3-5)

"Ну, ребята,--…………; -- теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною! ….Что ж вы, детушки, стоите? …....-- Умирать, так умирать: дело служивое!"

(Иван Кузмич)

«А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке! Вместе жить, вместе и умирать»

(Василиса Егоровна)

«Я приехала просить милости, а не правосудия.»

(Маша Миронова)

Сообщение темы урока.

(слайд 6)

Иван Кузмич , Василиса Егоровна, Маша. Что связывает этих героев? (верно, это семья, семья капитана Миронова).

Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить на уроке? (О семье капитана Миронова).

Тема нашего урока «Семья капитана Миронова. Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина».

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Словарная работа.

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть».


Какое же толкование дается слову «честь» в словаре В.И.Даля.

(слайд 7)

(Друг Пушкина В.И.Даль – и, кстати, участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачевских материалов – в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет как:

  1. Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

  2. Но в словаре указано и др. значение: Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

Выясним, что же такое репутация, нравственность, совесть?

  • Работа с записями на доске (слайд 8):

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

  • Вопрос учителя классу.

В каком же значении слово «честь» употребляется в повести?  ( в первом значении).

Как это нравственное понятие (понятие чести)  соотносится с героями повести – капитаном Мироновым, его женой, Василисой Егоровной и Машей Мироновой.

4. Работа по теме урока.

1) Образ Ивана Кузмича Миронова. (слайд 9)

- Каким предстает перед нами капитан Миронов?

(«Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию.»

Он добродушный, гостеприимный хозяин, любит свою дочь и жену, хотя и позволяет Василисе Егоровне командовать в семье.

В минуты опасности добрый сонный капитан преображается, становится сильным, смелым. Понимая явное превосходство пугачевских войск, он пытается с помощью своего слабого гарнизона не пустить их в крепость. Офицер не может изменить присяге, своей Родине, поэтому сражается до последнего. Изнемогая от раны, капитан Миронов отказывается присягнуть «вору и самозванцу» Пугачеву. Он не боится быть повешенным, так как предательство для честного русского офицера страшнее смерти.

Храбрость, верность долгу и присяге, героизм, повседневный труд и удивительное терпение – вот нравственные черты характера капитана Миронова.





2) Образ Василисы Егоровны. (слайд 10)

- Как показана жена капитана Миронова в повести?

(Комендантша крепости – сильная и волевая женщина, она всегда рядом со своим мужем, его поддержка и опора в трудные минуты жизни. Не случайно Швабрин говорит о ней: «Василиса Егоровна прехрабрая дама». Ей бы самой командовать полком! Комендантша сама подшучивает и иронизирует над мужем: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился, так было бы лучше». Она любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется: «… девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…»

Во время осады крепости Василиса Егоровна не может бросить мужа и готова быть рядом с ним и сражаться до последнего. Она вслед за мужем погибает от рук восставших казаков. Но перед смертью успевает назвать Пугачева «беглым каторжником», а его солдат «злодеями». Мы видим в ней сильную волевую женщину, не дрогнувшую перед лицом опасности.)



3) Образ Маши Мироновой. (слайд 11)

Более подробно остановимся на рассмотрении образа Маши Мироновой. Проанализируем эпизоды и определим, какие черты характера героини проявляются в различных ситуациях.



Выступление групп. По ходу выступления учащиеся заполняют таблицу.

Маша Миронова – нравственный идеал А,С.Пушкина.

группа

Эпизод романа.

Черты характера.

1

.Глава «Крепость» (первое знакомство с Машей Мироновой.

застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива, “трусиха”.

2

Глава «Любовь»

Нежность, заботливость, твердость характера, жертвенность,

3

Главы «Осада города», «Сирота»,

Стойкость, непреклонность, смелость, мужество, верность

4

Глава «Суд»

Решительность, находчивость , ум.смелость

1группа ( слайд 12)

«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», - так описывает Пушкин дочь капитана Миронова. Если подумать, то она не была красавицей, но и небезобразна. Мы можем отметить, что героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Мать называет её «трусихой», Швабрин описал ее «совершенною ду­рочкою».. Можно сказать, что Маша «вначале не нравится», «не производит никакого впечатления» на Гринева. Но нельзя судить по первому впечатлению, тем более что мнение о Маше вскоре у Гринева меняется. «Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку»,

2 группа ( слайд 13)

В душе Гринева просыпается, какое-то чувство.… И только в 5 главе Пушкин называет нам открыто это чувство – любовь. Обратим внимание на заботу Маши по отношению к Гриневу во время болезни после поединка со Швабриным. Простота и цельность ее чувства, естественность его проявления остаются незамеченными, и для современных молодых людей они не понятны: ведь Машу и Гринева связывает только духовная связь. Во время болезни Гринев понимает, что любит Машу и делает предложение руки и сердца. Но девушка ничего ему не обещает, а целомудренно дает понять, что тоже любит Петра Андреевича. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается выйти замуж за Гринева, жертвуя своей любовью ради любимого. Героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева – человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. «Видно мне судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич, будьте хоть вы счастливы...» В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры, Маша, чувствуя ответственность за любимого, отказывается венчаться без родитель­ского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия». Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.


3 группа ( слайд 14)

Испытания, выпавшие на долю девушки, воспиты­вают в ней стойкость и мужество. Когда Швабрин под страхом смерти вынужда­ет ее выйти за него замуж, Маша предпринимает все возможное для своего спасения. Она готова умереть, лишь бы не стать женой Алексея Ивановича. «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».
Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утра­тив своих духовных качеств.

4 группа ( слайд 15)

Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени, Маша ре­шается ехать в Петербург и самостоятельно составля­ет план действий, чтобы восстановить справедли­вость. Большую роль в этом сыграла и способность Маши располагать к себе людей, различных по харак­теру и социальному положению. В разговоре с императрицей она признается: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Во время встречи Маши с императрицей «по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки, простой русской девушки, в сущности, без всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно «ума и сердца», твердости духа и непреклонной решительности, чтоб добиться оправдания своего ни в чем не повинного жениха.


- Обратите внимание на записи в правом столбце. Вы выписали черты характера героини.

- Как на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки? Сопоставьте первую и последнюю строки . (Маша – человек сильной воли. Из робкой, бессловесной “трусихи” она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван в честь нее “Капитанская дочка”)

Семья – начало всех начал. И ,прежде всего, на формирование характера Маши оказала влияние ее семья, воспитали чувство ответственности, долга, чести, совести. Доброта, порядочность, честность, радушие , бескорыстность – всё это присуще семье Мироновых .

5. Подведение итогов урока. 

  • Какие нравственные поступки героев привлекают ваше внимание, вызывают восхищение?

  • О героине Пушкин пишет с особой любовью и добротой. Согласны ли вы с тем, что Маша Миронова  - нравственный идеал автора? (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).

  • Нужно ли современной девушке обладать такими нравственными чертами?



  • Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

Заключительное слово учителя.

Произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом. Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина  учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.

6. Домашнее задание.    ( слайд 16)

Высокий уровень

Ответить письменно на вопросы:

  • Что есть нравственная красота в вашем понимании?

  • Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?

Средний уровень

Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Низкий уровень.

Устный ответ: «Формирование характера Маши Мироновой»

































































Маша Миронова – нравственный идеал А,С.Пушкина.

группа

Эпизод романа.

Черты характера героини.

1

Глава «Крепость» (первое знакомство с Машей Мироновой).






2

Глава «Любовь»





3

Главы «Осада города», «Сирота»,





4

Глава «Суд»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Автор: Гриценко Наталья Игоревна

Дата: 19.07.2015

Номер свидетельства: 223114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок  Историческая основа повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-istorichieskaia-osnova-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "150273"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420459012"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока. Система образов главных героев в повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_sistiema_obrazov_ghlavnykh_ghieroiev_v_poviesti_a_s_pushkina_kap"
    ["file_id"] => string(6) "370180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481825860"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "конспект урока литературы в 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-litieratury-v-8-klassie-po-tiemie-obraz-iemiel-iana-pughachieva-v-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "122851"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414344956"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока литературы "Нравственное становление Петра Гринёва" ( по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekt-uroka-litieratury-nravstviennoie-stanovlieniie-pietra-griniova-po-romanu-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "189075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426796236"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка""
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_literatury_po_povesti_a_s_pushkina_kapitanskaia_dochka"
    ["file_id"] => string(6) "570250"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610797765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства